«Мирный советский трактор»: на защите одессы и балтики

Летом 1941 года обстановку на Южном и Юго-Западном фронтах ВОВ возможно было с полным правом назвать критической. В огромном танковом сражении, развернувшемся в треугольнике между украинскими городами Дубно, Ровно и Броды, была утрачена большинство техники механизированных корпусов Юго-Западного фронта, в которых была сконцентрирована добрая половина советских танков, собранных на западной границе. В число потерянных автомобилей входили практически все танки последних моделей: Т-34, КВ-1, КВ-2.

Первые два года войны руководство Красной Армии всегда сталкивалось с вопросом нейтрализации танков пополнения и противника собственных поредевших бронетанковых армий.

4 августа 4-я румынская армия подошла к Одессе. Приморская несколько армий Южного фронта (потом – ЮФ) достаточно удачно сражалась на своем участке, но севернее, на участке Юго-Западного фронта (потом – ЮЗФ), обстановка складывалась катастрофическая. 12-я и 6-я армии ЮЗФ попали в «Уманский котел» и были полностью уничтожены.

Из Приморской группы армий была организована Приморская армия (потом – ПА), оставшаяся оборонять Одессу, остальные же части ЮФ отошли на восток, наряду с этим сообщение ПА с остальными силами Красной Армии осуществлялось лишь по морю.

В это же время соперник наступал , применяя собственный численное преимущество. 10 августа ПА вела битвы на дальних подступах к городу, а 13 августа румынские армии всецело блокировали город с суши. 19 августа из армий, оборонявших Одессу, был создан Одесский оборонительный район.

Защитникам города безотлагательно требовалась военная техника, но ее не было. Основной инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов внес предложение частично решить вопрос, защитив броней сельскохозяйственные тракторы и установив на них оружие.

Завод имел опыт ремонта военной техники, поскольку на нем уже восстанавливались подбитые танкетки Т-27, танки Т-26, БТ-5 и БТ-7.На роль шасси был выбран самый массовый довоенный трактор – СХТЗ-НАТИ производства Сталинградского и Харьковского тракторного фабрик, оснащенный керосиновым карбюраторным четырехцилиндровым двигателем мощностью 52 л.с. Для бронирования трактора употреблялись 8–10-мм страницы корабельной стали, забранные из складских запасов Одесского судоремонтного завода им.

Андре Марти. Для понижения пробиваемости броня делалась комбинированной – между двумя страницами стали прокладывался 10-мм слой резины либо 20-мм слой доски. В следствии данной нехитрой операции прочность брони вырастала в разы. Корпуса бронетракторов производились на заводе им.

Октябрьской Революции.

«Мирный советский трактор»: на защите одессы и балтики

Ремонт танков БТ-5 и БТ-7 на заводе им. Январского восстания

Источник – wwwar.ru

Трактор СХТЗ-НАТИ и буксируемый им комбайн «Сталинец-6» на уборке зерновых

Источник – htz.autohistory.su

На кое-какие бронетракторы устанавливались оставшиеся целыми башни, снятые с подбитых танков, погоны под эти башни изготавливали в трамвайных мастерских. На часть автомобилей устанавливались самодельные башни, еще часть производилась совсем без башен. Кроме завода им. Январского восстания сборку бронетракторов создавали Завод и №1 Судоремонтный завод им.

Красной гвардии.

Оружие бронетракторов было очень разнообразным, но значительно чаще складывалось из двух пулеметов. Наряду с этим употреблялись пулеметы разных марок – от «Максимов», ДШК и ДТ-29 до трофейных МГ-34 и других, добытых в битвах либо снятых со сбитых самолетов. На часть автомобилей были установлены 45-мм противотанковые орудия либо же трофейные 37-мм либо 47-мм пушки.

На нескольких бронетракторах установили траншейные дальнеструйные огнеметы, изготовлявшиеся из переделанных баллонов для автоматов с газировкой .Так как орудий для установки на бронетракторы не хватало, часть автомобилей, с целью устрашения соперника, оснастили муляжами пушек. Для того же психотерапевтического результата стволы орудий малого калибра наращивались, дабы создать иллюзию пушек большего калибра.

Траншейный дальнеструйный огнемет конструкции

военинженера 3-го ранга Лощенко

Источник – 73.odessa.ua

К концу августа были изготовлены три первые автомобили. К 14 сентября их количество возросло до тридцати одной, плюс к бронированию были подготовлены еще 15 тракторов. По разным оценкам, всего за время обороны Одессы (73 дня) фирмами города было произведено от 50 до 60 бронетракторов.

Несколько готовых бронетракторов покидает завод им. Январского восстания

Источник – milday.ru

13 сентября в районе села Великий Дальник Южного сектора обороны 20 бронетракторов принимали участие в ночной атаке на позиции румынской армии. Они пошли в наступление ночью, неожиданно, без артподготовки с включенными сиренами и фарами, под сопровождение пулеметных очередей. Эту какофонию усиливал грохот, что раздавался при перемещении бронетракторов.

рабочие и Матросы завода им. Январского восстания осматривают готовый НИ-1 с башней от двухбашенного танка Т-26

Источник – zugunder.com

Не выдержав для того чтобы психотерапевтического действия, румынские воины в панике покинули собственные траншеи. Затем с легкой руки остроумных жителей Одессы «танк» взял шуточный индекс НИ-1 – «на испуг». Бронетракторы внесли большой вклад в успешную оборону города, которая была прекращена лишь в связи с вынужденной эвакуацией и блокированием Севастополя Приморской армии в Крым.

Бронетракторы из Одессы не эвакуировали, и они достались румынам, каковые применяли часть из них для обучения собственных расчётов средств и танковых экипажей противотанковой обороны.

Башня от двухбашенного танка Т-26 на бронетракторе НИ-1

Источник – armchairgeneral.com

Независимо от жителей Одессы к идее бронирования тракторов обратились в другом уголке СССР – на островах Моонзундского архипелага (на данный момент – территория Эстонии), где гарнизоны Красной армии оборонялись до 22 октября 1941 года. В августе на острове Эзель (Сааремаа) в Курессаарском ремесленном училище под управлением мастеров Хельги и Оясауна был изготовлен первый бронетрактор.

Любопытно, что независимо от своих одесских сотрудников эстонские изобретатели пришли к тем же инженерным ответам. Для бронирования были выбраны все те же тракторы СХТЗ-НАТИ, каковые кроме этого покрывались комбинированной броней. Отличие состояло только в том, что вместо древесины либо резины для прослойки между 6-мм металлическими страницами употреблялся 30–40-мм слой цемента.

На островах не было подходящего оборудования, дабы изготовить погоны для вращающихся башен, исходя из этого их сделали неподвижными, четырехгранными с амбразурами (на каждой грани), через каковые возможно было вести пламя из стрелкового оружия. Экипаж для того чтобы бронетрактора складывался из трех человек. Всего за период с августа по сентябрь 1941 года в Курессаарском ремесленном училище были изготовлены три таких автомобили.

5 октября Эзель пал, а все бронетрактора были либо стёрты с лица земли огнем соперника (точно известно о смерти одной автомобили), либо забраны им в качестве трофеев.

Еще два бронетрактора были сконструированы на острове Даго (Хийумаа). Как мы знаем, что они обшивались 3-мм страницами железа, между которыми прокладывалась резина использованных автомобильных покрышек. В качестве оружия сверху на тракторах устанавливались станковые пулеметы.

Важным за создание бронетракторов гарнизона острова Даго был назначен военком 1-й роты 1-го батальона 156-го стрелкового полка политрук П. П. Прохоров.

Защита Даго длилась с 12 по 22 октября, по окончании чего последние шестьдесят его защитников были эвакуированы на полуостров Ханко. В соответствии с боевым донесениям гарнизона, оба бронетрактора принимали участие в обороне острова и были стёрты с лица земли в битвах огнем германских противотанковых ружей.

Так, ни один «моонзундский трактор» до наших дней не сохранился, а бронетракторов НИ-1 сохранилось как минимум два (один из которых находится на постаменте около одесского завода им. Январского восстания, а второй – в экспозиции Мемориала смелой обороны Одессы), но существуют подозрения, что это более поздние имитации. Кроме этого по одному бронетрактору выставляется в экспозициях музеев в Москве и Киеве, но и их аутентичность подвергается сомнению.

Бронетрактор НИ-1, вооруженный 20-мм зенитным орудием, в экспозиции под открытым небом Национального музея ВОВ (Киев) – быть может, послевоенная реконструкция

Источник – obana.at.ua

песня Сталин это имя штурмовое и отечественный гений Новинка бард Exclusive

Темы которые будут Вам интересны: