«Мирный советский трактор»: лебединая песня бронетракторостроения в ссср

В первоначальный месяц ВОВ СССР утратил практически всю собственную военную технику, пребывавшую на западной границе (около 10 000 бронемашин, танков и танкеток). Для пополнения бронетанковых сил Красной Армии 20 июля 1941 года Государственный обороный комитет СССР (потом – ГКО) принял распоряжение №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». В соответствии с одному из пунктов этого документа Харьковский (потом – ХТЗ) и Сталинградский (потом – СТЗ) тракторный фабрики обязывались наладить работу по серийному производству бронетракторов.

Проектные работы над созданием будущего бронетрактора было решено развернуть на ХТЗ.Бронетракторы должны были стать побочной продукцией ХТЗ, тогда как основной планировалось сделать танки Т-60, выпуск которых заводу еще предстояло освоить. Для ускорения работ в Харьков из танкового отдела столичного Научно-исследовательского тракторного университета (потом – НАТИ) откомандировали группу конструкторов, призванных оказать помощь харьковским инженерам стремительнее создать проект бронирования будущей автомобили и подобрать ей подходящее шасси. В соответствии с проектной заявке на нее предстояло установить 45-мм противотанковую пушку примера 1932/38 годов (20К) и пулемет ДТ калибра 7,62 мм примера 1929 года.

«Мирный советский трактор»: лебединая песня бронетракторостроения в ссср

Завод ХТЗ до войны

Источник – vlasenko.at.ua

Уже в первых числах Августа 1941 года было создано три прототипа бронированных автомобилей на шасси двух тракторов: СХТЗ-НАТИ (он же СТЗ-3 и АСТЗ-НАТИ) и СТЗ-5. Первой разработкой стал бронетрактор 1ТМВ на базе шасси трактора СТЗ-5 – конструкторы НАТИ создали его перед самой поездкой в Харьков и привезли уже готовые чертежи. 1ТМВ воображал собой трактор, вооруженный 37-мм полуавтоматическим орудием, но для серийного производства эту разработку не известно почему посчитали неподходящей.

Как и инженеры Одесского завода имени Январского восстания, каковые практически одвременно с этим создавали бронетракторы для обороны Одессы, и мастера с Моонзундских островов, сделавшие пять «эрзац-САУ» для советских гарнизонов на Балтике, столичные и харьковские инженеры на роль шасси для собственного бронетрактора выбрали все тот же СХТЗ-НАТИ.

Артиллерийский тягач – трактор СТЗ-3

Источник – mashtab-ekb.ru

Эта гусеничная машина с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. с 11 июля 1937 года выпускалась на СТЗ. В конце 1937 года кроме сельскохозяйственного варианта трактора был создан транспортный, главным назначением которого было исполнение роли артиллерийского тягача. Перед войной его производили и на ХТЗ, а по окончании войны – на Алтайском тракторном заводе, созданном на базе мощностей, эвакуированных из Харькова.

Бронетрактор имел клепано-сварной корпус с противопульным бронированием, что устанавливался по окончании демонтажа «гражданской» кабины. Корпус складывался из боевой рубки и бронирования двигателя, наряду с этим толщина лобовых бронепластин достигала 25 мм, крыши рубки – 5 мм, остальных бронеплит – 10 мм. Пушка размещалась конкретно в корпусе, исходя из этого бронетрактор, взявший индекс ХТЗ-16 (в некоторых документах он обозначался как Т-16 (ХТЗ)), можно считать скорее суррогатной САУ, чем танком.

Никаких амбразур для пулемета в корпусе предусмотрено не было, и его перевозили в боевой рубке вместе с боезапасом.

Правильная численность экипажа ХТЗ-16 малоизвестна. Вероятнее, он складывался из трех человек – механика-водителя, начальника (он же наводчик) и заряжающего. Большему экипажу разместиться в тесной боевой рубки было бы затруднительно.

Подбитый бронетрактор ХТЗ-16, лишившийся гусениц

Источник – armchairgeneral.com

Для обслуживания двигателя по бортам бронетрактора были сделаны громадные прямоугольные люки. В правом борту была смонтирована дверь, через которую экипаж попадал вовнутрь автомобили. Для экстренной эвакуации экипажа в задней части боевой рубки была сделана еще одна бронированная дверь.

По окончании приемки прототипа в последних числах Августа 1941 года Народный комиссариат танковой индустрии разработал замыслы производства автомобилей до октября 1941 года: для СТЗ – 500 штук, а для ХТЗ – 750 штук. Но СТЗ сейчас лишь освоил серийное производство новых танков Т-34, каковые были очень нужны фронту, исходя из этого от идеи выпуска бронетракторов на нем отказались, и единственным заводом, что обязали серийно производить ХТЗ-16, остался ХТЗ.

С первых же дней производства стало известно, что замысел в 750 бронетракторов завод выполнить не сможет по независящим от него обстоятельствам. Бронекорпуса должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (потом – НКМЗ), что, со своей стороны, должен был приобретать прокат с Мариупольского металлургического комбината. Но тот был завален заказами по поставке брони для других видов бронированных автомобилей и не успевал выполнить в срок заказ на бронеплиты для харьковских бронетракторов.

В следствии к 9 октября, в то время, когда началась эвакуация НКМЗ, он успел поставить на ХТЗ только примерно сто наборов бронекорпусов. Правильных информации о численности изготовленных ХТЗ-16 нет, поскольку соответствующие документы либо затерялись при эвакуации, либо погибли при штурме Харькова немцами. Принято вычислять, что всего было выпущено от 50 до 70 этих автомобилей.

Еще 809 готовых шасси ожидали брони и установки вооружения, но так этого и не дождались. 18 сентября 1941 года началась эвакуация ХТЗ на Алтай, а уже 20 октября германская армия приблизились к Харькову, исходя из этого эвакуировать целый запас шасси и бронекорпусов не удалось.

Не обращая внимания на эвакуацию ХТЗ, от идеи производства «эрзац-САУ» не отказались. 16 сентября 1941 года нарком танковой индустрии В. А. Малышев приказом №8сс обязывал СТЗ наладить массовое производство бронетракторов. Но сталинградцы выполнить данный приказ не смогли, поскольку все мощности завода были заняты выпуском танков Т-34.

Однако, какое-то количество ХТЗ-16 они успели выпустить, но правильное число изготовленных автомобилей неизвестно. Предположительно их было произведено около тридцати штук. Быть может, при сборке ХТЗ-16 употреблялись бронекорпуса и тракторы, каковые все-таки удалось эвакуировать из Харькова.

ХТЗ-16 около ЦУМа, Харьков, октябрь 1941 года

Источник – waralbum.ru

Мало точной информации и об применении бронетракторов ХТЗ-16 в военных действиях. Как мы знаем, что от десяти до двадцати этих автомобилей участвовали в обороне Полтавы, где скоро были утрачены. Еще 10 бронетракторов принимали участие в битвах недалеко от Брянска. Часть ХТЗ-16 сражалась на подступах к Харькову, и вдобавок 13 вошли в сводный бронебатальон, сражавшийся в самом городе.

Все эти автомобили кроме этого погибли в битвах. Что же касается бронетракторов производства СТЗ, то об их участии в военных действиях автору ничего не известно.

Два члена экипажа ХТЗ-16 сдаются в плен, 1941 год

Источник – acemodel.com.ua

ХТЗ-16, кинутый на дороге к Харькову, октябрь 1941 года

Источник – ebay.de

Подбитый и сгоревший ХТЗ-16 со сгоревшим участником экипажа, Харьков, октябрь 1941 года

Источник – waralbum.ru

Первые трактора СССР.История тракторов СССР [АВТО СССР]

Темы которые будут Вам интересны: