Многобашенная независимость

К концу Первой Мировой мировое лидерство в разработке тяжёлых танков захватили французы. Для боевого дебюта на фронтах Великой войны их машине FCM 2C не хватило очень мало времени. Французам удалось создать первый в мире полноценный танк прорыва, сочетавший в себе замечательное оружие с бронированием, которое в то время в полной мере имело возможность принимать во внимание противоснарядным.

Кроме этого, французская машина стала первым в мире многобашенным танком, причём главную её башню конструкторы сделали трёхместной.

В Англии, втором законодателе танковой моды начала XX века, создание тяжёлых танков сначала пошло По другому пути — совершенствованию проверенной конструкции привычных безбашенных «ромбов». Но скоро стало ясно, что данный путь — тупиковый, и новый британский тяжёлый танк, A1E1 Independent, также обзавёлся башнями. Причём сходу пятью.

Пять голов

Какими смогут быть боевые действия в будущей громадной войне, стало ясно на протяжении Гражданской войны, охватившей бывшую Россию. Танки тут употреблялись очень ограниченно, но кроме того тех битв, в которых они принимали участие, выяснилось достаточно для того, чтобы сделать определённые выводы.

Многобашенная независимость

В хорошем виде, другими словами как средство взлома полосы обороны, на протяжении Гражданской войны танки употреблялись только при штурме Царицына (современного Сталинграда). В остальном же танки очевидно уступали бронеавтомобилям, каковые использовались враждующими сторонами значительно шире. Боевые действия потребовали высокой манёвренности, чего танки того периода обеспечить не могли.

Имелись к некоторым танкам претензии и вопросе манёвренности огня. Размещение оружия в спонсонах очень сильно ограничивало секторы обстрела. И в случае если в условиях массированной атаки это было не столь критично, одиночные танки во многих случаях появились захвачены пехотой.

A1E1 Independent на заводе Vickers, 1926 год

Неизвестно, как как раз боевые действия в Российской Федерации оказали влияние на предстоящее развитие событий, но одно возможно сообщить с уверенностью – к началу 20-х годов «ромбы» очевидно потеряли доверие со стороны британских армейских. Время атак сотен танков по «лунной поверхности» ушло, армии требовались совсем другие автомобили, намного более манёвренные.

Но, первая спецификация на новый тяжёлый танк, датированная 1922 годом, очевидно показывает, что на пути к новому тяжёлому танку британцы не искали лёгких дорог. В соответствии с требованиям, армейские желали заполучить танк с пониженным силуэтом, но всё ещё без башен. Главное оружие в виде 3-фунтовой (47-мм) пушки предполагалось установить в носовой части корпуса, а по бортам должны были размешаться спонсоны с парой пулемётов.

Двигатель планировалось разместить в корме. Танк должен был без неприятностей преодолевать траншеи шириной до 2,8 метров. По солидному счёту, это был всё тот же «ромб», но с пушкой спереди.

Единственным разработчиком нового танка была компания Vickers. Именно сейчас на опробования вышел её лёгкий Vickers Infantry Tank No.1, взявший ноу-хау в виде вращающейся башни. Данный танк имел чисто пулемётное оружие, а вышедший на опробования мало позднее Vickers Infantry Tank No.2 имел уже в башне и ту самую 3-фунтовую пушку.

Нетрудно додуматься, что манёвренность огня с возникновением башни быстро выросла. Осознавали это и на Vickers, где параллельно с разработкой автомобили с оружием в корпусе начали прорабатывать и другую конструкцию. В марте 1923 года английскому Армейскому министерству был представлен эскизный проект тяжёлого танка, что всецело отличался от исходно взятого компанией задания.

Неспециализированными с начальной спецификацией остались лишь кормовое расположение и само вооружение моторного отделения. Кстати, танк Vickers Infantry был упомянут не просто так. Конструкция башни с главным оружием для тяжёлого танка во многом копировала башню лёгкого танка.

Количество пулемётов на проекте тяжёлой автомобили выросло до четырёх, причём разместили их уже не в спонсонах, а в маленьких одноместных башнях.

Прекрасно заметно, как очень сильно вытянут у танка корпус

Господин Джордж Томас Бакхем, основной конструктор Vickers, «продавливал» как раз эту многобашенную схему. У него нашлись приверженцы и в Королевском танковом корпусе. В следствии исходная концепция долгого низкого танка без башен ушла в небытие.

В это же время, Vickers Infantry Tank No.1 и 2 были неудачным опытом, и их поменяли совсем другие автомобили. Ещё в конце 1922 года был изготовлен опытный образец Light Tank Mk.I, скоро поменявшего наименование на Medium Tank Mk.I. А к 1925 году началось производство его более идеальной версии, Medium Tank Mk.II. Помимо этого, в первой половине 20-ых годов XX века был выпущен опытный образец самоходного орудия Birch Gun. Все эти автомобили так или иначе оказали влияние на конструкцию тяжёлого танка, взявшего обозначение A1E1.

К маю 1925 года, в то время, когда на Vickers закончили изготовление макета, машина достаточно очень сильно изменилась.

Линейный корабль поля боя

Совсем концепция танка, что к индексу A1E1 взял приставку Independent, другими словами «Свободный», сформировалась во второй половине 20-ых годов XX века. В отличие от Medium Tank Mk.I и Mk.II, каковые выпускались на Королевском арсенале в Вулвиче, постройку опытного образца нового тяжёлого танка управление Vickers решило осуществлять у себя на заводе в Шеффилде. Изготовление первого танка закончилось в сентябре 1926 года.

Обошёлся он Армейскому министерству в ужасную по тем временам сумму – 77,5 тысяч фунтов! Для сравнения, Medium Tank Mk.II обходился в 8,5 тысяч фунтов.

Таким Independent был в исходной конфигурации

Стоит пояснить, для чего же британским армейским пригодилось столь дорогая машина. Часто по поводу целесообразности этого танка появляются целые дебаты. Утверждают кроме того, что якобы изначально в него планировали ставить более замечательную 75-мм пушку, и без того потом.

Так вот, для понимания необходимости A1E1 стоит посмотреть на то, какими видели британские армейские собственные новые механизированные части.

самые массовыми автомобилями должны были стать двухместные танкетки с оружием в виде одного пулемёта. Их задачей была борьба с вражеской пехотой. На более высокой ступени находились лёгкие (средние) танки, вооружённые пулемётами и пушками.

Кроме борьбы с пехотой, на них возлагалась задача уничтожения вражеских танков. В то время 3-фунтовой пушки, в особенности версии с удлинённым стволом, для таковой задачи в полной мере хватало. А осколочно-фугасных снарядов для данной пушки кроме того не было предусмотрено.

Наконец, на вершине данной танковой пирамиды пребывали танки прорыва, либо «боевые танки», к коим и относился A1E1. Эти автомобили кроме этого должны были иметь пушечное и пулемётное оружие, а основное, более замечательное бронирование, защищавшее не только от ружейно-пулемётного огня, но и от первых противотанковых пушек. Неслучайно толщина бронирования гиганта разработки Vickers достигала 28 мм – чуть больше, чем у Renault NC.

В то время данной брони было достаточно, дабы обеспечить надёжную защиту от малокалиберной артиллерии.

Что касается неких слухов об установке в Independent 75-мм пушки, то тут достаточно будет напомнить один широко известный факт: для того чтобы калибра в британской армии попросту не существовало. Как и при с лёгкими /средними танками, пушка британскому тяжёлому танку была нужна лишь для борьбы с вражескими военными машинами. Данный танк, владея более толстой бронёй, должен был врываться в центр вражеской обороны, поливая траншеи пулемётным огнём малых башен.

Благодаря вытянутому корпусу он имел возможность легко преодолевать траншеи и противотанковые рвы, расчищая путь более лёгким танкам. Наряду с этим, не обращая внимания на громадную массу, танк прорыва должен был владеть манёвренностью, сопоставимой с автомобилями среднего класса.

Чтобы танкисты имели возможность забираться наверх, сбоку были сделаны лесенки

Как раз таковой «сухопутный линейный корабль» и был выстроен на Vickers. Ходовая часть танка во многом повторяла ходовую Medium Tank Mk.I/II. Но, касалось это скорее общей концепции, и подвески, конструкции ленивца и ведущего колеса.

На любой борт у Independent приходилось по 8 опорных катков, объединённых попарно в 4 тележки. Спереди и позади пребывало по одному опорному катку увеличенного диаметра. Размешались эти катки чуть выше уровня почвы, их задачей было смягчение ударов при наезде на вертикальные препятствия.

Для защиты от вражеского огня элементы подвески, и опорные катки были прикрыты съёмными экранами. Характерной деталью британского танка были бортовые люки, размещённые между подробностями ходовой части. Пользовались танкисты ими не через чур довольно часто, потому как избыточной чистотой это место совсем не отличалось.

Рабочее место механика-водителя

С позиций условий работы механика-водителя A1E1 Independent принципиально отличался от прошлых британских тяжёлых танков. По окончании «ромбов» это был практически космический корабль. Конструкторы попытались максимально уменьшить работу механика-водителя и сделать его рабочее место эргономичным. Во-первых, в новом танке данный член экипажа сидел один, ему никто не мешал. Для комфортного размещения механика-водителя в носовой части корпуса был сделан выступ.

Благодаря наличию особой смотровой башенки обеспечивался в полной мере сносный обзор.

Но на этом чудеса не заканчивались. В новом тяжёлом танке употреблялось изобретение Уолтера Гордона Уилсона (Walter Gordon Wilson), одного из создателей первых танков. Речь заходит о трансмиссии с планетарной передачей, созданной Уилсоном ещё в 1919 году.

A1E1 стал первым танком, взявшим подобную трансмиссию. Благодаря ей механик-водитель в дополнение к классическим рычагам взял рулевое колесо, которое употреблялось при прохождении плавных поворотов. Помимо этого, работу мехвода облегчало и применение сервоприводов.

Планировал корпус танка при помощи клепки, что было в полной мере классическим для того времени. Боевое отделение защищалось страницами толщиной 28 мм, в остальных частях автомобили толщина брони составляла от 8 до 13 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение занимало половину от общей длины корпуса. Специально для нового танка на Armstrong Siddeley был создан V-образный 12-циллиндровый двигатель воздушного охлаждения, развивавший мощность в 350 лошадиных сил. Благодаря ему удельная мощность A1E1 Independent превышала 10 л.с. на тонну.

Танк оборудовался коробкой передач швейцарской компании Winterthur (сейчас RENK-MAAG).

Нужно заявить, что весьма долгим A1E1 думается только со стороны. На деле неспециализированная протяженность танка составляла 7770 мм, что много, но меньше, чем у известного «ромба» Tank Mark V.

Интерьер башни

Основная башня A1E1, в отличие от корпуса, смотрелась более консервативно. Как уже говорилось выше, за базу была забрана башня от Vickers Infantry Tank No.2. Пулемет в башне отсутствовал, что пара страно, в особенности с учётом того, что 3-фунтовую пушку предполагалось применять только для борьбы с вражескими танками.

Башню сделали трёхместной, причём для начальника была предусмотрена командирская башенка, смещённая влево довольно продольной оси. Справа устанавливался замечательный вентилятор, прикрытый бронеколпаком. Как и у Vickers Infantry Tank No.2, планировала эта башня из шести «долек», к каким крепилась крыша округой формы.

Изнутри башня, как и боевое отделение, обшивалась асбестовыми страницами.

Дополнительным новшеством, которое было применено на британском тяжёлом танке, стало применение ларингофонов для внутренней связи экипажа.

Пожиратель денег

Окончательная сборка A1E1 Independent была закончена на Vickers в октябре 1926 года. 13 ноября того же года танк в первый раз попал в объективы фото и кинокамер. Машина принимала участие в демонстрации последних достижений британской оружейной индустрии, устроенной для кабинетов министров доминионов. Замеченная картина конкретно произвела важное чувство.

Тяжёлый многобашенный танк шёл в окружении танкеток, подобно линейному кораблю, окружённому эсминцами.

В это же время за устроенным в Камберли спектаклем с участием A1E1 Independent прятались достаточно значительные неприятности этого танка. С одной стороны, танк боевой массой в 29 тысячь киллограм продемонстрировал в полной мере хорошие динамические характеристики. Его большая скорость достигала 32 км/ч, а также средний Medium Tank Mk.II был менее проворным.

Иначе, за подобные скорости было нужно заплатить весьма большую цену. Аппетиты 12-цилиндрового мотора были огромными: на километр пробега он пожирал практически 2,4 литра горючего. не меньше впечатляющим был и расход масла – более чем 10,5 литров на час работы двигателя!

Обнаружилась в конструкции танка и масса небольших недоработок, каковые предстояло ликвидировать.

Для начала было нужно отказаться от поддерживающих катков с резиновыми бандажами. Вместо них были установлены катки цельнометаллической конструкции. Неприятности с тормозными лентами были решены путём установки лент с нанесённым на них фрикционным композитным материалом производства компании Ferodo, ЛТД, легендарного сейчас как «феродо». Во второй половине 20-ых годов двадцатого века Уилсон создал и более идеальную трансмиссию, которую установили в танк.

Постоянные переделки стали причиной тому, что к 1929 году боевая масса A1E1 достигла 32,5 тысячь киллограм.

Как возможно подметить, A1E1 Independent не был намного больше среднего трёхбашенного танка A6E2

В это же время у танка имелась значительная неприятность, которую решить было попросту нереально. Дело в том, что вытянутый корпус создавал массу неприятностей. Но, на ровных участках и обычных дорогах местности это не было значительным недочётом.

Настоящие проблемы начинались, в то время, когда танку требовалось преодолеть уклоны либо широкие рвы. В таких ситуации мощности двигателя неожиданно начинало «не хватать», не смотря на то, что удельная мощность кроме того по окончании всех переделок оставалась на уровне в полной мере удовлетворительных 10 л.с. на тонну. Кроме этого, начальник не имел возможности отдавать команды более чем одной башней, что заметно снижало эффективность танка в сражении.

Не обращая внимания на то что неприятности с перемещением по пересечённой местности были очевидны, Военное министерство не оставляло попыток довести танк до ума. Танк по своим чертям оставался в полной мере современным кроме того к началу 30-х годов. Помимо этого, через чур много денег уже было положено как в саму машину, так и в её модернизацию.

Длилось всё это аж до 1935 года, в то время, когда наконец стало очевидным – дальше вкладывать средства в Independent ненужно. К тому моменту A1E1 Independent «съел» дополнительно 150 тысяч фунтов, другими словами ещё две собственные цены. Суммарно же данный танк обошёлся в сумму, равную стоимости нескольких десятков Medium Tank Mk.II, при том что его боевая эффективность приблизительно соответствовала одному такому среднему танку.

Лёгкий, средний и тяжёлый танки. Все три в серию так и не пошли

Отправлять на металл такое сокровище не стали – через чур дорого обошёлся данный металлический левиафан. A1E1 доставили в тренировочный центр, находящийся в Бовингтоне. Некое время машина оставалась монументом самой себе, пока в первой половине 40-ых годов двадцатого века снова не попала в армию. По окончании того как британцы утратили кучу танков во Франции, любая военная машина была на счету. По данной причине A1E1 Independent вернули в строй.

Танк был установлен на перекрёстке рядом от Бовингтона, выступая в качестве подвижной огневой точки. Но, немцы так и не высадились в Англии, так что через некое время танк опять возвратился к роли экспоната.

Единственный опытный образец тяжёлого танка A1E1 Independent пережил войну, послевоенную сдачу экспонатов музея в металлолом и сейчас есть одной из звёзд в экспозиции Tank Museum. Машина будет в хорошем состоянии . Но, о постановке на ход обращение не идёт, по крайней мере, пока.

Не обращая внимания на столь печальный финал, полной неудачей работы над A1E1 Independent не были. В итоге, эта машина была единственным тяжёлым танком 20-х годов, что дошёл до стадии изготовления в металле. Помимо этого, это первенствовал по-настоящему многобашенный танк, породивший целое направление в мировом танкостроении. Идеи, реализованные в A1E1, позднее были использованы в других автомобилях, включая коммунистический Т-35.

Часто возможно услышать кроме того, что Т-35 был скопирован с A1E1, не смотря на то, что это не верно. Скопирована была лишь неспециализированная концепция, да да и то с массой оговорок.

Но, и кроме многобашенности на протяжении проектирования и модернизации A1E1 Independent в первый раз были использованы многие решения, позднее применённые в солидном числе танков самых различных государств. В частности, это относится трансмиссии с планетарной передачей, успешной организации рабочего места механика-водителя. Одним словом, пятибашенная машина покинула заметный след в мировом танкостроении.

литература и Источники:

  • Фотоархив автора
  • http://tankdevelopment.blogspot.ru
  • Tank A1E1, Independent, Tankette 45–4
  • http://www.tankmuseum.org

Освободительный поход РККА. 1939 г. oper 1974

Темы которые будут Вам интересны: