Квжд. боевое крещение советской бронетехники

Квжд. боевое крещение советской бронетехники

1929 год. Уже восемнадцать лет в Китае шла гражданская война. Страна представляла собой лоскутное одеяло из территорий, над которыми полностью и всецело властвовали генералы. Маньчжурией, к примеру, много лет правил Чжан Цзолин.

Но в июне 1928 года он погиб при взрыве поезда, и власть перешла к его сыну — Чжан Сюэляну, прозванному «молодым маршалом». Ему требовалось как возможно стремительнее завоевать авторитет и укрепить власть. Несложнее всего было сделать это за счёт не сильный соседей.

«Под ружьём» у Сюэляна были много тысяч бойцов, артиллерия, авиация а также французские лёгкие танки «Рено»

Вот лишь враждовать с формальным правителем Китая Чан Кайши либо с Японией Сюэляну не хотелось: через чур страшно, возможно свободно лишиться и территорий, и жизни. И тогда «юный маршал» обратил собственный взгляд в сторону Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Ей совместно владелиСССР и Китай, а проходила дорога именно по территории Маньчжурии, подвластной Сюэляну.

Маршал решил: а из-за чего бы не перевоплотить чужое совместное предприятие в собственное и единоличное?

Рейдерство по-маньчжурски

В пара приёмов были захвачены главные учреждения КВЖД, а советские служащие — арестованы. После этого с китайской стороны начались обстрелы территории уже конкретно СССР. Сюэляну «по наследству» от отца достались много тысяч бойцов, артиллерия, авиация а также танки — лёгкие «Рено», закупленные во Франции.

В Советском Альянсе не без оснований опасались, что «юный маршал» может напасть на дальневосточные регионы страны.

Обстановка потребовала стремительного и твёрдого ответа. Исходя из этого в СССР была создана особенная Дальневосточная армия (ОДВА).

В ночь на 17 ноября началась Маньчжуро-Чжалайнорская операция — части ОДВА перешли границу с Китаем. Им предстояло, нанеся скоординированные удары с востока и севера, забрать укреплённый район у станции Чжалайнор и окружить гарнизон большого города, именовавшегося равно как и вся провинция: Маньчжурия.

Выполнить эту задачу было не так уж и просто. Китайские упрочнения рассчитывались на попадания 152-мм снарядов, местами они были окружены колючей проволокой. По воспоминаниям ветеранов битв на КВЖД, на страшных направлениях китайцы выкопали рвы шириной до 4 метров, установили минные поля и камнемётные фугасы.

Девятитысячный гарнизон укреплённого района имел на вооружении 50 миномётов, столько же пулемётов, бомбомёты калибром до 150 мм и около 20 орудий калибра 77 мм.

Для войск СССР это первенствовала широкомасштабная наступательная операция по окончании окончания Гражданской войны.

«Малые сопровождения» вступают в бой

Военная техника под советскими флагами сражалась и до КВЖД, но это были бронеавтомобили, доставшиеся ещё от царской России, и достроенные бронетрактора Гулькевича, трофейные «Рено», «Уиппеты» и «ромбы», захваченные на протяжении Гражданской войны. Другое оружие было обычно не лучше: начальники жаловались, что добрая половина гранат не взрывается, а изношенные пулемёты отказывают по окончании 5–6 очередей. Не хватало биноклей, часов, снаряжения, людей и лошадей.

Главным козырем Красной армии в битве под Чжалайнором должна была стать рота танков МС-1 (девять автомобилей). Это первенствовали серийные автомобили, произведённые в Советском Альянсе. Дабы не потерять внезапность от их появления на поле боя, выдвижение боевых автомобилей было строго тайным.

О том, что танки будут поддерживать наступление, не знала кроме того советская пехота.

Операция началась. Передовые пехотинцы очень тихо сняли часовых, и войска пошли в наступление. Завязался бой с несколькими блиндажами у железной дороги.

Засевшие в них китайцы сопротивлялись отчаянно, не испугавшись кроме того вида танков. Действительно, выстроены блиндажи были скверно — с громадными мёртвыми территориями, по которым возможно было приблизиться, и вертикальными печными дымоходами, удобными для закидывания вовнутрь гранат. В следствии так всё и оказалось.

Не обращая внимания на участие и первые успехи танков, с ходу прорвать основной укрепрайон не удалось. Танки МС-1 не могли преодолеть широкие окопы, их приходилось объезжать. По причине того, что пехотинцы и танкисты совсем не умели взаимодействовать на поле боя, танки, как написано в одном из отчётов, «разбрелись по полю и выпали из подчинения».

И ещё одна цитата, которая относится к битвам на КВЖД, но характерна для любой страны и любой эры: «Танки действовали решительно, жертвуя собой, но пехота поддерживала их слабо и активности не показала».

17 ноября укрепрайон Чжалайнор забран не был, а наступление утратило темп. Было нужно сделать паузу для подхода артиллерии и отдыха пехоты.

Работа над неточностями

На следующий сутки, 18 ноября, танки действовали уже взводами по три автомобили и в тесном сотрудничестве с пехотой. Не будь танков — неизвестно, имели возможность советские конные батареи без всяких последствий подъезжать к китайским дотам на расстояние менее полукилометра и расстреливать их амбразуры в упор, а пехота — закидывать упрочнения гранатами. Отчаянное сопротивление китайцев в полной мере имело возможность привести к большим жертвам и затягиванию операции, а при подходе резервов из Манчжурии — и к более тяжёлым последствиям.

Неприятным сюрпризом стало то, что советская артиллерия не смогла стереть с лица земли землянки и китайские блиндажи, и подавить батареи. Выручало состояние китайской армии, которое кроме того в одной из лучших бригад было обычным для гражданской войны. Китайские пушки имели гранаты вызывающего большие сомнения качества, находились в окопах с ограниченным сектором обстрела, а тактика применения артиллерии была, по оценке советских экспертов, очень примитивна.

Любой блиндаж сопротивлялся настойчиво, но самостоятельно, без сотрудничества между частями. Китайцы, не смотря на то, что и дрались в начале битв до последнего патрона, не хорошо стреляли из пулемётов и винтовок, мало использовали гранаты. Главные утраты наступавшим причиняли бомбомёты.

В танковой роте за время битв вышли из строя семь автомобилей (все по техническим обстоятельствам, китайцы так и не смогли подбить ни одного танка). С помощью танков пехота наконец забрала укрепрайон и захватила богатейшие трофеи за всю операцию на КВЖД — одни лишь ружья вычисляли не штуками, а вагонами.

По результатам битв танкисты высказали последовательность пожеланий. Они желали взять картечные боеприпасы для танковых орудий, ракеты и радиостанции для связи. В будущем танкисты желали бы взять тяжёлые танки, специально предназначенные для взлома вражеских упрочнений.

При ведении танковой атаки было признано нужным ставить дымовую завесу.

Вероятная неудача СССР в стычке на КВЖД быстро отразилась бы на его интернациональном положении. Это было особенно критично в хаосе начинающейся Великой депрессии и будущего передела мира. Но, применяв всего одну танковую роту, причём не с самыми сильными и грозными автомобилями, СССР вышел победителем в первой пробе собственных сил на мировой арене. Пускай танки МС-1 не были самыми лучшими советскими танками — но они первенствовали .

И в битвах на КВЖД они выполнили собственную задачу всецело.

74918

Кроме этого просматривайте на Warspot.ru: «Битвы 1929 г. на КВЖД: Мишаньфуская операция».

Создатель текста — Евгений Белаш

Евгений Белаш — историк, создатель статей и книг о Первой и Второй мировой. самая известная работа — «Мифы Первой мировой». Создатель книги Танки межвоенного периода об участии военной техники в военных конфликтах 20-направляться — 30х годов прошлого века.

Источники:

  • Материалы Российского национального военного архива (РГВА).
  • Федюнинский И. И. На Востоке. — М.: Воениздат, 1985.

Тяжелый дайджест №15 — от TheDRZJ [World of Tanks]

Темы которые будут Вам интересны: