На острие блицкрига

Будущее танка Pz.Kpfw.II сложилась необычно. Своим «случайным» возникновением он во многом обязан попыткам установить в Kleintraktor (будущий Pz.Kpfw.I) 20-мм автоматическую пушку. А из-за неприятностей с запуском в серию танка Z.W. (будущего Pz.Kpfw.III) в первые два года Второй мировой легкий Pz.Kpfw.II был наиболее многочисленным германским танком из пребывавших на передовой.

Оказалось, что самым массовым танком действующей германской армии временно стала машина, которой по изначальным замыслам в структуре оружия германской армии по большому счету не было.

Спасение от рудиментов Kleintraktor

Многие неприятности, каковые преследовали проект La.S.100 (будущий Pz.Kpfw.II) на раннем этапе, были наследием Kleintraktor. Дело в том, что техническое задание на данный танк во многом повторяло требование к машине, которую разрабатывал концерн Krupp. Компании Henschel и MAN, каковые позднее приступили к созданию собственных танков по теме La.S.100, трудились по уже оформленным требованиям. В наследство от Kleintraktor проект La.S.100 разработки MAN взял целый ряд и общую компоновку элементов, а также в ходовой части.

Помимо этого, от исходного задания по Kleintraktor осталось и размещение в корпусе радиста.

На острие блицкрига

Еще одной проблемой на пути конструкторов был взор германских армейских на то, каким должен быть экипаж легкого танка. В соответствии с распространенному заблуждению, как раз немцы первыми задумались об удобстве работы начальника военной машины. Но в случае если пристально приглядеться, то в башне La.S.100 возможно найти всего одного члена экипажа – начальника.

И этому самому начальнику требовалось не только следить за полем боя, но еще наводить башню, стрелять из пулемёта и пушки, и их перезаряжать. Тут германские армейские наступили на те же грабли, что и французы с их Renault D1 и Renault D2, в которых экипаж также возрастал за счет радиста.

В это же время, одновременно с этим, в то время, когда немцы создавали Pz.Kpfw.II, те же самые французы выпустили Renault ACG 1 (AMC 35) с двухместной башней. Двухместными были башни британских Light Tank Mk.VI, американских Light Tank M2A1, Combat Car M1 и чехословацких LT vz.34. Первый же германский легкий танк с двухместной башней отправился в серию лишь в сентябре 1942 года.

Компоновка шасси Pz.Kpfw.II Ausf.c

Не обращая внимания на все всплывшие «детские заболевания», еще на этапе опробований умелого La.S.100 стало ясно, что танк «оказался». Уже на протяжении выпуска первой серии, 1.Serie/La.S.100, устранялись разные неприятности и вносились переделки.

В последовавшей после этого серии 2.Serie/La.S.100 (Pz.Kpfw.II Ausf.b) инженеры MAN решились на более важные усовершенствования. Протяженность корпуса выросла, что разрешило упростить конструкцию кормовой части и улучшить вентиляцию моторного отделения. Масса танка мало увеличилась, но наряду с этим стала больше и удельная мощность, потому, что увеличившееся моторное отделение разрешило установить более замечательный двигатель.

Частично были решены и неприятности ходовой части. Но, до конца устранить их не удалось, потому, что сама конструкция опорных подвески и катков Krupp потребовала более важных трансформаций. Ресурс рессор составлял всего 500 километров, бандажи опорных катков малого диаметра «жили» не намного больше.

Модернизация опорных подвески и катков, совершённая на Pz.Kpfw.II Ausf.b, не очень улучшила обстановку.

Переработанная подвеска была самым заметным трансформацией в конструкции Pz.Kpfw.II Ausf.c если сравнивать с Pz.Kpfw.II Ausf.b

Накопившийся количество распознанных недочетов было решено устранить в рамках 2-й серии Pz.Kpfw.II. Машина, взявшая обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.c, заметно отличалась от Pz.Kpfw.II Ausf.b. Танк стал на 5,5 см дольше, мало шире и выше.

Как важные трансформации были внесены в его конструкцию, говорит хотя бы тот факт, что боевая масса автомобили выросла с 7,9 до 8,9 тысячь киллограм. Для компенсации утраты удельной мощности на танк был установлен двигатель Maybach HL 62 TR количеством 6,2 литра и мощностью 140 лошадиных сил. И не смотря на то, что удельная мощность пара уменьшилась, в целом динамика танка не изменилась.

Кроме этого был переделан топливный бак, заливные горловины которого конструкторы перенесли с борта на крышу подбашенной коробки.

Главные же трансформации были связаны с ходовой частью и подвеской. От подвески по типу Kleintraktor было решено отказаться, ей на смену пришла свободная рессорная подвеска. Число опорных катков уменьшилось до 5 на борт, а их диаметр вырос до 550 мм. Число поддерживающих катков увеличилось до 4, заодно были переделаны их крепления.

Маленькие трансформации были внесены в конструкцию ведущих ограничителей и колёс траков.

Pz.Kpfw.II Ausf.c в одной из частей, 1938 год

Эти переделки стали последней радикальной модернизацией конструкции Pz.Kpfw.II. В будущем трансформации носили менее масштабный темперамент. Инженерам MAN удалось создать ходовую часть с громадным ресурсом.

Автомобили на данной базе, включая самоходные установки, выпускались до июня 1944 года включительно, наряду с этим боевая масса некоторых из них достигла 11 тысячь киллограм.

В ожидании Z.W.

17 июня 1936 года в Эссене, «столице» концерна Krupp, произошло заседание, на котором представитель 6-го отдела Управления оружий поделился замыслами о выпуске 500 танков Pz.Kpfw.II. Из этого числа 250 автомобилей создавал MAN, другое распределялись между вторыми фирмами. Концерн Krupp, но, к их числу не относился.

У германского оружейного гиганта уже имелся договор на выпуск Pz.Kpfw.I Ausf.B.

Смотровой прибор механика-водителя крупным планом. На более поздних автомобилях он будет уже вторым

Более детально обстановка с производством Pz.Kpfw.II обсуждалась на заседании, прошедшем в Берлине 6 июля 1936 года. В нем учавствовал генерал Курт Лизе, глава Управления оружий сухопутных сил, представители Управления и сотрудники вооружений MAN. Они разглядели замыслы по модернизации конструкции Pz.Kpfw.II.

Ежемесячные поставки Pz.Kpfw.II было решено расширить с 25 до 35 штук.

К запланированному 31 танку Pz.Kpfw.II Ausf.c в рамках исполнения договора по 2.Serie/La.S.100 компания MAN взяла дополнительный заказ еще на 44 танка, уже в рамках работ по 3.Serie/La.S.100. Реально, но, выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.c начался лишь ближе к осени 1937 года. Pz.Kpfw.II Ausf.c по заказу 2.Serie/La.S.100 взяли серийные номера 21101–21131, а по заказу 3.Serie/La.S.100 – номера в промежутке между 22001–22044.

Изготовление танков данной партии было завершено в ноябре 1937 года.

Один из первых Pz.Kpfw.II Ausf.A

Модификация Pz.Kpfw.II Ausf.c стала последней в «установочной» серии. Еще с октября 1937 года начался выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.A, первого танка большой серии, взявшей обозначение 4.Serie/La.S.100. Внешние трансформации были малыми. В первую очередь, новую версию возможно легко отличить по переделанному смотровому прибору механика-водителя. Изменился люк радиста, что стал одностворчатым.

Кроме этого в изучениях Томаса Йентца и Хилари Дойла указывается, что коробку передач SSG 45 конструкторы заменили на SSG 46.

Pz.Kpfw.II Ausf.A стал первой модификацией «двойки», которую производил не только MAN. Первые танки 4-й серии в октябре 1937 года были изготовлены на HenschelSohn в Касселе. Всего в том месте выстроили 28 танков данной модификации (26 в октябре и 2 в ноябре), каковые взяли серийные номера 23301–23328. MAN подключился к производству позднее, изготовив за 1937 год лишь 22 Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Всего в Нюрнберге было выстроено 182 танка в двух сериях – 23001–23160 и 23401–23422. Не обращая внимания на то, что MAN мало отставал от графика, наличие двух фабрик-изготовителей разрешило уже к началу 1938 года выйти на уровень производства в 50 танков за месяц.

Новый смотровой прибор механика водителя. Такие ставились на Pz.Kpfw.II Ausf.A-Ausf.C

Уже на протяжении производства Pz.Kpfw.II Ausf.A в его конструкцию вносились кое-какие трансформации. На подбашенной коробке показались особые отбойники, каковые мешали попаданию осколков и пуль в щель подбашенного погона. Тем самым исключалась возможность заклинивания башни.

Помимо этого, на танках выпуска Henschel (номера 23315–23318 и 23321–23328) показались балки-усилители в кормовой части корпуса.

На протяжении эксплуатации на автомобили устанавливались приспособления для сбрасывания и крепления дымовых шашек

Эти трансформации перешли и на танки следующей серии, 5.Serie/La.S.100, взявшие обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.B. Кроме этого эти автомобили взяли отбойники на смотровых устройствах подбашенной коробки. Первыми к производству Pz.Kpfw.II Ausf.B приступили на заводе Heschel, изготовив первые 14 танков в декабре 1937 года, 15 в январе, 16 в феврале, 18 в марте, 19 в апреле и 20 в марте 1938 года.

Автомобили из Касселя взяли серийные номера 24001–24102.

Во второй половине 30-ых годов XX века показался новый изготовитель Pz.Kpfw.II. Им стал танкосборочный завод Alkett (Altmarkische Kettenfabrik) в Шпандау, пригороде Берлина, выстроенный концерном Rheinmetall-Borsig AG. Тут было выстроено 32 танка с серийными номерами 24201–24232.

Кроме этого, точно неизвестно, кто изготовил еще 23 танка с серийными номерами 24301–24323. Что же касается MAN, то в Нюрнберге выстроили 169 танков с серийными номерами 24401–24569. Последние 58 Pz.Kpfw.II Ausf.B с серийными номерами 25001–25058 были выпущены заводом Alkett.

Эти автомобили относились к 6.Serie/La.S.100.

Опробования Pz.Kpfw.II Ausf.B на проходимость

Еще в феврале 1937 года, в то время, когда длилось производство Pz.Kpfw.II первых серий, стало ясно, что автомобили этого типа станут временным решением проблем германских танковых армий. Дело в том, что с Z.W. (Pz.Kpfw.III), что должен был стать самым массовым танком вермахта, дело сначала не заладилось. Неприятности с ходовой частью всегда преследовали будущую базу панцерваффе. Применять вместо него Pz.Kpfw.I было совсем неразумно, а вот более большой Pz.Kpfw.II смотрелся в полной мере подходящим временным вариантом.

В следствии к выпуску данной военной машины подключались предприятия, каковые позднее предполагалось задействовать в выпуске Pz.Kpfw.III.

Данный же танк с другого ракурса. Прекрасно виден пулеотбойник на крыше подбашенной коробки

Перечень производителей еще больше расширился на протяжении выпуска серии 7.Serie/La.S.100. Производство этих автомобилей, известных как Pz.Kpfw.II Ausf.C, началось с июня 1938 года. Важных различий с предшественником у этого танка не было.

Отличить от Pz.Kpfw.II Ausf.B его возможно по смотровым устройствам, каковые взяли стеклоблоки толщиной 50 мм, наряду с этим количество клепок сократилось до двух.

MAN достался договор на две партии таких танков – 80 автомобилей с номерами 26001–26080 и еще столько же с номерами 26301–26380. Henschel взяла второй по количеству договор – 115 танков с серийными номерами 26101–26215. Завод Alkett изготовил всего 15 танков с номерами 26401–26415.

Еще 39 танков с номерами 26501–26539 досталось компании MIAG (Muhlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга.

Наглядная демонстрация отличий смотровых устройств Pz.Kpfw.II ранних серий (сверху) и Pz.Kpfw.II Ausf.C

Последней к числу изготовителей Pz.Kpfw.II Ausf.C присоединилась компания FAMO (Fahrzeug- und Motoren-Werke GmbH) из Бреслау. Она взяла договор на выпуск 35 танков с серийными номерами 26601–26635. Запуск производства тут появлялся очень сложным. К тому же его темпы очень сильно замедлились по окончании того, как потребовались запчасти для ремонта Pz.Kpfw.II, поврежденных в Польской кампании.

В следствии два первых Pz.Kpfw.II Ausf.C покинули FAMO в ноябре 1939 года, а последние 9 автомобилей были сданы через полгода – в апреле 1940 года. Всего же было выстроено 1033 Pz.Kpfw.II в модификациях от Ausf.c до Ausf.C.

Внеплановая массовка

Полноценное насыщение танковых частей вермахта Pz.Kpfw.II в началось ближе к осени 1937 года, в то время, когда эти танки стали по-настоящему массово поступать в армии. В соответствии с штату легкой танковой роты от 1 октября 1937 года, в ней имелось 9 Pz.Kpfw.II. Из них одна машина числилась во взводе управления, по одному такому танку (в качестве командирской автомобили) имелось в 1-м, 2-м и 3-м взводах, а 4-й взвод такими же автомобилями комплектовался всецело.

Годом позднее количество Pz.Kpfw.II в роте выросло до 11 штук, а 1 марта 1939 года их в подразделении уже было 15 штук.

Так, Pz.Kpfw.II неспешно вытесняли Pz.Kpfw.I. Со своей стороны, сами Pz.Kpfw.II, согласно точки зрения германских армейских, неспешно должны были скоро уступить место Pz.Kpfw.III. Но с производством последних дело не очень клеилось.

Германский воин осматривает подбитый Pz.Kpfw.II Ausf.B. Польша, сентябрь 1939 года

К 1 сентября 1939 года сложилась очень занятная картина. В соответствии с штату легкой танковой роты, в то время в ней должно было быть 17 Pz.Kpfw.III и 5 Pz.Kpfw.II. В средней танковой роте предполагалось иметь 14 Pz.Kpfw.IV и все те же 5 Pz.Kpfw.II. На деле же потребности германских армейских очень сильно расходились с возможностями индустрии. самые массовыми танками по неспециализированному количеству оставались Pz.Kpfw.I (1445 штук), а «внеплановый» Pz.Kpfw.II был самым распространенным танком в частях первой линии (1151 вещь).

Эти танки и стали «рабочими лошадками» польской кампании.

Столь много легких танков предопределило и их высокие утраты. Лишь безвозвратно немцы утратили 83 Pz.Kpfw.II, а поврежденных автомобилей выяснилось намного больше. Сражаться Pz.Kpfw.II было нужно по большей части не с танками, а с противотанковыми пушками и пехотой.

Польские части имели в достаточно громадном количестве и противотанковые винтовки, которым броня германских легких танков была в полной мере по зубам.

Оценка Pz.Kpfw.II по результатам Польской кампании германскими танкистами была неоднозначной. Одни показывали, что огневая мощь танка через чур не сильный, другие, напротив, восхваляли 2 cm KwK 30, но наряду с этим потребовали обратить внимание на осколочно-фугасные снаряды для нее. А вот в оценке брони вывод выяснилось единым: через чур не сильный.

Помимо этого, поступали нарекания на недостаточную обзорность с места начальника.

Наглядная демонстрация того, что не редкость с легким танком, в то время, когда в него попадает боеприпас калибра 75 мм и выше

Работы над улучшением бронирования Pz.Kpfw.II начались в октябре 1939 года. Был создан набор дополнительных броневых страниц, каковые закрывали лобовую часть корпуса, подбашенной коробки, лобового страницы башни и (в некоторых случаях) бронировку орудийной маски. Дополнительные страницы имели толщину 15–20 мм.

Так, в лобовой части толщина брони легкого танка достигла 30–35 мм.

Первые наборы дополнительной брони стали поступать в армии в феврале 1940 года. Поставлялись они, но, достаточно неспешно. К маю 1940 года дополнительную броню взяло довольно маленькое количество Pz.Kpfw.II.

Еще одним усовершенствованием стал прицел TZF.4 с новой шкалой, разрешавшей вести пламя на расстояниях до 1200 метров.

Pz.Kpfw.II, взявшие дополнительное бронирование. На переднем замысле редкая версия Beobachtungsturm со необычной командирской башенкой. Такие автомобили предназначались для артиллерийских наблюдателей

Формирование новых танковых дивизий заставило германских армейских мало «разбавить» Pz.Kpfw.II посредством Pz.Kpfw.I. По штату легкой танковой роты от 21 февраля 1940 года на ее оружии состояли четыре Pz.Kpfw.I, одна командирская машина на базе Pz.Kpfw.I, восемь Pz.Kpfw.II и семь Pz.Kpfw.III. Штат средней танковой роты включал одну командирскую машину на базе Pz.Kpfw.I, пять Pz.Kpfw.II и восемь Pz.Kpfw.IV. Но, и эти штаты не весьма соответствовали настоящему положению дел.

На 1 мая 1940 года в германских частях имелось 1077 Pz.Kpfw.I, 1092 Pz.Kpfw.II, 381 Pz.Kpfw.III и 290 Pz.Kpfw.IV. «Внеплановый» танк опять был самым массовым. И в этом случае итоги его боевого применения были еще более плачевными.

Не смотря на то, что армия Франции допустила последовательность фатальных промахов при создании собственной совокупности оружия, кроме того легкие танки Renault R 35 и FCM 36 были для Pz.Kpfw.II весьма страшными соперниками. Броня французских легких танков пробивалась германскими противотанковыми пушками с дистанции в пара сотен метров, но для 20-мм автоматической пушки германского легкого танка она была через чур толстой.

Наряду с этим кроме того короткоствольные 37-мм пушки, каковые ставились на французские легкие танки, в полной мере имели возможность поразить Pz.Kpfw.II. Что уж сказать о Renault D2, Char B1 bis и Somua S 35, столкновения с которыми для экипажей Pz.Kpfw.II были настоящим кошмаром. И это не говоря уже о бессчётной французской противотанковой артиллерии.

Цифры говорят сами за себя: за май 1940 года было безвозвратно утрачено 194 Pz.Kpw.II, а за июнь – еще 46 штук.

Pz.Kpfw.II Ausf.c, взявший полный набор модернизации. Совершенно верно такая же машина стоит сейчас в Сомюре

Итоги французской кампании наглядно продемонстрировали, что время легких танков с автоматическими пушками уходит. Однако, модернизация Pz.Kpfw.II продолжилась. Самым заметным трансформацией стало появление командирской башенки, которую устанавливали вместо башенного люка. Работы по данной теме начались в октябре 1940 года.

Приблизительно одвременно с этим танки взяли фары Notek для ночного вождения. С мая 1941 года на танках показались и коробки ЗИП по правому борту.

Кроме того по состоянию на июнь 1941 года Pz.Kpfw.II оставался одним из самых массовых танков вермахта. К 1 июня в панцерваффе имелось 1074 танка этого типа, больше было лишь Pz.Kpfw.III (1440 штук). Как следствие – по окончании нападения на СССР за июнь-декабрь 1941 года немцы утратили 424 Pz.Kpfw.II. Еще 56 штук выяснилось утрачено в Африке.

Но, кое-какие танки этого типа дожили до лета 1944 года.

Инженерные малыши

Напоследок стоит упомянуть модификации Pz.Kpfw.II Ausf.c-C, предназначенные для разных, очень своеобразных задач. Первые такие автомобили разрабатывались еще до начала Второй мировой, и часть из них учавствовала в военных действиях.

Schwimm-P.Kpfw.II на опробованиях

Самой необыкновенной среди них стала амфибия Schwimm-P.Kpfw.II, работы над которой начались еще в августе 1938 года. В отличие от некоторых других государств, где разрабатывались особые танки-амфибии, немцы пошли по пути модификации уже имеющихся танков. Боевая масса Pz.Kpfw.II в полной мере разрешала обеспечить ему плавучесть методом установки особых поплавков (понтонов).

Разработкой аналогичных поплавков занялся Эрих Вольфёрт (Erich Wolfert), ведущий инженер Krupp. Первые эскизные наработки готовься еще в начале 1939 года.

Изюминкой конструкции было то, что переделанный подобным образом танк по боевым чертям ничем не отличался от Pz.Kpfw.II. Поплавки складывались из нескольких секций, каковые перевозились на особом прицепе. Они достаточно скоро планировали и монтировались на танк.

Перемещение в воде осуществлялось при помощи гребных винтов, приводившихся в перемещение вращающимися гусеницами. Обеспечивалась в полной мере приличная большая скорость 12 км/ч, наряду с этим двигаться в воде Schwimm-P.Kpfw.II имел возможность при высоте волн до 1,5 метров.

Schwimm-P.Kpfw.II из состава 18-й танковой дивизии. Белоруссия, лето 1941 года

На некое время работы над проектом приостанавливались, и снова к нему немцы возвратились в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Связано это было с подготавливающейся операцией «Морской лев», на протяжении которой планировался морской десант в Англии. Уже к 18 августу 1940 года у вермахта имелось 52 танка-амфибии на базе Pz.Kpfw.II. Не смотря на то, что в сторону Англии они так и не поплыли, для них все равно нашлась работа.

К концу 1940 года танки-амфибии попали в 18-ю танковую дивизию и в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии. Оба соединения участвовали в операции «Барбаросса», но как амфибии Schwimm-P.Kpfw.II практически не употреблялись.

Мостоукладчики Bruckenleger II, сентябрь 1939 года

Еще одной довоенной разработкой был мостоукладчик Bruckenleger II. В первый раз об этих автомобилях заговорили в марте 1939 года. Речь заходит о трех танках-мостоукладчиках на шасси 4.Serie/La.S.100. Конкретно MAN этими автомобилями не занимался, в том месте только изготовили 3 шасси для них. Другая работа легла на Krupp, что эти самые Bruckenleger II и выстроил.

Наряду с этим сами мосты, как и при с другими германскими мостоукладчиками, были изготовлены на мощностях компании Magirus. Все три автомобили участвовали в Польской кампании. Если судить по фотографиям, они продолжали пребывать в армиях и в 1940–41 годах.

Ladungsleger II на протяжении опробований, 1940 год

Наконец, еще одна, очень специфичная инженерная машина показалась уже на протяжении войны. По заданию Гудериана в декабре 1939 года была инициирована работа по созданию подвозчика зарядов Ladungsleger. На танк крепилась умная конструкция, на финише которой был ящик с 75 килограммами взрывчатки. Ladungsleger должен был подъехать к вражескому ДОТу и данный самый ящик поставить на него.

По большей части в эту инженерную версию переделывались Pz.Kpfw.I Ausf.B. Но существовали еще и Ladungsleger II. Такие автомобили как минимум проходили опробования.

Но, имеется информация о том, что Ladungsleger II поступали на вооружение 58-го саперного батальона в составе 7-й танковой дивизии.

литература и Источники:

  • Материалы BAMA;
  • Материалы NARA;
  • Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
  • Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010
  • Материалы из фотоархива автора

На острие. Клинок против сабли | ЕХперименты с Антоном Войцеховским

Темы которые будут Вам интересны: