«Меркава». детище израильского танкостроения

«Меркава». детище израильского танкостроения

24 июня 2006 года танк начальника батальона Гая Кабили попал в засаду. Взрыв 300-килограммового фугаса под гусеницами перевернул тяжёлую машину, после этого по ней выпустили три ракеты класа "Земля-Земля". Однако шесть из семи человек, пребывавших внутри, выжили.

Их жизни спас танк «Меркава» («колесница»), созданный под лозунгом «Самое полезное в танке — его экипаж!».

Как разрабатывалась гусеничная крепость

Любопытно, что Исраэль «Талик» Таль, «папа» будущей «Меркавы», был не конструктором, а танкистом. Ранее он руководил израильской 84-й «Металлической» танковой дивизией. Как раз Таль внес предложение заняться созданием собственной военной машины по окончании того, как закончились неудачей попытки договориться о производстве и закупках в Израиле английских танков «Чифтен» и французских АМХ-30.

Опираясь на личный широкий боевой опыт и отказавшись от необходимости оглядываться на зарубежных партнёров, израильские разработчики сосредоточились на создании танка, оптимального для специфики применения и местных условий. К примеру, советским конструкторам при создании новых танков приходилось учитывать необходимость их перевозки по железной дороге и выполнять ограничения по массе и габаритам. А вот израильтяне благодаря маленьким размерам будущего театра боевых действий имели возможность обойтись автомобильными транспортёрами либо своим ходом.

Дабы повысить шансы на выживаемость танкистов, моторно-трансмиссионный отсек расположили спереди, а боекомплект и экипаж — в самый защищённой кормовой части автомобили

Разработчики изучили и сравнили ходовые части нескольких танков из различных государств, включая трофейные автомобили производства СССР. Затем они сделали вывод, что для израильского танка оптимальнее подойдёт пружинная подвеска. Она считалась «морально устаревшей», но снабжала более высокую противоминную устойчивость и разрешала скоро заменять катки. В то время, когда отрабатывался обзор с места механика-водителя, был создан древесный макет, установленный на джипе.

Его обкатали в местах, где в будущем имели возможность проходить битвы.

В качестве главного оружия был принят израильский вариант британской 105-мм нарезной пушки L7, превосходно зарекомендовавшей себя в битвах. На более поздних вариантах «Меркавы» устанавливалась 120-мм гладкоствольная пушка.

самая приоритетной задачей разработчиков стала выживаемость танкистов. Для этого моторно-трансмиссионный отсек расположили спереди, а боекомплект и экипаж — в самый защищённой кормовой части автомобили. Шансы выжить при выходе из подбитого танка увеличивал и кормовой люк. За счет того, что боевой отсек танка оказался большим, возможно было загрузить дополнительный боекомплект, посадить в машину десант либо вывезти с поля боя раненых.

На базе некоторых «Меркав» кроме того создавали потом так именуемые «tankbulance» — эвакуационные автомобили с медицинским оборудованием и санитарами.

Новые танки поступили на вооружение израильской армии во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Использование на практике

В сражении «Меркава» начинала в первой половине 80-ых годов XX века, на протяжении войны в Ливане. В первых числах Июня две много этих танков участвовали в операции «Мир в Галилее». Действительно, первый запланированный бой, в котором они должны были противостоять новым сирийским Т-72, так и не состоялся.

В сети большое количество красочных рассказов о побоищах, учинённых «семьдесятдвойками» израильским автомобилям, но в действительности «Меркавы» просто не успели прибыть на позиции — сирийским Т-72 в том бою противостояли лёгкие небронированные джипы с противотанковыми управляемыми ракетами TOW из сводной дивизии «Коах Йоси».

По иронии судьбы первым претендентом на уничтожение «Меркавы» стал израильский же «Волшебниках» («Паттон»). 9 июня одна из «Меркав» 198-го батальона была подбита сирийцами недалеко от деревни Аин-А-Тина, а после этого по неточности обстреляна танками другого израильского батальона. По большому счету, в данной операции именно на долю «дружественного огня» пришлась изрядная часть потерянных «Меркав».

К примеру, 10–11 июня израильские вертолёты два раза обстреливали собственные танки — было повреждено пять автомобилей, погибли двое членов экипажа.

На собственный боевой дебют на протяжении операции «Мир в Галилее» «Меркавы» из состава 77-го танкового батальона просто не успели. По воспоминаниям участников операции, пробки на дорогах время от времени создавали не меньше трудностей, чем действия соперника

Самое масштабное на сегодня использование «Меркав» случилось в 2006 году, на протяжении Второй Ливанской войны. В наступлении на территории, контролируемые организацией «Хезболла», приняло участие около 400 автомобилей, включая новейшие «Меркавы-4». В соответствии с израильским источникам, по танкам было выпущено свыше тысячи ракет и снарядов, а также из новых противотанковых совокупностей «Корнет».

45 танков взяли в общем итоге 51 попадание, наряду с этим броня была пробита приблизительно в половине случаев. Безвозвратно израильтяне утратили три танка, погибло 25 членов экипажа (в данной статистике не учтены утраты на фугасах и минах).

Битвы 2006 года в очередной раз наглядно продемонстрировали, что неуязвимых танков не бывает — вопрос только в том, сколько сил требуется затратить на их уничтожение. А также самые лучшие автомобили, использованные неправильно, будут неизбежно нести тяжелые потери. Таким негативным примером стал бой у пересохшей реки Салуки. Израильское наступление по этому маршруту задержалось на два дня.

За это время «Хезболла» сумела подготовить в районе сильную противотанковую оборону, а израильская разведка вскрыть эти изготовление не смогла. И не смотря на то, что для атаки были выделены новейшие «Меркавы-4», от утрат это не уберегло. Танки расстреливали с нескольких направлений, три из 24 автомобилей атакующей колонны взяли пробития, погибло 7 танкистов.

Не смотря на то, что, учитывая события боя — лихая танковая атака без разведки и поддержки, — возможно констатировать, что утраты относительно малы: на песчаных склонах Салуки имела возможность остаться вся колонна военной техники.

Конструкторам «Меркавы» в действительности удалось добиться задач: обеспечить новому танку большую живучесть, и в особенности обезопасить находящихся в нём людей. Как в один раз сообщил его создатель Исраэль Таль: «В сражении победит тот танк, чей экипаж лучше!» Боевой путь «Меркав» наглядно свидетельствует, что с расстановкой приоритетов у создателей данной автомобили всё было в порядке: главной «модуль» танка — умелый экипаж — ценился превыше всего.

124020

Создатель текста — Андрей Уланов

Источники:

  • http://waronline.org/IDF/Articles/history/2nd-lebanon-war/acv-losses/.
  • http://waronline.org/IDF/Articles/armament/army/afv/idf-afv-review/tanks/#chapter-5.
  • http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,в первых рядах-4036319,00.html.
  • http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-2947065,00.html.

\

Темы которые будут Вам интересны: