Krv: шведский «барабанщик»

Krv: шведский «барабанщик»

Шведская танковая индустрия во второй половине 40-х годов появилась в достаточно глубоком кризисе. С одной стороны, середина 40-х годов тут стала временем расцвета шведской самоходной артиллерии. А вот танковая программа — забуксовала.

По окончании принятия на вооружение Strv m/42 шведским армейским и конструкторам прекратило везти с танками, новые проекты раз за разом оставались на бумаге.

По окончании Второй мировой Швеция вела закупки английских танков для потребностей армии и трудилась над новыми разработками. Конструкторы пользовались не только собственным, но и зарубежным опытом: американским, французским, кроме того германским. Дела настойчиво не двигались с мёртвой точки приблизительно до того момента, как Швеция (с опозданием) определила о советском тяжёлом танке ИС-3.

Сейчас шведы вынуждены были задать себе вопрос: что делать с этим сталинским чудищем?

Убить ИС-3

Неприятность была в том, что настоящего танка-соперника ИС-3 у шведов не было не только в металле, но и на бумаге. В августе 1950 года при дискуссии возможностей шведского танкостроения раздались примерные характеристики советского танка, лишний раз это подтвердившие. По оценкам армейских, толщина брони ИС-3 составляла 125-150 мм, а это означало, что кроме того 105-мм орудия, которое шведы проектировали, для действенной борьбы с ним не хватало.

Требовалась новая пушка. Её решили кроме этого делать калибром 105 мм, с длиной ствола 40 калибров (4,2 метра), наряду с этим начальная скорость боеприпаса оценивалась в 930 м/с. По расчётам конструкторов, это должно было обеспечить орудию бронепробитие в 150-190 мм (в зависимости от угла наклона) с километровой дистанции. Скорострельность пушки оценивалась в 8-10 выстрелов в 60 секунд.

За счёт применения автомата заряжания её предполагали расширить почти в два раза.

8 ноября 1950 года шведы создали спецификации танка, что должен был нести это орудие. Он всё ещё базировался на агрегатах Strv m/42 и должен был весить 25 тысячь киллограм. Спецификацию шведы создали на базе разведывательной сводки, в которую попали Т-34-85, Т-44, а ИС-3 кроме того два раза: под своим обозначением и как ИС-4.

С этого момента возможно затевать отсчёт истории работ над шведским танком нового поколения.

С французским выговором

В первой половине 50-ых годов XX века Франция, всерьёз разглядывавшая Швецию как клиента для собственной новой военной техники, передала ей данные о среднем танке, известном как АМХ 50. По чертям он шведам не очень доходил, как минимум, из-за массы, составлявшей практически 55 тысячь киллограм и по размерам, превзошедшим кроме того для того чтобы «слона» как английский «Центурион». Что в АМХ 50 вправду заинтересовало шведов, так это дифференцированное бронирование и качающаяся башня.

Копировать «француза» шведы не стали, но концепцию постарались развить. Собственный новый танк они разрабатывали с оглядкой на самоходную артиллерийскую установку 15 cm kv fm/49. Машина стала называться EMIL и не была похожа ни на один танк, разрабатывавшийся Швецией доселе.

При массе среднего у него было бронирование тяжёлого, экипаж складывался из трёх человек, а с французским объектом для подражания его роднила качающаяся башня. Действительно, шведы творчески подошли к вопросу и сделали качающимся не всю её верхнюю часть, а лишь кормовую нишу и центральную часть. Это повышало защищённость башни от вражеских снарядов.

Была ещё одна особенность, которая по большому счету характерна для шведской военной техники: большой угол склонения пушки. У EMIL он достигал 14 градусов.

Отдельного упоминания заслуживает пушка, которой шведы планировали вооружить новый танк. Это было 120-мм орудие, главными боеприпасами которому помогали не бронебойные, а кумулятивные, талантливые действенно пробивать броню танков соперника кроме того при низкой начальной скорости. Автомат заряжания должен был снабжать скорострельность до 40 выстрелов в 60 секунд.

Но то, что EMIL оформился как эскизный проект, не означало, что он отправится в серийное производство. В любом случае, танк нужно было создавать с нуля, а это продолжительная и усердная работа. На дворе стоял 1951 год, а на опробования новинка должна была отправиться лишь в 1956-м. Проект развивался, набирал массу, конструкторы пробовали разные схемы ходовой части. В итоге «Эмилей» выяснилось целых три, любой из которых достаточно значительно отличался от другого.

По окончании дискуссии шведы выбрали для предстоящего развития вариант EMIL E3.

«Автокран» либо 40-тонная «танкетка»

Не обращая внимания на то, что спецификации нового танка наконец-то были утверждены, сроки разработки всегда сдвигались, в основном из-за башни и вооружения. Раньше 1956 года ожидать прототипа не стоило. Но возможно было улыбнуться над служебными письмами компании Landsverk, в которых новый танк, «разъевшийся» до 41-42 тысячь киллограм, именовался танкеткой.

Конструкторы трудились, армейские нервничали. В очередной раз не выдержав затягивания сроков, они опять постарались закупить зарубежные танки. В следствии на вооружении шведской армии показались английские танки CenturionMk. 3.

Ближе к концу 1954 года компания «Ландсверк» закончила работу над корпусом «танкетки». А вот «Бофорс» увяз в работе над башней и вооружением, причём тут особенных просветов не предвиделось. Неприятности были как с снарядами для 150-мм орудия, так и с совокупностью стабилизации. Уже на этом этапе программу разработки в полной мере имели возможность закрыть.

Шведов останавливало лишь то, что на шасси «танкетки» предполагалось строить самоходную артиллерийскую установку, так что армии оно всё ещё было необходимо. По причине того, что работы были в подвешенном состоянии, вместо двух корпусов для опробований клиенты решили до тех пор пока строить один.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века танк взял собственное обозначение, под которым он в итоге вошёл в историю. Сокращение KRVрасшифровывалась как «Кранвагн» и в переводе со шведского обозначала «автокран». В 1957-м началась сборка единственного умелого шасси. Потому, что «Бофорс» к этому времени всё ещё не закончил пушки и изготовление башни, на опробованиях было нужно увенчать корпус массогабаритным макетом башни.

Опробования продемонстрировали, что шасси оказалось весьма хорошее: KRVразвивал скорость до 60 км/ч, а бронезащита в лобовой части достигала 145 мм.

До тех пор пока танк проходил опробования на полигоне Норрланд, армейские ломали голову, что с ним делать. Они знали, что «Бофорс» бесперспективно увяз в разработке вооружения и башни. Прорабатывались идеи с другой пушкой, и с установкой на шасси KRVбашни от Центуриона», но развития они не взяли. В конечном счёте, проект «Кранвагн» закрыли во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

Единственное шасси осталось в запасниках шведского военного музея «Арсенален».

Был ли данный танк ненужен? Конечно же, нет! опыт и Технические решения, полученные при работе над ним, позднее очень сильно понадобились Свену Берге при работе над главным детищем его жизни: безбашенным танком Strv 103.

Создатель текста — Юрий Пашолок

Источники:

  1. http://www.ointres.se/pansar.htm.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz.
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  5. http://tanks.mod16.org.

Создатель высказывает громадную признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (очень Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Kranvagn Топ ТТ Швеции \

Темы которые будут Вам интересны: