«Мирный советский трактор»: сау второго эшелона

18 июля 1929 года Реввоенсовет СССР (потом – РВС) решил о создании «Совокупности танко-автобронетанкового оружия Красной Армии методом насыщения ее танковыми и механизированными частями». 22 ноября того же года приказом РВС было создано Управление по механизации и моторизации РККА (потом – УММ), которому поручалась организация работ по созданию военной техники для всех родов армий. В УММ были сконцентрированы все инженерные кадры и целый использования бронетехники и скудный опыт конструирования, какой лишь мог быть в юный стране, совсем сравнительно не так давно пережившей разрушительную и кровавую Гражданскую войну.

Денег, выделяемых на создание новых оружий, хронически не хватало, а угроза войны всегда висела над страной, исходя из этого требовалось отыскать стремительный и недорогой метод обеспечения армий самоходной артиллерией. Опыт применения трофейных белых САУ (созданных на базе американских и английских тракторов), каковые были отбиты у белых на Кубани весной 1920 года, был хорошим. Вследствие этого было решено создать личные САУ на базе отечественных тракторов.

2 октября 1930 года РВС принял «Распоряжение об умелой совокупности бронетанкового оружия в части самоходных артиллерийских установок». До 1 октября 1931 года последовательность советских фирм должны были создать около двадцати разных прототипов САУ. В их число входили и САУ второго эшелона на шасси гражданских тракторов.

В качестве шасси для новых самоходок был выбран коммунистический аналог германского трактора Hanomag WD-50 – «Коммунар» З-90 производства Харьковского паровозного завода (потом – ХПЗ). Разработкой тракторной САУ занималось танковое производство ленинградского завода «Коммунист» совместно с армейским складом №60, пребывавшим в Брянске. По сути, данный склад являлся номерным заводом, создававшим броневагоны, бронепоезда и бронедрезины.

«Мирный советский трактор»: сау второго эшелона

Трактор «Коммунар»

Источник – morozov.com.ua

На тракторе «Коммунар» З-90 был установлен бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 90 л.с. Трактор весил 8,5 тысячь киллограм и мог перевозить до 2 тысячь киллограм и тащить в прицепе до 6 тысячь киллограм груза. «Коммунар» имел трехскоростную коробку передач плюс одну заднюю скорость и мог развивать скорость от 3,9 до 15,2 км/ч при запасе хода 150 км.

При изготовлении прототипа САУ была усилена рама гусениц трактора, дабы она имела возможность выдержать дополнительную нагрузку. Сидение водителя было перемещено вперед, а крепление бензобака, расположенное в задней части трактора, – демонтировано.

На месте сидения в средней части танка была смонтирована орудийная тумба вместе с 76,2-мм дивизионным орудием примера 1902 года, а бензобак перенесли в переднюю часть трактора, прикрепив его сбоку от двигателя над гусеничной полкой, дабы он не мешал орудию. Для опробований на умелом примере запланированный 10-мм бронещит для САУ изготовили не из бронированного металлического страницы, а из конструкционной стали.

Самоходная артиллерийская установка СУ-2. Надпись на борту: «Войны мы не желаем, но дать отпор готовы»

Источник – morozov.com.ua

Боекомплект орудия составлял 200 снарядов и, по плану проектантов, должен был перевозиться в буксируемой позади тележке.

САУ СУ-2 – вид спереди. Прекрасно виден бензобак, смонтированный сбоку

Источник – morozov.com.ua

Опробования самоходки проводили с 12 по 16 октября 1931 года в Брянске на базе «склада» №60. СУ-2 с экипажем в пять человек прошла 35 км и произвела 39 выстрелов. САУ развивала среднюю скорость 12 км/ч, что в то время считалось в полной мере достаточным. В целом, техкомиссия УММ признала опробования удовлетворительными, но предстоящего развития этот проект не взял.

Вероятнее, с целью экономии народного хозяйства было решено применять тракторы на полях, а при объявления войны – мобилизовать их в части Красной Армии для буксировки тяжелой артиллерии второго эшелона. По крайней мере, как раз такая схема должна была сработать летом 1941 года, но замысел мобилизации техники был выполнен лишь частично по обстоятельству стремительного продвижения танковых групп Вермахта. Но это будет позже.

Пока же на ленинградском заводе «Коммунист» параллельно с СУ-2 создавалась САУ СУ-5 (не путать с СУ-5, созданной в первой половине 30-ых годов XX века заводом №185 на базе шасси танка Т-28). В роли шасси для данной самоходки кроме этого употреблялся трактор «Коммунар» З-90, но вместо 76,2-мм дивизионного орудия на нее устанавливалось зенитное орудие того же калибра – пушка примера 1914/15 годов совокупности Тарновского-Лендера.

Для устойчивости при стрельбе машину снабдили четырьмя откидными упорами, одновременно с этим бронирование данной САУ не предусматривалось. Машина была закончена весной 1932 года, тогда же совершили и ее опробования, но в серию она не отправилась по многим причинам.

76,2-мм зенитное орудие примера 1914/15 годов совокупности Тарновского-Лендера.

Как раз его устанавливали на самоходки СУ-5

Источник – oruzhie-pobedi.blogspot.com

Во-первых, серийное производство тракторов «Коммунар» было завершено в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Во-вторых, трактор был признан не хватает мобильным средством для зенитной артсистемы. В-третьих, в первой половине 30-ых годов двадцатого века на вооружение Красной Армии в качестве главного было принято 76-мм зенитное орудие, созданное на базе германской 7,5-см зенитной пушки германской компании Rheinmetall.

САУ СУ-2 с механиком-наводчиком и водителем. Бронированный щит демонтирован

Источник – morozov.com.ua

Прототипы самоходок СУ-2 и СУ-5 были разобраны, и до начала ВОВ к созданию САУ на базе гражданских тракторов советские инженеры не возвращались. Но опыт, купленный танковым производством и танковым КБ завода «Коммунист», каковые позднее выделились в отдельные фабрики №174 и №185, был востребованным при создании вторых самоходных установок уже на особых шасси.

САУ СУ-2 – вид позади. На фото не видно, что на правом борту автомобили написано: «Да здравствует всемирный ОКТЯБРЬ»

Источник – armor.kiev.ua

Коммунистический трактор

Темы которые будут Вам интересны: