Музейная реликвия: фотообзор танка объект 430

В 50-х годах XX века коммунистический военпром создал пара образцов умелого среднего танка, что стал называться Объект 430. Эта машина так и не стала серийной – до наших дней сохранился только один её экземпляр, что хранится в музейном парке «Патриот» в Кубинке. Историю создания Объекта 430 и краткий фотообзор неповторимого музейного экспоната Warspot предлагает своим читателям (остальные фото дешёвы по данной ссылке).

История данной неординарной и во многом этапной военной машины началась на заре 50-х. Было разумеется, что средний танк Т-54, первый опытный образец которого показался ещё зимний период 1945 года, имеет ограниченный запас модернизации, непременно для него потребовалась бы замена.

Первые наработки по потенциальной замене Т-54 начались ещё в конце 40-х годов, но по-настоящему они развернулись с 1952 года. В Нижнем Тагиле началась разработка среднего танка Объект 140, работами по которому первоначально занимался коллектив под управлением Александра Морозова. По окончании последовательности событий часть и Морозов КБ перешла на завод №75 в Харьков, а работу по Объекту 140 возглавил Леонид Карцев.

Было произведено два умелых примера, один из которых дожил до наших дней и по сей день находится в Музее бронетанковой техники в Нижнем Тагиле. В Ленинграде начались работы по среднему танку Объект 907, базой для которого послужил проект танка Т-22Ср, созданный во второй половине 40-ых годов XX века. Через чур революционный, Объект 907 повторил судьбу собственного предшественника: дальше макета корпуса, прошедшего опробования обстрелом и подтвердившего правильность выбранных ответов, дело не продвинулось.

Наконец, в первой половине 50-ых годов XX века работа по перспективному среднему танку началась в Харькове. Изначально средний танк взял индекс Т-64, причём это был кроме того не второй раз, в то время, когда Морозов именовал так собственную новую разработку. Позднее машина взяла индекс Объект 430.

Эскизный проект танка был подготовлен в первой половине 50-ых годов XX века, причём сходу в двух вариантах. Первый вариант был выполнен с хорошей компоновкой – двигатель с трансмиссией позади, башня спереди, механик-водитель в носовой части корпуса. Второй вариант очень сильно напоминал САУ Объект 416: экипаж размещался в башне, пребывавшей в кормовой части корпуса, двигатель же размещался в первых рядах.

В итоге зелёный свет дали более консервативной версии танка.

В июле 1956 года был изготовлен полноразмерный древесный макет, а годом спустя выпустили два умелых примера танка, взявшие обозначения Объект 430-1*З и Объект 430-2*З (буква «З» в обозначении означала, что танки выстроили для заводских опробований).

Музейная реликвия: фотообзор танка объект 430

В целом, харьковская машина выяснилось успешнее тагильского танка, не смотря на то, что без неприятностей, в особенности с двигателем, не обошлось. 6 июня 1958 года началась работа по изготовлению танков Объект 430-1*П, Объект 430-2*П и Объект 430-3*П, предназначенных для полигонных и войсковых опробований. Выстроенные в конце 1959 года, танки с весны 1960 года проходили опробования сперва на Гороховецком артиллерийском полигоне, а после этого на НИИБТ Полигоне (Кубинка).

По результатам опробований танки Объект 430-2*П и Объект 430-3*П модернизировали. По окончании модернизации, совершённой в октябре 1960 года, танки взяли обозначение Объект 430М-1 и Объект 430М-2.

После этого для танков наступил этап полигонных опробований. По их итогам был сделан неутешительный вывод: не обращая внимания на то, что Объект 430 превосходил по чертям нижнетагильский Объект 140, значительного превосходства над Т-54 и Т-55 он не имел. В это же время на опробования вышли средние танки Объект 165 и 166 (будущий Т-62), максимально унифицированные с Т-55.

В итоге как раз им был дан зелёный свет, а работы по Объекту 430 в феврале 1961 года свернули. Но, работы не остались без следа, потому, что умелый танк стал базой для Объекта 432 – первого советского главного боевого танка, принятого 30 декабря 1966 года под индексом Т-64.

В музейной экспозиции парка «Патриот» находится пятый прототип Объекта 430, узнаваемый кроме этого как Объект 430-3*П и Объект 430М-2. Машина проходила опробования на НИИБТ Полигона, по результатам которых в её конструкцию были внесены трансформации.

Каждое из трёх КБ, каковые принимали участие в конкурсе на разработку нового среднего танка, шло по собственному пути. Это заметно уже с первого взора на корпус, правильнее на его лобовую часть. У Объект 140 лобовая часть была самая консервативная, мало чем отличающаяся от Т-54. Создатели Объекта 907 сделали лоб корпуса выпуклым: это решение возможно увеличивало снарядостойкость и увеличивало возможность рикошета, но что по этому поводу думали производственники, история умалчивает.

В Харькове же выбрали компромиссное ответ: верхняя лобовая подробность Объекта 430 складывалась из трёх частей. Благодаря боковым скосам снарядостойкость возрастала, наряду с этим и производственники не хватались за валидол. Эта схема позднее перешла на Объект 432, а на Т-64А возвратились к более консервативному лобовому странице без скосов.

По-различному КБ подошли и к вопросу размещения механика-водителя. Создатели Объекта 140 не стали изобретать велосипед и покинули механика-водителя в том месте же, где и на Т-54, другими словами слева по ходу перемещения. Это решение упрощает попадание в его покидание и танк, несложнее ездить и в положении по-походному, разрешает разместить справа громадную снарядную укладку, но наряду с этим обзор вправо хуже. У Объекта 907 механик-водитель должен был пребывать по центру.

Обзор лучше, но люк отсутствует как класс со всеми вытекающими последствиями. В Объекте 430 опять компромисс: шофер находится по центру, но имеется и люк. Вылезать, само собой разумеется, сложнее, но обзор лучше.

В элементах носовой части угадываются подробности и узлы, перекочевавшие или эволюционировавшие из Т-54. Учитывая тот факт, что Объект 430 делали люди, создавшие Т-54, неудивительно. Но, без новаторства не обошлось. Вместо сдвоенных фар, как на поздних Т-54, их развели в различные стороны, возвратившись к ответу, которое практиковалось на харьковских танках ещё со времен БТ.

Позднее такая же схема употреблялась на всех советских ОБТ.

Очень непростая форма корпуса, и в особенности бортов, вынудила создателей Объекта 430 кардинально пересмотреть размещение топливных баков, коробок ЗИП и другого оборудования. С Т-54 тут не было ничего общего. С каждого борта разместили по три топливных бака сложной формы, причем они соединялись как между собой, так и с центральной топливной совокупностью.

Сзади топливных баков с каждого борта разместили коробки ЗИП, причём их размеры стали существенно скромнее если сравнивать с Т-54.

Кормовой лист выполнен из одной гнутой подробности. Большие кожухи бортовых передач придают машине фамильное родство с Т-34 и БТ. По центру кормового страницы крепились запасные траки.

Моторно-трансмиссионное отделение Объекта 430 отличалось весьма плотной компоновкой. На этом танке в первый раз употреблялся двухтактный дизель 5ТД количеством 13,5 литров и мощностью 580 л.с. Позднее данный очень компактный двигатель ставился на всё семейство Т-64.

Действительно, он же стал и одной из основных головных болей харьковских боевых автомобилей.

Конфигурация дна обычна для послевоенных советских средних танков. Никаких новаторских ответов наподобие V-образного дна тут не отмечается.

Ходовая часть Объекта 430 стала, наровне с силовой установкой, громадным шагом вперёд. С ходовой частью предществующего Т-54 общее лишь то, что тут также употребляется торсионная подвеска, а ведущее колесо позади.

С каждого борта имелось по 6 опорных катков с внутренней амортизацией, плюс по 3 поддерживающих катка.

Одним из ноу-хау Объекта 430 стали опорные катки внутренней амортизации и меньшего, чем у Т-54, диаметра. Подобную схему взяли на вооружение не только харьковские, но и ленинградские танкостроители – экспериментальные тяжёлые таки НИИ-100 имели похожую ходовую часть.

Для понижения раскачки при резком маневрировании первый и последний каток на каждом борту имели амортизаторы. Ещё одним ноу-хау ходовой части стали траки. Это была не финальная конфигурация, которая употреблялась на Т-64, но неспециализированное направление налицо.

Башня Объекта 430 была менее революционной. В ней угадывался Т-54, что в полной мере логично. Не смотря на то, что без новых технических ответов, очевидно, дело не обошлось.

На всех трёх перспективных танках предполагалось применять одну и ту же пушку – 100-мм У-8ТС, она же 2А24. Её конфигурация на различных умелых автомобилях отличалась, в первую очередь это относится дульного тормоза.

Перейти к полному фотообзору.

САМАЯ ЭКОНОМНАЯ 9-КА ОБЪЕКТ 430 | СТ 9 СССР ОБ 430 ОБЗОР

Темы которые будут Вам интересны: