Модернизация «малой кровью»: т-45 и другие

Принимая на вооружение танк Т-60, Основное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) было вынуждено идти на компромисс сходу по многим пунктам. Было разумеется, что данный танк фактически по всем тактико-техническим чертям уступает Т-50. Но возможно было весьма скоро наладить его серийное производство и производить тысячами. О чём серьёзно волновалось ГАБТУ, так это о оружии Т-60.

Опробования его 20-мм пушки ТНШ продемонстрировали, что по бронепробиваемости она приблизительно равна крупнокалиберному пулемёту ДШК. Неудивительно, что вопрос об усилении оружия был поднят ещё до постройки первого опытного образца Т-60. Его модернизация шла несколькими дорогами, один из которых привёл к созданию танка Т-45.

Горьковская борьба

В сентябре 1941 года Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления Красной армии (Артком ГАУ КА) инициировал работы по установке в танк Т-60 более замечательного оружия. На заседание по этому вопросу было вызвано руководство конструкторских бюро ГАЗ им. завода и Молотова №92 «Новое Сормово» (сейчас ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»), одного из ведущих в то время предприятий по выпуску танкового и артиллерийского оружия.

Эти два завода пребывали в одном городе, и от проходной ГАЗ до проходной завода № 92 было километров десять. При успехе разработки это заметно облегчило бы предстоящую кооперацию по выпуску более замечательного оружия.

Часто в качестве обстоятельства замены ТНШ на второе оружие приводится тот факт, что эта автоматическая пушка была капризной совокупностью и при стрельбе довольно часто заедала. Вправду, такие случаи имели место, но связано это среди них и с неправильной эксплуатацией совокупности. А часть претензий и вовсе была результатом некоторых вольностей со стороны фабрик, создававших снаряды к пушке.

По этому поводу было кроме того выпущено распоряжение Госкомобороны (ГКО) №627 от 4 сентября 1941 года, запрещавшее фабрикам вносить трансформации в конструкцию боеприпасов и вооружения без согласования с Наркоматом оружия. Ну и самое основное: запуск программы по усилению оружия Т-60 прошёл в сентябре 1941 года, тогда как жалобы на ТНШ пошли из армий лишь в октябре. А до того жалобы шли на не модернизированные авиационные пушки ШВАК.

Модернизация «малой кровью»: т-45 и другие

Схема установки 45-мм пушки в башне Т-60, созданная КБ завода №92

По окончании изучения образцов трофейной военной техники было издано постановление о перевооружении Т-60 на 45-мм танковую пушку обр. 1938 года, наряду с этим, в соответствии с проекту, на танке должна была сохраниться штатная башня. По начальному замыслу, работы по усилению оружия выполнялись совместно конструкторскими бюро ГАЗ и завода №92, но на протяжении проектирования появились разногласия.

В следствии было решено, в соответствии с которому фабрики должны были разрабатывать собственные варианты перевооружённой башни. Изготовление макетных образцов намечалось на декабрь. При с программой модернизации от ГАЗ им.

Молотова дело закончилось созданием танка Т-70, и это тема для отдельной статьи. В этом же материале обращение отправится о модернизации, которую создал коллектив завода №92.

Инженеры КБ под управлением В. Г. Грабина решили максимально применять штатную схему размещения оружия в башне Т-60. Прицел они разместили в центре маски, слева устанавливался пулемёт ДТ, а справа 45-мм пушка обр. 1938 года.

Сиденье начальника размешалось со смещением к корме башни, между пулемётом и пушкой, кроме этого повторяя этим конструкцию Т-60. Кнопку для выстрела из пушки предполагалось находиться на рукоятке поворотного механизма башни, а кнопку стрельбы из пулемёта – на рукоятке подъёмного механизма. К моменту представления проекта завод №92 имел чертежи для установки 45-мм пушки, а по окончании получения танка планировалось приступить к изготовлению опытного образца в металле.

Т-60 с танковой пушкой ЗИС-19

В это же время, у коллектива завода №92 были и другие мысли по поводу перевооружения Т-60. Дело в том, что ещё с августа 1941 года завод №92 в инициативном порядке разрабатывал 37-мм танковую пушку ЗИС-19. Пушка имела баллистику 37-мм зенитной автоматической пушки обр. 1939 года (61-К, она же ЗИК-37) и применяла те же снаряды.

Новая танковая пушка состояла всего из 153 подробностей (для сравнения, 45-мм танковая пушка 20-К складывалась из 436 подробностей). Вес 37-мм совокупности составлял 235 кг вместе с бронировкой против 403,3 кг у 20-К.

37-мм танковая пушка ЗИС-19

Неудивительно, что параллельно с установкой в башню Т-60 45-мм пушки заводское КБ продвигало идею установку собственной пушки, причём ближе к концу 1941 года как раз её стали рассматривать как главный вариант. На это имелись собственные обстоятельства, и с конструкторами тут тяжело не дать согласие.

45-мм пушка обр. 1938 года имела намного больший вес если сравнивать с ТНШ, и по окончании её установки башня танка становилась неуравновешенной. В следствии поворот башни при высоких углах возвышения пушки становился затруднительным. Для устранения этого недочёта предлагалось разместить на гильзоулавливателе груз массой 30 кг, что уравновешивал бы башню.

Но по окончании установки массивного груза и без того не через чур просторная башня Т-60 становилась ещё более тесной. Помимо этого, менее эргономичной становилась и работа поворотными механизмами.

Эта же пушка сзади-слева

По результатам рассмотрения проектов модернизации завод №92 взял задачу к 15 января 1942 года изготовить опытный образец ЗИС-19, а уже к 1 февраля ожидался выход танка с новой пушкой на опробования. Во время с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года были созданы рабочие чертежи совокупности. С 12 по 19 января завод №92 изготовил опытный образец пушки. 14 января на ГАЗ были посланы чертежи ЗИС-19, ведомость ЗИП и главные характеристики.

27 числа на завод №92 прибыла башня с установленной в неё совокупностью (пушку установили в башню к 19 января).

Установка ЗИС-19 в штатной башне Т-60, февраль 1942 года

Установка ЗИС-19 в серийной башне Т-60, как и потребовало задание, была выполнена с минимальными трансформациями башенной конструкции. Если сравнивать с проектом завода №92 по перевооружению Т-60 на 45-мм танковую пушку трансформации были минимальными, только сиденье начальника башни сместили влево, подобно проекту ГАЗ. Артиллерийская совокупность вместе с люлькой устанавливалась на модифицированной маске серийного производства.

Благодаря компактному механизму отката, размещённому сверху, ЗИС-19 если сравнивать с ТНШ занимала не очень много места. Прицел на танке был покинут штатный (ТМФП), как и установка пулемёта. Для спаренной установки ЗИС-19 и ДТ была создана новая бронировка сварной конструкции, которая крепилась к маске на болтах.

Орудие ЗИС-19 на большом угле возвышения

Как это часто бывает, сроки начала опробований чуть сдвинулись. Огневые опробования орудия ЗИС-19, установленного в танке Т-60, проходили с 21 по 24 февраля 1942 года. Всего был произведен 181 выстрел на разных углах возвышения, наряду с этим протяженность отката составила 140–170 мм.

По итогам опробований рабочая группа сделала вывод, что прочность совокупности, противооткатных устройств, затвора и полуавтоматики удовлетворительная. Упрочнения на маховиках подъёмного и поворотного механизмов не превышали установленных норм. К тому же, к установке ЗИС-19 в башне Т-60 имелись претензии в плане удобства её применения. Из-за ограниченных размеров башни наводчик в не имел возможности ни выпрямиться, ни подняться.

Установку сидения признали неудобной, вместо него предлагалось применять седлообразное сидение, откидывающееся назад.

Бронировка орудийной маски во многом повторяла ту, что штатно ставилась на Т-60

В соответствии с предписанию Арткома ГАУ КА от 27 февраля 1942 года, к 9 марта на Гороховецкий артиллерийский научно-испытательный умелый полигон должны были поступить два танка: с завода №92 Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 и переработанный на ГАЗ Т-60 с 45-мм пушкой обр. 1938 года. На деле же события развивались совсем по иному сценарию. Потому, что к размещению начальника орудия в башне было предъявлено много претензий, заводское КБ внесло в исходный проект большое число трансформаций, что потребовало времени.

В следствии перевооружённый танк прибыл на Гороховецкий полигон только 27 марта, и его башня к тому моменту претерпела массу метаморфоз.

Второй вариант установки ЗИС-19 в Т-60. Как возможно подметить, башня резко отличается от штатной

Оказавшаяся в следствии переделок конструкция имело мало неспециализированного со штатной башней Т-60. По сути, от неё осталась только нижняя часть. Башенный люк с крыши был перенесён на корму, вместо него был установлен смотровой прибор от Т-70. Сама башня взяла очень уникальную, клиновидную форму, орудийная маска стала литой и по форме напоминала подобную подробность Т-70. С Т-70 башню роднило и размещение оружия: прицел был смещён влево, а на его месте был пулемёт ДТ.

Благодаря подобным видоизменениям внутренний количество башни увеличился, но об идее применения штатной башни Т-60 возможно было забыть. Что же касается ГАЗ, то завод отправил собственный танк лишь 18 апреля, и им был не перевооружённый на 45-мм пушку Т-60, а Т-70.

В новой башни было, мягко говоря, не весьма просторно

Опробования ЗИС-19 в новой башне были начаты 19 апреля. По их итогам стало известно, что из-за более высокой начальной скорости боеприпаса живучесть ствола ЗИС-19 была ниже, чем у 45-мм танковой пушки. Показатели бронепробиваемости, скорострельности и кучности были фактически аналогичными, но по эффективности осколочно-фугасного снаряда ЗИС-19 была на большом растоянии сзади.

В виду того, что одной из главных задач малых и лёгких танков являлась борьба и поддержка пехоты с живой силой соперника, этот показатель считался очень серьёзным.

Однако, 37-мм пушка продемонстрировала себя хорошо, и при устранения найденных конструктивных недочётов планировалась её установка в Т-70. Не в последнюю очередь хорошие отзывы были позваны простотой ЗИС-19 если сравнивать с орудием-соперником и практически вдвое меньшей массой. Неприятность заключалась в том, что про Т-60 к окончанию опробований (19 июля) возможно было уже совсем забыть: в первых числах Июля 1942 года вышло распоряжение ГКО о снятии танка с производства на фабриках №37, 38 и 264.

Но и на Т-70 ЗИС-19 в итоге также опоздала: к тому моменту уже вовсю шла работа над танковой версией 45-мм танковой пушки с удлинённым стволом, более известной как ВТ-42. Она смотрелась куда более перспективной.

Т-45

Благодаря публикациям некоторых отечественных историков о Т-45 сложилось вывод как о танке, что якобы соперничал с Т-70. На деле к действительности эти догадки не имеют никакого отношения. История данной автомобили началась весной 1942 года, и коротко её возможно обрисовать фразой «Т-60 не желал уходить».

9 марта 1942 года вышло распоряжение ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на фабриках № 37 и 38 Наркомтанкопрома». В соответствии с этому документу, производство Т-60, что с таким трудом осваивали на заводе №37, сворачивалось, а вместо него налаживался выпуск Т-70. К такому повороту событий завод был совсем не готов. В течение месяца управление завода убеждало НКТП в том, что на данный момент завод №37 не в состоянии освоить Т-70.

Наконец, 12 апреля 1942 года было подписано Распоряжение ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша», в соответствии с которому выпуск этого танка сохранялся до конца августа 1942 года.

Умелый лёгкий танк Т-45, июнь 1942 года

В это же время, завод столкнулся с ещё одной проблемой, которой стали моторы. За 1-й квартал 1942 года ГАЗ им. Молотова недопоставил 664 двигателя. Из-за неприятностей с поставками моторов сборочный цех завода №37 простаивал в Апреле 8 дней.

Наряду с этим за тот же апрель было произведено 230 корпусов (100% замысла), так что задержка с двигателями сильно оказала влияние на выпуск Т-60. Как раз сейчас понадобилась теоретическая возможность установки в Т-60 двигателя ЗИС-5, которая предусматривалась на момент проработки корпуса танка проекта 060 ещё в июле 1941 года.

Работой над установкой двигателя ЗИС-5/ЗИС-16 в Т-60 занялось конструкторского бюро завода №37. Костяк КБ составляли конструкторы, ранее трудившиеся в отделе 22 завода №37 до его эвакуации в Свердловск (этот отдел был важным за умелые работы по танковой тематике). К весне 1942 года КБ возглавил Н. А. Попов, до эвакуации трудившийся старшим конструктором по теме Т-40.

На должности начотдела №22 он поменял Г. С. Суреняна, возглавлявшего отдел ещё до эвакуации (кроме этого до Попова он возглавлял заводское КБ).

Нужный для установки в танк двигатель был снят с автобуса ЗИС-16, что к тому моменту проездил без капремонта 35000 километров. Танковая версия двигателя ЗИС-16 взяла обозначение ЗИС-60. Если сравнивать с ЗИС-16 новый мотор имел поменянные выхлопной коллектор, картер маховика с креплениями двигателя, и конус коленчатого вала с насаженным шкивом для привода вентилятора. Помимо этого, на ЗИС-60 ставились заводной механизм от Т-60 и усиленный радиатор.

Кроме нового двигателя, на танк была установлена основная передача с поменянными передаточными соотношениями. Кроме этого была переделана выхлопная совокупность.

По конструкции Т-45 мало чем отличался от Т-60

Танк с новой силовой установкой вышел на опробования 19 мая. Машину искусственно догрузили до боевой массы 6800 кг, дабы она соответствовала танку, над которым в один момент трудилось КБ завода. По итогам опробований, проходивших до 9 июня, стало известно, что большая скорость Т-60 с ЗИС-16 (40,5 км/ч) была на 1 км/ч выше расчетной. Двигатель трудился менее напряженно, чем ГАЗ-202, был не таким шумным, а доступ для обслуживания не вызывал затруднений.

Главной проблемой была совокупность охлаждения двигателя, которую признали недостаточной (неприятность охлаждения, но, имела место и на Т-60 с ГАЗ-202). Однако, мысль установки ЗИС-5 и ЗИС-16 в Т-60 была признана успешной. Для полноценной проверки предполагалось выстроить 5 танков с новыми моторами.

В один момент с установкой в Т-60 мотора ЗИС-16 конструкторское бюро завода №37 трудилось и над более глубокой модернизацией малого танка. В первый раз вопрос о данном проекте был поднят на совещании Народного комиссариата Танковой Индустрии 14 мая. Сущность предложения завода №37, переданного через военинженера 1-го ранга С.А.

Афонина, заключалась в установке в Т-60 45-мм пушки и усилении его бронирования до 35 мм. К моменту дискуссии проекта модернизированная машина, взявшая заводской индекс Т-45, была в значительной степени готова.

Армейские встретили идею в штыки. Разработку танка посчитали нецелесообразной, потому, что усиление его бронирования и вооружения должно было отрицательно сказаться на трансмиссии и нагрузке мотора. Появлению на свет новая разработке завода №37 обязана главному конструктору танка Т-50 С.А. Гинзбургу, занимавшему к тому моменту должность помощника главы Технического отдела Народного комиссариата танковой индустрии.

С апреля 1942 года Гинзбург курировал работу по созданию на заводе №37 легкой штурмовой САУ на агрегатах Т-60, и с заводским управлением у него были неспециализированные интересы. На заседании, на протяжении которого обсуждалось предложение завода №37, Гинзбург находился, и конкретно оказал влияние на итоговое ответ. В протоколе показалась пометка:

«испытать данный танк на 200 км. Материал отправить в ГАБТУ КА. До тех пор пока больше этих танков не делать».

Как и в варианте модернизации завода №92, 45-мм пушка была смещена вправо, чтобы хоть как-то уменьшить тесноту внутреннего пространства

Появление Т-45 разъяснялось весьма легко – завод №37 весьма не желал делать Т-70. Чтобы наладить производство Т-70, нужно было освоить изготовление 1440 новых подробностей, изготовить 545 новых штампов. Требовалось 825 новых единиц и 2300 приспособлений инструмента.

Для сравнения, Т-45 потребовал лишь 224 новых подробностей, 104 штампа, 175 единиц и 255 приспособлений инструмента, плюс 132 подробности, 85 штампов, 149 единицы и 433 приспособлений инструмента брались от Т-70. Помимо этого, запуск Т-70 в серию означал, что из Неприятного должно было приходить в 2 раза больше двигателей, а они и без того шли с перебоями. В ситуации попытка заводского КБ создать на базе Т-60 достаточно технологичный танк с более вооружением и мощным бронированием, и оснащенный двигателем, выпускавшемся рядом, смотрелась в полной мере логично.

Главным внешним отличием Т-45 от предшественника стала башня с кормовой нишей, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка обр.1938 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В установке оружия употреблялся упрощенный поворотный механизм башни Т-60. Толщина бортов башни была доведена до 35 мм, что соответствовало уровню Т-70.

Уровень защиты корпуса был покинут на уровне Т-60, за исключением верхнего лобового страницы, толщину которого увеличили с 15 до 25 мм. По проекту, при необходимости толщину лобового страницы возможно было нарастить с 35 до 45 мм, и тогда по уровню защиты Т-45 всецело бы сравнялся с Т-70. Корпус в целом соответствовал корпусу Т-60.

Главным отличием стал новый люк механика-водителя, что сделали поворачивающимся вбок.

Интересный факт: в то время, как на свердловских Т-60 бортовые страницы соединяли при помощи сварки, в Т-45 употреблялось заклепочное соединение

Потому, что на заводе был всего один двигатель ЗиС-16, на Т-45 поставили менее замечательный, но куда менее дефицитный мотор ЗИС-5 (мотор сняли с грузовика, прошедшего 12000 км). С менее замечательным мотором большая скорость танка понижалась до 37,2 км/ч. При успешных опробований завод рассчитывал срочно переключиться на выпуск Т-45 с ЗИС-5, а по окончании освоения на Миасском заводе мотора ЗИС-16 перейти на него.

Кроме нового двигателя, на Т-45 установили бортовые фрикционы и главную передачу от Т-70. По причине того, что боевая масса встала практически до 7 тысячь киллограм, на танк были установлены усиленные торсионные валы.

Первый этап опробований, начавшийся в соответствии с программе 20 мая, был открыт тестами со стрельбой. Была достигнута скорострельность 7–8 выстрелов в 60 секунд с места и около 3 выстрелов в 60 секунд с ходу. Отмечалось, что обслуживание пушки более комфортно, чем в Т-60, башня стала более просторной.

Действительно, тяжесть башни стала причиной маленькому прогибу подбашенного страницы. Не обращая внимания на данный недостаток, на протяжении огневых опробований все 25 выстрелов попали в мишень. На серийной машине планировалось вместо прицела ТМФП поставить штатный прицел ТОП для 45-мм танковой пушки.

Не обращая внимания на то, что башня Т-45 создавалась на базе штатной башни Т-60, их конструкции достаточно очень сильно отличались

Опробования пробегом проводились с 6 по 13 июня. Всего танк прошел 1505 км, из них 189 км по асфальту, 805 км по булыжнику, 410 км по щебенке и 110 км по проселочной дороге. На протяжении ходовых опробований имелись нарекания на конструкцию крепления вентилятора, два раза выходившего из строя. Кроме этого двигатель довольно часто трудился на повышенных оборотах, что в итоге имело возможность привести к его преждевременной поломке.

Помимо этого, имелось пара случаев поломок траков, что, но, говорит не о ненадежности самого танка, а о качестве их изготовления заводом №183. Имелась тенденция к отслоению бандажей от катков. Не обращая внимания на последовательность замечаний, в целом опробования были признаны успешными, тем более что танк ездил на нештатном двигателе, к тому же еще и не новом.

Отчет об опробованиях Т-60 с ЗИС-16, и Т-45 был послан в ГАБТУ ближе к концу июня. К тому моменту эта машина, как и Т-60 с пушкой ЗИС-19, смотрелась безнадежно устаревшей если сравнивать с Т-70. Однако, умелому танку довелось повоевать: в соответствии с переписке, в последних числах Сентября 1942 года единственный Т-45 был послан на Западный фронт.

Источники:

  • ЦАМО РФ
  • РГАЭ

Юрий Пашолок
/
Французская «ёлка»
Послевоенный лёгкий танк AMX ELC 90 должен был усилить десантные подразделения французской армии

  • танки
  • Франция
  • военная техника

T-Fest — Одно я знал / Выдох

Темы которые будут Вам интересны: