Medium tank mk.i: первый манёвренный

Окончание Первой Мировой совпало с началом заката автомобилей конструкции Уильяма Триттона. Резкое снижение финансирования стало причиной тому, что предстоящее развитие тяжёлых танков в Англии остановилось. Что же касается первых средних танков послевоенного периода, то они получались через чур тяжёлыми, и успех Mk.A Whippet повторить не смогли.

На этом фоне в последних месяцах 1918 началась разработка нового Medium Tank Mk.D, которой руководил полковник Филипп Джонсон. Оказавшаяся машина была по-настоящему революционной и смогла разогнаться до рекордных 20 миль в час (32 км/ч). Но, масса механических неприятностей поставила на танке крест.

По окончании серии опробований от танка отказались, не смотря на то, что бесследно он не провалился сквозь землю. Позднее его конструкцию применяли американцы при создании собственного Medium Tank M1921. В Англии же за дело взялась компания Vickers, уже первые шаги которой на новом для нее поприще танкостроения были успешными, приведя к созданию успешного танка Medium Tank Mk.I?.

Новый игрок

Сталелитейная компания Vickers начала восхождение к статусу одного из наибольших мировых производителей оружия в самом финише XIX века. Во второй половине 90-ых годов XIX века ею была куплена Maxim Nordenfelt Guns and Ammunition Company, что вывело сталелитейщиков из Шеффилда на лидирующие позиции рынка стрелкового и артиллерийского оружия. Неспешно под контроль Vickers попали компании, занимавшиеся производством и судостроением морского оружия.

Наконец, в 1919 году была куплена Metropolitan Railway Carriage and Wagon Company, которая, кроме вагоностроения, с 1917 года занималась производством танков.

Подъём Vickers неразрывно связан с двумя фигурами. Господин Джордж Томас Бакхем главенствовал конструктором Vickers. Он управлял новыми примерами оружия, каковые разрабатывались и производились компанией.

Неразрывно с ним связана и вторая фигура – господин Артур Тревор Доусон, управляющий директор Vickers с 1906 по 1931 годы. Фактически все новые разработки компании, которые связаны с оружием, патентовались этими людьми.

Medium tank mk.i: первый манёвренный

В годы Первой Мировой Vickers силами дочернего подразделения Wolseley занималась бронеавтомобилями. Напрямую же к танкостроению оружейный гигант отношения практически не имел. Обстановка изменилась в начале 20-х годов.

Кризис с тяжёлыми и средними танками стал шансом, которым управление Vickers не преминуло воспользоваться. Но в прямую борьбу с Medium Tank Mk.D было решено не вступать. Для дебюта в Vickers выбрали пустовавший сегмент лёгких танков.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века компания Vickers взяла договор на изготовление и разработку трёх танков, взявших обозначение Light Infantry Tank, другими словами «лёгкий пехотный танк». Первый пример готовься к декабрю 1921 года, по окончании чего послан в Фарнборо, где на базе 2-го батальона Королевского Механизированного корпуса был создан исследовательский центр. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века он был переименован в MWEE (Mechanical Warfare Experimental Establishment), а танк позднее взял регистрационный номер MWEE 7.

Vickers Infantry Tank No.1, первый британский лёгкий танк

Созданная Vickers конструкция была консервативной и прогрессивной в один момент. Танк, узнаваемый кроме этого как Vickers Infantry Tank No.1, имел корпус ромбовидной формы. Весьма похожим образом с «ромбами» Первой мировой была устроена и его ходовая часть.

Но прогрессивных элементов в конструкции Vickers Infantry Tank No.1 выяснилось куда больше.

Это звучит комично, но наконец, спустя практически 6 лет по окончании создания Renault FT и FCM 1A, британцы додумались поставить на танк башню. Инженеры Vickers оснастили собственное детище башней с круговым вращением, в которой пребывало всё оружие танка, складывавшееся из трёх пулемётов Hotchkiss. Ролики, на которых вращалась башня, были установлены снаружи корпуса.

Это решение употреблялось и в последующих танках разработки Vickers.

Башней прогрессивные элементы Vickers Infantry Tank No.1 не исчерпывались. Его создателям удалось сконструировать по-настоящему компактную военную машину, боевая масса которой была меньше 9 тысячь киллограм. Не обращая внимания на ромбовидную форму корпуса, компоновка Vickers Infantry Tank No.1 в полной мере соответствовала хорошей.

Механик-водитель имел, если сравнивать с «ромбами», легко королевские условия работы, а начальник взял персональную башенку в крыше башни. Целый экипаж размещался в передней части танка, а моторно-трансмиссионное отделение было изолировано. На фоне всё тех же «ромбов», где двигатель стоял легко в центре корпуса, это было огромным прогрессом.

Второй пример, Vickers Infantry Tank No.2, готовься к июлю 1922 года. Он взял регистрационный номер MWEE 15. Технически данный танк повторял первую машину, но в башню установили ещё 3-фунтовую (47-мм) пушку Vickers.

Опробования продемонстрировали неоднозначные результаты. По шоссе Vickers Infantry Tank No.1 разогнался до 24 км/ч, что для начала 20-х годов было весьма прилично. Продемонстрировал новый пехотный танк и хорошую проходимость. Но оба танка преследовали неприятности с трансмиссией, да и траки были не самыми успешными по конструкции.

В следствии по результатам опробований от этих танков было решено отказаться.

18-pdr Transporter. Его база была использована при создании нового танка

То, что пехотный танк Vickers не удался, стало ясно ещё в феврале 1922 года. По данной причине от создания третьего примера отказались, выстроив вместо него транспортёр для 18-фунтовой (84 мм) полевой пушки. Разработка автомобили, взявшей обозначение 18-pdr Transporter, началась в марте 1922 года, и уже в ноябре её передали в Фарнборо.

Наряду с этим с Vickers Infantry Tank No.1 у новой автомобили не было ничего общего. Она была кроме того не шагом, а настоящим прыжком вперёд по сравнению со всеми военными машинами, каковые в то время разрабатывались.

В первую очередь, вышесказанное относится к её ходовой части. В то время лучшее, что предлагалось инженерами – это рессорная подвеска, по большей части полужёсткого типа, с солидным числом опорных катков. Инженеры Vickers же сделали совокупность из двухкатковых тележек, каковые крепились к вертикальным свечам, имевшим пружинную подвеску.

Для транспортёра были созданы новые траки, взявшие обозначение No.9 link track. В качестве силовой установки употреблялся 80-сильный мотор Wolseley. Двигатель 18-pdr Transporter размешался в первых рядах, а трансмиссия позади.

По задумке создателей, пушка закатывалась вовнутрь транспортёра, а расчёт размешался на сиденьях, расположенных по бортам, лицом к лицу.

Первые же опробования продемонстрировали, как прогрессивной была конструкция транспортёра. О Vickers Infantry Tank No.1 тут же забыли, и компания Vickers взяла заказ на разработку нового танка с применением базы 18-pdr Transporter. Что весьма интересно, в истории Vickers ещё как минимум раз история, в то время, когда тягач становился базой для танка, повторилась.

Действительно, произошло это не в Англии, а в Германии, где транспортёр Vickers стал главной для разработки Kleintraktor, более известного как Pz.Kpfw.I.

Из лёгкого в средний

В соответствии с спецификации, новый танк от Vickers также относился к лёгкому типу. Его большая скорость оценивалась в 15 миль в час (24 км/ч), но по результатам опробований 18-pdr Transporter, разогнавшегося до 20 миль в час (32 км/ч), запросы британских армейских выросли. Экипаж, как и в Vickers Infantry Tank No.1, должен был складываться из 5 человек.

Потому, что танк относился к лёгкому типу, то и толщина его брони была всего четверть дюйма (6,35 мм). Иначе говоря бронезащита оказалась очень условной: для сравнения, у Renault FT она составляла 16 мм по периметру и защищала от пуль винтовочного калибра.

Опытный образец Medium Tank Mk.I по окончании переделки его в колёсно-гусеничный. Wheel-cum-track Light Tank Mk.I. Люк механика-водителя у этого танка имеет совершено иную конструкцию

Значительно чаще танк, опытный образец которого Vickers изготовила в самом финише 1922 года, именуют Vickers Medium Tank Mk.I. Вправду, уже по окончании принятия на вооружение в середине 20-х гг. танк был «переведён» в средний класс. Наряду с этим масса автомобили составила 11,25 тысячь киллограм, что в полной мере соответствовало лёгким танкам.

Помимо этого, указание заглавия компании в документах довольно часто отсутствовало. К примеру, в инструкции по эксплуатации он именуется легко Tank, Medium, Mark I, другими словами, «средний танк, модель I». Что и не страно – планировали эти танки не только на заводе Vickers.

В соответствии с договору, тут было выстроено только 13 автомобилей, а ещё 14 танков было произведено силами Королевского Арсенала в Вулвиче (ROF Woolwich).

Появление Medium Tank Mk.I совпало по времени ещё с двумя новшествами. Во-первых, в середине 20-х Военное министерство ввело буквенное обозначение для танков. Как ни необычно, «первенцем» в данной совокупности стал не Medium Tank Mk.I, а созданный позднее тяжёлый танк Independent, взявший индекс A1E1. Что же касается Medium Tank Mk.I, то ему присвоили индекс A2E1.

Второе новшество было связано с возникновением переделанных регистрационных номеров Армейского министерства. Новая совокупность нумерации начиналась с буквы, за которой шли цифры. Буква T означала танк, трактор либо транспортёр.

С нумерацией связан мало комичный эпизод, потому, что номера с T.1 по T.14 взяли танки, выстроенные в Вулвиче. Исходя из этого самый первый опытный образец танка, изготовленный Vickers из конструкционной стали, имел индекс T.15.

Параллельно с новой совокупностью номеров существовала и вторая. В соответствии с ней на носовой части танка наносили номер, складывавшийся из 1–2 букв, и 4 цифр. К примеру, танк T.7 имел регистрационный номер ME9923.

Устройство Medium Tank Mk.I, иллюстрация из управления по эксплуатации

Конструктивно новый танк в значительной мере повторял 18-pdr Transporter. Трансформацией в ходовой части стало добавление к 10 опорным и 4 поддерживающим каткам на борт дополнительного опорного катка в передней части. Переделке подверглись крепления ленивцев. Помимо этого, показалась усилительная балка на креплениях поддерживающих катков.

По результатам опробований умелого танка T.15 ещё один опорный каток с каждого борта был добавлен в кормовой части. Механика-водителя разместили справа от силовой установки, в качестве которой был выбран 90-сильный V-образный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley. Довольно часто данный мотор ошибочно именуют Vickers-Armstrong, но в действительности компании Vickers и Armstrong Siddeley объединились лишь во второй половине 20-ых годов XX века. Трансмиссию, как и на транспортёре, разместили в кормовой части.

В корме пребывали и топливные баки.

Один из Medium Tank Mk.I во дворе Vickers, 1923 год. Как возможно подметить, неприятностей с попаданием членов экипажа вовнутрь автомобили нет в принципе

По габаритам Medium Tank Mk.I был больше, чем Medium Mk.A, узнаваемый кроме этого как Whippet. Его неспециализированная высота составила чуть более 2,8 метров. При таких размерах, вправду, именовать его лёгким как-то сложно. В значительной мере громадная высота была связана с передним размещением моторного отделения.

Но как раз такие размеры разрешили сделать условия работы экипажа по-настоящему комфортными. Выход из танка имел возможность осуществляться из трёх люков, один из которых, кормовой, вернее именовать дверью из-за его размеров. Планировал корпус классическим для того времени методом: формировался каркас из уголков, к которому при помощи клёпки крепились броневые страницы.

Medium Tank Mk.I CS, версия с 3,7-дюймовой (94 мм) гаубицей. В некоем смысле данный танк был предшественником германского Pz.Kpfw.IV

Башня танка являлась продуктом предстоящей эволюции башни Vickers Infantry Tank No.1. Она кроме этого каталась по погону на трёх громадных роликах, установленных с внешней стороны. От сложной куполообразной формы инженеры решили отказаться, сделав башню больше похожей на конструкцию, которая ставилась на бронеавтомобили Rolls-Royce. В башне установили 3-фунтовую пушку Vickers и 4 пулемёта Hotchkiss (3 по периметру и 1 зенитный).

С учётом того, что в башне сидело всего 2 человека, такое количество пулемётов выглядит мало необычным. Ещё более необычным выглядит тот факт, что в бортах корпуса пребывало 2 дополнительных пулемёта, на этот раз Vickers. Для чего было на один танк ставить пулемёты двух типов, вопрос очень занимательный.

не меньше занятно выглядит то, что в боекомплекте 3-фунтовой пушки осколочно-фугасные боеприпасы отсутствовали. Medium Tank Mk.I стал первой машиной, в которой британские армейские реализовали собственную спорную концепцию «для пехоты хватит пулемётов». Эта концепция позже ещё неоднократно аукнется британским танкистам во время второй мировой.

Но, осколочно-фугасные снаряды входили в состав боекомплекта 3,7-дюймовой (94 мм) гаубицы, которой вооружались кое-какие танки. Они взяли особенное обозначение A2E2 Medium Tank Mk.I CS (Combat Support, другими словами «танки боевой поддержи»). В их боекомплект кроме этого входили и дымовые боеприпасы.

Пример для подражания

Первые серийные Medium Tank Mk.I стали выходить из ворот фабрик в первой половине 20-ых годов двадцатого века. По большей части их распределили по испытательным центрам, но в умелом порядке они попали и в армии. Началась интенсивная эксплуатация, основной задачей которой было их устранение и выявление недостатков уже в следующей партии.

На умелой машине T.15 была опробована и схема с опускаемым колёсным приводом. Опробования танка, переименованного в Wheel-cum-track Light Tank Mk.I, проходили во второй половине 20-ых годов XX века. Совокупность колёсного хода была достаточно неоднозначной.

Переход на колёса осуществлялся приблизительно за 60 секунд, что выгодно отличало совокупность от конструкции Кристи. Но скорость танка наряду с этим практически не возрастала, а вот управление, напротив, ухудшалось. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века, по окончании модернизации и ряда опытов до отметки Wheel-cum-track Light Tank Mk.I*, от данной идеи отказались совсем.

Рабочая группа Армейского министерства осматривает Medium Tank Mk.I. Обратите внимание на открытый люк механика-водителя

На момент создания Medium Tank Mk.I был самым идеальным танком в собственном классе. Однако, всевозможных недочётов в его конструкции набралось много, не смотря на то, что они и не носили фатального характера. Одним из значительных недочётов стала конструкция траков. No.9 link track складывались из нескольких частей, каковые крепились друг к другу на заклёпках. На протяжении эксплуатации заклёпки довольно часто вылетали, и траки выходили из строя. Сложной была конструкция пулемётных установок Hotchkiss.

Неудачной была и установка зенитного пулемёта в крыше башни. Уже на протяжении производства кое-какие танки взяли башни с шестью роликами – трёх выяснилось не хватает.

Medium Tank Mk.IA, серийный номер T.39. Обратите внимание, что танк всё ещё имеет траки No.9 link track

Конструкция люка механика-водителя была страшной. В походных условиях люк полукруглой формы откидывался на петлях назад, благодаря чему механик-водитель приобретал хороший обзор вперёд и вправо. Неприятность была в том, что люк наряду с этим не фиксировался. На ровной местности особенных проблем не появлялось, но обстановка изменялась, в то время, когда танк начинал штурмовать распутье.

На кочках люк довольно часто самопроизвольно захлопывался, наряду с этим невнимательный механик-водитель имел возможность лишиться пальцев, в противном случае и взять со всего размаха по голове. С учётом того, что танковых шлемов у британцев не было, а от берета польза при таких условиях вызывающа большие сомнения, последствия могли быть самыми печальными.

Тестирование Medium Tank Mk.IA на опрокидывание. В таком ракурсе превосходно видна конструкция крыши башни, и переделанная зенитная пулемётная установка

Собранная информация о недочётах танков первой серии была учтена при запуске в производство второй серии танков, взявших обозначение Medium Tank Mk.IA. Договор опять поделили между ROF Woolwich и Vickers. Автомобили производства ROF Woolwich взяли WD-номера T.28-T.43, а танки постройки Vickers – T.44-T.58. Снаружи автомобили второй серии возможно отличить по более несложным установкам башенных пулемётов Hotchkiss.

Помимо этого, на башне позади показался скос, где установили зенитный пулемёт. Изменилась конструкция люка механика-водителя, которая сейчас складывалась из двух частей. Помимо этого, толщина башни и лба корпуса была увеличена до 8 мм.

Medium Tank Mk.IA*, серийный номер T.58

Для замены не оправдавших доверия траков No.9 link были созданы новые, взявшие обозначение No.3 link track. Новая конструкция с характерным H-образным углублением на рабочей поверхности была такой удачной, что «прописалась» на британских танках более чем на полтора десятка лет. Но, показался новый трак на Medium Tank Mk.IA не сходу.

Первые танки взяли гусеницы из ветхих No.9 link track. Замена происходила позднее. Помимо этого, часть Medium Tank Mk.I первой серии потом кроме этого взяла траки новой конструкции.

Три автомобили первой серии (T.7, T.14 и T.17) взяли двигатели Ricardo C1. Установка нового мотора "настойчиво попросила" переделки лобового страницы корпуса.

Самые ранние Medium Tank Mk.I продолжали деятельно эксплуатировать в армиях. На фотографии танк в трёхцветном камуфляже и с поздними колпаками для фар

На этом модернизация не закончилась. В один красивый момент кто-то из английского Армейского министерства пристально взглянуть на танк и нашёл, наконец, что на нём стоят пулемёты аж двух типов. Помимо этого, стоящий в передней части башни пулемёт жил собственной судьбой и с пушкой не был связан никак. В следствии показалась модификация Medium Tank Mk.IA*.

От пулемётов Hotchkiss в ней отказались, легко закрыв броневыми страницами опустевшие шаровые установки. Вместо них в башне показался пулемёт Vickers, спаренный с пушкой. Двустворчатый люк на крыше башни заменила командирская башенка, за характерную форму взявшая прозвище «митра епископа».

На протяжении эксплуатации кроме этого изменялась светотехника, под конец карьеры Medium Tank Mk.I взявшая громадные защитные кожухи.

Medium Tank Mk.I с серийным номером T.7, на что был установлен двигатель Ricardo C1

Последними танками семейства Medium Tank Mk.I стали автомобили с WD-номерами T.59 и T.60. В отличие от остальных автомобилей, они именовались только как лёгкие. Tank Light Mk.IA(L) конструктивно больше напоминал Medium Tank Mk.II.

Пулемёты из корпуса, и пушку в этих автомобилях убрали. Вместо них в башне было установлено 2 пулемёта Vickers. Оба танка в 1925 году послали в Индию, где они 3 года испытывались, по окончании чего были возвращены в метрополию и сданы в металлолом.

Medium Tank Mk.IA* на учениях в Фарнборо, 1935 год. Ближайший танк переделан в командирский: вместо зенитного пулемёта показалась антенна

Не обращая внимания на то, что уже в 1925 году началось производство более идеальных Medium Tank Mk.II, первый британский серийный танк межвоенного периода в армии задержался на долгое время. Впредь до 1939 года эти автомобили употреблялись на учениях, став учебной партой для сотен британских танкистов. Пара автомобилей было послано в колонии.

Она из них, предположительно T.14, на данный момент находится в экспозиции южноафриканского Special Services Batallion Museum.

В 20-е годы Medium Tank Mk.I стал одним из законодателей мод. Создатели германского Leichttraktor, и американских Light Tank T1 и Medium Tank T2 во многом копировали конструкторские ответы инженеров Vickers. Любопытно, что ни немцам, ни американцам вовремя повторить успех британского танка не удалось.

К тому моменту, в то время, когда готовься зарубежные «клоны», Vickers уже отказалась от аналогичной схемы.

источники и Литература:

  • The Vickers Mediums, David Nicholas, Tankette 44–2
  • Handbook for the Mark I, IA and IA* Medium Tanks, Land Service, 1931
  • Фотоархив автора
  • tankdevelopment.blogspot.ru

WWI Tanks: Tank Mk I Heavy Tank

Темы которые будут Вам интересны: