На пути к единому танку ркка

В отличие от вторых разработок Семёна Гинзбурга, танки Т-46 и Т-111 мало кому известны. Неудивительно, учитывая, что серийных Т-46 было выпущено всего четыре (плюс два умелых), а Т-111 и вовсе существовал в единственном экземпляре. Ни в кино, ни в книгах эти танки не фигурируют.

Фактически, если бы не World of Tanks, про них бы знала разве что горстка фанатов истории военной техники. Попытаемся восполнить данный пробел.

Неприятности «станового хребта»

В начале 30-х годов ХХ века костяк бронетанковых сил РККА составляли два главных типа танков — Т-26 и БТ-5. Были и более специальные автомобили — усиления и средний танк поддержки Т-28, тяжёлый пятибашенный танк прорыва Т-35, лёгкие разведывательные и огнемётные танки. Но эти модели выпускались в существенно меньшем количестве.

На пути к единому танку ркка

Танки Т-28

Источник: waralbum.ru

Относительно несложный и недорогой Т-26 страдал от недочётов шасси, которое на момент появления этого танка было хорошим, но не имело фактически никаких резервов по грузоподъёмности. Потолок нагрузки был достигнут в первой половине 30-ых годов XX века, в то время, когда конструкторы установили на танк увеличенную башню с 45-мм орудием вместо 37-миллиметрового. Предстоящие попытки усилить броню, поставить более замечательный двигатель либо орудие больше (неизбежно сопряжённые с повышением массы) безнадёжно в данный потолок упирались.

БТ-5 отличался превосходной скоростью, хорошим запасом хода и имел колёсно-гусеничный движитель, разрешавший экономить ресурс гусеничных лент. Другими словами, его возможно было перебрасывать на громадные расстояния своим ходом, не завлекая к процессу железнодорожный транспорт и специальные грузовики. Но надёжность БТ-5, особенно двигателя, хромала.

Танки БТ-5

Источник: topwar.ru

А ещё у военных была неспециализированная претензия к обоим танкам. Сам факт, что их было два, усложнял жизнь. Оружие у Т-26 и БТ-5 было однообразное, по боевым возможностям они приблизительно соответствовали друг другу. Но их конструкции различались кардинально.

Соответственно — ремонтников и танкистов приходилось готовить по различным программам, требовались различные сорта горючего, смазки и различные запчасти.

Так показалась мысль создания танка, сочетавшего простоту Т-26 и подвижность БТ-5 с возможностью и адекватным бронированием нести орудие не только калибром 45 мм, но и 76 мм — на возможность. Работы над новым танком начались в первой половине 30-ых годов XX века в Ленинграде, на заводе № 172. Два года спустя проект передали особенному конструкторско-машиностроительному заводу № 185.

Сначала разработка шла под управлением Семёна Гинзбурга.

Т-46. Дорогое наслаждение

Новый танк предполагалось оснащать колёсно-гусеничным движителем, подобно семейству БТ. На каждом экземпляре конструкторы предусмотрели наличие радиостанции. Это было очень новаторское ответ, по причине того, что в Т-26 и БТ-5 рации ставились лишь на танки начальников рот и выше, а остальным приходилось ограничиваться принципом и сигнальными флажками «Делай как я!».

Вторым занимательным новшеством проекта было то, что танк разрабатывался с возможностью установки как бензинового, так и дизельного двигателя. По габаритам, крепежу, размещению горючее- и маслопроводов, и вторых критичных элементов двигатели были полностью взаимозаменяемы. Действительно, 200-сильный дизель ДТ-4 был ещё не доведён, так что все первые экземпляры нового танка должны были оснащаться бензиновым мотором МТ-4 подобной мощности.

В качестве главного оружия предполагалось применять 45-мм пушку 20К либо 76-мм ПС-3. Дополнительно танк нёс три пулемёта — спаренный с орудием, зенитный и ещё один в задней части башни. Новую машину назвали Т-26А, но позже переименовали в Т-46, дабы выделить, что танк будет совсем новым, а не переделкой старичка «двадцать шестого».

Т-46 был оптимален фактически всем, не считая цены

На бумаге всё было гладко, но в действительности выяснилось не так весело. Во-первых, Т-46 вместо рассчетных десяти тысячь киллограм потянул на все пятнадцать. Во-вторых, дизель так и не доработали.

В-третьих, с установкой 76-мм пушки также ничего не вышло.

Оценив итог, армейские клиенты сделали вывод, что раз в десять тысячь киллограм всё равняется уложиться не получилось, так из-за чего бы не навешать на танк всего и побольше? В следствии Т-46 усилили броню и поставили на него двигатель МТ-25 мощностью 300 лошадиных сил. Попутно конструкторы постарались воплотить навязчивую идею армейских того времени — об установке огнемёта чуть ли не в любой новый танк. На Т-46 огнемёт приделали с правой стороны башни.

Со всеми переделками машина потянула уже на 18 тысячь киллограм, но клиенты сочли это приемлемым.

Под обозначением Т-46-1 танк был принят на вооружение. Четыре выстроенных экземпляра в декабре 1936 года поступили в армии для опробований. Хороших полтора года красноармейцы гоняли его как имели возможность, и в следствии остались весьма довольны. Танк был универсальным, несложным в обслуживании, эргономичным и подвижным.

Раздельно понравился огнемёт, благодаря которому не было потребности отправлять в бой вместе с Т-46 специальные автомобили.

Всё бы прекрасно, но танк, что должен был заменить недорогой Т-26, по цене приближался к трёхбашенному Т-28. А также при постановке автомобили в серию добиться важного удешевления чуть ли удалось бы. Так что полностью перевооружить бронетанковые армии на Т-46-1 было физически нереально для не весьма богатого в то время СССР.

Работы над «сорок шестым» было нужно свернуть.

Не обращая внимания на то, что массово Т-46 не производился, его отдельные экземпляры дожили до наших дней
Громадный бронетанковый кризис РККА

В том же году, в то время, когда Т-46-1 отправились на войсковые опробования, военные и советские конструкторы решили отвлечься от внутренних забот и присмотреться к тому, как в целом обстоят дела с военной техникой в мире. И были не очень приятно поражены, найдя, что за пятилетку, израсходованную на обеспечение Красной армии танками, эти самые танки успели благополучно устареть если сравнивать с зарубежными аналогами.

Гинзбург прямо и нелицеприятно написал об этом в докладной записке на имя начальника Автобронетанкового управления РККА:

«На данный момент лучшие зарубежные танки по всем чертям, не считая калибра оружия, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, созданных шесть-семь лет назад. В случае если в то время это были, без сомнений, передовые образцы боевой техники, то сейчас отечественные танки устаревают, в то время как танкостроители других государств смело внедряют новое в серийное производство».

Особенно тревожили два момента: неприятности с ходовой частью и бронированием. Шасси отечественных танков (не считая БТ) было перегруженным и не снабжало плавного хода, соответственно, в движении было невозможно поразить цель. Кроме того при остановке требовалось подождать пара секунд , до тех пор пока машина прекратит раскачиваться, сбивая прицел.

В это же время, в сражении на счету каждое мгновение. Новейшие зарубежные танки подобным затруднением страдали в намного меньшей степени. Не смотря на то, что по части новых шасси определённые наработки были, и им возможно было дать движение.

С бронированием дела обстояли открыто не хорошо. Кроме того самые передовые образцы оснащались максимум 25-мм бронёй, а серийные танки были защищены и того не сильный. В этом не было ничего необычного, в случае если учесть, что по окончании окончания Первой Мировой главным неприятелем танка считались пехотинцы, вооружённые простой винтовкой с бронебойными пулями.

А поддерживать их должны были пулемёты (того же винтовочного калибра) и маленькое количество крупнокалиберных пулемётов и противотанковых ружей.

Но именно в середине 30-х стали массово использоваться скорострельные противотанковые пушки, каковые любой коммунистический танк пробивали гарантированно и с любой проекции. За границей это осознавали, так что уже во второй половине 30-ых годов двадцатого века у тех же французов показались FCM 36 и Renault R35 с противоснарядным бронированием.

Красной армии требовался танк с толщиной брони не меньше 40 мм. Гинзбург взялся за создание таковой автомобили на базе собственного прошлого проекта, Т-46.

Т-111. Прочный, тяжёлый… архаичный

Сперва конструктор создал проект Т-46-3. Из-за опасений, что «не потянет» ходовая, толщина его брони была всего 25–30 мм. Ходовая справилась, а вот способов сварки страниц таковой толщины сейчас не было, так что корпус собирали на гужонах и заклёпках.

Это добавило танку массы, но не защищённости (было доказано опробованиями обстрелом).

Т-111

40-миллиметровую броню решили установить на танке под индексом Т-46-5. Дабы выделить новизну конструкции, машина взяла дополнительное наименование Т-111. Гинзбург начал работу над новым танком во второй половине 30-ых годов XX века, но практически сходу был отстранён, и проектирование возобновилось лишь в следующем году, с переделками в конструкции — в основном в сторону предстоящего повышения брони (до 60 мм).

Попутно конструкторы возвратились к идее оснащения танка 76-мм пушкой.

Наконец, в апреле 38-го прототип Т-111 выстроили всецело и до октября гоняли его на заводских опробованиях. С позиций защиты машина продемонстрировала себя превосходно. Танк нормально выдерживал обстрел из 37- и 45-мм противотанковых пушек, а также полковая 76-мм пушка пробивала его с большим трудом.

Вопрос оружия остался открытым, по причине того, что 76-мм пушка в башне не поместилась. Стрелять на опробованиях было нужно из 45-миллиметровки. Она продемонстрировала красивые скорострельность и точность, но армейские думали, что для уверенной борьбы с вражескими танками этого калибра уже не хватает.

Т-111 на опробованиях

И ещё неприятность: танк «поправился» до 32 тысячь киллограм. 300-ходовая часть и сильный двигатель, рассчитанная на большую нагрузку в 18 тысячь киллограм, еле тащили эту «тушу». Справедливости для стоит уточнить, что проходимость у Т-111 была всё-таки неплохой.

По сумме факторов армейские заключили , что доделывать танк ненужно. Перекраивание ходовой, замена двигателя, расширение башни — всё это тянуло по затратам на разработку «с нуля». Да и клёпаный корпус в 38 году был архаизмом.

Т-111 как проект погиб, превратившись в источник конструкторского опыта для будущих разработок.

Источники:

  1. Танковая мощь СССР. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — ISBN 978-5-699-31700-4.
  2. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные автомобили. XX век. 1905—1941. — М.: Экспринт, 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.

Лекция Александра Гребнева \

Темы которые будут Вам интересны: