«Мирный советский трактор»: «красные» против «белых»

С приходом к власти коммунистов все российские бронетракторы числом двух штук (самодвигатели конструкции полковника Гулькевича) были поставлены на работу Революции. «Илья Муромец», переименованный в «Красный Петроград», защищал Смольный дворец в критические моменты Октябрьского переворота, а «Ахтырец» 29 октября 1917 года был послан в Москву, где вместе с несколькими бронеавтомобилями принимал участие в утверждении власти Советов. 1–2 ноября он сражался против юнкеров, оставшихся верными Временному правительству – под прикрытием его огня бойцы Красной гвардии сражались на Кудринской площади, Новинском проспекте, улицах Бронной и Поварской.

«Мирный советский трактор»: «красные» против «белых»

Бронетрактор «Красный Петроград» защищает Смольный дворец. Ноябрь 1917 года

Источник – bronetechnikamira.ru

Бронетрактор «Ахтырец» на улице Москвы, 4 ноября 1917 года

Источник – vadimvswar.narod.ru

В сентябре 1918 года бронетрактор «Ахтырец» был переброшен в Казань, где его включили в состав 3-го автобронеотряда Красной Армии. С осени 1918 до конца 1919 года он сражался с армиями Колчака на Восточном фронте, а в январе 1920 года прибыл для ремонта в Москву. «Красный Петроград» на протяжении Гражданской войны пребывал в резерве Красной Армии. В 1922–23 годах оба самодвигателя были посланы на переплавку.

На протяжении Гражданской войны бронетракторы находились на вооружении не только у коммунистов, но и у Добровольческой армии. Столкнувшись с острой дефицитом оружий, белое руководство энергично искало источники их пополнения. Не была покинута без внимания и возможность переделки в бронетракторы имевшихся у Армии Юга России (потом – ВСЮР) гусеничных и полугусеничных вездеходов американского производства, применяемых в качестве артиллерийских тягачей.

С августа 1918 года на судостроительных фирмах Новороссийска, контролируемого Добровольческой армией, начинаются работы по бронированию двух полугусеничных автомобилей производства американской компании «Буллок-Ломбард». Одну такую машину бронировали и комплектовали на предприятии «Судосталь», вторую – на так именуемом Ревельском заводе (сейчас это завод «Красный двигатель»).

Судостроительный завод акционерной компании «Беккер и К°» в последних месяцах 1917 был эвакуирован в Новороссийск из Ревеля в связи с приближением к последнему линии фронта. На новом месте он разместился в двух маленьких корпусах бывшего механического завода предприятия «Мюллер, Лямпе и К°».

В феврале 1919 года два бронетрактора на базе «Буллок-Ломбард» с личными именами «Доблестный лабинец» и «Генерал Улагай» поступили на вооружение Добровольческой армии.

Бронетрактор ВСЮР марки «Буллок-Ломбард» на полевых опробованиях весной 1919 года

Источник – aviarmor.net

Компоновка белых бронетракторов во многом повторяла схему, употреблявшуюся при производстве самодвигателей полковника Н. А. Гулькевича. Это наводит на идея о том, что создатели новороссийских бронемашин, быть может, были привычны с опытом петербургских «самодвигателестроителей». Как и трактора марки «Эллис-Чалмерс», «Доблестный лабинец» и «Генерал Улагай» были полугусеничными тягачами с направляющими колесами.

Наряду с этим колеса автомобилей были усилены – вместо спиц на них установили целые железные диски.

Силовая установка трактора представляла собой 100-сильный 6-цилиндровый бензиновый двигатель. Любой бронетрактор вооружался пятью пулеметами «Максим», два из которых размещались в башенке на крыше, два – в бортовых спонсонах, и один – в кормовом отсеке. Как и самодвигатели Гулькевича, тракторы «Буллок-Ломбард» должны были идти в наступление задним ходом.

Позднее на Ревельском заводе был изготовлен еще один бронетрактор, взявший имя «Астраханец». Точной информации о его шасси и оружии нет. Вероятнее, в этом случае опять употреблялся трактор «Буллок-Ломбард», и третий экземпляр бронетрактора всецело повторял компоновку двух собственных предшественников.

Предположительно бронетрактор ВСЮР «Астраханец» на территории Ревельского завода, весна 1919 года

Источник – aviarmor.net

Как мы знаем, что «Астраханец» прибыл в Новочеркасск 1 апреля 1919 года для пополнения бронесил 3-й Донской армии ВСЮР. Устроенные полевые опробования продемонстрировали, что машина к эксплуатации негодна. Начальник штаба 3-й армии полковник А. В. Говоров 2 апреля 1919 года разразился гневной телефонограммой в адрес руководства ВСЮР, пребывавшего в Екатеринодаре: «Отправленный в армию броневик «Астраханец» был негодным для действий.

Совершённое опробование дало плачевные результаты: по окончании 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению начальника броневика, опробования ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже загружённым на платформу с приказанием отправляться как возможно стремительнее, в следствии – бесцельный проезд в том направлении и обратно и утрата времени на исправление.

В общем, хорошая мысль применения тракторов и никуда не преступная небрежность и годное выполнение лиц, конкретно отправляющих ко мне броневик. Трактор приказано опять загрузить и послать обратно».

Бронетрактор был возвращен заводу-изготовителю для «доводки». О предстоящем его применении армией ВСЮР ничего не известно.

Два вторых бронетрактора «Буллок-Ломбард» поступили на вооружение 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона ВСЮР и деятельно сражались в составе 2-го Кубанского казачьего корпуса. Но в последних месяцах 1919 в связи с неспециализированным отступлением белых частей все три бронетрактора, включая «Астраханец», появились в числе трофеев Красной Армии. Пригодными к применению были признаны лишь два из них.

Эти автомобили были отремонтированы и сражались в частях РККА до полного окончания военных действий в европейской части России. Затем они пребывали на вооружении Красной Армии до 1922–23 годов, в то время, когда были посланы на переплавку.

Трофейный бронетрактор Красной армии «Буллок-Ломбард» на ремонтном предприятии в Москве, 1920 год

Источник – armor.kiev.ua

Не считая бронетракторов на базе тягачей «Буллок-Ломбард» для потребностей ВСЮР было создано и пара САУ, каковые изготавливались на заводе «Неф-Вильде» в Таганроге. На тракторы устанавливались 120-мм морские орудия совокупности Канэ (производившиеся в Российской Федерации по лицензии) с бронированными щитками, защищавшими экипаж автомобили от осколков и пуль. Правильное количество произведенных САУ неизвестно, а на фотографиях того времени в один момент присутствует не более двух этих автомобилей.

Но как мы знаем, что все произведенные САУ в начале 1919 года поступили на вооружение 6-го тракторного дивизиона Морской тяжелой артиллерии (МТА) Донской армии, формированием которой ведал адмирал И. А. Кононов. Наряду с этим в каждом дивизионе МТА по штату числилось две батареи по два орудия. Не был исключением и 6-й тракторный дивизион, исходя из этого количество произведенных САУ в полной мере имело возможность составлять четыре единицы.

По некоторым данным одна либо две из них были созданы на базе тракторов производства компании «Клейтон и Шатллворс».

120-мм САУ на базе трактора «Буллок-Ломбард» 6-го тракторного дивизиона Морской

тяжелой артиллерии Донской армии, 1919 год

Источник – ru.wikipedia.org

Весной 1920 года Белая армия была вынуждена покинуть Таманский полуостров и, покинув все тяжелое оружие, лошадей, больных, раненых и беженцев, эвакуироваться в Крым. В числе всего другого в распоряжение Красной Армии попали и белые САУ на тракторном ходу. Они были зачислены в 34-й сводный гаубичный дивизион 9-й Кубанской армии.

Одна батарея этих самоходок была утрачена при отражении десанта генерала Улагая, что белое руководство высадило на Кубани 14 августа 1920 года. В ночь с 17 на 18 августа 1920 года около станции Новоджерелиевской части Кавказского фронта Красной Армии попали в своевременное окружение, при выходе из которого утратили 12 орудий, среди которых была и батарея САУ. Белогвардейцам данный успех не помог – к 9 сентября их десант был разбит, а его остатки были эвакуированы с полуострова.

Будущее же остальных трофейных САУ автору малоизвестна.

Не считая тракторов «Буллок-Ломбард» для бронетракторов инженеры ВСЮР применяли трактор производства британской компании «Клейтон и Шатллворс» примера 1916 года. Его компоновка отличалась от американского трактора наличием только одного ведущего колеса, и по внешнему виду эта машина более всего была похожим привычный нам трактор. Ее 6-цилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения с верхним размещением клапанов владел мощностью в 100 л.с. и заводился при помощи пусковой рукоятки.

Трактор компании «Клейтон и Шатллворс» примера 1916 года

Источник – cogentesque.wordpress.com

Экипаж автомобили включал в себя 11 человек, и она была вооружена 76,2-мм орудием и 6-ю пулеметами «Максим», каковые вели пламя через амбразуры в корпусе. На вооружение ВСЮР машина поступила в апреле 1919 года, по окончании чего ей было присвоено личное имя «Полковник Безмолитвенный». Но полевые опробования бронетрактора продемонстрировали, что он владеет нехорошими ходовыми чертями, исходя из этого в будущем его применяли для обучения экипажей танков и солдат из противотанковых частей.

Судьба данной автомобили авторам малоизвестна.

Бронетрактор «Полковник Безмолитвенный»

Источник – wikimedia.org

СБОРНИК ЕДЕТ светло синий ТРАКТОР из 12 песен мультиков детей малышей — машинки овощи алфавит экскаватор

Темы которые будут Вам интересны: