Marder по-шведски

В первый раз шведская индустрия занялась самоходными артиллерийскими установками в середине 1930-х годов. Речь заходит о зенитной самоходной установке Landsverk L 62 на базе лёгкого танка Landsverk L-60. Предстоящее развитие данной темы стало причиной созданию экспортной зенитной самоходной установки Landsverk Anti. Венгерский вариант данной автомобили взял обозначение 40M Nimrod, причём использовался он венграми прежде всего как противотанковое средство.

Что же касается шведов, то сами они взялись за создание истребителей танков значительно позднее. самые известным из них стала САУ pvkv m/43.

Самоходная пушка с громадной задержкой

Необходимость создания противотанковой самоходной артиллерийской установки для шведских армейских до поры до времени отсутствовала по в полной мере естественным обстоятельствам. Вплоть до конца 1930-х годов толщина брони танков разрешала бороться с ними при помощи буксируемой противотанковой артиллерии, владевшей маленькой массой. В шведской армии с данной задачей в полной мере справлялась 37-мм противотанковая пушка 37 mm infanterikanon m/34 (позднее pansarvarnskanon m/38).

Она имела боевую массу 370 кг и без неприятностей перемещалась расчётом по полю боя. Характеристики бронепробития разрешали ей с уверенностью бороться с танками, имевшими противопульную броню.

Это орудие было создано Bofors среди них и для применения в качестве танкового. В первый раз его установили на танке Strv m/31, позднее оно употреблялось на лёгких танках Strv m/38, Strv m/39, Strv m/40 и Strv m/41. В определённом смысле вооружённая таковой пушкой машина сама становилась истребителем танков.

Marder по-шведски

57 mm pvkan m/43, противотанковое орудие, созданное шведами для борьбы с перспективными танками. По чертям было близко к советской пушке ЗИС-3 и британской 6-фунтовой противотанковой пушке

Предпосылки к созданию шведских истребителей танков начали появляться в начале 1941 года. 4 апреля в армейском ведомстве страны произошло заседание, на котором обсуждались тенденции массы толщины и роста брони танков. Шведские армейские замечательно осознавали, что при текущей тенденции роста противотанковые пушки не так долго осталось ждать устареют.

В возможности, согласно точки зрения участников заседания, боевая масса танка должна была вырасти до 30–35 тысячь киллограм, а толщина брони — до 70 мм.

Именно на этом заседании в первый раз озвучили идею создать истребитель танков. Одним из итогов заседания стал запуск разработки более замечательного орудия калибром 57 мм для замены 37 mm pvkan m/38. Это же орудие в танковом выполнении предполагалось установить на тяжёлый танк LAGO II, но наконец-то предпочтение отдали 75-мм орудию 7,5 cm kanon m/41 Strv с длиной ствола 31 калибр.

По чертям это было в полной мере хорошее орудие, весьма близкое к советской 76-мм танковой пушке Л-11. Как раз в таком виде LAGO II и разрешили войти в серию как Strv m/42. Для борьбы же с новыми танками возможных соперников в то время, как посчитали шведские армейские, достаточно было новой буксируемой противотанковой пушки, взявшей обозначение 57 mm pvkan m/43. Действительно, тут шведы столкнулись с теми же проблемами, что и в других государствах, где строили более большие противотанковые совокупности.

Боевая масса их орудия составляла 915 кг, так что перемещать её по полю боя силами расчёта стало существенно сложнее.

75-мм зенитные орудия Bofors на протяжении войны весьма широко применялись армиями различных стран, к примеру Венгрии. Использовались они и как противотанковые средства

Шведы замечательно осознавали, что противотанковое орудие калибра 57 мм — это скорее полумера. Доходившая до них информация как о германских, так и о советских танках конкретно свидетельствовала о том, что толщина брони боевых автомобилей будет расти и дальше. В октябре 1941 года финны передали шведам данные о советском 30-тонном среднем танке, и о 50-тонном танке «Клим Ворошилов».

К тактико-техническим чертям прилагалась и схема 30-тонного танка, в которой легко угадывался Т-34.

К появлению танков с более важным бронированием шведская королевская армия была частично готовой. Ещё В первую очередь 1930-х годов в Швеции началось производство 75-мм зенитной пушки 7,5 cm Lvkan m/30. Это орудие в некоей степени было прародителем известной германской зенитной пушки 8.8 cm Flak 18.

Шведская пушка имела весьма хорошие показатели бронепробития и в полной мере имела возможность употребляться как противотанковая. Действительно, существовали две неприятности. Первая заключалась в том, что зенитное орудие было через чур высоким.

Вторая неприятность была более значительной: боевая масса зенитки составляла более 4 тысячь киллограм, катать такую пушку по полю боя было очень непростой задачей. Неудивительно, что ещё в начале 1941 года шведские армейские задумались о самоходной версии орудия.

Эскизный проект 75-мм самоходного орудия на шасси LAGO, чертёж S-316, 16 января 1941 года

Первый эскизный проект самоходной установки с 75-мм орудием был подготовлен Landsverk ещё в середине января 1941 года. В то время она обозначалась как 75 mm Band PV, либо «75-мм гусеничная самоходная пушка». На чертеже S-316 конструкторы изобразили очень необычный аппарат, что базировался на шасси танка LAGO.

Вместо башни машина взяла громадную рубку, причём место механика-водителя было максимально немного поднято.

Уже на этом проекте возможно видеть характерную изюминку установки оружия, сохранившуюся и потом. Связана она, как ни необычно, со шведским законодательством. Официально положение в стране не объявлялось, так что правила дорожного перемещения армейские должны были выполнять полностью.

Машина с долгим стволом представляла собой действительно негабарит, и с этим необходимо было что-то сделать. В следствии ствол орудия в походном положении частично оттягивался в боевое отделение. Дабы он в том месте помещался, в кормовой части боевого отделения показался особый «карман».

Переработанный вариант противотанковой САУ на базе LAGO. Чертёж S-317 от 22 января 1942 года

19–20 января 1942 года проходило заседание, посвящённое возможностям создания самоходной артиллерийской установки с 75-мм пушкой, имеющей длину ствола 50 калибров. В заседании принимали участие представители компаний Landsverk, Bofors, артиллерийской инспекции, и департамента KATD (Kungliga Armeforvaltningens Tygdepartement), отвечавшего среди них и за перспективные разработки. В качестве базы для самоходной установки утвердили шасси LAGO.

Bofors кроме этого взяла задание создать другой вариант оружия калибром 105 мм. С таким орудием это уже была штурмовая САУ. В качестве даты изготовления опытного образца было выяснено 10 января 1943 года.

Эволюция проекта самоходной установки, чертёж S-350 от 15 июня 1942 года

Через сутки по окончании заседания Landsverk подготовила переработанный эскизный проект S-317. От идеи с высоко сидящим механиком-водителем конструкторы компании отказались. Пара изменилась конструкция орудийной рубки и установки, наряду с этим выступ для отвода ствола в походном положении оставался на месте. Предстоящее развитие проекта длилось в течение лета 1942 года.

В целом концепция автомобили уже более-менее сформировалась, некоторым переработкам подверглись отдельные её элементы.

Полноразмерные макеты САУ на базе Strv m/42

В осеннюю пору 1942 года был создан макет таковой установки, причём в один момент с ним была выстроена и штурмовая САУ со 105-мм орудием. На макетах отрабатывалась неспециализированная концепция боевого отделения, и орудийной установки. В следствии орудийная установка подверглась некоторым трансформациям: был введён дырчатый дульный тормоз, пара переделана бронировка орудийной маски и откатные механизмы.

В один момент очередной переделке подверглось боевое отделение, компоновка которого стала более рациональной. В частности, кормовую часть пара упростили, избавившись от выступа, в который в походном положении убиралась казённая часть орудия.

Серийная самоходная установка pvkv m/43 на тактических занятиях

В качестве базы решили брать шасси LAGO IV (он же Strv m/42 EH). Данный вариант танка применял двигатель Volvo A8B и гидромеханическую коробку передач Atlas Diesel DF 1,15 S. Шасси, в соответствии с техническому заданию, оставалось максимально неизменным, а толщина лобового страницы рубки достигала 70 мм.

Действительно, наряду с этим боевая масса САУ не должна была быть больше 22 тысячь киллограм (позднее эту цифру скорректировали до 23 тысячь киллограм). В следствии конструкторскому бюро Landsverk было нужно идти на компромисс. Лобовая броня разрабатывалась в соответствии с техническим заданием, но наряду с этим случилось облегчение конструкции за счёт того, что рубка выполнялась открытой. Для обеспечения обычной работы расчёта рубку было нужно делать высокой.

Неспециализированная высота самоходной установки достигла 2565 мм, что, но, выяснилось кроме того чуть меньше, чем у танка Strv m/42.

В целом получалась машина, по концепции весьма похожая на германские истребители танков серии Marder. Значительной отличием было то, что Marder строились на базе лёгких танков, и их защита была противопульной. Что же касается шведской автомобили, то она в лобовой проекции в полной мере имела возможность выдержать пламя советской 76-мм пушки Ф-34.

Она же со стволом, убранным в походное положение

17 октября 1942 года Эрик Гиллнер, возглавлявший департамент KATD, подписал соглашение с Landsverk на изготовление серии из 87 самоходных установок на шасси Strv m/42 EH. Другой вариант автомобили со 105-мм орудием сейчас всё ещё значился в повестке дня, но позднее из программы провалился сквозь землю. Стало известно, что несложнее его создать на шасси Strv m/41.

Цена одной 75-мм самоходной установки на шасси LAGO IV была утверждена на уровне 278 200 шведских крон.

Подписание соглашения отнюдь не означало, что конструкция самоходной установки останется неизменной. Её обсуждение продолжалось и в первой половине 40-ых годов двадцатого века и стало причиной некоторым доработкам.

В таком виде pvkv m/43 запустили в серийное производство

В июне 1943 года департамент KATD скорректировал характеристики самоходной артиллерийской установки, которая в тот момент обозначалась как PV 75. Расчёт продемонстрировал, что проектная боевая масса на уровне 22 тысячь киллограм была чересчур оптимистичной. Ближе к действительности была цифра в 22 896 кг. В июле скорректировали и программу выпуска автомобили.

О производстве серийных автомобилей в первой половине 40-ых годов двадцатого века уже забыли: по замыслам, первые 7 автомобилей сдавались в сентябре 1944 года, по 10 в ноябрь и октябрь, 20 в декабре, а также в февраль и январь 1945 года.

12 июля компания Landsverk представила финальный проект автомобили. Чертёж S-454 выполнили по окончании правок со стороны армейских. В первую очередь это касалось появления оборонительного оружия. В переднем левом углу рубки показалась турельная установка пулемёта ksp m/39 B strv.

Как раз в таком виде эту машину, носившую тогда наименование 7.5 cm pvvagn, и запустили в серийное производство.

С этого ракурса прекрасно видна турельная установка пулемёта ksp m/39 B strv

Окончательное обозначение самоходной установки приняли в ноябре 1943 года. Она начала называться pansarvarnskanonvagn m/43 (сокращённо pvkv m/43), другими словами «противотанковая орудийная машина примера 1943 года». Самоходные установки поступали на вооружение соединений, взявших обозначение pansarbrigaden m/43 («танковая бригада примера 1943 года»). В каждой бригаде предполагалось иметь батарею pvkv m/43.

Ожидать готовых самоходных установок, но, было нужно продолжительно, потому, что фирмы были заняты выпуском танков Strv m/42. Замыслы выпуска первых серийных автомобилей в сентябре 1944 года были чересчур оптимистичными. За 1944 год удалось выстроить лишь опытный образец pvkv m/43.

Pvkv m/43 на протяжении учебных стрельб

За проведённое в ожидании время конструкция шасси пара поменялась: двигатель Volvo V8B остался на месте, а вот коробку передач заменили на 5-скоростную механическую Volvo Typ VL 420. Такие же коробки передач установили и на LAGO II (Strv m/42 TM), потому, что шведские армейские устали бороться с электромеханической КПП ZF Typ 6 EV 75. Действительно, желание взять механическую коробку передач ещё больше оттянуло время запуска pvkv m/43 в серию.

Настоящий запуск серийного производства состоялся лишь во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Ввиду того что Вторая мировая война к тому времени уже год как окончилась, никакой спешки с производством сейчас не требовалось. Последнюю из заказанных pvkv m/43 сдали во второй половине 40-ых годов XX века.

Автомобили взяли серийные номера 80201–80287.

Демонстрация того, как громадным был патрон орудия pvkv m/43 по сравнению с другими патронами

Первой частью, которая взяла на вооружение pvkv m/43, стал танковый полк P 4 (в Шёвде). В апреле 1946 года состоялись первые учения с участием этих автомобилей. В целом САУ оказалась в полной мере успешной, однако она опоздала года эдак на три.

Одним из самые существенных её недочётов стала перегрузка передних опорных катков. Эта неприятность была отнюдь не неповторимой, ею страдало чуть ли не больше половины самоходных установок подобной компоновки. Помимо этого, требование максимально вписаться в габариты шасси стала причиной тому, что место наводчика оказалось не весьма эргономичным.

Модернизация ходовой части самоходной установки. Новые передние опорные катки стали устанавливать в середине 1950-х годов

Неприятность перегрузки опорных катков стояла не очень остро. Впредь до середины 1950-х годов шасси никаким переделкам не повергалось, о чём красноречиво говорят фотографии, сделанные в то время. Однако департамент KAFT создал проект модернизации ходовой части. Она предполагала замену двух пар передних опорных катков на усиленные катки.

Они пригодились позднее, в то время, когда pvkv m/43 решили модернизировать более радикальным методом.

Вторая жизнь лёгких танков

Вторая добрая половина 1940-х годов прошла для шведского танкостроения в обстановке скоро изменяющихся требований как к танкам, так и к самоходным установкам. Это касалось и лёгких танков. Работа над целым рядом разных проектов, ведшаяся по большей части конструкторами Landsverk, окончилась ничем.

Шведских военных они не устроили, да и особенной потребности в них не было.

В следствии к концу 1940-х годов шведская королевская армия появилась в очень щекотливой ситуации. самые массовыми её танками были Strv m/40 и Strv m/41, каковые были вооружены 37-мм пушками. Это оружие смотрелось несерьёзным ещё в первой половине 40-ых годов XX века, а под конец 1940-х о его современности и сказать не приходилось.

Неудивительно, что в первой половине 50-ых годов двадцатого века показалась в полной мере здравая мысль перевоплотить лёгкие танки в самоходные установки.

В качестве базы предлагалось применять Strv m/41. Во-первых, это разрешало делать достаточно замечательные САУ, а во-вторых, Strv m/41 уже удачно применяли для штурмовой самоходной установки Sav m/43. В предложении, датированном 29 декабря 1950 года, рекомендовалось установить на шасси Strv m/41 75-мм зенитную пушку lvkan m/36 или m/37.

Так, оказалось лёгкое и достаточно недорогое дополнение для pvkv m/43. Помимо этого, такая машина частично компенсировала пробуксовку программы Landsverk Lansen.

Pvkv IV, pvkv III и pvkv II на протяжении опробований, 1952 год

Предстоящее обсуждение проекта продолжилось в феврале 1951 года. В соответствии с предварительным расчётам, боевая масса таковой автомобили составила бы около 12 тысячь киллограм. Обсуждение пара затянулось, помимо этого, по его ходу появились другие варианты.

Показалась мысль похожим образом переделать Strv m/40, но испытания 1940-х годов конкретно говорили о том, что громадное орудие на такую базу поставить запрещено. Заложенный в шасси Landsverk L-60 ресурс по дополнительной нагрузке был куда ниже. По данной причине показалось предложение применять в качестве оружия 57-мм противотанковую pvkan m/43.

Подобное орудие решили ставить и на шасси Strv m/41.

Прекрасно видно, как больше стала башня pvkv II если сравнивать с башней Strv m/41

Первым на свет показался изначальный проект лёгкой САУ, взявший обозначение pvkv II. Он воображал собой Strv m/41, на шасси которого установили 75-мм зенитное орудие lvkan m/37. Орудие поместили в башню, имевшую круговое вращение, угол его наводки по вертикали составил от ?10 до +18 градусов. Для сохранения маленькой массы башня pvkv II взяла достаточно условное бронирование: 15 мм в лобовой части и 10 мм по бортам.

В соответствии с требованиями, скорострельность совокупности должны была составить 10–15 выстрелов в 60 секунд. Боекомплект включал всего 30 патронов. Опытный образец выстроили ещё в первой половине 50-ых годов XX века, причём предполагалось переделать по такому же проекту 200 Strv m/41.

Первый серийный pvkv II ожидалось взять в ноябре-декабре 1951 года, а последний — весной 1952 года.

Не считая орудия pvkv III более ничем не отличалась от более замечательного варианта САУ

В качестве более лёгкой альтернативы была выстроена самоходная установка, взявшая обозначение pvkv III. С позиций башенной установки эта машина всецело повторяла pvkv II, но в качестве оружия тут употреблялась 57-мм противотанковая пушка pvkan m/43. В несколько к ней была создана третья самоходная установка pvkv IV, она же Varjan («Клинок»). Эта машина больше походила не на истребитель танков, а на танк.

В качестве базы для неё употреблялся Strv m/40L с регистрационным номером 377. САУ взяла увеличенную башню, спаренный пулемёт было нужно ставить в отдельной установке справа от орудия.

За счёт массивного кожуха ствол pvkv IV смотрелся очень внушительно

В итоге идею с переделкой лёгких танков в истребители похоронили. Совсем шведские армейские охладели к проекту в конце 1953 года. Pvkv II была далеко не лучшей огневой платформой, орудие калибром 75 мм с круговым вращением для неё было великовато. Обстановка с 57-мм самоходными противотанковыми пушками была лучше с позиций стабильности платформы при стрельбе.

Но это орудие в первой половине 50-ых годов XX века смотрелось, мягко говоря, не весьма современным. Более перспективными направлениями стали перевооружение Strv m/42 и разработка безоткатных орудий. В первой половине 50-ых годов XX века началась разработка 90-мм безоткатного орудия pvpj 1110 (Pansarvarnspjas 1110), принятого на вооружение шведской армии во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

Модернизация вместо замены

Разведывательная информация, которую шведские армейские приобретали с 1943 года, сказала о том, что кроме того 75-мм зенитного орудия для борьбы с современными танками скоро может не хватить. По данной причине в первой половине 40-ых годов XX века начал прорабатываться вопрос применения в качестве противотанкового ещё более замечательного орудия. Им была зенитная пушка 10,5 cm Lvkan m/42. Её характеристики в полной мере разрешали поражать большая часть существовавших тогда танков. Очень замысловатые проекты прорабатывала компания Landsverk.

В перечнях перспективных разработок, датированных декабрём 1944 года, значится Motorlavettage (20 ton). В соответствии с описанию, предполагалось создать «самоходный лафет» на базе Strv m/42 с возможностью установки 10,5 cm Lvkan m/42.

Проект 75-мм самоходной установки pvkv 2, датированный 1945 годом

Летом 1944 года собственное видение «самоходного лафета» представила Bofors. В этом случае самоходная установка, время от времени проходящая под обозначением sav fm/44, представляла собой военную машину с кормовым размещением боевого отделения. В качестве оружия предполагалось применять или 75-мм орудие с длиной ствола 60 калибров, или 105-мм гаубицу. Похожая по концепции машина датирована 1945 годом.

Воображала она собой максимально облегчённую pvkv m/43, лишённую рубки, но наряду с этим имеющую намного больший сектор обстрела. Дальше эскизного проекта этот вариант, взявший обозначение pvkv 2, не продвинулся. Та же будущее ожидала разработку Bofors.

Pvkv m/48, ещё одна противотанковая САУ Landsverk, которой не повезло

Неудача с разработкой проекта истребителя танков LP (он же TLP 46) вынудила Landsverk снова обратить внимание на шасси Strv m/42. В июне 1947 года началось обсуждение проекта 23-тонного истребителя танков, что воображал собой модернизацию pvkv m/43. В сентябре 1947 года проект взял обозначение pvkv m/48.

Оружие оставалось тем же, что и у pvkv m/43, но наряду с этим конструкция рубки и корпуса изменялась. Толщина лобовых корпуса и листов рубки понижалась до 60 мм (позднее до 47 мм), но они устанавливались под громадными углами наклона. За счёт этого высота машина (очень серьёзный для истребителей танков показатель) уменьшилась до 2300 мм.

Была подготовлена серия эскизных проработок автомобили, но скоро шведские армейские утратили к ней интерес. Дело в том, что различия между pvkv m/43 и pvkv m/48 не было, и эта модернизация не имела особенного смысла. Landsverk пробовала предложить машину на экспорт, но зарубежных клиентов она также не заинтересовала. В то время истребителей танков подобного класса на рынке было достаточно, к примеру американские GMC M10, GMC M18 и GMC M36.

За счёт того, что они были «подержанными», цена на них была низкой, а по чертям они были как минимум не хуже шведского аналога.

Модернизированный вариант pvkv m/43, иллюстрация из инструкции по эксплуатации

Единственным реализованным в металле проектом новой противотанковой САУ был модернизированный вариант самой pvkv m/43. Разглядывать данный проект начали в октябре 1952 года. В первую очередь предлагалось сделать боевое отделение самоходной установки закрытым.

Приблизительно одвременно с этим подобное ответ начали прорабатывать и в отношении лёгкой штурмовой САУ Ikv 72. В связи с разными работами по более перспективным темам вопрос модернизации скоро сошёл на нет, так что продолжительное время важные модернизации обходили машину стороной.

Прекрасно заметно, как очень сильно изменился внешний вид автомобили

По-настоящему важной модернизации pvkv m/43 было нужно ожидать практически два десятилетия. Частично переделкам машина была обязана танку Strv 74. В первую очередь это относится орудия, которое взяло очень сильно поменянную конструкцию ствола.

В частности, на нём показался эжектор, разрешивший заметно снизить загазованность боевого отделения. Ещё одной обстоятельством, которая однако вынудила совершить модернизацию, была не лучшая обстановка с моторами. Практика продемонстрировала, что двигатель Volvo A8B менее надёжен в эксплуатации, чем спаренная установка двигателей Scania-Vabis typ L 603.

Модернизированная самоходная установка на тактических учениях

В декабре 1959 года компания Landsverk взяла задание на переделку трёх pvkv m/43. По результатам модернизации их боевая масса выросла до 25 тысячь киллограм, наряду с этим спаренная установка моторов Scania-Vabis typ L 603/3 была менее замечательной, чем Volvo A8B. Рост массы случился за счёт переделки боевого отделения, которое стало закрытым. Однако динамические характеристики автомобили очень не ухудшились, но надёжность выросла.

Самоходная установка подверглась целому последовательности различных переделок, что разрешило улучшить её эксплуатационные характеристики. Модернизацию признали успешной, и это стало знаком к переделке оставшихся автомобилей. Модернизация pvkv m/43 длилась в 1963–1964 годах.

Модернизация разрешила ещё на десятилетие продолжить работу автомобили

Благодаря совершённой модернизации удалось продолжить работу pvkv m/43 более чем на десятилетие. С оружия эти автомобили стали снимать лишь во второй половине 70-х годов прошлого века, в то время, когда им на смену стали поступать истребители танков Ikv 91. До наших дней сохранилось около десятка pvkv m/43, из них треть будет в ходовом состоянии. Эта машина не может похвалиться революционностью, но она стала первым серийным шведским истребителем танков.

Возложенные на неё задачи она делала четверть века. Далеко не все САУ может похвалиться таким достижением.

Создатель высказывает признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  1. Материалы из архива Карла Бомстера.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://www.ointres.se/pvkv_m43.htm.

Trivia Murder Party — Game Grumps VS

Темы которые будут Вам интересны: