Левая резьба по-американски

К началу Второй мировой армия США имела считанные единицы средних танков. Это не свидетельствует, что тамошние конструкторы автомобилями этого типа не занимались: летом 1939 года в серийное производство отправился Medium Tank M2. Выпущенный тиражом всего 18 экземпляров, он был для американского танкостроения эпохальной машиной. Неспециализированная концепция его шасси стала для американских средних танков базисной.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века показался более идеальный Medium Tank M2A1, что, но, уже к моменту запуска в серию имел возможность принимать во внимание устаревшим. Забрав его за базу, конструкторы создали Medium Tank M3, первый по-настоящему массовый американский средний танк. На конвейере он и его модификации продержались всего полтора года, но благодаря необыкновенной конструкции эта машина была заметной вехой для мирового танкостроения.

Мнения об этом танке видятся диаметрально противоположные, исходя из этого попытаемся подойти к нему максимально беспристрастно.

В твёрдых временных рамках

Точкой отсчёта в истории Medium Tank M3 нужно считать 13 июня 1940 года. В данный сутки американский Комитет по оружиям создал спецификацию на средний танк с 75-мм пушкой в качестве главного оружия. Эта спецификация показалась по результатам тщательного изучения итогов военных действий во Франции.

Стало известно, что Medium Tank M2A1 уже не всецело соответствует реалиям современной войны.

самый оптимальным танковым оружием американские армейские, как ни необычно, посчитали 75-мм танковую пушку KwK L/24, которая устанавливалась на среднем танке Pz.Kpfw.IV. Да, характеристики бронепробития у этого орудия смотрелись не лучшим образом, но в целом как раз Pz.Kpfw.IV вызывал самые положительные чувства у личного состава германских частей, которым приходилось взаимодействовать с танками. Неудивительно, что американские армейские посчитали орудие калибром 75 мм более перспективным, чем 37-мм пушку.

Левая резьба по-американски

Улучшенный вариант полноразмерного макета Medium Tank M3. Машина уже лишилась башенки со спаркой пулемётов

На момент разработки спецификации американского аналога 7.5 cm KwK L/24 не существовало. Но, подходящее орудие нашлось достаточно скоро. Во второй половине 30-ых годов XX века была создана спецификация на лёгкое зенитное орудие калибра 75 мм. Это орудие предполагалось применять в том месте, где 76-мм зенитная пушка появилась через чур тяжёлой.

За его базу было забрано 75-мм полевое орудие M1897 французского происхождения. Длину ствола уменьшили до 31 калибра, поршневой затвор заменили на клиновой. Так на свет показалось 75-мм зенитное орудие T6.

Результаты его опробований были далеко не лучшими, исходя из этого зенитное орудие так и осталось экспериментальным. Но летом 1940 года оно опять выяснилось востребованным, сейчас уже конструкторами танков. В следствии на базе зенитного орудия была создана 75-мм танковая пушка T7.

Её характеристики были существенно лучше, чем у германской 7.5 cm KwK L/24. Ближайшим аналогом американского орудия была советская танковая пушка Л-11.

Финальный вариант макета, утверждённый к началу 1941 года

Главной проблемой, которая поднялась перед американскими инженерами, выяснилось размещение 75-мм орудия в танке. В существующей башне T7 оно не помещалось, наряду с этим возможности переделки танка были минимальными. Это было связано с тем, что американской армии средние танки требовались как воздушное пространство, а лишнее промедление угрожало срывом поставок.

Как раз тогда конструкторы отыскали в памяти о Medium Tank T5E2, что испытывался весной 1939 года. Установка орудия в корпусе заметно облегчала задачу и сводила переработку базисной автомобили к минимуму. Действительно, вариант оружия Medium Tank T5E2 не было возможности назвать успешным.

Требовалось перепроектирование установки. Однако неспециализированная концепция нового танка показалась американским армейским такой убедительной, что 11 июля 1940 года ещё не выстроенную машину приняли на вооружение как Medium Tank M3.

Первый опытный образец Medium Tank M3, выстроенный арсеналом Rock Island. Абердинский полигон, финиш марта 1941 года. Прекрасно заметно, что смотрового прибора на левом борту командирской башенки нет

Первый макет танка представили 26 августа 1940 года на Абердинском полигоне. Нужно заявить, что от всем известного Medium Tank M3 макет заметно отличался. База Medium Tank M2A1 фактически не изменилась, сохранилась и концепция пулемётного оружия с турелями по периметру боевого отделения. В правом переднем углу боевого отделения показалась казематная установка 75-мм пушки T7.

Сектора обстрела у неё, очевидно, были ограничены, но если сравнивать с установкой Medium Tank T5E2 наметился явный прогресс.

Значительно занимательнее то, что количество пулемётов в корпусе не уменьшилось. Спаренную установку Browning M1919 поставили в мелкую башенку в левой передней части боевого отделения. Сохранялась и орудийная башня, наряду с этим на её крыше показалась маленькая башенка с зенитным пулемётом.

Толщина лобового страницы корпуса выросла до 50 мм, а бортов — до 38 мм.

Данный же танк на протяжении демонстрации управлению Департамента оружий

Реакция американских армейских на представленный макет была неоднозначной. Тот факт, что в средний танк удалось поставить пушку калибра 75 мм, их очевидно обрадовал, но ограниченный сектор обстрела огорчил. Сначала у них было желание поставить 75-мм пушку в башню с круговым обстрелом, но таковой башни попросту не существовало. 31 августа Комитет по оружиям запустил проектные работы по танку с вращающейся пушкой и башней калибра 75 мм.

Однако, согласно точки зрения Комитета по оружиям, новый танк в любом случае был лучше M2A1, так что в качестве временной меры в полной мере годился. Предлагалось выпустить серию из 360 таких танков, за время производства которой удалось бы довести до ума средний танк с вращающейся башней и 75-мм пушкой и поставить на конвейер уже его.

Управление лично осматривает первенца

По результатам осмотра макета Medium Tank M3 составили громадной перечень переделок. От башенки и пулемётных спонсонов было решено отказаться, ограничившись спаренной установкой курсовых пулемётов. На место башенки в левой передней части боевого отделения перемещался радист. Кроме этого массу трансформаций вносили в устройство боевого отделения. Так показался второй вариант полноразмерного макета Medium Tank M3.

В нём отражались все предложенные трансформации по боевому отделению и вооружению, но сам макет всё ещё базировался на шасси M2A1. Позднее показалась финальная версия макета, которая приобрела новую трансмиссию. Вместо 5-скоростной механической коробки передач была установлена 5-скоростная синхронизированная КПП.

не меньше серьёзным моментом стало то, что элементы трансмиссии были скомпонованы в единый блок, крепившийся к лобовой части корпуса на болтах. Сам блок складывался из трёх частей, каковые кроме этого соединялись между собой болтами. Такая конструкция, созданная Гарри Ноксом, заметно облегчала обслуживание.

Очень необыкновенной была конструкция башни. Формально она была трёхместной, но наряду с этим экипаж пребывал в «стакане» под ней. Обитаемой башня становилась только в том случае, если начальник вёл пламя из пулемёта в командирской башенке либо сидел в данной башенке по-походному.

Многие подробности (командирская башенка и башня, орудийная установка, пистолетные порты, корпус трансмиссионного блока) были выполнены литыми.

Продольный разрез танка. Прекрасно заметно, что в не так уж и просторно

28 августа 1940 года с Chrysler Corporation было подписано соглашение о выпуске 1000 Medium Tank M3. Одновременно с этим отменили заказ на выпуск 1000 Medium Tank M2A1. Строить танки предполагалось на Детройтском арсенале, что компания Chrysler начала возводить 9 сентября 1940 года.

Американскими мощностями по производству средних танков очень сильно заинтересовались британцы. Первоначально обращение шла о выпуске британских пехотных танков Matilda, но скоро стало ясно, что на такое американцы не отправятся. Тогда появилась мысль забрать за базу конструкцию Medium Tank M3 и создать танк по британской спецификации. Так появился танк General Grant, либо Grant I. Британским модификациям Medium Tank M3 и применению их в армиях Содружества будет посвящён отдельный материал.

Тут только стоит заявить, что башни для американской и британской версии танка разрабатывались параллельно.

Схема боекомплекта и размещения экипажа. По-настоящему вольно себя в танке ощущал лишь заряжающий 75-мм орудия

Конструкторская документация на танк была по большей части закончена к концу декабря 1940 года. Параллельно велись работы над башней и вооружением. Постройку опытного образца вёл арсенал Rock Island. Окончательные правки в документацию внесли в феврале 1941 года, а 13 марта первый опытный образец Medium Tank M3 совершил первый пробег.

21 марта машина прибыла на Абердинский полигон, где на неё установили башню с оружием.

В целом опытный образец с регистрационным номером U.S.A. W-304191 соответствовал финальному макету, за тем исключением, что у командирской башенки отсутствовал смотровой прибор с левой стороны. Боевая масса автомобили составила 27,9 тысячь киллограм, другими словами в полтора раза больше Medium Tank M2A1.

Над наружностью американского среднего танка часто потешаются, но нужно наблюдать правде в лицо: на момент создания Medium Tank M3 был одним из лучших средних танков. Он взял противоснарядную броню, надёжно защищавшую от огня германского противотанкового орудия 3.7 cm Pak, владея наряду с этим в полной мере мощным вооружением и неплохой подвижностью. А самое основное, показался он весьма своевременно.

Двигательный и корпусной ералаш

До тех пор пока завершалось проектирование Medium Tank M3 и строился опытный образец, Департамент оружий корректировал размер поставок. Ни о каких 360 а также о 1000 танков не шло уже и речи. К концу 1940 года аппетиты армейских здорово выросли: предполагалось, что каждый день фабрики будут покидать 14,5 танков, из которых 6,5 предназначались британцам. По мере приближения начала производства запросы возрастали: в апреле 1941 года обращение шла о тысяче средних танков в месяц, а в июле уже о двух тысячах.

Окончательная цифра смотрелась ещё более внушительно: в первой половине 40-ых годов XX века ожидалось взять 25 000 танков, а в первой половине 40-ых годов двадцатого века — 45 тысяч. А ведь когда-то Тухачевского, предлагавшего выстроить 50 000 танков, посчитали безумцем.

Первый серийный Medium Tank M3 на протяжении официальной демонстрации. Детройтский арсенал, 24 апреля 1941 года

По в полной мере очевидным обстоятельствам реальное положение и планы дел пара отличались. Первый серийный Medium Tank M3 закончили на Детройтском арсенале 24 апреля 1941 года, по окончании чего его празднично сдали клиенту. Машина с уверенностью преодолела полосу препятствий и на глазах изумлённой публики сломала толстое бревно.

Вопрос в том, что для организации массового производства требовалось время, да и сам арсенал в одиночку кроме того 1000 танков в месяц выстроить не имел возможности. Официально производство Medium Tank M3 началось в июне 1941 года, но только к концу лета удалось выйти на приемлемые количества производства. Для этого было нужно подключать ещё один завод — American Locomotive Company (ALCo).

Для удовлетворения потребностей британских клиентов к выпуску были привлечены ещё два предприятия ЖД отрасли — Pressed Steel Car Company и Pullman-Standard Car Manufacturing Company.

Сборка танков на Детройтском арсенале

Доработки танка начались фактически сразу после запуска его серийного производства. В первую очередь это касалось оружия. Ещё весной 1941 года начались работы по установке на орудия стабилизатора в вертикальной плоскости.

Касалось это не только 37-мм пушки M6 в башне, но и 75-мм орудия T7, принятого на вооружение под индексом M2. Работы по стабилизатору пара затянулись: не обращая внимания на то что ответ о его установке приняли ещё в июне 1941 года, реально их стали ставить с ноября. Снаружи отличить танки со стабилизаторами оружия возможно было по противовесам.

На орудии M6 противовес в виде долгого штыря был под стволом, а у M2 — крепился около дульного среза.

Наличие противовесов у орудий — верный показатель того, что танки имеют оружие, оснащённое стабилизаторами

К моменту появления стабилизатора шли работы по созданию более совершенного орудия. Для перспективного среднего танка T6 (будущий Medium Tank M4) создали 75-мм орудие T8, которое отличалось увеличенной до 40 калибров длиной ствола. Внедрение более замечательного орудия приблизительно совпало с некоторыми трансформациями внешнего вида. Стало известно, что бортовые люки уязвимы для флангового огня.

Первые орудия M3 ставились ещё в танки, имевшие боковые люки, но уже скоро их начали заваривать. Чуть позднее от них и вовсе избавились, покинув лишь пистолетные порты.

Один из первых Medium Tank M3, взявших 75-мм орудие M3

В будущем танк взял усиленные тележки, потому, что его масса в следствии всех этих усовершенствований медлено росла. Под конец производства экипаж автомобили был сокращён с 7 до 6 человек: от радиста решили отказаться, а его функции частично начал выполнять механик-водитель. В июне 1942 года один из курсовых пулемётов убрали, на его месте поставили заглушку.

Кроме этого на лобовом странице начал крепиться инструментальный ящик, а у механика-водителя показался перископический прибор для перемещения в боевых условиях.

Такими были последние Medium Tank M3. Как возможно подметить, от боковых люков конструкторы всецело отказались

В июле производство M3 закончилось, за все время четыре завода изготовили 4924 танка данного типа. В это число вошли и Grant I. Солидную часть танков данного типа выпустил Детройтский арсенал.

Medium Tank M3A1, заметно отличавшийся конструкцией корпуса

Кроме того что Medium Tank M3 стал первым американским танком, что производился силами различных фирм, он был первым,отличавшимся громадным разнообразием внешнего вида. В первую очередь это относится корпусов. Как и другие американские танки того периода, M3 взял клёпаный корпус. Таковой способ сборки был более несложным для последовательности фирм, но имел и собственные минусы. Кроме высокой трудоёмкости сами клепки воображали опасность для экипажа.

При попадании боеприпаса внутренняя сторона клёпки имела возможность отколоться и превратиться в поражающий элемент.

Литая верхняя часть корпуса разрешила более рационально применять количества боевого отделения, но увеличила массу

В июне 1941 года Комитет по оружиям запустил программу по изысканию иных способов сборки корпуса. Первым из них стало литьё. Верхнюю часть корпуса начали отливать единой подробностью.

Бортовые люки стали меньше, а верхний сместился назад. Нижнюю часть корпуса покинули клёпаной. Кроме упрощения производства литой корпус разрешил более рационально применять внутренние количества.

Действительно, боевая масса танка выросла до 28,6 тысячь киллограм.

M3A1 поздних серий. Бортовых люков уже нет

9 октября 1941 года M3 с литым корпусом стандартизировали как Medium Tank M3A1. В качестве изготовителя выбрали American Locomotive Company (ALCo). Производство началось в феврале 1942 года. Длилось оно недолго: всего до августа 1942 года ALCo выстроила 300 танков данного типа. В отличие от «простых» M3, танки с литыми корпусами не поставлялись на экспорт.

Все они появились в американской армии.

Как и при с другими танками семейства M3, сначала M3A1 выпускались с пушками M2, позднее их заменили на длинноствольные M3. Помимо этого, прошли подобные трансформации конструкции, включающие ликвидацию бортовых люков и демонтаж одного из пулемётов. Кроме этого M3A1 примечателен тем, что на нём испытывался дизельный мотор Guiberson T-1400–2.

Данный радиальный мотор воздушного охлаждения развивал мощность 350 л. с. В целом опробования разочаровали, что не помешало оснастить такими силовыми установками 28 танков модели M3A1.

Medium Tank M3A2, отличавшийся сварным корпусом

Второй альтернативой клёпаной конструкции стала сварка. Смотрелись сварные соединения более перспективно, чем литьё. Форма корпуса, если сравнивать с M3, оставалась неизменной, наряду с этим в бронелистах не требовалось сверлить отверстия, а прочность сварного соединения была выше клёпаной. Наконец, литой корпус владел собственными недочётами.

При той же толщине брони литая броня имела меньшую стойкость, чем катаная. Неудивительно, что позднее сварка стала главным методом сборки американских танков.

Серия M3A2 была весьма маленькой — всего 12 танков

Разработку новой модификации Medium Tank M3 Комитет по оружиям инициировал в августе 1941 года, исполнителем выступал арсенал Rock Island. Опробования продемонстрировали, что мысль была верной: прочность соединения стала выше, а неспециализированная масса танка снизилась до 27 400 кг. Ещё до начала опробований танк стандартизировали как Medium Tank M3A2. В качестве изготовителя было выбрано новое предприятие — Baldwin Locomotive Works (BLW). Первый M3A2 прибыл на Абердинский полигон к 1 января 1942 года.

Предприятие достаточно медлительно усиливалось : к марту сдали всего 12 M3A2. На этом выпуск модификации закончился, потому, что в конструкцию танка внесли одно важное изменение.

Продольный разрез Medium Tank M3A5. Главным отличием стала новая силовая установка и изменившаяся кормовая часть корпуса

Одной из ответственных изюминок конструкции пехотного танка Matilda, на которую обратили внимание американские армейские, была установка спаренных дизельных двигателей. Похожие моторы существовали и у американских производителей. В первую очередь речь заходит о двухтактном дизеле воздушного охлаждения GM 6–71 количеством 6,98 л. С 1940 года эти моторы ставились на автобусы, более известные как GM old-look.

Обратить внимание на эти двигатели было нужно по двум обстоятельствам. Во-первых, мучения с радиальными дизелями Guiberson конкретно говорили о том, что это направление особенных возможностей развития не имеет. Во-вторых, Уильям Кнудсен, глава Производственного управления (Office of Production Management), замечательно осознавал, что одних лишь бензиновых моторов Continental R975 для обеспечения всех танков силовыми установками не хватит.

В-третьих, GM 6–71 были надёжными и компактными двигателями, что разрешало без неприятностей сделать спаренную установку.

Medium Tank M3A3 отличался от M3A5 сварным корпусом

В августе 1941 года были разрешены работы по созданию силовой установки на базе GM 6–71. Спаренный мотор взял обозначение Дженерал моторс 6046. Номинальная мощность мотора составила 375 л. с., а большая — 400. В качестве испытательного стенда был использован средний танк M3 с серийным номером 28. По результатам переделок боевая масса танка выросла до 29 тысячь киллограм, но за счёт более замечательного мотора большая скорость увеличилась до 48 км/ч.

Неудивительно, что в октябре 1941 года по результатам опробований Комитет по оружиям одобрил данную силовую установку и стандартизировал танк как Medium Tank M3A5. Эти автомобили снаружи возможно отличить по переработанной кормовой плите с характерным «карманом», и по появлению выхлопных труб.

M3A5 поздних производственных серий. Пушка ещё короткоствольная, но уже со стабилизатором, а боковые люки заварены

В качестве изготовителя M3A5 кроме этого выбрали Baldwin Locomotive Works, причём его производство налаживалось параллельно с производством M3A2. Ещё один интересный факт содержится в том, что параллельно на вооружение приняли и второй танк — M3A3. Воображал он собой M3A5 со сварным корпусом. M3A5 в серию отправился раньше — с января 1942 года.

Всего выпустили 591 танк данной модификации, из них 185 отправились в Англию. Что же касается M3A3, то эти автомобили были запущены в серию с марта 1942 года, до декабря изготовили 322 таких танка. Они кроме этого были пользуются спросом британцами: к ним ушло 49 автомобилей.

Характерная кормовая часть корпуса, которая позволяет без проблем отличить танки семейства M3 с дизельными двигателями

Появление последней серийной модификации Medium Tank M3 кроме этого было связано с силовой установкой. История её началась в июне 1941 года, в то время, когда состоялся визит Кнудсена на Chrysler. Предлогом для этого визита стала непростая обстановка с обеспечением танков моторами. Заданные армейскими темпы конкретно говорили о том, что двигателей Continental R975 не хватит.

Требовалась новая силовая установка, ориентированная в первую очередь на танки для поставки по программе ленд-лиза. Chrysler взял задание на создание для того чтобы двигателя. Автопроизводитель не стал изобретать велосипед и создал силовую установку на базе легкового 6-циллиндрового мотора.

Так показался самый необыкновенный танковый мотор армейского периода Chrylser A57 Multibank. Он воображал собой пять легковых моторов, соединённых в «звезду».

Продольный разрез Medium Tank M3A4, прекрасно видны патрубки совокупности выпуска, выходящие через верхний кормовой страницу

15 ноября 1941 года на опробования вышел танк, оснащённый этим мотором. Столь необычная конструкция, как выяснилось, была более чем работоспособной. Расход горючего был выше, чем у Continental R975, но в этом случае главным показателем стала надёжность. А с ней у Chrylser A57 Multibank значительных неприятностей не выяснилось. Неудивительно, что в декабре 1941 года M3 с таким мотором стандартизировали как Medium Tank M3A4. Первый серийный танк этого типа поступил на Абердинский полигон в феврале 1942 года.

Снаружи эти автомобили возможно легко отличить по паре удлинённому выхлопным патрубкам и моторному отделению в кормовом странице корпуса. Очевидно, двигатель "настойчиво попросил" некоторых доработок, однако уже к лету 1942 года стало совсем ясно, что другому бензиновому мотору быть.

Серийный Medium Tank M3A4

В качестве изготовителя Medium Tank M3A4 был выяснен Детройсткий арсенал. В июне началось производство, но продолжительно на конвейере танк не задержался. К тому моменту Medium Tank T6 уже превратился в Medium Tank M4, летом 1942 года большая часть фирм переключилось на его производство.

Неудивительно, что уже в августе 1942 года выпуск M3A4 закончился. Всего было произведено 109 танков данного типа, каковые имели все показатели M3 поздних серий: отсутствие бортовых люков, 75-мм пушку M3, стабилизаторы для обоих орудий. Всего было выпущено 6258 танков семейства M3, что для «временной меры» весьма много.

Средний танк первой волны

Первые поставки Medium Tank M3 в армии начались в августе 1941 года. Армейские ожидали эти танки с громадным нетерпением: в то время считанные американские части имели на вооружении средние танки, да и те M2/M2A1, имевшие устаревшую конструкцию. Благодаря достаточно высокому темпу производства уже к концу 1941 года Medium Tank M3 стали довольно часто мелькать на кадрах фото- и кинохроники.

Очевидно, американские армейские не забывали о том, что им нужен танк с «обычным» размещением 75-мм орудия (другими словами во вращающейся башне). Однако и эта машина была в полной мере современной, кроме того с учётом казематного размещения главного орудия.

Танк движется с завода к месту дислокации. Оружие ещё не установлено

Раздельно стоит остановиться на столь обсуждаемой конструкции боевого отделения, а правильнее, на его впечатляющих размерах. Американские конструкторы отнюдь не планировали делать в танка теннисный корт, обстоятельства появления столь громоздкого боевого отделения скрыты в его компоновке. Во-первых, части расчёта (наводчику и заряжающему 75-мм орудия) предстояло трудиться стоя.

В полной мере разумеется, что высота боевого отделения должна была снабжать обычную работу расчёта. Из этого и оказалась громадная высота корпуса танка. Во-вторых, громадные размеры боевого отделения отнюдь не означали, что в большое количество свободного пространства. По-настоящему много места было лишь у заряжающего 75-мм орудия, в остальных же частях танка выяснилось достаточно тесно.

Большую часть количества боевого отделения занимали полик и ограждение башни.

Как уже говорилось, под башней пребывало трое человек: начальник, наводчик и заряжающий. в первых рядах размешались радиста механика-и места водителя. Как и на Medium Tank M2/M2A1, вал от двигателя к коробке передач проходил между ног механика-водителя.

Очевидно, вал был прикрыт кожухом, но ощущения от того, что под тобой проворачиваются три с половиной много лошадиных сил, очень своеобразные. Яркими ощущениями конструкторы не обделили и радиста. Дело в том, что его сиденье формировалось из коробов для пулемётных лент. В некоторых смыслах радист чувствовал себя йогом, потому что сидел на патронах.

Пребывавшая в первых рядах спаренная установка курсовых пулемётов также очевидно не додавала места. Так, в некоторых местах танка было вправду вольно, но в целом его компоновка была достаточно плотной.

Подобные фотографии были в то время нередкими. Громадная боевая масса стала причиной тому, что часто мосты под новыми средними танками ломались

Первые полгода по окончании вступления США во Вторую мировую войну средние танки оставались не у дел. Особенности театра войны на Тихом океане были таковыми, что в том месте употреблялись Light Tank M3, а средние танки смотрелись скорее обузой. По данной причине уделом Medium Tank M3 оставалась роль учебного танка.

В следствии первыми американские средние танки в сражении применили британцы. За применением «собственных» танков американцы внимательно следили и показывали британским армейским посильную помощь.

Роль учебной парты была неоценимой. К моменту, в то время, когда промышленность начала выпускать Medium Tank M4, американские армии взяли много экипажей, имевших обширный опыт применения средних танков. С учётом того, что с технической точки зрения M3 и M4 были весьма родными, опыт данный был востребованным.

Подготовка к военным действиям в пустыне, проходившая летом 1942 года

К осени 1942 года большинство американских частей первой линии уже перевооружили на Medium Tank M4A1. Однако M3 однако было нужно понюхать пороха. Так оказалось, что 1-я бронетанковая дивизия, которая в своё время стала первой массово взявшей средние танки, летом 1942 года всё ещё не имела новые Medium Tank M4A1.

На вооружении её 13-го танкового полка пребывали M3 различных серий как с орудиями M3, так и с короткоствольными M2. Как раз в таком составе 1-я бронетанковая дивизия высадилась в Оране 8 ноября 1942 года.

Один из M3 поздней серии, сгоревший на протяжении битв за Тунис, начало 1943 года

С французами американские танки схлестнуться опоздали. Сражение между Renault D1 и Light Tank M3 выяснилось недолгим. Настоящая война началась в последних числах Ноября, в то время, когда 1-я бронетанковая дивизия начала боевые действия в Тунисе. Дивизия несла большие потери. Однако в мае 1943 года, в то время, когда боевые действия в Северной Африке закончились, в её составе всё ещё был 51 Medium Tank M3.

Вплоть до конца военных действий эти автомобили были главными средними танками соединения.

Непременно, Medium Tank M4A1 был очевидно лучше, но наряду с этим сказать, что M3 был нехорошим танком, не следует. Уровень защиты у них с M4A1 был приблизительно однообразным, да и отличие по высоте была не столь большой. Помимо этого, не нужно забывать, что до американцев в Северной Африке на практически таких же танках сражались британцы, а те отнюдь не считали M3 нехорошей машиной. При первой возможности они, само собой разумеется, поменяли их на Sherman II и Sherman III, но только вследствие того что эти танки были ещё лучше.

В целом же Medium Tank M3 был, само собой разумеется, машиной мало необычной, но в полной мере действенной.

193-й танковый батальон был одной из весьма немногих частей, каковые применяли M3 в битвах на Тихом океане

Последним местом, где американские танкисты применили Medium Tank M3, стал атолл Макин в Тихом океане. Тут отметился 193-й танковый батальон. В битвах против японцев M3 ощущали себя в случае если и не королями, то как минимум очень с уверенностью. Японским лёгким танкам, пребывавшим в том месте, с M3 сделать фактически ничего не получалось. В принципе, американцы имели возможность использовать M3 на этом ТВД и дальше, но при наличии более современных M4 в этом не было никакого смысла.

В апреле 1944 года Medium Tank M3 в Соединенных Штатах перешёл в категорию устаревшей техники. Эти танки воевали , но уже в роли особых автомобилей. В армиях вторых стран они задержались значительно продолжительнее.

литература и Источники:

  1. Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994.
  2. Материалы NARA.
  3. Фотоархив автора.

Левая резьба

Темы которые будут Вам интересны: