Мышиная возня

История создания сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw. Maus, не обращая внимания на популярность темы, всё ещё изобилует белыми пятнами. Наименее изученной остаётся начальная стадия разработки, которая охватывает временной период с марта 1942 года до начала 1943-го. За это время исходный проект танка, имевшего заводской индекс Typ 205, поменялся радикально.

Неизменными остались, по сути, лишь заводской идея и индекс электрической трансмиссии. Благодаря архивным исследованиям и свежим публикациям удалось в значительной мере немного открыть завесу тайны над этим проектом.

«Мышь» 100-тонного класса

По окончании поражения Франции в июне 1940 года немцы получили доступ к материалам тамошних конструкторов, включая полноразмерные макеты по программе сверхтяжёлых танков. До данной стадии дошли работы по проектам FCM F1 и ARL Tracteur C. На их фоне разрабатывавшийся с января 1939 года германский тяжёлый танк VK 65.01 (он же Pz.Kpfw.VII) смотрелся очевидно устаревшим. Нельзя исключать, что именно это вызвало отмену в октябре 1940 года постройки его прототипа из неброневой стали.

Но на этом работа конструкторов не остановилась. Под тем же индексом (Pz.Kpfw.VII) началась разработка ещё более замечательной автомобили. Похоже, что именно этот танк и попал в спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии о направлении развития армии Германии, датированном 11 марта 1941 года.

Именно это донесение вызвало начало разработки танков КВ-3, КВ-4, КВ-5 и А-44, и важной перетряски по вторым направлениям. Масса в 90 тысячь киллограм, указанная в сообщении, в полной мере укладывается в более поздние эти по машине, известной кроме этого как VK 70.01. На ней вправду «прописалась» 105-мм пушка, а её боевая масса ограничивалась 90 тоннами (лимит по имевшимся в наличии у немцев ЖД платформам).

Лишним подтверждением тому, что история VK 70.01 началась существенно раньше осени 1941 года, помогает переписка с концерном Krupp довольно ещё более замечательной пушки калибра 149 мм для нового танка, которая началась не позднее апреля. Позднее та же самая пушка, имевшая длину ствола 40 калибров, «всплывает» уже в ноябре 1941 года. Так, «тяжёлый танк тип VII» отнюдь не являлся дезинформацией, которую якобы «скормили» советской разведке.

Машина, о которой шла обращение в сводке советской разведки, была совсем не похожа на достаточно прекрасно узнаваемый VK 70.01. башня и Корпус с рациональными углами наклона показались только в конце 1941 года, по окончании близкого знакомства немцев с Т-34. Не обращая внимания на обозначенный в индексе 70-тонный весовой класс, реально масса VK 70.01 «гуляла» от 70 до 90 тысячь киллограм.

Похожим образом дело обстояло и с оружием. «Каноничный» пример VK 70.01 датирован финишем января 1942 года, а уже в первых числах Марта 1942 года проект разделился. Показался проект VK 72.01, на котором предполагалось установить или 105-мм 70-калиберную пушку, или 149-мм пушку с длиной ствола 35 калибров.

Мышиная возня

Первое упоминание о VK 100.01, найденное в переписке Krupp. Тут же упоминается и о 128-мм пушке с длиной ствола 50 калибров

В один момент Krupp взял задание на изготовление второй автомобили, 100-тонного класса, «не позднее весны 1943 года». Это деление, но, хватало условным, потому, что позднее эта же машина начала называться Pz.Kpfw.VII (Lowe). Уже в апреле её масса «возвратилась» к 90 тоннам, а в мае пушка 15 cm KwK L/40 стала главным оружием проектируемого танка. Помимо этого, Krupp прорабатывал вариант этого танка с кормовым размещением башни.

Если судить по предстоящим событиям, на 90 тоннах конструкторы не остановились бы и 100-тонную планку имели возможность забрать ещё в июне 1942 года. Но в марте у «Льва» показался очень страшный соперник. Предыстория его была такова.

В сентябре 1939 года была создана танковая рабочая группа (Panzerkomission), которая действовала независимо от 6-го Управления Оружий. Возглавил её Фердинанд Порше. Порше создал конгломерат во главе c компанией Porsche K.G., нёсшей ответственность за концептуальную разработку.

В кооперации с ней пребывали Steyr-Daimler-Puch, Friedrich Krupp AG, Siemens-Schuckert AG, Skoda и Nibelungenwerk, каковые отвечали, соответственно, за силовую установку, корпус, электронику, окончательную сборку и подвеску. Вот этому конгломерату 22 марта 1942 года и поручили разработку ещё одного танка 100-тонного класса. Проект взял индекс VK 100.01.

В соответствии с предварительной спецификации, танк 100-тонного класса должен был иметь пушку 15 cm KwK L/40 с боезапасом не меньше 100 выстрелов. Часть боезапаса должна была размещаться в кормовой нише башни. Изначально предполагалось, что выстрел будет раздельным, но к переписке по башне, датированной 18 апреля 1942 года, прилагался уже эскиз унитарного выстрела.

Неспециализированная протяженность выстрела составляла 1,6 метра, а масса – 57,4 кг, из которых 34 кг приходилось на боеприпас. И это ещё его облегчили: изначально брался снаряд от орудия 15 cm K18, что весил 43 кг. Начальная скорость боеприпаса такового орудия оценивалась в 875 м/с, а скорострельность достаточно оптимистично указывалась на уровне 4–5 выстрелов в 60 секунд. В качестве альтернативы предполагалась пушка 12,8 cm KwK L/50 с массой боеприпаса 29,3 кг и начальной скоростью боеприпаса 810 м/с.

Проектирование башни для VK 100.01 предполагалось закончить к 15 мая.

Самое раннее упоминание заглавия Maus в документе от 18 мая 1942 года. Тогда же было переделано орудие, ставшее меньше на 3 калибра
Спорные инновации

К указанной дате в конструкции танка показались очередные трансформации. Во-первых, протяженность ствола 149-мм пушки сократилась до 37 калибров, а начальная скорость боеприпаса – до 750 м/с. Протяженность унитарного снаряда уменьшилась до 1530 мм, но масса, в виду возврата к боеприпасу от K18, увеличилась до 69 кг. Во-вторых, длину 128-мм пушки в 50 калибров Гитлер, лично курировавший проект, посчитал недостаточной. Её было предложено расширить или до 60, или по большому счету до 70 калибров.

Наконец, на заседании 13 мая Гитлер высказал предположение, что и масса в 100 тысячь киллограм возможно недостаточной, так что весовую планку немного подняли до 120 тысячь киллограм. Стоит подчернуть, что Гитлер всеми силами старался форсировать работы по сверхтяжёлому танку. По оценкам германской разведки, появление новых советских тяжёлых танков ожидалось уже к весне 1943 года.

Приблизительно одвременно с этим случилась смена обозначения проекта. С этим связан миф, в соответствии с которому изначально проект именовался Mammut, другими словами «мамонт». Датой появления этого заглавия указывается 21 мая 1942 года.

То, что такая информация не соответствует действительности, легко возможно выяснить по документам Бундесархива. Уже 18 мая в переписке указывается обозначение Maus, а с лета 1942 года в переписке как минимум единожды танк именуется Mauschen, другими словами «мышонок».

Что же касается Mammut, то таковой индекс всё-таки нашёлся, но совсем в другом месте. В частности – в донесениях британской разведки, датированных 29 января 1945 года. Взяты эти сведенья были от германских пленных, причём под этим индексом указывалось сходу два различных танка. Среди «отысканных» подобным образом британской разведкой танков фигурировал, к примеру, и экзотический Adolf Hitler Panzer с двумя 88-мм пушками, причём одна пребывала в корпусе, а вторая – в башне.

Одним словом, наименование Mammut к действительности никакого отношения не имело.

Таким танк Typ 205 был изначально. 120 тысячь киллограм боевой массы, 16-цилиндровый дизель воздушного охлаждения и 149-мм пушка с длиной ствола 37 калибров

4 июня 1942 года Porsche K.G. представила Гитлеру эскизный проект с чертёжным номером K 3381. На чертеже, обозначенном как «проект тяжёлого танка», Фердинанд Порше и его команда продемонстрировали собственное видение соперника Pz.Kpfw. Lowe. Боевая масса автомобили должна была составить порядка 120 тысячь киллограм. На внешний вид танка наложили свой след твёрдые габариты по ширине и неприятие Порше идеи с транспортными гусеницами.

Башню проектировал Krupp, что также оказало влияние на вид автомобили.

Сверхтяжёлый танк от Porsche K.G. пара напоминал Pz.Kpfw. Lowe. В отличие от более поздних конструкций, это была машина с хорошей компоновкой, где башня размещалась по центру корпуса. Корпус оказался на полметра дольше Pz.Kpfw.

Lowe в конфигурации мая 1942 года (8331 и 7740 мм соответственно), но наряду с этим неспециализированная протяженность была кроме того чуть меньше (10 620 и 10 760 мм). Неспециализированная высота танка достигала 3,3 метра, а ширина – 3,45 метра.

Заметив данный проект, Гитлер дал согласие, что новый танк будет «мобильной крепостью». Связано это утверждение было не только с размерами автомобили. Для нового танка Porsche K.G. создала 16-циллиндровый V-образный дизельный двигатель Porsche воздушного охлаждения. С этим мотором большая скорость автомобили оценивалась всего в 20 км/ч.

Мотор был соединён с генератором, что передавал энергию на электромоторы, размешавшиеся в кормовой части корпуса.

В виду громадной массы танк взял громоздкую ходовую часть. Употреблялись двухкатковые тележки с торсионной подвеской от тяжёлого танка Typ 101 (VK 4501), каковые крепились к бортам и экранам корпуса. Всего на борт планировалось устанавливать по 6 тележек. Нужно заявить, что обслуживание таковой конструкции было бы очень непростым занятием. Подобная двухслойная конструкция пригодилась в виду того, что ширина гусениц составляла около метра.

В итоге отделение управления, где пребывали механик-радист и водитель, оказалось достаточно узким. Кроме всего другого, люки инженеры Porsche K.G. разнесли очень сильно вбок, так что залезать в танк и вылезать из него было не самым лёгким занятием.

Реконструкция внешнего вида VK 100.01 по состоянию на 4 июня 1942 года

Из 120 тысячь киллограм боевой массы танка 23 тонны приходилось на башню. В ней, к слову, было куда больше линия от Pz.Kpfw. Lowe , впредь до орудийной маски, практически один в один повторявшей конструкцию более лёгкого соперника. В башне устанавливалась 149-мм пушка длиной 37 калибров, имевшая массивный дульный тормоз. Кроме пушки, в башне пребывало 30 унитарных выстрелов.

Ещё 36 выстрелов было размещено в корпусе. Ответ на вопрос, как их оттуда планировалось добывать, представляется очень занимательным.

105-мм пушка с длиной ствола 67 калибров, рассматривавшаяся Krupp как другое оружие Pz.Kpfw. Maus, июнь 1942 года

Разглядев проект, Гитлер в общем и целом с ним дал согласие, но внес предложение поразмыслить над усилением бронирования, а заодно и над защитой от вражеской пехоты. Дело в том, что ни о каком пулемёте в проекте обращение пока не шла. Конструкторы Porsche и Krupp поразмыслили, и в следствии 17 июня 1942 года показался эскизный проект K.3382. На нём, к слову, присутствует слово Maus.

Посмотрев на него 23 июня, Гитлер от идеи защиты от пехоты отказался сам, сделав вывод, что для данной цели лучше будет разрешить войти в качестве помощи отдельные танки с 75-мм короткоствольными орудиями.

Это и немудрено, потому, что в противном случае, как пагодой, переработанный Typ 205 и не назовешь. Недолго думая, инженеры Krupp взгромоздили на главную башню ещё одну, мельче, оснащённую 75-мм 24-калиберной пушкой наподобие той, что ставилась на Pz.Kpfw.IV. В итоге танк подрос в высоту практически до 4 метров.

Заодно был мало переделан корпус, и усилена броня. Масса выросла до 140 тысячь киллограм. Помимо этого, в качестве альтернативы для главного оружия была предложена 105-мм пушка с длиной ствола 70 калибров.

Гитлеру она понравилась больше, потому, что имела более высокую скорострельность.

Чертёж K.3382, показавшийся 17 июня 1942 года в ответ на предложение Гитлера усилить броню и поставить пушку для обороны от вражеской пехоты

Не смотря на то, что созданную командой Порше концепцию Гитлер в принципе одобрил, в текущем виде танк, кроме того с возвращением к исходной конфигурации и усилением брони, его не устраивал. Требовалось больше брони, а это влекло за собой рост массы, и, как следствие, полное перепроектирование танка. Заодно был не у дел и проект Pz.Kpfw.

Lowe, что совсем был отменён 20 июля 1942 года.

Эта песня хороша, начинай сперва

25 июня 1942 года Krupp представил первый эскизный проект всецело переработанной башни. Спустя практически месяц, 17 июля, между 6-м Управлением оружий и Krupp был подписан договор за номером SS 006–4467/42 о разработке данной башни для Pz.Kpfw.Maus. От установки в башню пушку калибра 128 либо 105 мм на этапе проектирования решили отказаться, сконцентрировавшись на калибре 149 мм.

Длину ствола сократили до 31 калибра, что приблизительно соответствовало длине ствола гаубиц семейства sFH 18. Пушка, взявшая индекс 15 cm KwK L/31, имела унитарное заряжание.

Однако, орудие 15 cm KwK L/37 присутствовало в переписке впредь до марта 1943 года. Со 149-мм пушкой была спарена 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра, которая предназначалась для противодействия пехоте и легкобронированными целями. Толщина лобовой части башни составляла 250 мм, кормы и бортов 200 мм, крыши 80 мм.

Неспециализированная масса башни составила 57 тысячь киллограм, включая вес 25 снарядов калибра 149 мм и 50 снарядов калибра 75 мм.

Чертёж K 3384 от 5 октября 1942 года. Как возможно подметить, Pz.Kpfw. Maus преобразился до неузнаваемости

Не обращая внимания на то что Krupp при проектировании башни делал ставку на орудие 15 cm KwK L/31, проект Porsche K.G. предусматривал применение пушек, предложенных в июньских требованиях. На танк собирались установить или 15 cm KwK L/37, или 12,8 cm KwK. Оба варианта оружия предусматривали размещение части боекомплекта в башне, другой боезапас размещался в нишах надгусеничных полок.

Разместить боекомплект в 100 выстрелов к пушке главного калибра, как этого потребовал Гитлер, не удалось ни для одного из орудий. По состоянию на октябрь 1942 года проектная масса башни вместе с оружием оценивалась в 47 тысячь киллограм.

Таким танк стал в середине ноября 1942 года

Переработанный проект Pz.Kpfw. Maus был в первый раз представлен Порше 5 октября 1942 года. К 28 октября был подготовлен чертёж под номером K 3384. Масса, если сравнивать с машиной финиша июня, увеличилась не сильно – «всего» на 10 тысячь киллограм. Но внешний вид преобразился практически до неузнаваемости. Потому, что новая башня имела больший диаметр погона, от рациональных углов наклона бортов было нужно отказаться.

Корпус стал больше напоминать коробку со скошенной носовой и кормовой частью. Значительным новшеством стало появление курсовой пулемётной установки. Из-за роста длины массы и увеличения корпуса количество тележек на борт выросло до 8. Для упрощения обслуживания от одной широкой гусеничной ленты на борт появились в пользу двух узких по типу тех, что ставились на VK 40.01?.

Проект предлагался в двух вариантах. Первый из них, взявший заводское обозначение Typ 205A, в качестве силовой установки приобретал 12-циллиндровый V-образный дизельный двигатель Daimler-Benz количеством 42,4 литра с водяным охлаждением, развивавший мощность 1000 л.с. при 2400 об/мин. Второй вариант, взявший индекс Typ 205B, в качестве силовой установки приобретал разработки и 141 двигатель самой Porsche K.G.

Данный двигатель воображал собой 18-циллиндровый дизель воздушного охлаждения количеством 41,5 литра, развивавший мощность 780 л.с. при 2400 об/мин.

Ответ параллельно запустить сходу два проекта было продиктовано жаждой подстраховаться при неудачи с разработкой одной из силовых установок. Но, уже в ноябре в качестве главной силовой установки начал рассматриваться летный двигатель Daimler-Benz 603. За счёт применения компрессора ожидалось увеличение его мощности до 1500 л.с.

Древесная модель башни, которую приняли в работу. Как возможно подметить, у неё пара другая конструкция смотровых устройств в борту

Такое усиление мощности было продиктовано тем, что в виду требований усиления брони масса танка составила сейчас практически 170 тысячь киллограм. Осознавая, что при таком росте массы очередных переделок не избежать, Порше запросил разрешения снизить толщину брони башни на 10%. Именно поэтому массу башни удалось снизить до 43 тысячь киллограм.

В первых числах Ноября 1942 года танк был в очередной раз переработан. К 14 числу был подготовлен чертёж K 3385, где башня появилась в кормовой части корпуса. К слову, похожие видоизменения в то же самое время проходили и с тяжёлым танком Porsche Typ 180 (VK 45.01?).

Реконструкция Panzerkampfwagen Maus по состоянию на 1 января 1943 года (чертёж K 3387). На этом радикальные переделки закончились, в будущем трансформации носили менее значительный темперамент

С 1 по 3 декабря 1942 года переработанный проект танка рассматривался рабочей группой во главе с Гитлером. Машину, наконец, утвердили, но с массой оговорок, которые связаны с оружием и рядом вторых переделок. На повестке дня опять всплыла пушка калибра 128 мм.

Утверждение Pz.Kpfw. Maus поставило крест на соперничающем проекте Tiger-Maus, что прорабатывал Krupp. Работы по данной машине закрыли 15 декабря. Что же касается Pz.Kpfw. Maus, то его очередная реинкарнация была представлена 1 января 1943 года (чертеж K 3387). Башня стала более простой по форме, изменилась командирская башенка, которую сместили назад. Провалился сквозь землю люк заряжающего.

Спаренную 75-мм пушку заменили на другую, более долгую (позднее пушка взяла индекс 7.5 cm KwK 44 L/36). Изменился и корпус, но на этот раз незначительно.

Демонстрация модели танка Гитлеру, ставка «Волчье Логово», 14 мая 1943 года

Спустя практически семь дней по окончании появления чертежа K 3387 проект в очередной раз подвергся переделке. К весне 1943 года он был существенно переработан. Однако, танк по чертежу от 1 января 1943 года, с некоторыми трансформациями, изготовили, и он кроме того ездил.

Действительно, речь заходит о модели в масштабе 1:5, которая управлялась по проводам. Эту модель продемонстрировали 14 мая Гитлеру. В один момент состоялся показ макета в масштабе 1:1.

Но, это уже был второй танк, более тяжёлый и весьма похожий на тот, что в итоге выстроили в металле.

источники и Литература:

  • BAMA (Bundesarchiv)
  • Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008, ISBN 0–9815382–3–1
  • Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
  • Kampfpanzer Maus: Der uberschwere Panzer Porsche Typ 205, Michael Frohlich, Motorbuch verlag, 2013, ISBN 978–3613035485

Board game Mouse fuss emotional gameplay How to play the game Mouse fuss Overview

Темы которые будут Вам интересны: