Leopard ii. европейское оружие сдерживания

Создание новых танков стало одной из сфер гонки оружий, в которой Запад постоянно пребывал в непривычной для него роли догоняющего. С каждым десятилетием советские конструкторы создавали всё более идеальные автомобили, и это не имело возможности не пугать управление НАТО. С учётом соседства ФРГ со государствами Варшавского блока разработка Leopard 2K игралась первостепенную важность для её управления, и движение работ осуществлял личный контроль глава МинОбороны

По окончании окончания Второй мировой мир практически сходу погрузился в новую войну – «холодную». Она не отличалась разрушениями и большими жертвами, проявляясь в огромных расходах на оружия, каковые вынуждены были нести стороны, и локальных военных конфликтах. Создание новых танков стало одной из сфер гонки оружий, в которой Запад постоянно пребывал в непривычной для него роли догоняющего.

За войну СССР создал пара конструкторских танковых школ и самое замечательное в мире танковое производство, закалённое в тяжёлых условиях перманентной нехватки ресурсов, средств и людей. Неизменно изменявшаяся обстановка на фронте потребовала создания всё новых типов танков с улучшенными чертями, и, победив в войне, к началу 50-х годов СССР был обладателем самых бессчётных и самых идеальных танковых армий в мире. С каждым десятилетием советские конструкторы создавали всё более идеальные автомобили, и это не имело возможности не пугать управление НАТО.

С американцами и без них

К началу 60-х годов кое-какие разведданные разрешили американцам высказать предположение, что в Советском Альянсе деятельно ведутся работы над созданием нового перспективного танка FST (Future Soviet Tank – англ. «будущий коммунистический танк»). В целом, американцы не совершили ошибку – в харьковском КБ А. А. Морозова вправду близились к завершению работы над Т-64. Чтобы в короткие сроки сконструировать собственную машину, талантливую противостоять FST, американцы внесли предложение правительству ФРГ объединить конструкторские и денежные ресурсы двух стран.

Но проект главного боевого танка НАТО MBT-70 (Main Battle Tank 70) провалился – через чур различные подходы были у партнёров. Американцы желали установить 152-мм гладкоствольную пушку, разрешавшую кроме этого осуществлять запуск противотанковых управляемых ракет «Шилейла». Немцы придерживались мнения, что достаточно снабдить его 120-мм гладкоствольной пушкой, стреляющей оперёнными снарядами.

Американцы склонялись к газотурбинной силовой установке, немцы же оставались ярыми приверженцами танковых дизелей. Помимо этого, в связи со спецификой европейского театра боевых действий, германские армейские выдвигали твёрдые ограничения массы будущих танков. В следствии стороны израсходовали в пять раза больше средств, чем собирались, выстроили по одному примеру танка, по окончании чего в первой половине 70-ых годов XX века проект был заморожен.

Leopard ii. европейское оружие сдерживания

МВТ-70 в экспозиции танкового музея на Абердинском полигоне

Источник – wikimedia.org

По всей видимости, немцы изначально осознавали, что кооперация с США рискует закончиться ничем, и потому параллельно с МВТ-70 разглядывали возможность модернизации собственных танков Leopard. Помимо этого, во второй половине 60-ых годов XX века они дали старт работам над национальным главным танком Kampfpanzer-2, что в противном случае именовался «Позолоченный леопард», а после этого – «Вепрь» (Keiler) (по окончании Второй мировой у германских танкостроителей сохранилась традиция именовать собственные автомобили в честь животных). Конструкторские изыскания основывались на наработках, взятых при проектировании МВТ-70.

К 1969 году немцы создали два первых прототипа, ходовую часть и конструкцию которых создали инженеры компании Porshe, ветхая хорошая WegmannCo сконструировала башни, а Telefunken ("дочка" корпорации AEG) – доработала совокупность стабилизации орудия танка МВТ-70, созданную американской компанией Cadillac. С 1970 года сборкой прототипов занялась корпорация Krauss-Maffei AG, которая до сих пор остаётся главным подрядчиком по производству танков.

Первоначально разрабатывались два варианта оружия «Вепря» (классическое пушечное и пушечно-ракетное), но в первой половине 70-ых годов двадцатого века от второго отказались – быть может, как раз исходя из этого в первой половине 70-ых годов XX века танк переименовали в Leopard 2K. К 1974 году германская индустрия изготовила 16 башен и 17 корпусов новой военной машины.

Прототип Leopard 2K – корпус №15 с башней №02 и 105-мм орудием

Источник – de.wikipedia.org

С учётом соседства ФРГ со государствами Варшавского блока разработка Leopard 2K игралась первостепенную важность для её управления (движение работ осуществлял личный контроль глава МинОбороны Гельмут Шмидт). Для надёжности прототипы решили испытать не только в Европе, но и за океаном, исходя из этого в начале 1974 года четыре танка послали в Канаду (на полигон «Шило») и в Соединенных Штатах (на полигон «Юма»).

Армейские желали испытать автомобили в условиях экстремально низких и экстремально больших температур, и взглянуть, как они будут себя вести в глубоких снегах и при сильной запылённости. Так как ещё не было принято решение, какие конкретно как раз орудия устанавливать в башни, два танка вооружили 120-мм гладкоствольными Rh-120 L44 компании Rheinmetall Berlin AG, а ещё два – английскими 105-мм нарезными Royal Ordnance L7. Экипажи новых танков комплектовались солдатами Учебного центра Бундесвера в Мюнстере.

Опробования проводились совместно с американским развитием проекта МВТ-70, что в то время имел индекс XM-1 (в возможности ему предстояло стать широко известным танком M1 Abrams). Европейские и американские эксперты сравнивали результаты опробований и делились впечатлениями, каковые были не в пользу XM-1. Leopard 2K продемонстрировал результаты не хуже собственного американского соперника, наряду с этим владея меньшим весом, громадным лучшей ремонтопригодностью и запасом хода.

Leopard II обретает форму

Компоновка нового танка, как и у первого «леопарда», была хорошей – в первых рядах размешалось отделение управления, следом шло боевое отделение, за ним – моторно-трансмиссионное отделение (потом – МТО), закрытое огнеупорной железной переборкой.

Компоновка танка Leopard II

Источник – alternathistory.org.ua

Большой вес первых «леопардов» изначально не должен был быть больше 50 тысячь киллограм. Дабы добиться этого, конструкторы пошли на ослабление бортовой и кормовой брони, башни и крыши корпуса. Лобовую броню сделали многослойной комбинированной, придав ей громадный угол наклона в 81°, а башню выполнили клинообразной.

Для дополнительного экранирования забронированного пространства в передней части корпуса на надгусеничных полках разместили топливные баки, а на бортах корпуса установили резиновые экраны, армированные броневыми пластинами. Помимо этого, с целью увеличения противоминной стойкости было усилено днище.

Ходовая часть танка складывалась из семи опорных катков на борт с личной торсионной подвеской. С целью проведения опробований два прототипа снабдили гидропневматической подвеской, которая в серию потом не отправилась из-за высокой стоимости и своей сложности. На подвесках трёх передних и двух задних опорных катков каждого борта установили фрикционные амортизаторы двухстороннего действия, а на ограничителях катков этих подвесок – гидроупоры.

Динамический движение опорного катка танка составил 320 мм, а полный движение – 526 мм.

Параметры бронирования танка Leopard II

Источник – fotos.subefotos.com

Опорные катки сделали двускатными с съёмными дисками и резиновыми бандажами из алюминиевого сплава, ступицы – металлическими. Если сравнивать с танком Leopard I диаметр катков увеличился с 660 до 700 мм. Поддерживающие ролики были спроектированы односкатными, обрезиненными и устанавливались в шахматном порядке по четыре на борт. Направляющие колёса по конструкции были подобны опорным каткам, наряду с этим их диаметр был меньше 600 мм.

Ведущие колёса снабдили металлическими съёмными зубчатыми венцами.

Гусеницы имели резинометаллические шарниры и обрезиненную беговую дорожку (ход гусеницы составлял 184 мм). Для перемещения по асфальту в пазах трака предусмотрели крепление резиновых подушек посредством особых пружинных защёлок (при перемещения по гололёду они заменялись металлическими грунтозацепами Х-образной формы).

В приливах по краям траков спроектировали по два конических отверстия, в каковые для преодоления маленьких участков тяжёлых грунтов имели возможность забиваться заостренные стержни-шпоры. Помимо этого, для понижения среднего удельного давления на землю при перемещении по рыхлому грунту была предусмотрена установка уширителей на любой восьмой либо девятый трак.

В отделении управления танка пребывало место механика-водителя, смещённое ближе к правому борту, штурвал с гидроусилителем и приборы и другие приспособления, главная часть боекомплекта и фильтро-вентиляционная установка. Водительское сидение регулировалось по высоте и имело возможность устанавливаться в два положения: по-боевому (при закрытым люке) и по-походному (с открытым люком). Для наблюдения за дорогой шофер обеспечивался тремя призменными перископическими смотровыми устройствами.

Вид на отделение управления

Источник – whq-forum.de

В боевом отделении размешались три из четырёх членов экипажа: командир экипажа, наводчик (справа от орудия) и заряжающий (слева). Особенное внимание уделялось оружию (из первых семнадцати автомобилей в десяти установили 105-мм нарезные L7, а в семи – 120-мм гладкоствольные Rh-120). Последние владели целым рядом преимуществ – во-первых, они были меньше, поскольку в гладкоствольных совокупностях боеприпас разгоняется стремительнее, чем в нарезных.

Во-вторых, в силу большего внутреннего и наружного диаметров ствол 120-мм пушки есть более твёрдым, меньше изгибаясь при выстреле, что ведет к меньшему рассеиванию снарядов при стрельбе. Помимо этого, у нарезных орудий ствол стремительнее изнашивается и чаще требует замены.

Нарезная L7 прошла диагностику долгой эксплуатацией (в частности, её боевые качества были прекрасно известны благодаря арабо-израильским войнам), а германская индустрия производила для неё громадную номенклатуру снарядов. Гладкоствольную же Rh-120 L44 армейские до тех пор пока изучили не хорошо, и к ней существовало лишь два типа снарядов: бронебойный подкалиберный оперённый боеприпас ДМ23 (масса – 18,6 кг, сердечник из вольфрамового сплава) и кумулятивно-осколочный оперённый ДМ12 (масса – 23,2 кг). Помимо этого, стабилизаторы снарядов отбирали до 20% веса, на каковые приходилось уменьшать боевой заряд.

Орудия, каковые устанавливались на Leopard II разных модификаций

Источник – army-news.ru

Для упрощения замены ствола его сочленение с казёнником сделали быстроразъёмным. Это разрешило осуществлять монтаж/демонтаж орудия прямо через амбразуру, без снятия башни. Боекомплект орудия составил 42 унитарных заряда, из которых 15 размешались в боеукладках башни, а 27 – в отделении управления.

Кроме орудия, на танке устанавливался спаренный с ним пулемёт MG3 калибра 7,62 мм и блоки мортир, предназначенных для постановки дымовой завесы. Второй (зенитный) пулемёт имел возможность устанавливаться на турели на крыше башни. Наводчика обеспечили цейсовским перископическим прицелом с тепловизором EMES-12 (первые двести автомобилей комплектовались тепловизорами PZB-200).

В прицел интегрировали сходу два дальномера, трудившихся на различных правилах – лазерный с точностью ±5 м и бинокулярный стереоскопический. В качестве вспомогательного служил монокулярный перископический прицел TZF-1A, подобный установленному на танке Leopard I.

Проектировщики сделали вероятным ведения огня из орудия и спаренного пулемёта с места командира экипажа – для этого употреблялся механизм синхронизации оптической оси ствола и оси прицела орудия. Наведение производилось при помощи панорамного перископического прицела PERI-R-12 со стабилизированной линией визирования. Кроме этого, на место начальника вывели совокупность управления трансмиссией и двигателем, что разрешало ему, при необходимости, перехватить управление танком у механика-водителя.

Для ведения боя в ночных условиях танк обеспечили стационарным инфракрасным (потом – ИК) прожектором, что запрятали за башенной бронёй, и активными ИК устройствами наблюдения. Но так как ИК излучение очень сильно демаскирует танк, танкистам рекомендовалось применять наблюдательные устройства с электронно-оптическими усилителями, которыми Leopard 2K кроме этого оборудовали.

Для проведения полевых опробований на прототипах установили совокупности управления огнём (потом – СУО) двух производителей – компаний Carl Zeiss и AEG-Telefunken. Обе совокупности применяли компьютер FLER-H компании Telefunken.

В МТО устанавливался единый быстрозаменяемый блок, складывавшийся из трансмиссии и двигателя. Для рекламы танка на его показательные опробования пригласили армейских корреспондентов из ФРГ, США, Великобритании и Франции. Специально для них танкисты показали процесс замены силовой установки в поле (операция заняла всего 19 мин.).

В качестве силовой установки танком употреблялся многотопливный V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель MB 873 мощностью 1500 л. с. при 2600 об/мин. Его создала компания MTU Friedrichshafen GmbH (бывшая Maybach-Motorenbau GmbH), которая на протяжении Второй мировой снабдила двигателями солидную часть автомобилей Panzerwaffe.

Двигатель MB 873

Источник – upcscavenger.com

Любопытно, что конструкторы предусмотрели охлаждение силовой установки забортной водой при преодолении танком водных рубежей. Наряду с этим вентиляторы отключались, встроенная совокупность клапанов перекрывала отверстия воздухозаборников, а в радиаторы действовала забортная вода.

В танке Leopard 2K употреблялась гидромеханическая трансмиссия HSWL-354/3 компании RENK AG с блокируемым комплексным гидротрансформатором, четырёхступенчатой планетарной коробкой передач и дифференциальным двухпоточным механизмом поворота с гидрообъёмной передачей. Гидротрансформатор выключался посредством блокировочного фрикциона. Механо-электрогидравлическая совокупность управления трансмиссией снабжала автоматическое переключение передач.

Реверс давал возможность стремительного переключения с переднего на задний движение в момент, в то время, когда танк ещё двигался вперёд (со скоростью не более восьми километров/ч).

МТО танка Leopard 2А5. В вырезе в днище видны два поперечных торсиона

Источник – wikimedia.org

Помимо этого, в МТО пребывали топливные баки неспециализированной ёмкостью 500 литров, а ещё два бака ёмкостью 700 литров размещались на надгусеничных полках. Электрооборудование складывалось из бесконтактного синхронного генератора переменного тока и шести аккумуляторных батарей. Мощность генератора составляла 20 кВт, масса – 24,6 кг. Суммарная ёмкость батарей составляла 300 Ач.

Пуск двигателя осуществлялся электростартёром. Для облегчения пуска зимой употреблялись свечи накаливания, установленные в предкамерах двигателя, а при температуре ниже -20°С производился предпусковой прогрев двигателя от обогревателя.

МВТ – вторая попытка

11 декабря 1974 года Соединенными Штатами и ФРГ был подписан меморандум о создании нового MBT (по окончании того, как американцы в первой половине 70-ых годов XX века купили и изучили корпус прототипа №7). По окончании анализа военных действий Войны Судного дня было решено, что танк нужно дополнительно обезопасисть разнесённой бронёй.

Проектную массу автомобили увеличили до 60 тысячь киллограм, помимо этого, трансформации претерпела экспериментальная башня №14 – для её производства применяли ячеистую металлическую броню с вакуумами для вкладок комбинированной брони. В новую башню установили 120-мм гладкоствольное орудие. Затем германским производителям было заказано два новых прототипа (№19 и №20), каковые взяли обозначение Leopard 2AV, и три башни к ним.

Leopard 2AV

Источник – vnmilitaryhistory.net

Не считая комбинированной брони башен, экспериментальные танки имели и другие отличия. На прототип №19 установили 105-мм нарезную пушку L-7, которую возможно было легко заменить на 120-мм орудие, и СУО американской компании Hughes Tool Company. В башне прототипа №20 СУО и 120-мм артсистема оставались германскими, ещё один прототип (№21) снабдили СУО EMES 13 (совместной разработки Hughes и Krupp Atlas Elektronik) и всё той же 120-мм пушкой Rh-120.

В середине 1976 года прототип №19 послали в Соединенных Штатах вместе с корпусом №20 (на него вместо башни установили цилиндрический весовой муляж) и особым прототипом, предназначенным для обстрела. В то время американцы ещё не верили в успех 120-мм гладкоствольной танковой пушки и не желали её испытывать. В августе «груз» доставили на американский полигон, и 26 сентября началось проведение цикла сравнительных опробований Leopard 2AV и XM1, каковые закончились лишь в декабре.

Опробования в очередной раз показали немцам недоговороспособность американцев. Всё началось с того, что с германской стороны дали присутствовать лишь наблюдателем, а все экипажи танков и персонал были местными. Позже германских представителей возмутило, что «янки» отказались установить совокупность юстировки (отладки) ствола, нёсшую ответственность за увеличение кучности боя орудия.

Немцам было как мы знаем, что пушки L7 скоро нагреваются в ходе стрельбы, благодаря чего возрастает рассеивание снарядов, исходя из этого для Leopard 2AV ввели минутную остановку стрельбы по окончании каждого 10-го выстрела, на протяжении которой проводилась юстировка (коллиматором и оптическим прицелом наводчика, смонтированном на дульном срезе). На собственных танках американцы применяли совершенно верно такие же орудия, (каковые они кроме этого создавали по лицензии), но они смогли нивелировать эту проблему, и минутные паузы их не устраивали.

Действительно, немцев также не следует вычислять несчастными простаками. В ходе опробований стало известно, что муляж башни прототипа №20 равен весу настоящей башни… в которой не установлено оружие. Так, чистота опыта нарушилась.

По окончании проведения опробований американские армейские отчитались, что Leopard 2AV и XM1 сопоставимы по подвижности, не смотря на то, что «леопарды» стремительнее разгонялись, развивали более высокую скорость и владели громадным запасом хода. Ломались они также реже собственных американских соперников (нарекания позвали только поддерживающие ролики, каковые требовалось усилить).

Стрельбы прототипа №19 ожидаемо были немного хуже, чем у американских танков. Германские эксперты объявили, что их не предотвратили о том, что на чужом поле опробования будут проводиться по чужим правилам, но прислушиваться к их аргументам никто не захотел. Однако, СУО танка (напомним, американская) зарекомендовала себя превосходно.

Американских танкистов впечатлила возможность ведения огня с места командира экипажа, что повышало оперативность реагирования экипажа на неожиданно появившиеся угрозы.

Помимо этого, американцы посчитали, что Leopard 2AV забронирован хуже, чем XM1. При обстреле кумулятивными снарядами лобовая броня германского танка оценивалась в 400~450 мм гомогенной брони, а американского – 450~470 мм. При обстреле бронебойными боеприпасами данный разрыв существенно возрастал.

расположение броневой и Целостность защиты не сильный территорий танка Leopard 2A0-4 для 0-30 градусов от продольной оси

Источник – topwar.ru

Любопытно, что по окончании совершённых опробований американцы вернули немцам лишь шасси прототипов, а башня танка №19 осталась в Соединенных Штатах. Её установили на корпус прототипа №7, что американцы купили ранее, пушку L7 в ней заменили на 120-мм орудие и совершили стрельбы, из-за которых было нужно признать, что гладкоствольная артсистема по своим чертям существенно превосходит нарезную.

Ещё один цикл опробований, направленных на создание единого танка НАТО, провели в ФРГ во второй половине 70-ых годов XX века. На одном из «леопардов» установили газотурбинный двигатель AGT1500 танка ХМ-1, но эта силовая установка была через чур «прожорливой» и дорогой, и германская сторона отказалась устанавливать её на свой автомобиль. Так, новый MBT так и не показался на свет – любая из сторон снова отправилась своим путём, а также работы по минимальной унификации обеих автомобилей были фактически остановлены.

Leopard II идёт в серию

В январе 1977 года германские армейские заказали промышленникам ещё одну маленькую партию боевых автомобилей. Она складывалась из трёх корпусов перспективного танка с усиленными лобовыми бронедеталями и двух башен. Заказ был выполнен уже во второй половине 70-ых годов двадцатого века, но до этого времени (в сентябре 1977 года) Бундесвер наконец принял танк на вооружение под индексом Leopard 2A и заказал главному подрядчику (компании Krauss-Maffei) 1800 автомобилей, каковые в будущем выпустили восемью сериями.

Первые танки были взяты клиентом 25 октября 1979 года, а скоро голландская армия оставила идею приобретения нового американского танка M1 Abrams из-за отказа американцев и высокой стоимости перевооружить его 120-мм пушкой. Вместо этого 2 марта 1979 года голландцы подписали контракт на поставку 445 новых «леопардов».

Дабы выполнить данный заказ, не ставя под угрозу замысел оружия танковых армий Бундесвера, германских промышленникам было нужно подключить к сборке «леопардов 2А» ещё одного производителя – компанию Krupp Мак Maschinenbau GmbH, которая базировалась в Киле. Как и у Krauss-Maffei, её главной «гражданской» продукцией были ЖД локомотивы.

К концу 1981 года ежемесячный выпуск «леопардов 2» достиг двадцати единиц, а максимум, на что удалось выйти немцам – 25 танков в месяц. Одновременно с этим, в СССР лишь один нижнетагильский «Уралвагонзавод» собирал по 40–50 автомобилей в месяц. К середине 1987 года программу производства «леопардов 2» всецело выполнили (990 автомобилей были собраны в Мюнхене, 810 – в Киле), а в 1988–90 годах для потребностей Бундесвера произвели ещё 325 танков, часть которых предназначалась для замены танков Leopard 1, снятых с оружия и реализованных в Турцию.

Первая базисная модель Leopard 2А, которую ещё время от времени обозначают как «A0», в целом повторяла конструкцию прототипа №20 Leopard 2AV. Эти танки производились с октября 1979 по март 1982 года в первой серии. Всего было выпущено 380 автомобилей, из которых 209 – на предприятии Krauss Maffei, и 171 – на заводе Krupp.

Leopard 2A0

Источник – panzerbaer.de

На модель Leopard 2А1 установили ИК прибор наблюдения наводчика, поменяли конструкцию боеукладок – их унифицировали с американскими «абрамсами», и переделали топливный фильтр, дабы уменьшить время, нужное для заправки танка. Эта модель производилась в двух сериях: второй (450 автомобилей. 248 – Krauss-Maffei; 202 – Krupp), выпускавшейся с марта 1982 по ноябрь 1983 года; и третьей (300 автомобилей.

165 – Krauss-Maffei; 135 – Krupp), выпускавшейся с ноября 1983 по ноябрь 1984 года.

Leopard 2A1

Источник – panzerbaer.de

Обозначение Leopard 2А2 присвоили танкам первой серии, каковые были модернизированы до отметки автомобилей второй и третьей серий (по большей части она касалась замены прицела с тепловизором PZB 200 на более современные EMES 15). Кроме этого, трансформации претерпели горловины передних топливных баков: сейчас их возможно было заправлять раздельно. Незначительно изменилась конструкция перископов, бронирование совокупности противоатомной защиты, буксировочные тросы.

Модернизированную первую серию возможно отличить от вторых танков по круглой бронированной пластине, которая закрывает гнездо удалённого датчика встречного ветра.

Leopard 2A2

Источник – umb.in.ua

Четвёртая серия из трёхсот автомобилей (165 – Krauss-Maffei; 135 – Krupp) выпускалась с декабря 1984 по декабрь 1985 года. Главным трансформацией стала установка новых цифровых радиостанций SEM80/90 (одвременно с этим происходила и замена радиооборудования у танков Leopard 1), улучшенные стояночный тормоз и боеукладка. Кроме того с этими минимальными отличиями танки взяли отдельный индекс – Leopard 2А3.

самая многочисленной в семействе «леопардов 2» стала модель Leopard 2А4. В конструкцию танка инженеры внесли значительно более значительные трансформации, чем во все прошлые модернизации. Было усилено бронирование башни, в которой между внутренним слоями и стальными наружным брони показались вольфрамовые и титановые вставки, в следствии чего масса автомобили увеличилась до 55 тысячь киллограм.

Помимо этого, форма башни изменилась и стала более прямоугольной, а в СУО танка включили усовершенствованный баллистический вычислитель.

С 1985 по 1992 год германские фирмы выпустили три серии новой модели, а танки прошлых серий модернизировали до отметки 2А4. К 1994 году в распоряжении Германии пребывало 2125 танков Leopard 2А4 (695 автомобилей последней модели, остальные модифицированные), ещё 445 автомобилей пребывало на вооружении ВС Голландии, 35 приобрела, а позже ещё 345 единиц произвела по лицензии Швейцария (они взяли обозначение Panzer 87 «Leopard» либо сокращённо Pz.87). У данной версии германский пулемёт был поменян 7.5-мм MG87 швейцарского производства, помимо этого, на танке была установлена улучшенная совокупность противоатомной защиты.

Замена силовой трансмиссии и установки в Leopard 2A4 австрийской армии

Источник – upcscavenger.com

Leopard 2A стал весьма популярным среди европейских армий, и в 80-е годы его с радостью получали в силу привлекательного соотношения параметров цена-качество. Ещё более с радостью разные государства стали пополнять этими автомобилями собственные танковые части в 2000-е годы, в то время, когда Бундесвер начал распродавать собственные лишние «леопарды 2», в следствии чего эта машина практически стала единым европейским танком.

По окончании 1994 года Leopard 2A4 купили Канада (27), Чили (140), Дания (51), Финляндия (39), Греция (183 – Leopard 2Hel), Польша(128), Сингапур (96), Испания (108), Швеция (160 – забраны в аренду и возвращены) и Турция (354). Первой «бэушными» танками разжилась в первой половине 90-ых годов двадцатого века Швеция, а следующей стала Испания. В 2007 году Голландия стала первым страной Европы, отказавшимся от танков, распродав все собственные «леопарды 2»: 114 танков и одну башню купила Австрия, 80 – Канада, 52 – Норвегия, 37 – Португалия, 100 – Финляндия.

Последнюю большую сделку по продаже Leopard 2A4 правительство Германии заключило в 2012 году – 100 танков данной модификации купила Индонезия.

«Абрамс» против «Леопарда»

Исторически сложилось так, что не смотря на то, что Leopard 2А подготовился, дабы «дать ответ» советским Т-64 и Т-72, ему больше приходилось соперничать с американским М-1 Abrams. Начиная с момента «распада» проекта МВТ-70 и по сей день эти автомобили всегда конкурируют в мире военной техники, а также в военных соревнованиях.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века голландское правительство разглядывало возможность приобретения «абрамсов», но остановилось на «леопардах». Германские танки заменили устаревшие британские Centurion и французские АМХ-13.

В первой половине 80-ых годов XX века, в то время, когда Швейцария кроме этого выбирала между германским и американским танками, на полигоне около города Тун проводились сравнительные опробования, в которых учавствовали по два танка с каждой стороны. «Абрамсы» продемонстрировали, что при перемещении под уклон у них присутствуют неприятности с тормозами, чего у «леопардов» не было. Более того, один из заокеанских танков утратил управление и потерпел аварию.

Не понравилась швейцарцам и низкая надёжность силовой установки танка M1, его ходовой части, и через чур большой расход машиной горючего. В следствии они остановились на немецком варианте, и в первой половине 80-ых годов XX века танки Leopard 2 начали заменять устаревшие Pz.68 швейцарской армии.

Швейцарский вариант танка Leopard 2 Pz.87 Leo WE

Источник – vtg.admin.ch

В 80-е годы возможность приобретения Leopard 2 разглядывали Саудовская Аравия и Великобритания, а его главным соперником и в том и другом случае выступал всё тот же М1 Abrams. Экспорт оружий саудитам запретило правительство ФРГ, это решение американцы восприняли с огромной признательностью в этот самый момент же поставили собственные танки. Британцы же сами отказались от приобретения зарубежных боевых автомобилей, поддержав отечественного производителя, что снабдил Королевский механизированный корпус танками Challenger 2.

Австралийская армия, хоть и разглядывала в 2003 году возможность приобретения швейцарских Leopard 2 вместо снимаемых с оружия Leopard 1, приобрела партию M1A1 Abrams.

Довольно часто «леопардам» и «абрамсам» приходилось схлёстываться между собой на весьма популярных в вооружённых силах государств НАТО соревнованиях на кубок канадской армии (CAT – Canadian Army Trophy). Эти состязания проводились с 1963 по 1991 год и практически послужили прообразом русских соревнований по танковому биатлону. Победителям вручался весьма респектабельный переходящий основной приз соревнований – серебряная модель танка «Центурион».

Состязания, за редким исключением, проводили один раз в два года на одном из танковых полигонов ФРГ. В соответствии с условиями, танковые экипажи в составе взводов вели стрельбу из пушек по 32 целям и из пулемёта по 80 целям на дальностях от 800 до 2400 м. Цели представляли собой подъёмно-падающие мишени размером от 110х190 см при стрельбе на маленькие расстояния и до 230х230 см при стрельбе на дальние расстояния. Мишени оказались на 40 секунд.

Соревнования проходили в пять этапов разной сложности, за любой из которых начислялось определённое количество очков, учитывавшее точность поражения и скорость стрельбы мишеней.

В большинстве случаев соревнования проводили между двумя интернациональными танковыми командами Северной и Центральной групп армий. Северную группу воображали экипажи I корпуса английской армии на Рейне, американской ІІ танковой дивизии, германского I корпуса, голландского I корпуса и бельгийского I корпуса. Центральную группу воображали танкисты германских II и III корпусов, американских V и VII корпусов, и канадской ІV бригады.

Вёлся и учёт результатов взводов отдельных национальных подразделений, и тут борьба шла как за честь армий собственной страны, так и за престиж отечественной танковой индустрии. Громадный скандал в английской прессе случился по окончании соревнований 1987 года, в то время, когда три команды Королевского механизированного корпуса Её Величества заняли последние места. Номер английской «Сандэй Телеграф» от 21 июня 1987 года вышел с кричащим заголовком «Союзники по Североатлантическому альянсу перестреляли новые английские главные танки».

Это был прямой удар по престижу танковых армий и английскому танкопрому в лице компании Vickers. На этих же соревнованиях в первый раз первое место забрала американская команда, выступавшая на «абрамсах». Но немцы и голландцы брали первые призовые места на «леопардах 2А» в 1985, 1989 и 1991 году, а до этого (с 1965 по 1983 год) призы выяснялись только у экипажей, соревновавшихся на «леопардах 1».

В САТ’87 принимали участие лишь «абрамсы», вооружённые 105-мм пушками, но во второй половине 80-ых годов XX века на полигон в первый раз прибыли американские танки, оснащённые 120-мм гладкоствольными орудиями – такими же, как и автомобили голландских и германских команд.

В САТ’89 на базе учебного центра Берген-Хое вблизи Ганновера принимал участие 21 взвод армии США, Канады, Бельгии, Нидерландов и ФРГ. Единственный раз в истории состязаний проводились соревнования по ночным стрельбам. В следствии все первые места заняли экипажи «леопардов», а основной приз взял 2-й взвод 41-го танкового батальона армии Нидерландов. Экипажи из америки были первыми лишь в ночных стрельбах.

По окончании для того чтобы провала американцы отказались от участия в CAT’91, и в проведении предстоящих состязаний пропал каждый суть.

Leopard 2А4 и М1 Abrams на CAT’89

Источник – mihalko-family.com
Пять, шесть, семь

В середине 80-х годов начались работы по модернизации «леопардов 2» – толчок этому дали неудачно закончившиеся опробования танка в Англии, и появление у СССР новейших танков Т-80Б. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века эксперты компании Krauss-Maffei изготовили цельнодеревянный полноразмерный макет, а уже в первой половине 90-ых годов XX века начались опробования двух прототипов новой модели «леопарада» – TVM-1 и TVM-2. Последний отличался усиленной бронезащитой, более радикальной модернизацией, и был выбран для предстоящей доработки.

По окончании коррекции формы накладной бортовой брони, которая стала называться «Мангеймская конфигурация», в первой половине 90-ых годов двадцатого века TVM-2 прошёл завершающий этап опробований и был принят на вооружение под индексом Leopard 2A5.

Leopard 2А5

Источник – upcscavenger.com

Модернизацию до отметки А5 проходили танки 5-8 серий, а автомобили более ранних выпусков Германия к тому времени уже начала распродавать. Новая модель танка взяла новаторскую легко узнаваемую клинообразную башню с модулями накладной брони со встроенной динамической защитой в лобовой и передней её частях. Конструкторы предусмотрели возможность замены этих модулей в поле, что существенно повысило ремонтопригодность танка.

Конструкцию орудийной маски всецело поменяли. Помимо этого, инженеры переработали конструкцию скользящего люка механика-водителя, сделав его более тяжёлым и прочным. Электрогидравлическую совокупность стабилизации орудия заменили на более надёжную и пожаробезопасную электрическую.

Откатные устройства усилили, дабы в возможности пушка имела возможность вести пламя более замечательными боевыми зарядами (практически, была подготовлена «земля» для установки 120-мм пушки с длиной ствола в 55 калибров). В следствии этих трансформаций масса танка увеличилась до 59,5–62 тысячь киллограм в зависимости от набора брони.

Большие трансформации претерпели электронное оборудование и приборы наблюдения танка. Перископ начальника перенесли за люк (он взял свободный тепловизор 2-го поколения), а прибор наблюдения наводчика – на крышу. Кроме этого танк взял совокупность навигации GPS.

Швеция владеет 120 автомобилями Leopard 2(S), комплектация которых очень сильно будет похожим Leopard 2A5 (в шведской армии эти танки взяли местное обозначение Strv. 122 (Stridsvagn 122). 29 танков были переделаны из купленных у Германии автомобилей Leopard 2 Improved, ещё 91 танк по лизинговому соглашению произвела шведская компания Hagglunds Vehicle.

Их лобовая броня, крыша башни, и эвакуационные люки экипажа существенно усилены если сравнивать с Leopard 2A5, помимо этого, они взяли более идеальную СУО. Снаружи их возможно отличить от Leopard 2A5 по дымовым мортиркам производства французской компании GALIX, корзинам для имущества экипажа и более толстым люкам.

Stridsvagn 122 в камуфляже SAAB BARRACUDA NETS

Источник – militaryphotos.net

Датская армия применяет модификацию Leopard 2A5 DK, которая по собственной комплектации приближается к Leopard 2A6.

Главным трансформацией, которое взял Leopard 2A6, стала установка нового 120-мм гладкоствольного танкового орудия компании Rheinmetall длиной 55 калибра. Сейчас на вооружении всех германских танковых батальонов «стремительного реагирования» находятся танки этой модификации. Из «леопардов», распроданных Голландией, до отметки 2A6 были ранее модернизированы 20 танков, реализованных Канаде, 37 – Финляндии и 100 – Португалии.

Модернизированная версия 2А6 – Leopard 2A6M – является вариантом с улучшенной противоминной защитой. Летом 2007 года Канада забрала в аренду у Германии 20 танков данной модификации для ведения военных действий в Афганистане, дабы сэкономить на логистике.

Ещё одной производной модификации 2А6 есть модель Leopard 2 Hel (от «Hellenic» – Греция). Греки заказали эти автомобили Германии в 2003 году, в то время, когда получали у неё списанные Бундесвером 183 «леопарда 2». Ещё 140 единиц Leopard 2 Hel по лицензии произвела греческая компания ELVO S.A.

Leopard 2А6 Hel

Источник – upcscavenger.com

Канадская армия применяет модель Leopard 2A6M CAN, снаружи легко отличимую по громадным тёмным коробкам, каковые крепятся на тыльной стороне башни, и противокумулятивным решётчатым экранам – таким методом канадцы переоборудовали танки, забранные у немцев в аренду. Громадным неудобством для них была невозможность стремительной установки в танках кондиционеров, и экипажам приходилось носить особые охлаждающие жилеты, каковые пропускают через ткань пот, разрешая ему скоро испаряться. Позднее канадцы всё-таки снабдили собственные афганские «леопарды 2» камуфляжными матами и кондиционерами компании Saab, каковые отражают до 50% солнечного тепла.

Производная от 2А6 модель Leopard 2E стала результатом кооперации испанских и германских производителей военной техники. Программа стартовала в 1995 году в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного главами минобороны обеих государств. В соответствии с ним Испания первой взяла в пользование на пять лет, а позднее купила 108 б/у «леопардов» модели 2A4.

24 января 2006 года была рассекречена информация о том, что испанскому бюджету эта приобретение обошлась в 15,1 миллионов евро, выплаченных с десятилетней рассрочкой. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века испанское правительство дало согласие купить ещё 219 линейных танков Leopard 2E, 16 ремонтных Leopard 2ER (Buffalo) и 4 тренировочных танка.

Испанский Leopard 2E на улицах Сарагосы

Источник – upcscavenger.com

Ещё один новый вариант, Leopard 2 PSO (Peace Support Operations – помощь операций по умиротворению), рекомендован для ведения битв только в городских условиях. Вследствие этого танк взял усиленное бронирование по всему собственному периметру, вспомогательное оружие, улучшенные возможности по ведению разведки и наблюдения, бульдозерный отвал, укороченный орудийный ствол, нелетальное оружие, камеры наружного наблюдения, другие приспособления и прожектор. Снаряжение этого танка весьма похоже на «набор бронирования и дополнительного оборудования, повышающего боевые возможности в городских условиях», которым обеспечиваются американские M1A2 Abrams.

Leopard 2 PSO

Источник – w-dog.net

В феврале 2015 года Бундесвер получил от Krauss-Maffei Wegmann (потом – KMW, компания поменяла собственное наименование по окончании слияния с WegmannCo во второй половине 90-ых годов двадцатого века) первый основной боевой танк Leopard 2A7 (практически, он представляет собой модернизированную версию бывших голландских Leopard 2A6NL). История этих танков достаточно любопытна.

В 2013 году, в то время, когда начался вывод армий западной коалиции из Афганистана, пришло время возврата канадцам забранных ими у Германии в аренду двадцати танков Leopard 2A6M. Одна машина была утрачена на протяжении боевых действий, а остальные фактически выработали собственный ресурс, и вернуть им прошлое состояние дорого стоило. Заокеанские экономисты в погонах сделали вывод, что им будет дешевле вместо купить 20 танков у Голландии, и их вернули немцам, доплатив положенную сумму.

Трансформации в конструкцию танка вносились с учётом опыта афганских битв. Улучшения модулен , другими словами они смогут вноситься либо не вноситься в конструкцию танка в зависимости от конкретных требований клиента. Конструкторы кардинально увеличили надёжность противоминной защиты автомобили, стало возмможно установки на его башню и корпус танка дополнительных накладных элементов пассивной защиты от попаданий.

Большие улучшения инженеры внесли в СУО, повысив возможность поражения цели с ходу первым боеприпасом. Внедрение в состав СУО современных средств отображения, компонентов и сетевых решений разрешает отслеживать перемещения собственных сил и войск соперника в реальном времени, а прицеливания и круглосуточные средства наблюдения снабжают экипажу практически круговой обзор из-под брони.

Введение в конструкцию танка «командирского» тормоза дало начальнику возможность в любую секунду прекратить перемещение автомобили. На башне танка установили модуль запасного оружия с дистанционным управлением KMW FLW 200 с пулемётом калибра 12,7 мм, и 76-мм гранатомётом.

Силовую установку танка заменили новым турбированным дизелем Steyr M12 TCA мощностью 1500 л. с. Кроме этого машина взяла дополнительную силовую установку для обеспечения электроэнергией существенно увеличившие энергопотребление электронные совокупности, что разрешает отключать главный двигатель на стоянках без прекращения работы оборудования. Наполненность баков танка и его боеукладок может контролироваться штабом подразделения дистанционно в автоматическом режиме, что упрощает своевременное обеспечение подвоза экипажу боеприпасов и топлива. Новые средства связи разрешают экипажу налаживать контакт с находящейся поблизости союзной пехотой.

Leopard 2A7

Источник – goodfon.ru

Вес нового танка увеличился до 67–70 тысячь киллограм (в зависимости от комплектации). По окончании модернизации канадско-голландской партии из двадцати танков немцы собираются модернизировать до отметки Leopard 2A7 все собственные автомобили модели 2A6.

Для битв в городе конструкторы KMW создали кардинально отличающийся от вторых моделей танк Leopard 2A7+. Как и на 2А7, на нём применена модульная схема обновлений, и бронирование, по словам конструкторов, на 360° защищает машину от попаданий гранат РПГ. Германские конструкторы назвали его MBT Revolution, что на русский язык переводится как «Основной боевой танк Революция».

Разумеется, стоит данный танк очень недёшево, в особенности в случае если учесть, что в первый раз его продемонстрировали публике ещё в 2010 году на выставке Eurosatory в Париже, и затем он так и не поступил на вооружение ни Бундесвера, ни армии какой-либо второй страны мира. В 2014 году Саудовская Аравия собиралась приобрести у Германии 600–800 танков Leopard 2А7+ и готовься заплатить за них 18 млрд евро (25 миллиардов долларов).

Дабы германское правительство охотнее пошло на сделку с режимом, что в Германии вычисляют пособником террористов, арабы готовься закупать технику не напрямую, а у Испании. На испанском заводе Santa Barbara, принадлежащем американской корпорации General Dynamics, «леопарды» планировали бы из наборов, поставленных из Германии. Но в апреле 2014 года поступила информация, что германское правительство в очередной раз отказалось подписать договор.

Leopard 2A7+

Источник – media.moddb.com

В первой половине 90-ых годов XX века корпорация Rheinmetall начала разработку 140-мм гладкоствольного орудия. Обстоятельством этому стала информация, что в СССР на Ленинградском Кировском заводе создали новую модификацию Т-80 – умелый танк «Объект 292», оснащённый башней со 152-мм нарезной пушкой. В ответ было решено установить на Leopard 2 140-мм пушку NPzK-140 (проекту присвоили индекс Leopard 2-140).

Это изменение рассматривалось как третья модернизация «леопардов 2» (первой считалась замена 120-мм орудия L44 на орудие длиной 55 калибров, второй – модернизация бронирования, которая стала причиной созданию модели Leopard 2A6). Конструкторы создали башню, в которую устанавливалось новое 140-мм автоматический механизм и орудие заряжания, благодаря которому экипаж уменьшался до трёх человек.

Окончательный проект предполагал смещение орудия в левую часть башни и боковой заряжающий механизм на 32 заряда, каковые всецело размещались в её тыльной части. Удаление боекомплекта из жилой половины боевого отделения увеличивало возможность выживания танкистов при его детонации. Забронированность автомобили планировалась на уровне Leopard 2A5 либо кроме того лучше.

Дабы протестировать возможности новой пушки, её установили на существующий танк с простой башней без электрического привода и механизма заряжания. Дабы компенсировать вес тяжёлого орудия, к задней части башни прикрепили противовесы. Опробования прошли удачно, орудие владело необычной разрушительной силой.

В серию танк не отправился, но в наши дни швейцарцы ведут экспериментальные работы по установке 140-мм пушки на собственный Pz.87.

Pz.87-140

Источник – warinform.ru
Leopard II в сражении

В первый раз «леопарды 2» оказались в зоне военных действий во второй половине 90-ых годов двадцатого века, в то время, когда в Косово были введены миротворцы разных государств-членов Евросоюза. Германский контингент имел на вооружении танки Leopard 2A4 и 2A5, эти же танки применяли и голландские подразделения, размещённые в Герцеговине и Боснии. Потому, что конкретно по таким целям как югославские армейские части, фабрики, мосты и жилые дома «трудилась» только европейская и американская авиация, опробовать «леопарды 2» на деле сейчас не довелось.

Германский Leopard 2A5 в Косово

Источник – rommelkiste.de

Но в военных действиях они всё-таки поучаствовали – пока только в Афганистане. В начале операции канадский контингент собирался обойтись колёсной бронированной техникой, но последующие боевые действия продемонстрировали необходимость наличия в Афганистане танковых подразделений, каковые действенно поддерживали бы действия пехоты. В сентябре 2006 года на протяжении проведения недалеко от Кандагара операции «Медуза» лишь боевая группа Королевского Канадского полка утратила 12 человек, а неспециализированные утраты Интернациональных сил Содействия безопасности составили 28 человек.

В декабре 2006 года в Кандагар были доставлены канадские танки Leopard C2 (канадская версия модернизации германского танка Leopard 1), но к тому времени их возраст перевалил за 30-летний период, и приближалось время списания. Канадское правительство решило забрать взаймы у Германии двадцать танков Leopard 2A6M, дабы ускорить их поступление в Афганистан. Уже в последних числах Августа 2007 года по воздуху перебросили первые танки, дабы вооружить ими канадский танковый полк – Кавалерию лорда Стреткона.

2 ноября 2007 года на протяжении проведения штурма позиций Талибана один Leopard 2A6M подорвался на самодельном взрывном устройстве (потом – СВУ), наряду с этим его экипаж не пострадал. Командир экипажа в электронном письме, посланном в адрес германских армейских функционеров, написал: «Мой экипаж споткнулся на СВУ и стал первым в истории, кто протестировал противоминную защиту (Leopard 2A6М). Она трудится так, как и обязана».

Канадский Leopard 2A6М в Афганистане

Источник – armyrecognition.com

Множество источников утверждает, что именно этот танк канадский контингент утратил в военных действиях, но глава Канадских Оборонительных Сил генерал Рик Хилиер это категорически отрицает, настаивая, что машина была отремонтирована и использовалась : «Талибан столкнулся с некоторыми новыми танками Leopard II в нескольких засадах и… взял пара ожесточённых уроков, из-за которых покинул поле боя … весьма скоро и весьма потрёпанным». Действительно, в случае если учесть, что все собственные танки канадцы в следствии оставили в Афганистане, вряд ли это имеет принципиальное значение.

В октябре 2007 года Дания кроме этого доставила в Афганистан собственные танки Leopard 2A5 DK. Матчасть 1-го батальона Ютландского драгунского полка складывалась из трёх танков, одного БТР M113 американского производства, одной бронированной ремонтно-эвакуационной автомобили и второй техники.

Датская версия танка Leopard 2A5 снабжалась камуфляжными матами Barracuda HTR шведского производства, каковые экранируют машину от тепла, тем самым уменьшая её заметность для тепловизоров и давая предупреждение перегрев экипажа в условиях пустыни. На них кроме этого устанавливалась более консервативная версия сидения механика-водителя, крепившаяся к полу отделения управления.

В отличие от них, в канадских 2A6M устанавливались «динамические надёжные сидения», каковые крепились ремнями к крыше отделения, чем-то напоминая парашют. Шофер пристёгивался к сидению поясами, каковые охватывали его бёдра. Так, танкист не контактировал с корпусом танка, не считая как касаясь ногами педалей, исходя из этого возможность его поражения при подрыва на мине либо СВУ существенно уменьшалась.

В январе 2008 года датские танки остановили фланговое наступление сил Талибана около реки Гильменд, поддержав датскую и английскую пехоту огнём орудий со своей позиции, расположенной на возвышенности. 26 февраля 2008 года один из датских «леопардов» подорвался на СВУ, утратив один трак. Никто из экипажа не пострадал, а танк добрался до базы своим ходом.

Первые утраты датские танкисты понесли 25 июля 2008 года, в то время, когда Leopard 2A5 DK подорвался на СВУ в провинции Гильменд. Три члена экипажа, не обращая внимания на полученные ранения, выжили, механика-водителя полевые медики спасти не смогли. Танк отбуксировали сперва на военную базу Аттал, после этого – на базу Армадилло для изучения повреждений.

На протяжении того же боестолкновения подорвался ещё один Leopard 2A5 DK, но ни он, ни его экипаж не пострадали.

Датский Leopard 2A5 DK в Афганистане

Источник – militaryarmament.tumblr.com

Начиная с 7 декабря 2008 года, датские «леопарды» учавствовали в операции «Красный кинжал» и выпустили 31 боеприпас, поддерживая силы Коалиции, каковые брали под контроль район Над-Али. В этом случае пламя танковых орудий был решающим причиной успешного завершения наступления.

В открытых источниках утверждается, что всего датские силы утратили в Афганистане три танка, но создатель не располагает информацией о том, где и при каких событиях были потеряны два остальных «леопарда». В целом возможно заключить, что в боевых столкновениях с танками соперника «леопарды 2» не принимали участие. В Сети возможно встретить множество хвалебных отзывов об данной машине, но на чём они основываются, в принципе, неясно.

Сейчас Leopard 2A употребляется по большей части как сдерживающий фактор, неизменно модернизируясь. Наряду с этим общее число «леопардов 2» в мире всегда сокращается, поскольку новые версии создаются на базе ремонтируемых и переделываемых более ранних моделей.

ZOOM. атомное оружие: фактор сдерживания либо уничтожения?

Темы которые будут Вам интересны: