Landsverk leo и другие

Весной 1941 года шведская армия организовала требования на тяжёлый танк, боевая масса которого, но, оценивалась всего в 20 тысячь киллограм. Важная за разработку компания Landsverk забрала за базу экспортный танк LAGO, создав на его базе машину LAGO II. 19 декабря 1941 года Landsverk взяла заказ на 100 таких танков.

Серийные автомобили взяли официальное обозначение Strv m/42.

Производство этих автомобилей началось лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Не обращая внимания на последовательность «детских заболеваний», машина оказалась в полной мере успешной. Однако уже к середине 1943 года шведские армейские, получив данные о бронетехнике сражавшихся во Второй мировой государств, стали задумываться о предстоящем усовершенствовании этого танка.

В следствии на свет показались такие увлекательные проекты, как Pricken, Leo и Lansen.

В погоне за Т-34

Статус нейтрального страны разрешал Швеции торговать с обеими воюющими сторонами. Вместе с тем возможности получения сведений о новейших примерах зарубежной техники у шведов были ограниченными. По солидному счёту, единственным довольно важным источником таковой информации была Финляндия.

Кроме того, что Швеция очень сильно помогла финнам в Зимней войне, две страны иногда заключали сделки по продаже оружия и бронетехники.

К примеру, единственной гусеничной военной машиной шведского производства, которая реально принимала участие во всемирной войне, стала зенитная самоходная установка Landsverk Anti II. Шесть таких автомобилей было заказано финнами 25 апреля 1941 года, а попали к клиенту они в январе 1942 года. Стоит подчернуть, что ЗСУ Landsverk Anti II для шведской армии не выпускалась, она была чисто экспортной машиной.

Landsverk leo и другие

Таким сотрудники Landsverk летом 1943 года видели модернизированный Strv m/42

Ещё в октябре 1941 года финны передали шведам данные о 30-тонном среднем танке, и о 50-тонном танке «Клим Ворошилов». К сводке ТТХ прилагалась и схема 30-тонного танка, в которой легко угадывался Т-34. А в июне 1943 года делегация, складывавшаяся из шведских армейских, посетила одну из финских танковых частей, где а также имелись и трофейные Т-34.

Тщательный осмотр трофеев озадачил шведских армейских никак не меньше, чем приблизительно за два года до этого немцев. Выводы для себя шведы сделали неутешительные: на вооружении у СССР, что считался шведами одним из самые вероятных соперников, состоял танк, очевидно превосходивший лишь начавший поступать на вооружение Strv m/42. Особенно заинтересовали шведов схема бронирования Т-34 с страницами, расположенными под рациональными углами наклона, и оружие, складывавшееся из 76-мм длинноствольной пушки Ф-34.

Более радикальный вариант модернизации с новой башней и двумя пушками

По возвращении делегации Департамент оружий Королевской армии (KATF, Kungliga Armeforvaltningens Tygavdelning) устроил мозговой штурм. Компания Landsverk взяла задание на разработку концепции модернизации Strv m/42 и уже 17 июля представила собственное видение улучшенного танка. Было предложено установить лобовую броню Strv m/42 под рациональным углом наклона. Достаточно очень сильно переделывалась башня, которая лишалась бортовых люков и становилась больше.

Наконец, вместо штатной пушки предлагалось установить 75-мм пушку с баллистикой зенитной пушки 7,5 cm Lvkan m/30.

Если судить по схеме размещения оружия этого проекта, кому-то на Landsverk не давали спокойствия лавры конструкторов французского танка Char B

Параллельно с этим на Landsverk создали ещё два варианта модернизации танка. Оба они предусматривали установку более большой башни, разрешавшей наводить орудие на громадный угол возвышения. Отличие между ними была в размещении оружия. Эскиз S-456 предполагал спаренное размещение длинноствольной 75-мм пушки и 40-мм автоматической зенитной пушки Bofors.

Во втором варианте в башне оставалась лишь 40-мм зенитная пушка, а 7,5 cm kanon m/41 Strv, штатное орудие Strv m/42, предлагалось установить в корпусе.

В итоге от всех трёх вариантов было решено отказаться. Кроме того первый, самый реалистичный из них, имел большой недочёт в виде очень сильно поддерживающего габариты орудия. К тому же оставшиеся на лобовом странице вентиляционные отверстия для охлаждения трансмиссии вряд ли разрешили бы радикально улучшить бронестойкость.

Однако начало работам над модернизацией Strv m/42 было положено. Но, обращение сейчас шла не только об этом танке. Полковник Эрик Гиллнер, глава отдела разработок артиллерийского управления, запустил работы сходу по нескольким направлениям.

Это прекрасно иллюстрирует заказ, что был составлен для компании Bofors. Он включал в себя разработку 57-мм танковой пушки для модернизированного лёгкого танка Strv m/41, 75-мм танковой пушки с длиной ствола 54 калибра для Strv m/42, ещё одной такой же пушки, но с механизмом заряжания, 75-мм самоходной пушки и 105-мм самоходной пушки с длиной ствола 50 калибров. Последняя, к слову, должна была базироваться на баллистике 105-мм зенитной пушки 10,5 cm Lvkan m/42.

Из всего этого заказа в металле удалось воплотить 75-мм самоходную пушку на шасси Strv m/42, в серию она отправилась как Pvkv m/43. Танковая пушка с механизмом заряжания была создана Bofors к апрелю 1944 года. В будущем башенная установка с нею, известная как Delat torn, была выстроена в виде полноразмерного макета.

Отысканный в архиве эскиз корпуса танка Pricken

К весне 1944 года шведскими армейскими были подготовлены требования к модернизированным лёгким и тяжёлым (средним) танкам. В это же время в дополнение к модернизированному Strv m/42 добавился и новый танк. В первый раз он был упомянут в смете на умелые работы, датированной 24 мая 1944 года.

В соответствии с этому документу, модернизированный Strv m/42 должен был обозначаться как LAGO V. На проведение умелых работ выделялось 495 000 шведских крон. На новый лёгкий танк 13-тонного класса, обозначавшийся как Lillpricken (маленькая точка), выделялось 425 000 шведских крон. Наконец, в дополнение к LAGO V была начата разработка 28-тонного танка, взявшего обозначение Pricken (точка).

На разработку данной автомобили выделялась самая солидная сумма — 692 000 шведских крон.

В ноябре 1944 года спецификация на новую машину была поменяна. Её боевая масса выросла до 30 тысячь киллограм, а в качестве силовой установки должен был употребляться 430-сильный двигатель Volvo. Шасси перспективного танка начало рассматриваться и как база для новой самоходной установки, вооружённой 105-мм пушкой с зенитной баллистикой.

Варианты компоновки моторно-трансмиссионной группы Landsverk Pricken

Первые эскизные наработки по теме Pricken датированы 1944 годом. Более подробные характеристики показались позднее — в ноябре 1945 года. В соответствии с им, протяженность корпуса танка вырастала до 6300 мм, полная ширина возрастала до 3000 мм, а высота до 2500 мм.

В машине достаточно легко угадывался Strv m/42, но наряду с этим кое-какие подробности, в особенности это относится лобовой части и бортов корпуса, конкретно делались с оглядкой на Т-34.

В соответствии с спецификации, толщина лобовой брони танка должна была достигать 70 мм. От пулемётчика в корпусе конструкторы разумно отказались, что разрешило улучшить снарядостойкость лобового страницы и более рационально разместить боеукладку. В качестве силовой установки предполагалось применять двигатель Volvo, что должен был развивать мощность 450 лошадиных сил.

С ним, как ожидалась, танк имел возможность развить большую скорость около 50 км/ч.

Кроме этого прорабатывалось два типа размещения трансмиссии. В первом случае КПП пребывала сходу за двигателем, и привод на ведущие колеса, размещавшиеся спереди, передавался по достаточно умной схеме. Во втором случае неспециализированная схема трансмиссии больше напоминала трансмиссию Strv m/42 EH.

К моменту появления уточнённых черт Вторая мировая война окончилась. 720 танков, выпущенных шведскими фабриками за войну, собственную задачу выполнили. Одним лишь своим наличием они помогли Швеции обойти кровавую мясорубку стороной и сохранить нейтралитет.

В это же время окончание войны означало, что время солидных финансовых трат на армейские потребности подходит к концу. Бюджет у Швеции был совсем не резиновый. Да и сказать, что война совсем обошла Швецию стороной, запрещено. Жертвами атак со стороны противоборствующих сторон были 250 шведских торговых судов, да и неспециализированная обстановка в Европе очень плохо оказывала влияние на шведскую экономику. Одним словом, шведкой армии предстояло потуже затянуть пояса.

И танковая программа в этом смысле была одной из самых уязвимых.

Зенитное орудие 10,5 cm Lvkan m/42. Новые танковая и самоходная пушки должны были базироваться на его баллистике

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века проект Pricken исчезает из умелых работ. Но мысль танка 30-тонного класса не провалилась сквозь землю бесследно: сейчас появляется проект автомобили, взявшей наименование LS 46 (позднее TLS 46). В соответствии с изначальным замыслам, она должна была иметь удельную мощность не меньше 20 л. с. на тонну, а в качестве её главного оружия предполагалось применять или 75-мм пушку, или 105-мм пушку с зенитной баллистикой.

В рамках работы по этому проекту департамент KATF начал переговоры с чехами и англичанами. Большая скорость перспективного танка оценивалась в 60 км/ч. Высокая удельная мощность при массе 25–30 тысячь киллограм означала, что танку нужен мотор мощностью до 650 л. с. Таковой мотор, мощностью 620 л. с., имелся у британской компании Rover.

"Наверное," переговоры по поводу этого мотора зашли в тупик.

Кстати, в зависимости от массы варьировалась и цена танка — от 360 000 (25 тысячь киллограм) до 433 000 (30 тысячь киллограм) шведских крон за штуку.

Единственное известное на сегодня изображение САУ TLP

Параллельно с LS 46 был создан и проект истребителя танков LP (позднее TLP 46). Финальная версия данной автомобили датирована февралём 1947 года. В качестве оружия для неё предлагалась 105-мм пушка с зенитной баллистикой.

САУ должна была иметь корпус длиной 5,8 метров, намного более маленький, чему у Pricken. В один момент количество опорных катков сократилось до 5 на борт.

Тут программа создания 30-тонного шведского танка подошла к финалу. Кроме того, что нужного для него двигателя не было, на это точно повлияли и результаты опробований танка Sherman Firefly, что шведам удалось купить по окончании нескольких попыток. Результаты стрельб 17-фунтовой пушки наглядно продемонстрировали, что кроме того толщина лобовой брони в 70 мм не есть надёжной защитой для танка.

Погоня за Т-34 закончилась.

Третий не лишний

Закрытие программ TP 46 и LS 46 совсем не означало, что шведы всецело остановили разработку новых танков. Настоящими победителями Второй мировой были США и СССР, ставшие сверхдержавами. Они имели огромные, закалённые в сражениях армии.

Начиналась Холодная война, пожиравшая огромные количества ресурсов различных государств на упрочнение обороны. Не обращая внимания на нейтральный статус, Швеция считала СССР своим главным потенциальным соперником. По данной причине программа разработки перспективных танков продолжилась.

Landsverk Pilen, июль 1947 года

Неудача с программой 30-тонного танка вынудила департамент KATF сделать определённые выводы. Ещё во второй половине 40-ых годов двадцатого века начались беседы о том, что боевая масса танка должна быть равна 25–30 тысячь киллограм. Появление нижней планки в 25 тысячь киллограм свидетельствует, что у конструкторов и военных показалось познание несложной истины: при отсутствии нужного двигателя боевую массу нужно снижать.

Особенной альтернативы тем моторам, каковые устанавливались в танки семейства Strv m/42, в то время не существовало.

Проект этого же танка по состоянию на сентябрь 1948 года

Первоначально компания Landsverk возобновила работы по двум главным направлениям. Заказ на лёгкий танк некуда не убежал, но сейчас за базу брался не L-60 либо Strv m/41, а Strv m/42. В июле 1947 года на свет показался эскизный проект, что стал называться Pilen («Стрела»). Его концепция в значительной мере пересекалась с концепцией Landsverk Terro. Кроме того по длине корпуса (5,3 метра) Pilen и Terro были похожи.

Практически тут инженеры Landsverk забрали Strv m/42 и очень сильно его укоротили. Количество опорных катков, как и на Terro, сократилось до 5.

Путём разных ухищрений в габариты новой автомобили удалось вписать агрегаты Strv m/42. За увеличения и счёт оптимизации ширины корпуса диаметр подбашенного погона удалось расширить до 1,6 метра. Башня стала заметно просторнее, благодаря чему экипаж вырос до 4 человек, из них трое размешались в башне. Толщина брони корпуса сократилась до 35 мм, что кроме этого приблизительно соответствует бронированию Terro. Не обращая внимания на исходные требования установить 57-мм пушку, на Pilen покинули орудие со Strv m/42.

Но, заменить его второй пушкой было несложно.

За счёт более уменьшения толщины и короткого корпуса брони боевая масса танка снизилась до 17 тысячь киллограм, благодаря чему его удельная мощность увеличилась до 19 л. с. на тонну. При таких показателях ожидаемая большая скорость в 60 км/ч смотрелась в полной мере реалистично.

Landsverk Leo

Средний танк кроме этого было решено разрабатывать, применяя базу Strv m/42. В целом концепция нового танка, названного Leo («Лев»), была весьма похожей на Pilen. Действительно, его корпус, если сравнивать с Strv m/42, не укоротили, а кроме того мало увеличили.

Ширина автомобили достигла трёх метров, другими словами совпала с шириной TLS. Похожей была и бронезащита: в лобовой части корпуса толщина брони варьировалась от 30 до 70 мм, а во лбу башни — от 55 до 70 мм.

Боевая масса танка составила 25 тысячь киллограм. При применении самого замечательного двигателя от Strv m/42 EH удельная мощность составляла 16,4 л. с. на тонну. Большая скорость оптимистично оценивалась в 55 км/ч, но кроме того менее тяжёлый Strv m/42 EH стремительнее 45 км/ч не ехал.

По состоянию на 1948 год Landsverk Leo смотрелся очень сильно устаревшим. Во многом по данной причине от него и отказались

В качестве оружия Landsverk Leo предполагалось применять 75-мм пушку с баллистикой зенитного орудия. Размещаться она должна была в трёхместной башне, очень сильно похожей на увеличенную башню Pilen. От боковых люков на ней отказались, а диаметр подбашенного погона вырос до 1820 мм.

Оба проекта имели весомые недочёты. При с Leo существовала неприятность с очевидно недостаточной удельной мощности. Что же касается Pilen, то он был через чур тяжёлый для лёгкого танка, а для среднего имел через чур не сильный орудие. По данной причине летом 1947 года компания Landsverk подготовила чертёж S-1226A, на котором был изображён необычный гибрид. На шасси Pilen предлагалось установить облегчённую башню Leo.

Но, и это шведских военных не устроило — предстоящую работу над проектом было решено прекратить.

Landsverk Lansen, 1948 год

Приблизительно одвременно с этим правительство наконец сняло ограничение на экспортную деятельность Landsverk. В сентябре 1948 года шведская компания подготовила проспект для потенциальных зарубежных клиентов. В общем итоге предлагалось 12 типов боевых автомобилей, как серийных, так и находящихся на стадии разработки.

Среди них были Pilen с Leo, и тот самый гибрид, что предлагался шведским армейским.

Он взял обозначение Landsverk Lansen («Копьё»). Военная машина массой 20 тысячь киллограм имела бронирование на уровне Pilen, наряду с этим владея огневой мощью Leo. При двигателе мощностью 380 л. с. она имела удельную мощность на уровне Pilen, большая скорость оценивалась в 48–55 км/ч.

Как ни необычно, этот гибрид «прожил» продолжительнее всех собственных собратьев а также продвинулся дальше чертёжной доски.

Шанс для экспортных танков

Всемирный рынок оружий в конце 40-х годов был очень разношёрстным. По окончании окончания Второй мировой высвободилось огромное количество бронетехники. «Секонд-хенд» был значительно дешевле новых образцов, к тому же автомобили сражавшихся государств последних армейских лет имели в полной мере хорошие характеристики. Это предопределило их продолжительную работу.

Кроме того Швеция не устояла перед показавшимся соблазном: в первые послевоенные годы Королевская армия закупила много образцов колёсной техники, по большей части американского производства.

Полноразмерный макет танка Lansen, 1950 год

Выше уже упоминалось, что США и СССР были главными победителями во Второй мировой. Непременно, формально победителей было значительно больше, но практически проигравшими были далеко не одни страны Оси. Вторая мировая война нанесла смертельный удар по колониальным империям, и прежде всего это касалось Англии и Франции. Практически сразу после окончания Второй мировой колонии друг за другом стали объявлять независимость.

Вследствие этого, конечно, появлялись бессчётные очаги напряжённости, а часто и войны. Так произошло, к примеру, на Ближнем Востоке.

В основном юные страны наследовали оружие и технику бывших хозяев, но дополнительный спрос на оружие всё равняется появился. И не смотря на то, что в значительной мере данный самый спрос удовлетворялся подержанной вооружением и техникой армейского периода, у шведских производителей показался шанс.

Один из вариантов Lansen с 75-мм пушкой. За 1950 год машину переделывали как минимум 3 раза

Первым потенциальным клиентом был Пакистан. Из всего ассортимента предлагаемой шведами военной техники вооруженные силы Пакистана заинтересовались как раз танком Lansen. Первоначально всё шло прекрасно: был составлен предварительный заказ на 36 автомобилей, изготовлен полноразмерный древесный макет.

Но в итоге сделка сорвалась. С чем это связано, до конца неизвестно, но нельзя исключать, что компания Landsverk не сошлась с пакистанскими властями в цене. То, что шведские танки, мягко говоря, не самый недорогой товар, не являлось новостью.

Пакистанцам выяснилось несложнее закупить технику в Соединенных Штатах.

Первый проект установки 84-мм пушки в башню Lansen

Более продолжительным выяснилось сотрудничество со Швейцарией. По состоянию на 1950 год состояние бронетанковых сил данной страны, которая, как и Швеция, придерживалась в годы войны нейтралитета, было печальным. Главным танком швейцарской армии был Pzw.39, экспортный танк разработки чехословацкой компании CKD. Всего их имелось 24 штуки. Кроме этого по окончании войны во всё той же Чехословакии было закуплено 158 истребителей танков G-13.

База G-13, к слову, рассматривалась швейцарцами в качестве базы для собственного лёгкого танка.

Как и пакистанцы, швейцарцы из всего ассортимента выбрали Lansen. Не в последнюю очередь выбор шведской автомобили был связан с громадным углом склонения орудия, что для гористой Швейцарии было серьёзной чёртом. Вместе с тем само оружие Lansen им не пришлось по нраву.

Кроме того на лёгких танках на данный момент 16t и Laupen 14t, каковые проектировались приблизительно одвременно с этим, предполагалось применять 90-мм пушку. По данной причине уж в апреле 1950 года был подготовлен проект установки в башню Lansen 84-мм швейцарской пушки, воображавшей собой копию британского 20-фунтового танкового орудия.

Приблизительно так должен был смотреться Lansen для швейцарской армии. Зрелище не для слабонервных

В целом танк по окончании переделки изменился не очень сильно, не смотря на то, что протяженность его корпуса однако увеличилась до 5670 мм, а боевая масса достигла 25 тысячь киллограм. Однако с новой пушкой Lansen смотрелся совсем по-второму. Неспециализированная протяженность танка совсем чуть-чуть не дотянула до 10 метров.

Но, швейцарский 30-тонный танк, что разрабатывался с осени 1950 года, смотрелся не меньше экзотично.

Работы по Lansen длились как минимум до весны 1951 года. Для проверки правильности реализованных в проекте ответов был выстроен полноразмерный макет автомобили. Кроме этого швейцарцы разрабатывали личные варианты Lansen с 90-мм пушкой, более толстой бронёй (вариант C имел толщину лба корпуса 76 мм, а башни 100 мм), другой двигателем и подвеской.

Но, и эти проекты не дошли кроме того до стадии изготовления опытного образца. Обстоятельством сворачивания работ стал тот самый упоминавшийся выше 30-тонный 30-t Panzer, что смотрелся куда как более перспективно. Позднее он превратился в KW.30, а после этого в Panzer 58.

Полноразмерный макет танка Lansen с новой пушкой

В мае 1949 года шведские армейские опять возвратились к созданию автомобилей, схожих с Pilen и Lansen. Были составлены требования на танки боевой массой 15 и 20 тысячь киллограм. Но, продолжительно эти работы не продлились. К началу 50-х годов Leo/Lansen/Pilen конкретно смотрелись устаревшими.

Помимо этого, у шведских военных показался и второй предлог для тревоги. Их пугали советские ИС-3, в первый раз проехавшие на Параде Победы в Берлине ещё в сентябре 1945 года. Против них кроме того «швейцарский» вариант Lansen с 84-мм пушкой смотрелся несерьёзно. И тогда из небытия шведами был снова вытащен танк 30-тонного класса…

Создатель высказывает солидную признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации

литература и Источники:

  • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  • http://tanks.mod16.org.
  • http://ftr.wot-news.com.
  • http://ritastatusreport.blogspot.ru.

Обзор_Гайд Leo-Кто тебя придумал брат?

Темы которые будут Вам интересны: