«Мирный советский трактор» в межвоенной гонке вооружений

Вопрос о создании гусеничной сельскохозяйственной техники в СССР был поднят еще в апреле 1923 года, в то время, когда Тракторная рабочая группа при Национальном комитете планирования (потом – Госплан) разрабатывала стратегию механизации труда на селе. Еще в те годы был отмечен более большой КПД гусеничных тракторов если сравнивать с колесными за счет их меньшего количества и лучшей проходимости поломок.

Согласно точки зрения британских и американских тракторостроителей того времени, самые экономичными считались тракторы с мощностью двигателя в 20–30 л.с. Но так как условия эксплуатации сельхозтехники в СССР были намного сложнее, а механиков не хватало, советские тракторы было решено производить пускай более замечательными, но более надежными.

Для производства по зарубежной лицензии был выбран германский трактор «Ганомаг» (Hanomag) WD-50. Первоначально его советскую версию планировалось производить на Русско-Балтийском снарядном заводе (сейчас это ОАО «Таганрогский комбайновый завод»), что в то время простаивал, но в итоге выбор пал на Харьковский паровозный завод (потом – ХПЗ, на данный момент – Машиностроительный завод им. А. А. Морозова).

«Мирный советский трактор» в межвоенной гонке вооружений

Трактор «Ганомаг» WD-50

Источник – baumaschinenbilder.de

В мае 1923 года в Харьков прибыл первый пример германского трактора, что предстояло скопировать. Оказалось, что 50-сильный бензиновый двигатель прототипа при работе на керосине развивает мощность всего лишь в 38 л.с. Но бензина в тогдашнем СССР не хватало, и в качестве горючего значительно чаще применяли керосин.

Вследствие этого заводскому КБ было нужно полностью переделать силовую установку трактора, а за ним – и сам трактор, поскольку оказавшийся керосиновый двигатель по габаритам был больше исходного.

Конструкция трактора «Ганомаг» WD-50 повторяла ключевые принципы тракторостроения времен Первой Мировой. в первых рядах размещались система и двигатель охлаждения, в средней части – трансмиссия и водитель, в задней – бензобак. На любой борт трактора приходилось по шесть опорных катков, по три поддерживающих ролика, переднее направляющее зубчатое колесо и заднее приводное колесо.

Клепаная рама составляла одно целое с рамами гусениц, каковые вследствие этого были лишены свободной подвески, а потому на неровной местности их сцепление с почвой было хуже, чем у автомобилей с свободной подвеской.

По данной же причине вибрация рам гусениц при перемещении (удары, перекосы и т. д.) передавалась на главную раму, отчего в корпусе появлялись большие напряжения. Для предупреждения деформации было нужно усилить раму, что стало причиной увеличению и утяжелению трактора его себестоимости.

Первый трактор собственного производства вышел из ворот ХПЗ в последних числах Апреля 1924 года. Он отличался от собственного германского прототипа керосиновым двигателем, переделанным моторным отделением, а все подробности, изготовленные у «Ганомага» из цветных металлов, на «Коммунаре» заменили на чугунные и металлические в целях понижения цены автомобили. Помимо этого, длину гусениц и рамы увеличили с целью уменьшения удельного давления гусениц на грунт.

Были и другие доработки, направленные на улучшение начальной конструкции.

Трактор «Коммунар» производства ХПЗ

Источник – antraspasaulinis.net

Не обращая внимания на стремительный запуск трактора в серийное производство, его массовый выпуск удалось наладить далеко не сходу. Главной причиной этого было то, что из 1,5 миллионов рублей, первоначально предназначенных для налаживания производства на «Коммунаре», завод взял лишь 250 тысяч. К тому же станки, каковые были свезены на разоренный войной ХПЗ с половины европейской территории СССР, были либо устаревшими, либо изношенными, наряду с этим кроме того таких станков не хватало.

Помимо этого, страна испытывала острый недочёт высокосортных легированных сталей, не хватало инструментов, рабочих и квалифицированных инженеров.

Все эти неприятности стали причиной тому, что в 1925 году завод не выполнил установленный замысел выпуска в 300 тракторов и вышел на такую мощность лишь в первой половине 30-ых годов двадцатого века. За шесть лет производства трактор «Коммунар» всегда модернизировался – кроме базисного керосинового варианта Г-50 были выпущены бензиновые тракторы Г-75 (мощностью 75 л.с.) и З-90 (мощностью 90 л.с.). Эти тракторы употреблялись, по большей части, на лесоповалах для вывоза леса.

Модель

Г-50

Г-75

З-90

Тактико-технические характеристики трактора «Коммунар»

Годы выпуска

Число мест в кабине

Масса, т

Масса груза, кг

Масса прицепа, т

Габариты, м

протяженность

ширина

высота

Мощность, л.с. (кВт)

Макс. скорость, км/ч

Коробка передач

Запас хода, км

Выпущено, шт

1924–1931

1

1

1

8,5

8,5

8,5

2000

2000

2000

6

6

6

5,15

5,15

5,15

2,06

2,06

2,06

2,46

2,46

2,46

50 (37)

75 (55)

90 (66)

1,8…7,0

2,4…9,2

3,9…15,2

3 вперед и 1 назад

150

150

150

~2000

Тракторы кроме этого употреблялись в сельском хозяйстве для работы с 6- и 8-корпусными плугами, и в армии – в качестве артиллерийских тягачей. Всего их было выпущено около 2000 единиц.

Трактор «Коммунар» на поле

Источник – morozov.com.ua

В начале 1930 года на столичном предприятии МОЖЕРЕЗ (Столичный ЖД ремонтный завод) под управлением конструктора Н. И. Дыренкова начались работы по созданию бронетракторов сходу нескольких модификаций. Николай Иванович Дыренков был инженером-самоучкой, на протяжении Гражданской войны лично познакомился с Лениным, и именно поэтому знакомству смог сыграть большую роль в обеспечении продовольствием собственного родного города Рыбинска, и долгое время практически являлся главой города.

По окончании окончания войны его как партийного функционера перебрасывали из региона в регион: он боролся с голодом в Поволжье, налаживал тракторные хозяйства в Закавказье, и, не имея высшего образования, возглавлял (и достаточно удачно) инженерную работу Одесского авторемонтного завода. Тут под его управлением была налажена крупно-узловая сборка автобусов из комплектующих, закупленных в Италии.

Инженер-конструктор Н. И. Дыренков (1898–1937)

Источник – wid-m-2002.ru

В начале 30-х годов Н. И. Дыренков пребывал в Москве и занимался разработкой проектов разных видов боевой техники – бронедрезин, бронемашин, танков, бронепоездов и т. д. Попали в поле его зрения и бронетракторы. 13 февраля 1931 года Дыренков предоставил моторизации Управления и начальнику механизации РККА комкору И. А. Халепскому докладную записку, в которой информировал того о готовности бронетракторов (либо, как указывалось в записке, «суррогативных танков») Д-10 и Д-11, и о запуске в производство десантного бронетрактора Д-14 и химического Д-15.

Д-10 и Д-11 отличались друг от друга лишь шасси. Д-10 был создан на базе трактора «Коммунар» З-90. Толщина его бронелистов варьировалась от 6 до 16 мм.

В кормовой части автомобили размешалась 76,2-мм полковая пушка примера 1927 года, установленная на особом лафете. В бортах были прорезаны четыре амбразуры с шаровыми установками для четырех пулеметов ДТ, два из которых считались резервными. Экипаж складывался из 3 человек – механика-водителя, командира и пулемётчика автомобили.

Боезапас копался на особой тележке, буксируемой самим бронетрактором. Емкость бензобаков составляла 245 и 205 литров. В целом автомобили Дыренкова повторяли идею русских тракторов времен Первой мировой и Гражданской войн, ходивших в наступление задним ходом.

Бронетрактор (суррогативный танк) Д-10 конструкции Н. И. Дыренкова на шасси трактора «Коммунар» З-90, 1931 год

Источник – wid-m-2002.ru

Д-11 по конструкции фактически ничем не отличался от Д-10, за исключением того, что в качестве шасси для него употреблялся американский трактор «Катерпиллер-60», оснащенный 65-сильным 4-цилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем. Компоновка его всецело повторяла конструкцию «Коммунара» при пара большей массе в 9,3 тонны. Всего в Соединенных Штатах на двух фирмах компании «Катерпиллер» было выпущено 18 948 таких автомобилей, из которых пара штук было закуплено для потребностей СССР.

Весной 1933 года на Челябинском тракторном заводе начнется производство этих тракторов по лицензии и называющиеся «Сталинец-60».

А в первой половине 30-ых годов двадцатого века на базе импортного трактора Дыренков создал новый бронетрактор Д-11, чей корпус был меньше, чем у Д-10, и что снаружи от него практически не отличался. Главное различие пребывало в том, что командирская башенка у Д-11 была посильнее смещена к корме.

Бронетрактор Д-11 конструкции Н. И. Дыренкова на шасси трактора «Катерпиллер-60», 1931 год

Источник – armor.kiev.ua

Не считая этих двух автомобилей Дыренковым был создан десантный бронетрактор Д-14, вооруженный двумя пулеметами и четырьмя шаровыми установками в бортах под них и рассчитанный на перевозку 15 десантников. Дабы разместить десант, бронированный корпус Д-14 сделали посильнее вынесенным назад, чем у Д-10, почему было нужно усилить заднюю часть ходовой. В качестве шасси, как и при разработке Д-10, применяли трактор «Коммунар» модели З-90.

Бронирование корпуса было противопульным и противоосколочным толщиной 11 мм, крыши корпуса – 6 мм. Экипаж бронетрактора складывался из 2 командира: механика-и человек водителя, что в один момент был пулеметчиком.

Химический бронетрактор Д-15 кроме этого применял шасси трактора «Коммунар» и был вооружен двумя распылителями и двумя емкостями под отравляющие вещества количеством по 4 м3 любая. Так же как и у Д-14, в его корпусе пребывали четыре шаровые установки под два пулемета ДТ.

Десантный бронетрактор Д-14, 1931 год

Источник – shadow3d.org.ua

С 1 по 4 июня 1931 года на танковом полигоне в Кубинке проводились опробования всех четырех автомобилей, каковые стали причиной неутешительным выводам. Из-за множества инженерных просчетов автомобили были признаны негодными для применения в частях Красной армии. Двигатели бронетракторов перегревались, выхлопные газы попадали вовнутрь корпусов (отчего экипажи угорали), обзор с места механика-водителя был неудовлетворительный, а большая скорость по грунту составляла всего 5 км/ч.

К 7 июня все бронетракторы, проходившие опробования, вышли из строя. Их должны были отремонтировать и продолжить опробования, но Дыренков не внес в конструкцию бронетракторов предписанных рабочей группой трансформаций, и скоро от них вовсе отказались, признав проект бесперспективным. Химический Д-15 был собран уже по окончании того, как все остальные автомобили прошли опробования.

Он кроме того не покидал территории завода и был утилизирован вместе с остальными бронетракторами конструкции Дыренкова в конце 1932 года.

Десантный бронетрактор Д-14, 1931 год

Источник – shadow3d.org.ua

Параллельно с бронетракторами амбициозный конструктор-самоучка разрабатывал танк Д-4 на комбинированном гусенично-автомобильно-ЖД ходу, что, но, постигла та же будущее, что и Д-10, Д-11, Д-14 и Д-15 – его кроме того не допустили к прохождению опробований. В то время, когда стало ясно, что довести машину до какого-либо приемлемого результата нереально, Дыренков закинул Д-4, истратив предварительно на создание и проект прототипа около 1 млн рублей. Он взялся за создание нового танка Д-5, в то время, когда 1 декабря 1932 года его КБ было ликвидировано, а все проводимые им работы остановлены.

13 октября 1937 года Дыренкова арестовали, а 9 декабря приговорили к расстрелу за «участие в диверсионно-террористической организации». В данный же сутки решение суда выполнили на полигоне «Коммунарка» (Столичная область), где и похоронили тела расстрелянных. Из результатов всех его танковых и бронетракторных проектов до отечественного времени дошли лишь пара фотографий, часть которых представлена в данной статье.

трактор на взлете

Темы которые будут Вам интересны: