Лучший французский танк предвоенного периода

К началу Второй мировой Франция подошла с очень спорным комплектом танков. В то время, как в большинстве танкостроительных держав к тому моменту взялись за производство и разработку средних танков, во французской армии обстановка с автомобилями среднего класса сложилась практически катастрофическая. Ориентация производства на выпуск лёгких танков Renault R 35 и «боевых» (практически тяжелых) танков Char B1 bis стала причиной тому, что средних танков у французской пехоты насчитывалось всего полсотни.

На этом фоне еще достаточно неожиданным выглядит тот факт, что средние танки много Франция все же строила, действительно, для кавалерии, причем официально они именовались бронеавтомобилями. Речь заходит о SOMUA S 35, кавалерийском танке, что по совокупности боевых черт был лучшим французским танком предвоенного периода.

Толстокожий кавалерист

Достаточно сильные позиции кавалерии во французской армии стали причиной тому, что к началу 30-х годов тут ситуация , весьма похожая на происходившее в то время в Соединенных Штатах и Японии. Официально собственных танков во всех этих государствах кавалерия не имела, поскольку такие автомобили традиционно предназначались для помощи пехотных частей. Но практически показался новый тип танка, в различных государствах именовавшийся или как «военная машина», или как «бронеавтомобиль».

На самом же деле это были самые настоящие танки, время от времени кроме того среднего класса, но, в большинстве случаев, обращение шла о легких танках с экипажем в 2–4 человека и главным оружием в виде пулеметов. Главным требованием к подобным военным машинам была высокая подвижность.

Лучший французский танк предвоенного периода

SOMUA AC 1, 1932 год. Как возможно подметить, первоначально в конкурсе на создание «боевого бронеавтомобиля» принимал участие как раз бронеавтомобиль

Сначала французские кавалерийские танки развивались в этом же направлении. Бронированным первенцем французской кавалерии стал AMR 33 (Automitrailleuse de reconnaissance, «разведывательный бронеавтомобиль»), позднее показался более идеальный AMR 35. Эти двухместные автомобили с пулеметным оружием в полной мере соответствовали хорошему представлению о кавалерийских танках.

Параллельно с программой AMR, начатой в первой половине 30-ых годов двадцатого века, стартовала и программа создания более замечательного «броневика» — AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль). Тут первенцем стал полугусеничный бронеавтомобиль Schneider P16, имевший более важное оружие в виде 37-мм пушки SA 18 и спаренного с ней пулемета.

Но с 1933 году обстановка начала изменяться. Не в последнюю очередь это было связано с активностью компании Hotchkiss, которая внесла предложение концепцию легкого танка, в конструкции которого массово употреблялось литье. 2 августа была создана спецификация для новой военной машины, на которую отозвалось 14 компаний. Компания Hotchkiss, но, достаточно скоро от участия в конкурсе отказалась.

Нельзя исключать, что в Сен-Дени здраво оценили собственные шансы на победу и стали искать другого клиента, что нашелся в лице кавалерийского руководства. В следствии весьма похожий на Renault R 35, но практически в полтора раза более стремительный танк, взявший обозначение Hotchkiss H 35, был на вооружении французской кавалерии. Больше того, тут он умудрился «съесть» AMR 35, заняв, а также, и его нишу.

Макет «бронемашины» SOMUA AC 3, октябрь 1934 года

В том самом конкурсе на разработку легкого танка принимал участие и концерн Schneider-Creusot. К сожалению, никаких данных по данной машине нет, известно только, что она проектировалась двухместной. Разработку вела "дочка" Societe d’outillage mecanique et d’usinage d’artillerie (SOMUA). Стоит подчернуть, что еще начиная со Schneider CA1, первого серийного французского танка, как раз SOMUA занималась бронетанковыми заказами концерна.

Это касалось и разработок то теме Char B, и кавалерийских боевых автомобилей.

Еще перед тем, как начался конкурс на легкий 6-тонный танк, компания из Сент-Уэн разрабатывала полугусеничный бронеавтомобиль SOMUA AC 1 в рамках темы AMC. В отличие от Schneider P16, у данной трехместной автомобили компоновка была больше похожа на танковую. Позднее начал проектироваться более тяжелый бронеавтомобиль SOMUA AC 2. К тому же, руководство кавалерии все отчетливее осознавало, что вместо броневика ей нужен как раз танк.

Характерная подробность макета – громадной глушитель. В металле была изготовлена менее громоздкая конструкция

В марте 1934 года произошло заседание между SOMUA и руководством кавалерии. В его ходе появилась концепция нового танка, в конструкции которого сочетались технические ответы легкой автомобили, создававшейся на конкурс 1933 года и (частично) требования к бронемашинам AMC. Боевая масса трехместной автомобили оценивалась в 13 тысячь киллограм, наряду с этим она должна была развивать скорость не менее тридцати километров/ч, иметь броню толщиной 30 мм и запас хода в 200 километров.

В мае толщину брони увеличили до 40 мм, чего должно было хватить для уверенной защиты от противотанковой пушки калибром 25 мм. В качестве оружия предполагалось применять 47-мм пушку и спаренный с ней пулемет. В целом получался не бронеавтомобиль, а самый настоящий средний танк, похожий на Renault D2, но имеющий наряду с этим более высокую скорость.

Совсем программу утвердил 26 июня 1934 года командующий французской кавалерией генерал Флавиньи.

190-сильный двигатель, что был создан при участии компании Janvier, Sabin et Cie

Разработка автомобили, взявшей обозначение SOMUA AC 3, стала для компании из Сент-Уэн настоящим вызовом. Появился множество важных вопросов, что требовалось оперативно решить. Особенно это касалось силовой установки. SOMUA производила грузовики, но их двигатели мало доходили для нового танка. Требовалась более замечательная силовая установка, и достаточно безотлагательно.

SOMUA обратилась к компании Janvier, Sabin et Cie, которая занималась проектированием моторов. В достаточно маленький срок в том месте создали 8-циллиндровую V-образную силовую установку. Был куплен набор чертежей, на базе которого на SOMUA выстроили собственный мотор, по конструкции частично перекликающийся с авиационным двигателем Hispano-Suiza 8B.

При количестве 12,7 литров он развивал мощность 190 лошадиных сил.

Конструкция подвески AC 3 была похожей на ту, что для собственных танков спроектировали на Skoda

не меньше остро стоял вопрос с ходовой частью. Ничего подходящего в гамме техники SOMUA не имелось, так что ходовую требовалось разрабатывать с нуля. Как раз тут и всплыл любимый многими историками «чехословацкий» след. Вправду, между Schneider-Creusot и Skoda существовали партнерские отношения, и как раз они разрешили SOMUA уменьшить себе задачу. Действительно, в качестве базы для копирования ходовой части и особенно подвески почему-то в большинстве случаев указывается Skoda S-II-a, он же LT vz.35.

Очень вызывающее большие сомнения утверждение, поскольку разработка этого чехословацкого танка началась приблизительно одновременно с этим, что и AC 3. Почему-то исследователями забывается тот факт, что подобную подвеску Skoda применяла и ранее – на легком танке S-II, он же Skoda SU. Созданная на данной базе подвеска SOMUA пара отличалась по конструкции. Однако, ее чехословацкое происхождение сомнения не вызывает.

Automitrailleuse de combat AC 3 на опробованиях, весна 1935 года. Вместо башни установлен балласт

Эскизный проект AC 3, и его древесная модель в масштабе 1:10, были подготовлены SOMUA к октябрю 1934 года. На Renault кроме этого не сидели сложа руки: не хотя терять возможность заполучить внушительный договор на выпуск шестисот AMC, заводское КБ скоро создало проект, обозначавшийся как AMC 40 mm. Подробной информации по данной разработке нет, но, наверное, обращение шла о развитии кавалерийского танка Renault YR, он же AMC 34.

В любом случае, данный проект кавалерия отвергла, кроме того не став тратить деньги на изготовление опытного образца. А вот для AC 3 обстановка обернулась совсем по-второму: 12 октября 1934 года был взят заказ на изготовление опытного образца автомобили.

Прекрасно видно, как AC 3 спереди отличается от серийного танка

Работы по конструированию SOMUA AC 3 начались в ноябре 1934 года, а уже 11 апреля 1935 года машина с регистрационным номером 745-W1 готовься . С учетом того, что по многим агрегатам и узлам затевать было нужно с нуля, сроки выглядят весьма сжатыми. На протяжении разработки было нужно вносить заметные правки в изначальное техническое задание. При указанной толщине брони удержать боевую массу в пределах 13 тысячь киллограм выяснилось невозможно, так что планку для AC 3 подняли до 17 тысячь киллограм.

Потому, что башни на момент постройки еще не было, вместо нее сверху на машину установили балласт. В таком виде кавалерийский танк и проходил опробования, длившиеся с 4 июля по 2 августа 1935 года в Венсене.

AC 3 по окончании переделки, март 1936 года. Танк взял башню APX 1 и 47-мм пушку SA 34

Оказавшийся у инженеров SOMUA танк был обычным для французского довоенного танкостроения. В нем максимально была использована мысль Hotchkiss, заключавшаяся в сборке корпуса танка из больших литых подробностей. Состоял корпус всего из четырех главных подробностей: двух половинок нижней части корпуса, подбашенной коробки и коробки, закрывающей моторно-трансмиссионное отделение. Крепились между собой эти подробности при помощи болтовых соединений.

Само собой разумеется, при изготовлении таких больших подробностей требовалась высочайшая точность, но собирать их было несложно.

Стоит подчернуть, что конфигурация корпуса у AC 3 еще была далека от той, которую имели серийные автомобили. Имелись и откровенные промахи, самым видимым из которых были фары, размещенные прямо во лбу корпуса. Не самой успешной конструкцией стали и смотровые устройства в передней части корпуса.

Они оказались громоздкими и крепились на болтах, такая конструкция была уязвима. Но, на то и был сделан опытный образец, дабы на протяжении опробований распознать конструктивные недочёты и их устранить.

Данный же танк по окончании установки пушки SA 35. Часто указывается, что это машина установочной партии, но на снимках, сделанных с вторых ракурсов, виден тот же самый регистрационный номер – 745-W1

Значительно ответственнее было то, что по своим чертям SOMUA AC 3 был чуть ли не лучшим средним танком. Владея противоснарядной броней, которая на дистанции более чем 300 метров достаточно с уверенностью «держала» боеприпас германской противотанковой пушки 3.7 cm Pak, эта машина имела то, чего был лишен подобный ей Renault D2 – хорошую подвижность. Результаты опробований превзошли ожидания кавалерии.

Большая скорость гусеничного «броневика» на 10 км/ч превысила требования, наряду с этим машина владела хорошими чертями с позиций проходимости. Успешная конструкция подвески снабжала приемлемую плавность хода, да и обзорность, не обращая внимания на необходимость доработки смотровых устройств, была в полной мере хорошей.

По окончании окончания опробований танк отправился на завод, где до марта 1936 года проводились работы по его переделке. Уже в последних числах Ноября 1935 года было издано постановление о том, что AC 3 отправится в серию. На вооружение его приняли 25 марта 1936 года под обозначением Automitrailleuse de Combat modele 1935 S. Позднее он именовался Char 1935 S, но более известен данный танк как SOMUA S 35.

Шедевр в среднем классе

Договор №60 178 D/P на изготовление 50 танков был заключен 25 марта 1936 года, но на деле о нем было известно еще 21 ноября 1935 года. Первоначально на SOMUA AC 3 у кавалерии имелись грандиозные замыслы: предполагалось, что в общем итоге будет закуплено 600 танков этого типа. Такое количество требовалось для оснащения трех легких механизированных дивизий (Division Legere Mecanique, либо DLM).

Но, достаточно скоро эти замыслы было нужно корректировать, потому, что возможности SOMUA были ограничены. Как раз именно поэтому компания Hotchkiss и смогла отыскать лазейку для собственного легкого танка. Заказ поделили пополам: предполагалось закупить по 300 SOMUA S 35 и Hotchkiss H 35.

В соответствии с штатному расписанию DLM, в ее составе должно было быть 96 SOMUA S 35. Из этого числа 84 автомобили включалось в состав восьми эскадронов, еще 4 автомобили выступали в роли командирских танков, а оставшиеся 8 числились в резерве.

SOMUA AC 4 без установки подбашенной крыши и коробки моторно-трансмиссионного отделения

На опробования опытный образец возвратился в марте 1936 года. Кроме устранения конструктивных недочётов, найденных на протяжении опробований, он отличался тем, что на него, наконец, установили башню. Особенного раздолья в выборе данной части танка у кавалеристов не было: как и на Renault D2, на машину поставили башню APX 1, оснащенную 47-мм пушкой SA 34.

Но, в исходном виде употреблялась она недолго: к тому моменту стало ясно, что SA 34 слабовата для противодействия танкам , имевшими толщину брони порядка 60 мм. Как раз так был защищен Char B1 bis. По данной причине скоро в башне «прописалось» более замечательное орудие – SA 35, боеприпас которой пробивал броню толщиной 60 мм на дистанции в километр. Однако, первые 4 серийные SOMUA S 35 взяли башни APX 1 с пушками SA 34, каковые позднее заменили на башни APX-1 CE с пушками SA 35.

Эти автомобили были изготовлены в январе 1936 года и отправились в 4-й танковый (кирасирский) полк на опробования.

SOMUA S 35, регистрационный номер 67225, третий серийный экземпляр танка. Прекрасно видны дополнительные баки с горючим

По результатам доработок и испытаний показался модернизированный вариант AC 3, что взял заводское обозначение AC 4. Эта машина и стала примером серийного варианта SOMUA S 35. Первые танки большой серии стали выпускаться с июля 1936 года, но впредь до января 1937 года эти автомобили оставались неготовыми. В этом случае узким местом были производственные возможности смежника в лице APX.

Ожидать поставок башен было нужно полгода, за это время в их конструкцию башни было внесено одно ответственное изменение. Дело в том, что диаметр погона APX 1 составлял всего 1022 мм, для обычного применения 47-мм орудия этого было не хватает. Результатом доработок стало появление улучшенной башни, взявшей обозначение APX 1 CE (chemin elargi, другими словами увеличенный погон).

Диаметр погона башни вырос до 1130 мм, и дополнительные 11 см были совсем не лишними.

Ожидать было нужно и пушек: серийное производство SA 35 началось лишь в январе 1937 года.

Данный же танк с левого борта. На подбашенной коробке виден литой номер, что показывает, что это шасси №3

Хватало трансформаций и в конструкции шасси. По результатам переделок боевая масса выросла до 19,5 тысячь киллограм, но динамические характеристики автомобили остались фактически на том же уровне, что и у AC 3. Была поменяна конструкция лобовой части корпуса. Конструкторы убрали кожухи фар, а сама их форма стала более технологичной.

Заметно улучшилась конструкция смотровых устройств, помимо этого, место механика-водителя сместилось чуть вперед, что разрешило улучшить обзорность. Передний смотровой прибор был сделан откидывающимся вверх, благодаря чему улучшался обзор в походном положении. Смотровые устройства поменяли и на башне, которая хоть и именовалась APX 1 CE, но конструктивно практически не отличалась от APX 4.

Последовательность трансформаций претерпела и кормовая часть корпуса. С бортов надмоторной плиты были убраны жалюзи, каковые в полной мере справедливо считались уязвимым местом. Пара изменилась конструкция траков.

Еще одним ответственным новшеством стало появление дополнительных топливных баков. Их разместили на правом борту, благодаря удачно проработанной конструкции креплений баки возможно было скоро снять.

У этого танка еще нет смотровых устройств. С их поставкой произошла задержка, по данной причине часть танков ушла в армии без них

Договор на выпуск первых 50 танков удалось закончить во втором квартале 1937 года. Изготовленные по нему автомобили взяли регистрационные номера 67 225 – 67 274. Все выстроенные по этому договору танки ушли в 1 DLM. В это же время, еще во второй половине 30-ых годов двадцатого века с SOMUA был заключен второй договор, №61 361 D/P, что кроме этого предусматривал выпуск 50 танков. По многим причинам, по большей части связанных с неспешными действиями смежников, работы по производству данной партии затянулись.

К 15 января 1938 года было сдано только 17 танков, а все 50 автомобилей были выстроены к 15 апреля. Наряду с этим автомобили попали в части недоукомплектованными, среди них и смотровыми устройствами.

На параде в честь Дня взятия Бастилии, проводившемся 14 июля 1938 года, SOMUA S 35 в первый раз предстали перед публикой. В строю шли танки второй производственной серии, попавшие в состав 2-й DLM. Так вот, кроме того на этих автомобилях отсутствовали смотровые устройства в корпусе.

Но, это только вершина айсберга: в виду неторопливости компании APX, танковое производство которой к тому моменту было национализировано и переименовано в ARL, кроме того к лету 1938 года не все SOMUA S 35 имели башни.

Танки второй серии взяли регистрационные номера 22 332 – 22 381.

Танк с регистрационным номером 67237, вид позади. Цепи в то время были очень распространенным типом средств для сцепки при транспортировке

Неприятности со смежниками коснулись и автомобилей третьей серии, выпускавшейся по договору №70 919 D/P, подписанному во второй половине 30-ых годов XX века. В отличие от первых двух контрактов, третий предусматривал выпуск 100 танков. Автомобили, взявшие регистрационные номера 819–918, шли на доукомплектование 1-й и 2-й DLM. К 15 июлю 1938 года было выпущено 28 танков, но наряду с этим из всех 128 принятых к тому моменту SOMUA S 35 лишь 96 имели башни.

Совсем танки третьей серии были сданы в марте 1939 года.

Может показаться, что работы по выпуску SOMUA S 35 шли медлительно, но на деле 200 танков за 2,5 года для французского танкостроения мирного времени – это довольно много. Для сравнения, первый заказ на Char B1 bis поступил 8 октября 1936 года, а к марту 1939 года упрочнениями трех компаний удалось выпустить всего 90 таких танков.

Первая публичная демонстрация SOMUA S 35, Париж, 14 июля 1938 года. Танки все еще не взяли смотровые устройства

Благодаря выполнению первых контрактов удалось всецело насытить средними кавалерийскими танками две легкие механизированные дивизии. На этом, очевидно, выпуск не закончился. Больше того, заказ расширили до 500 танков. Во второй половине 30-ых годов XX века был подписан договор № 80 353 D/P на выпуск 125 танков.

Эти автомобили предполагалось направить на комплектование 3-й DML, которая к тому моменту еще не была организована. К 1 сентября 1939 года успели сдать 61 автомобилей, еще 9 пребывали в постройке. По окончании начала Второй мировой темп выпуска вырос: в случае если в сентябре SOMUA сдала 11 танков, то в последующие месяцы Сент-Уэн покидало по 13 автомобилей каждый месяц. Именно поэтому уже в первой трети января 1940 года последние танки по договору № 80 353 D/P покинули завод.

Эти автомобили взяли регистрационные номера 10 634 – 10 758.

Сборка танков на заводе SOMUA, ноябрь 1939 года. Разработка применения громадных литых подробностей, собираемых на болтах, заметно упрощала сборку. В следствии SOMUA снабжала довольно большой темп выпуска

В последних числах Сентября 1939 года замыслы выпуска SOMUA S 35 были снова пересмотрены. Объем сократили до 450 штук, потом предполагалось создавать более идеальную модель, взявшую обозначение SOMUA S 40. Последним договором на постройку SOMUA S 35 должен был стать осуждённый еще во второй половине 30-ых годов XX века №88 216 D/P, что предусматривал выпуск 125 танков.

Выполнять его начали с января 1940 года, в то время, когда выпустили 16 танков. Начиная с марта 1940 года количества производства выросли, уже в мае каждый месяц сдавалось по 22 танка. За выпускавшимися по этому договору автомобилями были зарезервированы регистрационные номера 50 210 – 50 334. На деле танков было выпущено меньше, чем планировалось: уже в июне производственные мощности SOMUA была захвачена наступавшими германскими частями.

К тому моменту, по различным данным, было выпущено от 427 до 440 танков.

Ложка мёда

Как и другие французские танки, SOMUA S 35 имел последовательность «врожденных» недочётов. самый существенным из них была одноместная башня. Помимо этого, достойные характеристики и прогрессивная конструкция обошлись в копеечку.

За любой SOMUA S 35 приходилось платить огромную для того времени сумму в 982 000 франков, другими словами практически как за пять Renault R 35.

Но вот с позиций боевой эффективности кавалерийский «броневик» не имел себе равных. В отличие от тихоходных пехотных танков, SOMUA S 35 имел в полной мере хорошую подвижность. Достаточно заявить, что средняя скорость его перемещения по шоссе составляла 30 км/ч, что было больше, чем большая скорость танков французской пехоты.

Не менее важно да и то, что кавалерийские танки владели высокой надежностью.

Грустный финал кампании мая-июня 1940 года. Полугусеничный тягач на снимке – SOMUA MCG, ближайший «родственник» AC 1

Но кроме того при наличии 400 качественных танков урегулировать все вопросы французской армии было нереально. Принципиально важно да и то, что по-настоящему обученными были экипажи SOMUA S 35 из состава 1-й и 2-й DLM. Спешно организованная 3-я DLM отличалась куда более низкой подготовкой, о чем вспоминал и де Голль.

Попытки французского руководства заткнуть кавалерийскими танками все новые бреши в обороне были не через чур успешными. SOMUA S 35 были той самой ложкой меда в громадной бочке дегтя.

Андрей Уланов
/
Кавалерийский танк Somua S-35
Фотообзор французского танк Somua S-35 из собрания британского танкового музея в Бовингтоне

  • ВМВ
  • танки
  • Франция
  • музеи

Однако, возможно констатировать тот факт, что руководство французской кавалерии была более разумным, чем пехотное руководство. SOMUA S 35 был на начало войны одним из лучших танков. Эти автомобили довольно продолжительное время вести войну, действительно, по большей части уже не под французским флагом.

Но об этом обращение отправится уже в другом материале.

литература и Источники:

  • Материалы Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
  • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Francois Vauvillier, HistoireCollections, 2014
  • GBM 105, 106, HS1

ТОП 5 самых комфортных для игры танков Франции — от Pshevoin и STATIQUE [World of Tanks]

Темы которые будут Вам интересны: