Младший брат «центуриона»

Послевоенный английский средний танк FV4202 так и не стал серийным — его производство ограничилось всего тремя экземплярами. Один из них разрешили войти на металлолом, второй переделали в ремонтно-эвакуационную машину. Наконец, третий стал экспонатом музея в Бовингтоне, откуда и попал в эксклюзивный фотообзор на Warspot.

Какова же история создания данной военной машины?

К середине 50-х годов танкостроители поняли, что тогдашнее поколение танков подошло к собственному финалу. Требовалось что-то новое и революционное. Потому 50-е, в особенности вторая добрая половина десятилетия, стали временем воплощения самых различных идей в области танкостроения.

Не была исключением и отчизна танков – Англия. Centurion, танк, ставший результатом изысканий британских инженеров во время второй мировой, доходил, казалось, к закату собственного развития. Перед островными инженерами раскрывалось три пути. Первый путь – это создание принципиально нового танка, второй – глубокая модернизация, третий – эволюционное развитие. В то время третий путь рассматривался как наименее перспективный, но в итоге стал именно он.

Появление 105-мм пушки L7 и дополнительное бронирование продлили работу Centurion на десятилетия — более того, кое-где танк, опытный образец которого выстроили ещё в 1945 году, всё ещё помогает. Продуктом глубокой модернизации стал Centurion Action X, показавшийся в 1955 году. На шасси Centurion Mk.7 установили принципиально новую башню, но, дальше опытов дело не пошло.

Что же касается пути создания принципиально нового танка, то первый ход по нему был сделан во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Сейчас на опробования вышел танк, что прозвали «40-тонный Centurion». Но, это был неофициальное прозвище — в действительности, танк разработки Leyland Motors имел индекс FV4202. Нужно заявить, что если сравнивать с соперничающим Medium Gun Tank FV4201, так и оставшемся в виде макета, новая машина смотрелась шагом назад.

Макетный предшественник имел гнутую лобовую подробность корпуса, напоминавшую «щучий шнобель» ИС-3, механик-водитель размещался по центру, машина имела совсем новую по конструкции башню. Изготовленный в металле танк смотрелся заметно спокойнее и воображал собой эволюционное развитие идей, заложенных в Centurion и Centurion Action X.

Корпус танка воображал собой развитие Centurion, но наряду с этим оказался немного ниже. Именно поэтому неспециализированная высота FV4202 составила 2,75 м – на четверть метра ниже Centurion. Понижение высоты корпуса применяли для понижения угла наклона лобового страницы. Помимо этого, корпус сделали практически на полметра меньше — это разрешило сократить число опорных катков до пяти на борт.

Благодаря всем совершённым операциям масса снизилась с 51 до 40 тысячь киллограм.

Башня кроме этого представляла собой эволюционное развитие, но на этот раз Centurion Action X. Лобовая часть напоминала предшественника достаточно очень сильно, но, имели нововведения и место наподобие «бороды» под орудийной установкой. Большое количество неспециализированного было в конструкции крыши башни. Заметные отличия наблюдались в кормовой части. В качестве оружия употреблялась 20-фунтовая пушка поздних модификаций.

К тому времени она избавилась от массивного набалдашника, вместо обзаведясь эжектором. Снаружи это орудие напоминает 105-мм пушку L7 — многих ее внешний вид вводит в заблуждение.

Всего было выстроено три экземпляра FV4202. Опробования длились пара лет, но 40-тонному танку так и не дали шанса на серию. От идеи эволюционного развития концепции Centurion отказались, вместо этого концепция FV4201 взяла предстоящее развитие.

Уже в сентябре 1959 года на опробования вышел прототип P1, ставший родоначальником семейства танков Chieftain.

Один из прототипов FV4202 был послан в металлолом, второй позднее переделали в БРЭМ, что находится в коллекции REME Museum of Technology в Бордоне. Третья машина появилась в танковом музее в Бовингтоне. Время и далеко не самый благоприятный для техники климат сделали собственное дело – на данный момент танк требует весьма важной реставрации.

Пара лет назад для хранения техники в Tank Museum было выстроено строение VCC (Vehicle Conservation Centre), в которое переместили многие военные машины, стоящие на улице. В том месте же находится и FV4202. Будем сохранять надежду, что непременно руки реставраторов дойдут и до данной автомобили, которая есть одной из не весьма заметных, но однако вех в истории британского танкостроения.

Кто знает, куда бы двинулись дальше в развитии британские танки, прими британцы на вооружение машину, весящую намного меньше «Центуриона» и сопоставимую с ним по бронезащите и вооружению.

Давайте присмотримся к этому танку повнимательнее.

Младший брат «центуриона»

До наших дней FV4202 дожил не в самом лучшем состоянии. Танк лишился боковых экранов, каковые напоминали таковые на Centurion, в значительной мере потеряны надгусеничные полки. Вместо родных гусениц установлены траки от Centurion поздних модификаций. Потеряно большое количество чего из навесного оборудования, включая фары и шанцевый инструмент. Однако, это на порядок лучше, чем танк, посланный в металлолом.

Непременно, работы реставраторам предстоит большое количество, однако, танк, по большей части, комплектен.

Не обращая внимания на неспециализированную схожесть с Centurion, корпус FV 4202 имеет целую массу отличий. В первую очередь, новый танк отличался от прародителя более низким корпусом, что особенно прекрасно видно в носовой части. Понижение высоты корпуса разрешило переделать лобовые страницы, заметно уменьшив углы наклона.

Так, при однообразной толщине брони, FV4202 оказался более защищённым. Но, 80 мм брони во второй половине 50-х годов кроме того с таким углом наклона – это очевидно мало.

Подобно Centurion, место механика-водителя FV4202 пребывало справа по ходу перемещения. Понижение высоты корпуса отнюдь не увеличило комфорт, но, на Chieftain механик-водитель уже фактически лежит. Тут же условия работы более-менее комфортны.

В отличие от Centurion, где употреблялся двустворчатый распашной люк, на FV4202 употреблялся люк, приподнимавшийся вверх и отводящийся в сторону. С позиций удобства такое ответ существенно лучше.

Ходовая часть фактически без трансформаций перекочевала с Centurion Mk.5. Но, это самое «практически» имело последовательность нюансов. Во-первых, число опорных катков уменьшилось до пяти, в связи с чем было нужно переделывать подвеску первого опорного катка.

Во-вторых, ширина трака уменьшилась. на данный момент на танке стоят неродные гусеницы, посему второе изменение отсутствует.

На FV4202 употреблялась подвеска совокупности Хортсмана, с разными трансформациями употреблявшаяся на британских танках с 1922 года. В последний раз её ставили на Chieftain. Не обращая внимания на, скажем так, очень консервативный подход, британцев подвеска устраивала.

Второй вопрос, как такую тележку демонтировать в боевых условиях.

Кормовая часть во многом напоминает Centurion. Ничего революционного, простой вертикальный лист. Слева возможно подметить разорённый вандалами полевой телефон — одну из визиток британских танков послевоенного периода.

Надмоторная плита кроме этого имеет большое количество неспециализированного с Centurion. Одна из её изюминок – конструкция, складывающаяся из нескольких маленьких секций. Совокупность весьма эргономичная – кроме того человек, не отличающийся громадный физической силой, способен в одиночку открыть ЖД плиту.

Похожую совокупность применяли американцы на «Першингах» и «Паттонах», и швейцарцы на Panzer 61.

Днище британских танков – пример минимализма. Никаких эвакуационных люков не предусмотрено, лишь пара сервисных лючков. Покидать машину при чего было нужно бы под огнём соперника.

Башня FV4202 имеет большое количество неспециализированного с Centurion Action X. Особенно прекрасно заметно сходство в носовой части. Но, имеется и последовательность трансформаций. К примеру, под орудийной амбразурой показалась «борода», защищающая от заклинивания вражескими боеприпасами.

Главным оружием FV4202 являлась 20-фунтовая пушка поздних серий. На ней отказались от набалдашника на срезе ствола, но показался эжектор, предназначенный для отвода пороховых газов. с далека такая пушка похожа на 105-мм L7, но вблизи видно, что форма эжектора другая.

На виде сверху прекрасно заметно, что башня FV4202 является сплавом технических ответов. Спереди она больше напоминает башню Centurion Action X, а кормовая часть больше похожа на простой Centurion. Крыша башни больше напоминает Action X.

Перейти к подробному фотообзору.

КВН Кембридж — Младший и старший брат

Темы которые будут Вам интересны: