Метод масштабирования

Базой для американских средних танков, начиная с M2 Medium Tank, были лёгкие танки M2. Способ их создания был таковой: бралась концепция, апробированная на более лёгкой машине, по окончании чего танк с соблюдением пропорций увеличивали в размерах. Очевидно, в конструкцию вносилась масса трансформаций, включая повышение катков и числа тележек. В целом способ повышения был успешным. Но это был не первый случай применения американскими танкостроителями аналогичного метода.

Подобный фокус они провернули ещё в конце 20-х годов — действительно, итог оказался пара вторым.

Выбор концепции

Американская танковая индустрия начиналась с серийного производства танков, имевших зарубежные корни. Подобный подход в военное время был верным, поскольку так экономился самый дефицитный ресурс – время. В итоге к концу Первой Мировой армия США взяла на вооружение лёгкие танки M1917, представлявшие собой переработку французских Renault FT, и созданные по подобию и образу британских тяжёлые Mk.VIII International.

Последние строились с применением американских комплектующих, в первую очередь – моторов Liberty L-12.

Со средними танками так решить вопрос не получилось. На конец Первой Мировой единственным средним танком, что производился государствами Антанты, был Medium Mk.A Whippet. И эта машина вряд ли имела возможность являться примером для подражания.

Продолжительно Medium Mk.A в серии не прожил, а поменявшие его Mk.B и Mk.C больше напоминали тяжёлые «ромбы».

Что касается американцев, то они сделали ставку на танк конструкции Джона Уолтера Кристи. В апреле 1921 года на опробования вышел его M1919 Medium Tank. С одной стороны, это была вправду прогрессивная конструкция, имевшая хорошую компоновку, достаточно замечательную 6-фунтовую (57-мм) пушку и хорошие для собственного времени динамические характеристики.

Помимо этого, это первенствовал в мире довольно успешный танк колёсно-гусеничной схемы.

Иначе, упругие элементы подвески в танке Кристи имелись лишь на центральной тележке. В следствии езда по распутью для экипажа M1919 Medium Tank преобразовывалась в пытку. Хватало неприятностей и с двигателем разработки Кристи.

По результатам опробований было дано указание танк переработать. Особенно это касалось подвески. Кристи это указание воспринял по-своему. Да, подвеску он переработал, но наряду с этим танк превратился в САУ.

В итоге весной 1924 года с Кристи распрощались. Но, как впоследствии выяснилось, не окончательно.

Метод масштабирования

Древесная модель Medium Tank M1924

Параллельно с разработкой танка Кристи в 1919 году была запущена программа, которую вело Управление оружий. За её базу был забран британский средний танк Medium Mk.D, имевший прогрессивную, если сравнивать с предшественниками, конструкцию. До башни кругового вращения британцы к тому моменту ещё не доросли, но данный танк уже взял хорошую компоновку.

В декабре 1921 года арсенал Рок-Айленд закончил постройку Medium Tank M1921. Для собственного времени это была выдающаяся машина, имевшая солидное оружие, вращающуюся башню, и удельную мощность 10,7 л.с. на тонну. Хорошим выяснилось и бронирование, достигавшее толщины 25 мм в лобовой части.

Скорость военной машины массой 18,5 тысячь киллограм составила 16 км/ч (для сравнения, лёгкий танк M1917 кроме того по окончании модернизации имел возможность развить максимум 14,7 км/ч).

Увы, силовая установка вызвала затягивание опробований. Предстоящим развитием Medium Tank M1921 стал 20-тонный Medium Tank T1. Машина благодаря более замечательному двигателю Packard стала чуть стремительнее, и в январе 1928 года её стандартизировали как Medium Tank M1.

Но к тому моменту танк безнадёжно устарел.

Продольный разрез Medium Tank T2. Как возможно подметить, с проектом Medium Tank M1924 тут ничего общего

О том, что разработка Medium Tank M1921 неспешно ведёт в тупик, стало ясно ещё в середине 20-х годов. Постепенное улучшение черт танка происходило за счёт роста массы. В Департамента оружий была запущена программа разработки нового среднего танка 15-тонного класса. Эта машина, взявшая индекс Medium Tank M1924, представляла собой пара сниженный в размерах M1921.

Башня сохранилась, но наряду с этим оружие установили и в лобовом странице корпуса. 11 марта 1926 года Комитет по оружию (OCM) разрешил работы про Medium Tank M924 параллельно с разработкой Medium Tank T1.

В качестве разработчика новой автомобили выступал арсенал Рок-Айленд. Но, уже в осеннюю пору 1926 года наработки по перспективному среднему танку отправились в Форт-Мид, штат Мэриленд, где пребывало Танковое бюро. По окончании смены места разработки концепция автомобили начала меняться.

В итоге от исходного Medium Tank M1924 по большому счету ничего не осталось.

Увеличенная копия

Гарри Нокс, что был фактическим создателем лёгких танков серии T1, забрал за пример концепцию британского лёгкого танка, ставшего потом Medium Tank Mk.I. Данный дальний родственник Medium Mk.A Whippet имел переднее размещение силовой установки. Наряду с этим его ведущие колеса пребывали позади. К корме выяснилось смещено и боевое отделение с башней.

Благодаря аналогичной компоновке машина оказалась существенно меньше Medium Mk.D. В один момент удалось существенно уменьшить и боевую массу.

Medium Tank T2 на Абердинском полигоне, январь 1931 года. Таковой машина была в уникальной конфигурации

Первым американским проектом новой концепции, доведённым до изготовления в металле, стал Light Tank T1. Прототип танка, что должен был стать главной американской машиной лёгкого класса, изготовили к 1 сентября 1927 года. По результатам опробований в конструкцию танка произвели несколько изменений, по окончании чего в начале 1928 года показалась улучшенная машина, взявшая индекс Light Tank T1E1.

Данный танк и был выбран в качестве примера при проектировании новой военной машины среднего класса. Разработчиком автомобили, взявшей индекс Medium Tank T2, выступило Танковое бюро в Форт-Миде. Не смотря на то, что довольно часто разработчиком T2 именуют компанию James Cunningham SonCo, это не верно.

James Cunningham SonCo была всего лишь подрядчиком, изготовившим танк. Создал его Гарри Нокс.

Танк по состоянию на май 1931 года. Установку T3E1 заменили на T1 с короткоствольной 37-мм пушкой, а на башенной маске показался противовес

Работы по новому среднему танку начались во второй половине 20-ых годов XX века, а опытный образец изготовили в конце 1930 года. Компоновочная схема Medium Tank T2 во многом повторяла британский Medium Tank Mk.I. Двигатель размешался в первых рядах со смещением вправо, механик-водитель был слева от него. Трансмиссия и ведущие колёса размешались позади. В том месте же пребывало и боевое отделение, достаточно просторное, дабы расчёт не ощущал себя как селёдка в бочке.

Для выхода и входа в корме корпуса предусмотрели громадной двустворчатый люк. Экипаж Medium Tank T2 был менее бессчётным, чем у британского аналога. В случае если в Medium Tank Mk.I пребывало 5 человек, у американца экипаж складывался из четырёх человек: начальника/наводчика, заряжающего, механика водителя и второго-наводчика.

Летом 1931 года танк лишился установки T1. Вместо неё поставили пулемётную шаровую установку, в которой, но, пулемёта так и не показалось. Топливных баков стало два

На этом сходство Medium Tank T2 с британским танком заканчивалось. Его ходовая часть не имела к Medium Tank Mk.I никакого отношения. Она являлась развитием конструкции Light Tank T1E1. Количество опорных катков выросло до 12, а поддерживающих катков – до 4. То же происхождение имели и траки, увеличенные по ширине до 381 мм.

Развитием Light Tank T1E1 был и корпус.

Medium Tank T2 оказался значительно более успешным, чем его меньший собрат. плотная компоновка и Небольшие размеры Light Tank T1E1 сделали работу экипажа сверхсложной. Особенно это касалось механика-водителя, вынужденного руководить танком, чуть ли не обхватив двигатель ногами.

В среднем танке двигатель закрыли моторной перегородкой. Само собой разумеется, жара от него хватало, но в было куда комфортнее, чем в лёгком танке. Воздушные фильтры пребывали в боевого отделения, что облегчало их обслуживание.

В качестве силовой установки был использован 12-цилиндровый летный двигатель Liberty L-12, дефорсированный до 318 лошадиных сил. Благодаря такому замечательному мотору удалось добиться высокой удельной мощности – 22,4 лошадиные силы на тонну. Кроме того в наши дни это весьма хороший показатель. Машина боевой массой 14,2 тонны имела бронирование, достигавшее в лобовой части толщины 22 мм.

Этого хватало, дабы надёжно обезопасисть танк от огня ручных пулемётов и стрелкового вооружения. Грамотным техническим ответом стал вынос топливных баков из корпуса в особые короба по бортам.

Ящик по правому борту предназначался для радиостанции

Очень уникально был решён вопрос с оружием. В качестве главного калибра тут выступала 47-мм пушка Browning, установленная в башне. Эту пушку создали на базе 37-мм автоматического зенитного орудия, работы над которым Browning начала в конце 20-х годов. Как и зенитное орудие, 47-мм пушка питалась от 5-зарядных обойм. С пушкой был спарен крупнокалиберный пулемёт Browning M2HB. Таковой комбинации в полной мере хватало чтобы не покинуть ни единого шанса любому существовавшему тогда танку.

Но и этого создателям Medium Tank T2 показалось мало. В лобовом странице, справа от механика-водителя, поставили шаровую установку T3E1, в которой была установлена 37-мм полуавтоматическая пушка Browning с пулемётом Browning M1919. Эта пушка кроме этого применяла 5-зарядные обоймы.

Путь в никуда

Опытный образец Medium Tank T2 прибыл на Абердинский полигон в последних числах Декабря 1930 года. Тогда же начались его ходовые опробования. В целом машина оказалась в полной мере современной и возможно имела возможность претендовать на серийное производство.

Но во второй половине 20-ых годов XX века США погрязли в денежном кризисе, что весьма серьёзно оказало влияние на оборонный бюджет.

Финальная модернизация Medium Tank T2, январь 1932 года. Долгий предмет под надгусеничной полкой – выхлопная труба

Но, существовала и вторая неприятность. 22 января 1931 года в Рауэй, штат Нью-Джерси, состоялся публичный показ Christie M1931 Medium Tank. Новая машина уступала детищу Гарри Нокса и James Cunningham SonCo лишь по оружию, что, но, не являлось значительным причиной. В то время установки T1, в которой пребывала 37-мм пушка M1916 и пулемёт Browning M1919, американским армейским в полной мере хватало.

По остальным же параметрам Christie M1931 превосходил соперника на голову. Тот же самый двигатель Liberty L-12, что и в Medium Tank T2, разрешал 12-тонной машине развивать невиданную для того времени скорость. При переходе на колёса отличие по скорости становилась ещё более очевидной.

Технически детище Кристи было громадным шагом вперёд, и на его фоне Medium Tank T2 смотрелся анахронизмом.

Для входа и выхода экипажа был предусмотрен большой двустворчатый люк в корме корпуса

Не обращая внимания на появление столь страшного соперника, Управление оружий продолжило опробования собственного детища. По ходу опробований выявились те же неприятности, что и у Light Tank T1. Долгая носовая часть очень сильно мешала обзору механика-водителя. Помимо этого, появились неприятности с ходовой частью.

Теоретически большая скорость танка достигала 40 км/ч. По факту же она не превышала 32 км/ч, потому, что на более высокой скорости начиналось стремительное разрушение ходовой.

Появились неприятности и с оружием. 47-мм автоматическая пушка была неуравновешенной. Для решения данной напасти в мае 1931 года перед орудийной маской поставили противовесы.

Приблизительно одвременно с этим орудийную установку T3E1 демонтировали. Вместо неё поставили установку T1 с короткоствольной 37-мм пушкой M1916.

Интерьер Medium Tank T2. Для танков годов 20-и конца условия в полной мере комфортные

По окончании прохождения программы ходовых опробований танк отправился на доработку, возвратившись на Абердинский полигон уже в январе 1932 года. К тому моменту установку T1 демонтировали, вместо неё показалась шаровая установка под пулемёт. Демонтировали и главное оружие в башне.

Одним из основных новшеств стал гусеничная лента, траки которой были похожи на траки Medium Tank Mk.II. Помимо этого, показалась турель для зенитного пулемёта. Но, эти новшества уже мало что решали.

Неприятности с ходовой частью устранить не удалось. Требовалось доработать и механизмы поворота. Не обращая внимания на то, что Управление оружия вычисляло как раз Medium Tank T2 самым лучшим средним танком из имевшихся, становился очевидным факт – «продавить» собственную разработку не удастся. В то время бюджета хватило только на изготовление трёх Christie Medium Tank T3 и четырёх Christie Combat Car T1. Для их продажи Кристи дал согласие выпустить автомобили без вооружения и двигателей.

Их установили уже сами армейские. Бюджета хватило всего на 6 оружейных установок T1, исходя из этого один Christie Combat Car T1 был вооружён пулемётом, закреплённым в амбразуре.

Матчать 67-й пехотной роты, оснащённой средними танками, Форт-Беннинг, 1932 год. Лучшей рекламы танкам Кристи госслужащие из Управления оружий и придумать не могли

Последней попыткой «продавить» детище Управления оружий стала отправка Medium Tank T2 в Форт-Беннинг, в то время центральное место эксплуатации танков американской пехотой. Машина была включёна в состав 2-й танковой роты, в октябре 1932 года переформированной в 67-ю пехотную роту, оснащённую средними танками. На вооружении роты кроме этого обнаружили лёгкие танки семейства T1, умелый Medium Tank T1E1 и три Christie Medium Tank T3.

Это подразделение иногда посещали американские конгрессмены. Представители Управления оружий рассчитывали, что демонстрация техники для них сдвинет дело с мёртвой точки. Итог был прямо противоположным. Нехорошее, что возможно было придумать – это устраивать сравнительный показ танков конструкции Управления оружий и танков Кристи.

Кроме того не эксперту становилось разумеется, чьи танки лучше. Эксплуатация в Форте-Беннинге была лебединой песней танков Cunningham.

В конце 30-х годов Medium Tank по поводу2 послали на Абердинский полигон, где до недавнего времени пребывал в экспозиции Музея Оружий. Пара лет назад танк с другой экспозицией Музея Оружий отправился в Форт-Ли, где планируется создать новый музей. Действительно, на данный момент возможности музея очень туманны.

На данный момент танк ржавеет в Аннистоне, штат Алабама, в ожидании того, в то время, когда, наконец, он попадёт в хорошие руки и пройдёт реставрацию.

Источники:

  • NARA
  • Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
  • A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
  • Фотоархив автора

Личные темы оформления Способ Масштабирования

Темы которые будут Вам интересны: