Межвоенный долгожитель

Отправившийся в серию в первой половине 20-ых годов двадцатого века Light Tank Mk.I, позднее переименованный в Medium Tank Mk.I, стал значимой вехой в истории не только английского, но и мирового танкостроения. Владевший хорошей для собственного времени хорошим вооружением и манёвренностью, данный танк стал законодателем мод на всю вторую половину 20-х годов. Однако, век самого Medium Tank Mk.I был недолог.

Два года спустя в производстве его поменяла машина, которая была самым массовым средним танком 20-х годов — Medium Tank Mk.II.

Эволюционный способ

Эксплуатация Medium Tank Mk.I распознала как хорошие, так и отрицательные стороны военной машины. Её ходовая часть была в полной мере успешной, но с одним значительным недочётом. Перекочевала она с транспортёра, что вряд ли через чур довольно часто был бы на передовой.

А при применении на танке торчащие наружу элементы подвески становились хорошей мишенью для вражеской пехоты, которая имела возможность поражать их любыми, кроме того не противотанковыми, средствами. Существовали претензии и к размещению механика-водителя, в секторе обзора которого была широкая «мёртвая территория». А также 3-фунтовая (47-мм) пушка кроме этого прекратила удовлетворять военных.

Не смотря на то, что в этом случае, скорее, обращение шла о работе на возможность, потому, что мощности имевшегося орудия было достаточно для борьбы с подавляющим большинством тогдашних боевых автомобилей.

Межвоенный долгожитель

Проработки по теме глубокой модернизации Light Tank Mk.I начались ещё в первой половине 20-ых годов двадцатого века, а годом позднее они увенчались договором на выпуск 58 автомобилей, взявших индекс Light Tank Mk.II. Такое наименование, но, продержалось недолго, и в историю эти танки вошли под обозначением Medium Tank Mk.II. Как и при с Medium Tank Mk.I, заказ на их производство был поделён между двумя производителями.

Танки с WD-номерами T.61–T.95 изготовлялись силами Королевского Арсенала в Вулвиче (ROF Woolwich). Компании Vickers Limited досталась меньшинство договора — автомобили с WD-номерами с T.96 по T.118.

Medium Tank Mk.II первой серии, машина производства ROF Woolwich

Первые серийные Medium Tank Mk.II стали поступать в армии в 1925 году. По большей части башни и конфигурация корпуса, общая конструкция и двигатель ходовой части на них остались без трансформаций. Бронирование кроме этого осталось на уровне предшественника: как и у Medium Tank Mk.IA, толщина брони оставляла от 6,35 до 8 мм.

Первым значительным отличием новых автомобилей, которое сходу кидается в глаза, стала защита ходовой части. Сама подвеска осталась без трансформаций, но сейчас она прикрывалась откидными экранами. С одной стороны, это защитило элементы ходовой части от вражеского огня.

Иначе, в условиях распутья показался риск забить ходовую часть грязью. А если бы эксплуатация проходила в условиях околонулевых температур, забившаяся между экранами и ходовой частью и замёрзшая грязь имела возможность танк обездвижить. Но, в боевых условиях проверить эту возможность так и не довелось.

Данный же танк с правого борта

Значительным переделкам подверглась и передняя часть корпуса. Верхний лобовой лист недалеко от отделения управления установили под громадным углом, а рубку механика-водителя немного подняли до отметки крыши корпуса. Углы склонения орудия от этого не ухудшились, но обзор с места механика-водителя заметно улучшился.

Переработке подверглась и крыша моторного отделения, угол наклона которой кроме этого вырос. За счёт этого количество отделения увеличился. Вместо люка слева по ходу перемещения показался короб совокупности вентиляции, ещё один воздухозаборник был установлен с правого борта рядом с отделением управления.

Оружие по большей части осталось тем же, что и на Medium Tank Mk.IA, за исключением пушки. Вместо OQF 3-pdr Mk.I с длиной ствола 32 калибра на Vickers создали модификацию с увеличенной до 40 калибра длиной ствола. Она отправилась в серию под индексом OQF 3-pdr Mk.II и устанавливалась на новые танки.

По окончании всех переделок масса военной машины выросла до 13,1 тысячь киллограм, но на динамических чертях это фактически не отразилось.

Экспериментальная установка сбрасываемого моста, 1926 год

Стоит подчернуть, что запуск в серию Medium Tank Mk.II парадоксальным образом был шагом не только вперёд, но и назад. Дело в том, что башни этих танков имели всего по 3 ролика на погон, тогда как Medium Tank Mk.IA взяли уже по 6 роликов. Помимо этого, на танки производства как ROF Woolwich, так и Vickers ставили траки No.9 link track, каковые не хорошо себя зарекомендовали. Не изменились и шаровые установки башенных пулемётов Hotchkiss, каковые на Medium Tank Mk.IA уже переделали.

По какой причине на Medium Tank Mk.II перекочевали ветхие ответы, неизвестно.

Тестовая площадка

По документам неспециализированный количество первой партии Medium Tank Mk.II позднее был расширен до 96 автомобилей (с T.61 по T.156). С громадной долей возможности производителям всецело «закрыть» выделенный под эти танки промежуток номеров Армейского министерства не удалось. В данный же промежуток очевидно вошли и автомобили, каковые Vickers изготовил на экспорт (о них чуть позднее). Заказ на 1925 год составил 19 танков, из них 12 выпустил ROF Woolwich и 7 (включая командирский танк) — Vickers. Во второй половине 20-ых годов XX века было заказано ещё 25 танков (17 ROF Woolwich и 8 Vickers).

Наряду с этим для Medium Tank Mk.II был выделен дополнительный промежуток WD-номеров с T.192 по T.224, и с T.363 по T.365.

Один из двух выстроенных Medium Mk.II Box Tank

Во второй половине 20-ых годов XX века один из танков данной модели принимал участие в опытах, которые связаны с военно-инженерным оборудованием. На него установили сбрасываемый мост для преодоления препятствий. В том же году его испытали на учениях, "Наверное," не совсем удачно, и идею 18 Foot Bridge Carrier закинули.

Значительно дальше отправился второй опыт. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века танк с серийным номером T.198 был переделан в командирский танк, узнаваемый под индексом Medium Mk.II Box Tank. Это наименование (box — «коробка») идеально соответствовало тому, что в итоге оказалось.

Вместо башни и боевого отделения на танке была смонтирована громадная коробчатая конструкция, по периметру которой поставили шаровые установки пулемётов Vickers. В пребывала радиостанция, и штабное оборудование. Оказавшаяся командирская машина так понравилась британским армейским, что они заказали ещё одну.

Танк с WD-номером T.236 был изготовлен с нуля с шасси, соответствующим модификации Medium Tank Mk.II*. Предполагался заказ ещё четырёх Medium Mk.II Box Tank, и под них кроме того были зарезервированы WD-номера T.349–T.352. Но из-за разразившихся во второй половине 20-ых годов XX века «великого танкового скандала» и глобального экономического кризиса их так и не выстроили.

Medium Tank Mk.IIA. Машина с WD-номером T.427 была последним танком этого типа, поставленным в британскую армию

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века английские армейские разместили заказ на модернизированный вариант танка, взявший обозначение Medium Tank Mk.IIA. Во многом он перекликался с Medium Tank Mk.IA*. Во-первых, вместо не самых надёжных по конструкции траков No.9 link track установили более успешные No.3 link track. Во-вторых, от башенных пулемётов Hotchkiss отказались, покинув вместо них один пулемёт Vickers, спаренный с пушкой. В-третьих, для дополнительной защиты вентилятора был установлен бронированный кожух.

В-четвёртых, как и Medium Tank Mk.IA*, танк взял командирскую башенку, известную под прозвищем «митра епископа». Договор на изготовление Medium Tank Mk.IIA предусматривал выпуск 10 танков, они взяли WD-номера с T.418 по T.427. Изготовление партии из семи автомобилей пришлось на долю ROF Woolwich, а Vickers произвела три танка с номерами T.423–T.425.

Medium Tank Mk.IIA CS на учениях

Как и при с Medium Tank Mk.I, Mk.II выпускался и в варианте танка помощи. какое количество таких автомобилей было выпущено, неизвестно. Точно возможно сказать лишь о том, что часть Medium Tank Mk.IIA была выпущена в варианте Medium Tank Mk.IIA CS. Наверное, как раз их и производили на мощностях Vickers. Таких танков должно было быть по 2 в каждой роте, но в действительности их изготовили в совсем маленьком количестве.

Как и при с Medium Mk.II Box Tank, замыслы по насыщению армий танками модификаций Medium Tank Mk.IIA и Medium Tank Mk.IIA CS были сорваны событиями 1929 года.

Medium Mark II* Special был на вооружении австралийской армии до начала 40-х годов

Последними танками семейства Medium Tank Mk.II, каковые были изготовлены, стали экспортные автомобили. 4 танка заказала Австралия. В целом автомобили, изготовленные для доминиона, соответствовали Medium Tank Mk.IIA, за тем исключением, что на них отсутствовали командирские башенки. Танки, взявшие обозначение Medium Mark II* Special, выстроили во второй половине 20-ых годов XX века. Годом спустя поступил заказ на 15 танков для СССР.

Эти автомобили, известные как «Британский Рабочий» (English Workman), хороши отдельного повествования. Тут отметим только, что они были практически правильной копией Medium Mark II* Special, отличаясь только установкой дополнительного башенного пулемёта и переделанной установкой спаренного пулемёта.

Medium Tank Mk.II* на учениях, 1932 год

Уже на протяжении эксплуатации танки начали подвергать модернизации, подобной той, что была апробирована на Medium Tank Mk.IA*. В первую очередь, поменяли траки на более успешные No.3 link track, и убирали из башни пулемёты Hotchkiss. Вместо них были установлены спаренные с пушкой пулемёты Vickers. Такие автомобили взяли индекс Medium Mark II*. Ещё одна модернизация, которую прошли 44 танка, была совершена в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Эти автомобили, которым присвоили индекс Medium Mark II**, взяли громадные забашенные коробки, в которых были установлены радиостанции. Полная масса Medium Mark II** достигла 14 тысячь киллограм. К слову, кое-какие Medium Mark II* кроме этого взяли радиостанции, и наряду с этим удалось обойтись без забашенного коробки.

Medium Mark II**, самая идеальная версия танка

Совершенно верно число выпущенных танков семейства Medium Tank Mk.II выяснить весьма сложно. Существует большое расхождение между числом зарезервированных под них WD-номеров и информацией из вторых источников. В случае если исходить из зарезервированных промежутков (T.61–T.156, T.192–T.224, T.236, T.363–T.365 и T.418–T.427), то в сумме получается 142 танка. В соответствии с изучениям Дэвида Николаса, цифра получается скромнее: 58 танков по договору 1924 года, 19 заказано в 1925 году, 25 в 1926, 10 в 1928, и 4 танка для Австралии и 15 для СССР.

Итого 131 танк, из которых 19 ушло на экспорт.

Учебная парта британских танкистов

В первый раз новые танки были показаны на протяжении демонстрации новой техники кабинетам министров доминионов, прошедшей 13 ноября 1926 года. По окончании неё эти автомобили стали мелькать на кадрах хроник с завидной регулярностью. Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II составляли базу экспериментальной механизированной группы (какое количество Mechanized Force), организованной в мае 1927 года полковником Джоном Фуллером.

Заложенная им мысль воинского формирования уровня бригады, имевшего на вооружении танки различных типов, танкетки а также самоходные артиллерийские установки, опередила собственное время.

Увы, на пути полковника был множество непреодолимых преград. У идеи нашлось большое число соперников среди британских военных большого звена. Ещё одной проблемой стала смерть в мае 1928 года сэра Джорджа Томаса Бакхема, главного конструктора Vickers. Исчезновение данной фигуры существенно снизило возможность «продавливать» новые танки.

А в начале 1929 года разразился «великий танковый скандал», что привёл к расформированию экспериментальной механизированной группы. Фуллер был должен покинуть работу, став потом историком военным и известным теоретиком.

Обслуживание Medium Tank Mk.II, середина 30-х годов

Не обращая внимания на таковой печальный итог и быстро снизившиеся с началом разразившейся Великой депрессии затраты на оборону по большому счету и на танки в частности, о закате карьеры Medium Tank Mk.II не было и речи. В сложившихся условиях альтернативы этому танку у британской армии просто не было. Не обращая внимания на то что к началу 30-х Vickers были созданы и более идеальные танки, нельзя сказать, что Medium Tank Mk.II очень сильно им уступал.

Машина оказалась неприхотливой, в полной мере комфортной для работы экипажа и долговечной. С этими танками на вооружении британская армия смогла пережить самый тяжёлый для себя период, в то время, когда мизерное финансирование более чем на 5 лет затормозило развитие британского танкостроения.

На протяжении эксплуатации в армиях внешний вид танков неспешно изменялся. К концу карьеры танки взяли массивные кожухи на фары, предназначенные для ночного вождения. В первый раз такие кожухи опробовали на втором примере командирского Medium Mk.II Box Tank, а к концу 30-х они были уж на всех Medium Mk.I и Mk.II.

Танк из 6-го батальона Королевского Механизированного корпуса, обшитый страницами асбеста

Medium Mk.II стал первым серийным британским танком нового межвоенного поколения, что покинул территорию метрополии. Кроме экспортного успеха, необходимо подчеркнуть тот факт, что эти автомобили попали в Северную Африку. К середине 30-х годов 6-й батальон Королевского механизированного корпуса в Египте взял пять Medium Tank Mk.II*.

Для уменьшения действия больших температур, приводивших к перегреву, было придумано достаточно уникальное ответ. Танки обшили снаружи страницами асбеста, в таком виде они и ездили по пустыне. Позднее батальон взял более идеальные Medium Tank Mk.II**, каковые имели двухцветный камуфляж. Любопытно, что в качестве главного цвета употреблялся серебристый, поверх которого наносили тёмные полосы.

Кроме этого танки взяли комплект тропического оборудования.

Medium Tank Mk.II** в Египте. Финиш 30-х годов

Танки семейства Medium Mk.I и Mk.II планировалось снять с оружия в 1938–39 годах. Это и было сделано, но тут началась Вторая мировая война. Британцы были вынуждены вернуть ветхие танки обратно на работу. Подобное ответ легко растолковать: к 1 сентября 1939 года производителями было сдано всего 79 более современных крейсерских танков.

Для разразившейся войны требовались тысячи новых танкистов, а новые автомобили, кроме того что их до тех пор пока ещё было мало, были ещё и «сырыми». В следствии «старичкам» было нужно задержаться ещё на несколько лет, став собственного рода «учебными партами». Совсем списали их лишь по окончании того, в то время, когда британские армии насытились новой техникой.

Сгоревший на протяжении перехода из Сива в Мерса-Матрух Medium Tank Mk.II**, июнь 1942 года

Medium Tank Mk.II был единственным из серийных британских танков межвоенного периода, что в составе английской армии понюхал пороху. Подобная честь выпала трём автомобилям из состава 6-го батальона. В то время, когда в первой половине 40-ых годов двадцатого века Италия вступила в войну, танки батальона были переброшены в оазис Сива на границе Египта и Ливии, где их применяли в качестве неподвижных огневых точек.

Эти автомобили взяли характерное усиление башенной брони недалеко от орудия.

В первой половине 40-ых годов XX века, в то время, когда началось наступление германского Африканского корпуса по направлению на Мерса-Матрух, было решено перебазировать танки в том направлении. На протяжении перехода в одном из танков начался пожар, в результате которого тот всецело выгорел. Позднее около него обожали фотографироваться офицеры и солдаты Африканского корпуса. Оставшиеся два танка достигли Мерса-Матрух, где были вкопаны в песок по башню.

В таком виде их немцы и захватили, но, по обстоятельству чрезмерной изношенности и отсутствия снарядов, так и не применяли.

Мерса-Матрух оставался в германской оккупации недолго. Уже к концу 1942 года город опять перешёл к британцам. Возвратились к ним и танки, каковые, но, уже не довелось применять по назначению. Существует фотография, где на их фоне позируют солдаты США. С громадной долей возможности один из них и попал в Соединенных Штатах в Музей оружий на Абердинском полигоне. Кроме этого до наших дней дожил один Medium Tank Mk.II*.

Эта машина, находящаяся в танковом музее Бовингтон, поддерживается в ходовом состоянии. Хорошо сохранился и Medium Mark II* Special в экспозиции Королевского австралийского танкового музея и бронетанкового мемориала.

литература и Источники:

  • The Vickers Mediums, David Nicholas, Tankette 44–2
  • Medium Marks I–III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
  • Фотоархив автора
  • tankdevelopment.blogspot.ru

Долгожитель (102 года) поделился секретом долголетия

Темы которые будут Вам интересны: