Marder ii: лёгкий истребитель

То, что время лёгких танков проходит, германские армейские начали осознавать в конце 1941 года. Полностью это касалось и танка Pz.Kpfw.II. К тому времени его главными соперниками стали средние танки с противоснарядной броней, для борьбы с которыми 20-мм автоматическая пушка была фактически ненужной. Летом 1942 года выпуск лёгких танков в Германии закончился, но это отнюдь не означало смерти шасси Pz.Kpfw.II.

Еще весной начались работы по созданию на базе этого танка лёгких самоходных артиллерийских установок. Одной из них стал истребитель танков, самый известный называющиеся Marder II.

Механизированная повозка для трофейной пушки

Появление истребителя танков на базе Pz.Kpfw.II частично было связано с богатыми трофеями, взятыми вермахтом в первые месяцы кампании на Восточном фронте. Среди захваченной у Красной Армии матчасти выяснилось и около тысячи 76-мм дивизионных орудий Ф-22. Немцы приняли их на вооружение под обозначением FK.296(R ), кроме этого использовался индекс FK 36(R ). В трофейном орудии новых обладателей завлекали, первым делом, высокие противотанковые характеристики.

В то время это была самая замечательная германская противотанковая пушка, удачно справлявшаяся с любыми танками.

Обратной стороной медали была высокая боевая масса Ф-22. В боевом положении она составляла 1620 килограмм, таскать такую тяжесть по пересеченной местности выяснилось непростым занятием. Неудивительно, что первые предложения установить FK 36(R ) на гусеничное шасси показались еще в августе 1941 года.

Действительно, тогда в качестве базы применяли шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.5.

Marder ii: лёгкий истребитель

Захваченные немцами летом 1941 года 76-мм дивизионные орудия Ф-22. Многие из них фактически сходу стали использоваться немцами в качестве противотанковых пушек

К вопросу «механизации» FK 36(R ) немцы возвратились в конце 1941 года. Тогда к необходимости увеличения подвижности орудия на поле боя добавилась вторая неприятность. Германские легкие танки в условиях насыщения советских танковых частей танками Т-34 и КВ-1 были фактически ненужными. Особенно это касалось огнеметных танков Pz.Kpfw.II (F).

В это же время, в августе 1941 года начался выпуск уже второй серии огнеметного танка, взявшей обозначение Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Очень неоднозначные новости с Восточного фронта уже к началу декабря поставили под сомнение предстоящие возможности применения этих танков.

В следствии Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B стали первыми танками семейства Pz.Kpfw.II, путь на фронт для которых был закрыт. Не смотря на то, что производство автомобили продолжалось и в первой половине 40-ых годов XX века, но еще 20 декабря 1941 года инспекция моторизованных армий (In 6) выдала заказ на «самоходный лафет» с применением шасси La.S. 138 и трофейной советской пушки KF 36(R ). В качестве подрядчика была выбрана компания Alkett, к тому времени являвшаяся одним из ведущих разработчиков самоходных установок.

Один из первых образцов 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), весна 1942 года

Первый опытный образец самоходной установки, взявшей обозначение 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), был подготовлен к 1 апреля 1942 года. Орудие, которое планировали ставить на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2, претерпело последовательность трансформаций. Изучение конструкции трофейной пушки продемонстрировало, что ее возможно переделать под более замечательный снаряд.

В следствии показалась пушка, узнаваемая под обозначением 7,62 cm Pak 36(R ). Первое такое орудие было готово еще в конце 1941 года. Ее зарядную камору немцы расточили под новую гильзу длиной 716 мм, аналогичную той, что использовалась в 75-мм противотанковом орудии Pak 40 (но с ней не совместимую). Большое усиление заряда потребовало установки двухкамерного дульного тормоза, что, но, взяли не все орудия.

Механизмы наведения переделанной пушки были концентрированы с левой части, что заметно упростило наводку. Показался телескопический прицел. Переделке подвергся и лафет, и орудийный щит.

В следствии на вооружении германской армии показалась самая замечательная в то время противотанковая пушка.

Для упрощения производства орудийный щит Pak 36(R ) частично употреблялся и на качающейся части 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Его пара подрезали с боков и добавили бортовые страницы для защиты расчета.

Обратная сторона плотной компоновки боевого отделения: дабы произвести средний ремонт, требовался кран

С шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 было нужно много повозиться. Главной проблемой стала, как ни необычно, рациональная компоновка автомобили. Она была хороша для танка, но создавала трудности при разработке самоходной установки. Разместить орудие ближе к носовой части шасси не получилось, в следствии оказалась очень нестандартная конструкция.

Орудие создатели САУ сместили максимально к корме, полом боевого отделения стала надмоторная плита. Неудивительно, что боекомплект пушки составил всего 30 выстрелов.

Размещение орудия в корме автомобили предопределило громадную высоту 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.) – она составила 2,6 метра. Дабы обезопасисть расчет орудия от осколков и пуль, было нужно делать высокую рубку, открытую позади и сверху.

Начальник переместился на место радиста. Не обращая внимания на все переделки и повышение размеров автомобили, ее боевая масса кроме того уменьшилась и составила 11,8 тысячь киллограм.

Небольшой размер боевого отделения заставлял делать такие коробки. Они виделись частенько

В марте 1942 года, не ждя завершения постройки первого опытного образца, армейские заключили с Alkett договор на выпуск 150-ти 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Уже выпущенные 62 Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B отправились на переделку в истребители танков.

В соответствии с начальным замыслам, первые 45 самоходных установок Alkett сдавал в апреле 1942 года, 75 в мае, а оставшиеся 30 – в июне. На практике в Шпандау сработали значительно своевременнее – уже к 12 мая 1942 года все 150 автомобилей готовься .

К тому моменту их уже переименовали в Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Лишь за 1942 год новую самоходную установку переименовывали 4 раза, а в общем итоге ее наименование изменялось 10 раз.

В этом случае вместо сеток боевое отделение позади прикрыто страницами металла

Раздельно стоит упомянуть вторую серию Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Дело в том, что не все Pz.Kpfw.II (F) были утрачены безвозвратно. Около 60 огнеметных танков появилось в ремонте. Появилась в полной мере логичная мысль переделать в истребители танков и их.

В качестве подрядчика была выбрана компания Wegmann из Касселя. С ней заключили сделку на переделку 60 комплектов и изготовление рубок подобного числа шасси Pz.Kpfw.II (F), они же Pz.Kpfw.II Ausf.D1.

В отличие от Alkett, Wegmann трудилась не столь оперативно. Первые 13 автомобилей переделали в июне 1942 года, 9 в июле, 15 в сентябре и 7 в октябре. Еще 4 автомобили переделали в мае 1943 года и 4 в июне.

Так, всего на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D1 были выстроены 52 самоходные установки, а неспециализированный выпуск истребителей танков с применением шасси La.S.138 составил 202 штуки.

Сталинградская битва была очень «урожайной» в плане трофеев. Были среди них и Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36

В середине февраля был утвержден штат моторизованной батареи истребителей танков, в которую входило 9 САУ. На практике состав таких подразделений пара отличался. 9 марта Главное руководство сухопутных армий (OKH) разработало замысел поставок 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.).

Дивизия «Великая Германия» и 1-я дивизия СС приобретали по 18 автомобилей (2 батареи по 9 САУ), а 10-я, 16-я, 29-я и 60-я моторизованные дивизии, и дивизия СС «Викинг», приобретали по батарее с 12-ю автомобилями в каждой. Первой 12 автомобилей взяла 16-я моторизованная дивизия. По состоянию на 28 июня в армиях пребывало 133 Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Из этого числа 33 автомобили попали в 559-й, 611-й и 670-й батальоны истребителей танков (11, 12 и 10 автомобилей соответственно).

Еще 12 автомобилей позднее попали в 525-й батальон истребителей танков.

Трофейная самоходная установка на НИБТ Полигоне, лето 1943 года

Очень специфичное шасси стало одной из обстоятельств неоднозначных отчетов о применении Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Первые же битвы продемонстрировали, что сама по себе мысль с установкой 7,62 cm Pak 36(R ) на самоходное шасси была верной. В соответствии с отчетам, кроме того КВ-1 поражались на дистанции 1200–1400 метров.

Действительно, в частях жаловались на кое-какие неполадки в работе орудий. Что же касается шасси, то тут обстановка была пара другая. Самоходную установку признали через чур высокой, что делало ее эргономичной мишенью. Помимо этого, в ряде частей посчитали экипаж из 4 человек недостаточным. Если судить по фотографиям и отчётам, в некоторых подразделениях командира и роли радиста разделяли.

Наряду с этим в боевом отделении для третьего номера расчета места было мало, да и сидеть ему было негде.

Она же с левого борта

Мелкий количество боевого отделения заставлял персональный состав некоторых подразделений, к примеру, 611-го батальона истребителей танков, делать в снаружи коробки для личных вещей. Частенько неприятности появлялись и с надежностью шасси. Обслуживание автомобили преобразовывалось в головную боль.

Дабы попасть в моторное отделение, требовалось снять пушку, а для демонтажа коробки передач приходилось разбирать чуть ли не половину автомобили.

В советских документах машина проходила как «Самоходная установка 76 мм пушки на базе огнеметного танка М-1Ф»

Из 194-х Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36, выпущенных за 1942 год, к 20 апреля 1943 года в строю осталось 16 штук. Обстоятельством столь высоких утрат стали, а также, удачи Красной Армии зимний период 1942–43 годов. Много Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36 выяснилось захвачено под Сталинградом.

Как минимум одна машина попала на НИБТ Полигон в Кубинке.

Если судить по динамике наличия автомобилей в составе частей, в первой половине 40-ых годов двадцатого века они нечасто употреблялись в битвах. В конце 1943 года их число, за счет отремонтированных автомобилей, выросло до 20 штук. Сейчас эти САУ взяли более известное обозначение Marder II, в первый раз использованное 29 ноября 1943 года. По состоянию на конец декабря 1944 года этих автомобилей оставалось в строю 8 штук.

15 марта их числилось 6 штук, из них 4 в 58-й пехотной дивизии.

На более массовой платформе

Значительно продолжительнее, чем другие модификации Pz.Kpfw.II в производстве продержался Pz.Kpfw.II Ausf.F, представлявший собой возвращение к компоновке Pz.Kpfw.II Ausf.C. Эта машина, являвшаяся во многом вынужденной и, как казалось, временной мерой, умудрилась пережить пара танков-преемников. Однако, весной 1942 года стало совсем ясно, что боевая эффективность этого легкого танка приближается к нулю.

13 мая 1942 года на заседании с участием Гитлера в первый раз озвучили идею делать на базе этого танка самоходную установку.

На этот раз в качестве оружия предполагалось применять 75-мм противотанковую пушку Pak 40. Созданное Rheinmetall орудие пара уступало 7,62 cm Pak 36(R ) в бронепробитии, но наряду с этим изначально создавалась как противотанковая пушка. Самое основное, что орудие не переделывалось из трофеев, а создавалось с нуля, так что неприятностей с его поставками не должно было быть. Потом Pak 40 стала самой массовой германской противотанковой пушкой.

К тому же, она владела схожими с 7,62 cm Pak 36(R ) недочётами – боевой массой больше 1,5 тысячь киллограм и дульным тормозом, при стрельбе поднимавшим облако пыли.

Опытный образец Pz.Kpfw.II als Sfl.

Mit 7,5 cm Pak 40. Заводской двор Alkett, июнь 1942 года

18 мая OKH выдало задание на разработку истребителя танков с применением базы Pz.Kpfw.II Ausf.F и 75-мм пушки Pak 40. За шасси отвечал MAN, за орудие – Rheinmetall-Borsig, а за разработку рубки – Alkett. Наряду с этим что компания Alkett являлась дочерним предприятием Rheinmetall-Borsig. Срок для того чтобы изготовить выяснили достаточно твёрдый – 15 июня 1942 года, другими словами меньше месяца.

Alkett чуть опоздал: заводские опробования опытного образца начались 20 июня.

Эта же машина позади

Концепция опытного образца, взявшего обозначение Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, заметно отличалась от 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Частично это было связано с опытом, взятым при разработке прошлой автомобили.

Вместе с тем разумеется и благоприятное влияние на конструкцию более подходящей новой базы. Смещенные вправо коробка и двигатель передач разрешили рациональнее скомпоновать боевое отделение. Качающаяся часть Pak 40 сместилась вперед, наряду с этим осталось место и для начальника (он же наводчик), и для заряжающего.

Обязанности радиста возложили на механика-водителя. Очевидно, совмещение ролей было не лучшим решением, но габариты автомобили были заметно меньше размеров предшественника. Ее высота составила 2,2 метра, всего на 5 сантиметров выше Pz.Kpfw.II Ausf.F.

Благодаря более грамотной компоновке и уникальным техническим ответам боекомплект удалось расширить до 37 выстрелов. Все они размешались в трех боеукладках, размешавшихся в корме, прямо над моторным отделением. Две из трех укладок крепились на петлях и при необходимости доступа к мотору либо совокупности охлаждения имели возможность откидываться.

Такое ответ не только разрешило сэкономить место, но и облегчило заряжание.

Более рационально было выполнено и бронирование боевого отделения. Сектор наведения орудия по горизонтали был больше – 56 градусов против 50 градусов у 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.).

В целом возможно заявить, что эта машина оказалась лучшей легкой самоходной установкой из тех, что изготовлялись на не переделанной танковой базе.

Серийный пример 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, вид сверху. Видна ощутимая отличие в компоновке боевого отделения

4 июня, за 2 семь дней до окончания работ по первому опытному образцу Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, было решено производить половину Pz.Kpfw.II Ausf.F в виде истребителей танков. 29 июня количество производимых танков сократилось до четверти, а 11 июля от предстоящего производства Pz.Kpfw.II отказались совсем.

Начиная с августа целый количество производимых шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F уходил на производство самоходных установок.

Предполагалось, что силами FAMO и Ursus во время с июля 1942 по март 1943 года будет выпущено 463 САУ. Как это часто бывает, настоящая картина пара отличалась от замыслов. Вместо 30 автомобилей в июле 1942 года было сдано всего 18 самоходных установок, но уже в августе выпуск вышел на планируемые количества.

Более того, в декабре 1942 было произведено 83 автомобили и 80 в январе 1943 года, что больше планируемого количества. Но, в феврале выпуск сократился до 45 штук, а в марте и апреле истребители танков, именуемые в то время 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, не выпускались вовсе.

Связано это было с тем, что Ursus и FAMO взяли срочный заказ на выпуск 105-мм САУ, более известных как Wespe. Лишь в мае 1943 года выпуск 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II продолжился, фабрики покинуло 46 автомобилей. Последние 33 самоходные установки этого типа были сданы в июне 1943 года.

Стало ясно, что сходу два типа САУ фабрики в один момент производить не смогут, исходя из этого FAMO и Ursus сконцентрировались на выпуске Wespe.

Маленький размер боекомплекта заставлял возить дополнительные снаряды в простых снарядных коробках. Страшно, но другого варианта не было

Изготовлением 533 самоходных установок дело не ограничилось. Замечательно осознавая, что боевая сокровище Pz.Kpfw.II близка к нулю, еще в первых числах Декабря 1942 года на фабриках MAN и Skoda началась переделка ранее выпущенных танков модификаций Ausf.c-C и Ausf.F. Эти автомобили достаточно легко отличить по шасси. Кроме того в случае если в качестве базы употреблялся Pz.Kpfw.II Ausf.F, переделанные автомобили возможно выяснить по фальшивому смотровому прибору (на сделанных с нуля автомобилях его не было), и другой конструкции последовательности элементов рубки.

Позднее к переделке ветхих шасси присоединился завод FAMO. В общем итоге в самоходные установки переделали приблизительно 130 танков. Последние такие автомобили были выпущены в январе 1944 года.

7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, переделанный из Pz.Kpfw.II Ausf.F. Машину легко выяснить по фальшивому смотровому прибору

Кроме фабрик, переделывали танки в самоходные установки и в частях. Громаднейший интерес в этом случае воображает конверсия, произведенная силами 559-го батальона истребителей танков летом 1943 года. С 7 по 13 июня в батальон передали 10 Pz.Kpfw.II из состава 12-й танковой дивизии. Орудий на все автомобили не хватило, в следствии показался занимательный гибрид, известный как 5 cm Pak 38 auf Fg.St.

Pz.Kpfw.II (Sf). На шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F взгромоздили противотанковую пушку Pak 38 совместно со штатным щитом, причем не просто качающуюся часть, а вместе с лафетом, но без колёс и станин. Оказавшуюся конструкцию «обшили» спереди и с боков.

Боезапас разместили в особых коробках на надмоторной плите. В целом машина оказалась достаточно неказистая, но это было все равно лучше, чем легко пушка и просто легкий танк по отдельности.

Позднее 559-й батальон переименовали в 128-й батальон истребителей танков, он влился в состав 23-й танковой дивизии. В том же направлении попала и эта неповторимая самоходная установка.

5 cm Pak 38 auf Fg.St. Pz.Kpfw.II, выстроенная в 559-м батальоне истребителей танков

Первые 9 Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 появились в составе 3-й танковой дивизии. Произошло это в августе 1942 года, тогда же еще 9 автомобилей были и в 24-й танковой дивизии. Массовые поставки в армии начались уже в сентябре.

Более маневренные и качественные, эти самоходные установки шли, в основном, в танковые дивизии. Распределение шло неравномерно: 5-я танковая дивизия взяла всего 4 автомобили, 17-я – 6, 20-я – 13, а рекордсменом была 4-я, куда пришло аж 27 таких САУ. В последнем случае это была попытка хоть как-то заткнуть дыру в матчасти: в то время в составе 4-й танковой дивизии не было ни одного Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями KwK 40.

Поступали истребители танков данного типа и в части СС, и в пехотные дивизии, и в батальоны истребителей танков.

Трофейный 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, НИБТ Полигон, лето 1943 года

Отзывы из армий довольно боевых качеств данной самоходной установке были лучше, чем о 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F). Рост боевой массы, непременно, сыграл собственную роль. В целом ходовые качества были на уровне танка, но возросшая боевая масса, а основное – громадная нагрузка на передние опорные катки потребовали более аккуратного управления. Из некоторых частей шли отзывы об ухудшении надежности. Боекомплект, составлявший 37 выстрелов, все равно был маловат.

К тому же, единодушным было вывод о хорошей стабильности Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 при стрельбе. Для истребителя танков это один из наиболее значимых показателей. Благодаря хорошему противотанковому орудию эта САУ была очень страшным соперником для любого советского танка того периода.

Машина в документах обозначалась как «Самоходная установка 75 мм пушки на базе танка Т-IIб»

Начиная с конца 1942 года самоходные установки данного типа употреблялись в большинстве операций германской армии на Восточном фронте. Не обращая внимания на достаточно активное их использование, по состояние на 30 июня 1943 года в строю все еще пребывало 363 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II. В то время это был самый массовый германский легкий истребитель танков.

Кроме того по окончании полугода боев этих автомобилей в армиях все еще пребывало весьма большое количество – 249 штук.

Эта же машина позади

В целом база La.S.100 была в полной мере подходящей для постройки самоходных установок. Достаточно просторное большой запас и боевое отделение прочности ходовой части разрешал установить довольно замечательное орудие, снабжая наряду с этим стабильность и достойные характеристики подвижности при стрельбе. К тому же, методом довольно несложной перекомпоновки возможно было создать еще более подходящую платформу для самоходной артиллерии.

Показалась она уже летом 1942 года и выпускалась до июня 1944 года. Но это уже тема второй статьи.

Андрей Уланов
/
Германская «куница» из Швеции
Германская противотанковая самоходная артиллерийская установка Marder II из коллекции шведского танкового музея Arsenalen

  • ВМВ
  • артиллерия
  • Германия
  • музеи

литература и Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010
  • Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.(R ) auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2005, ISBN 0–9744862–9–9
  • Фотоархив автора

Истребитель танков Marder II D обзор

Темы которые будут Вам интересны: