Краткая история советского танка

Любители истории довольно часто изучают автомобили в отрыве от условий, в которых те создавались, и обстоятельств, побудивших конструкторов заняться их разработкой. А в это же время бронетехника – наслаждение недешёвое, и за каждым новшеством, внедрявшимся в том либо другом танке, и каждой моделью, прошедшей в серию либо оставшейся в единственном экземпляре, стоит далеко не только исследовательский азарт конструктора.

Обстоятельства для реализации либо, наоборот, отказа от постановки на вооружение смогут быть самими различными – начиная от внутреней политической обстановки и мире и заканчивая «модой» на определенные технические ответы. Познание этих нюансов разрешает составить более стройную и осмысленную картину развития танкостроения.

Первый этап развития танкостроения в СССР (1920–1929) – «Русский Рено», МС-1 (Т-18), Т-12 и Т-24

История советского танкостроения началась на протяжении Гражданской войны, в то время, когда в 1920–1921 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде изготовили серией из 15 автомобилей танк «Русский Рено», представлявший собой фактически правильную копию французского Renault FT-17.

К 1925 году эти автомобили успели устареть, и Основное управление военной индустрии (ГУВП) СССР поставило задачу создать новый танк. Разрабатывал его ленинградский завод «Коммунист», забрав за базу намерено закупленный для этого (по другим сведеньям – трофейный, захваченный у поляков) итальянский «Fiat-3000». Подвеску скопировали с французского Renault NC27.

Обе употреблявшиеся автомобили представляли собой техническое развитие конструкции Renault FT-17, исходя из этого спроектированный к 1927 году танк МС-1 (довольно часто употребляется индекс Т-18) снаружи был весьма похож на «Русский Рено».

МС-1 отличался от прототипа целым рядом новшеств. В частности, поперечное размещение двигателя разрешило существенно сократить длину танка. В следующий раз к этому техническому ответу советские конструкторы возвратились лишь при проектировании Т-44 в первой половине 40-ых годов XX века.

Была кроме этого усовершенствована подвеска танка. С конца 1920-х на Т-18 вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемёта Фёдорова начали устанавливать 7,62-мм пулемёт ДТ (конструкции Дегтярёва), что правдой и верой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конца 1940-х

Краткая история советского танка

Лёгкий танк МС-1 в экспозиции Музея бронетехники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (Свердловская обл.)

Источник – wikimedia.org

В том же 1927 году ГУВП сформулировало окончательные требования к танку массой 12 тысячь киллограм. Эту более замечательную и стремительную машину сопровождения, которую в документах показывали как «манёвренный танк», доверили проектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозного завода (ХПЗ). В следствии оказался совсем новый средний танк Т-24, и в первой половине 30-ых годов двадцатого века ХПЗ взял заказ на производство 300 единиц.

Действительно, весьма не так долго осталось ждать заказ был отменён – заводу предписывалось перейти на производство танков БТ-2.

Практически, за 1920-е годы в Ленинграде, Москве и Харькове сформировались три главных конструкторских центра советского танкостроения, каковые в будущем и определяли все тенденции его развития.

Зарубежные договора – 1930 год

Работа советских инженеров над созданием танков и танкеток (Т-12, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-24, Т-25) продемонстрировала, что СССР не достаточно опыта конструкторской деятельности аналогичного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Дабы не тратить время на решение этих вопросов отечественными экспертами, моторизации Управления и начальник механизации РККА комкор Иннокентий Халепский внес предложение высшему управлению страны закупить за границей образцы подходящих танков и лицензии на их производство, и пригласить зарубежных экспертов для работы в СССР.

5 декабря 1929 года было принято официальное ответ о направлении за границу особой рабочей группе во главе с Халепским. В первой половине 30-ых годов двадцатого века она посетила сходу пара государств-производителей танков, среди которых особенный интерес воображали Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля между американской компанией U.S. Wheel Track Layer Corp., принадлежавшей конструктору Джону Кристи, и Amtorg Trading Corp. – компанией, через которую образцы и оборудование оружий вывозились в СССР. По соглашению, СССР получал два танка М1931 и право на их производство.

28 мая с английской компанией VickersArmstrongs ЛТД. был подписан договор на поставку в СССР пятнадцати танков Mk.E «Модель A» в варианте с двумя пулемётными башнями под 7,7-мм пулемёты Vickers (будущие Т-26). Помимо этого, были закуплены 20 танкеток Carden-Loyd Mk.IV (база Т-27) и 15 автомобилей Medium Mk.II. Трёхбашенный Medium Mk.III англичане реализовывать отказались.

Халепский схитрил: он заявил представителям английской компании-производителя, что уже получил разрешение на приобретение данной автомобили у военного ведомства Англии и сейчас для отчётности перед управлением ему нужно больше информации о танке. Так советская сторона взяла предельное число материалов, благодаря которым позднее в Ленинграде создали танк Т-28

Британский средний трёхбашенный танк Medium Mark III компании Vickers-Armstrong в цехе предприятия

Источник – wikimedia.org
Многобашенные танки (1930–1940) – ТГ-1, Т-35, Т-28

По окончании поражения в Первой мировой Германия не имела права создавать танки, исходя из этого закупки военной техники у неё не осуществлялись. Вместо этого Халепский пригласил в СССР целое конструкторское бюро под управлением Эдуарда Гроте. Советские разработчики уже обращались к этим экспертам за консультациями при проектировании танкетки Т-17 и танка Т-20.

В марте 1930 года было создано КБ АВО-5, и за год его сотрудники создали новую машину ТГ-1, две башни которой устанавливались одна на другую. Но танк был через чур дорогим: его цена составила 1,5 млн рублей, тогда как БТ-2, созданный на базе американского М1931, обходился всего в 60 тыс. В итоге машина в серию не отправилась, а германские инженеры отправились к себе.

Советская же часть КБ на заводе №185 приступила к созданию тяжёлого пятибашенного Т-35, компоновку которого конструкторы позаимствовали у английского A1E1 «Independent».

Но, со временем стало ясно, что многобашенные танки по последовательности конструкторских обстоятельств не имеют возможностей развития, и в будущем от них отказались.

Т-35 в экспозиции Музея военной техники в Кубинке

Источник – wikimedia.org

Параллельно с разработкой Т-35 началось проектирование советского среднего трехбашенного танка – с учётом сведений об британском Medium Mk.III, привезённых рабочей группой Халепского. Руководил работой конструктор Семён Гинзбург. В следствии к 1933 году был сконструирован Т-28 – один из самых прекрасно вооружённых и бронированных средних танков в мире на середину 1930-х годов. При освоении его производства сформировалась танковая школа Кировского завода (бывшего Путиловского), сложилось специальное конструкторское бюро СКБ-2, сыгравшее огромную роль в последующем развитии конструирования тяжёлых танков в СССР

Танки серии БТ (1931–1940)

По окончании отмены заказа на Т-24 Харьковский паровозный завод начал производство танков БТ-2, созданных на базе американского М1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела громадное значение для развития советского танкостроения: на ней в первый раз применяли подвеску Кристи и наклонные лобовые бронедетали. Танк компоновался по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеничном, так и на колёсном ходу.

Предстоящее развитие БТ-2 вылилось в создание БТ-5 с более просторной эллиптической башней на расширенном погоне, в котором монтировались спаренные 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемёт. Корпус и ходовая БТ-5 от БТ-2 фактически не отличались.

БТ-5 в экспозиции музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» около Кировска

Источник – wikimedia.org

В 1935 году харьковчане шагнули дальше, создав танк БТ-7 – его ходовая часть уже существенно отличалась от М1931. На модель БТ-7М конструкторы установили танковый дизель В-2. В ходе работы над этим танком они пришли к идее создания принципиально новой автомобили, которой потом предстояло стать легендарной «тридцатьчетвёркой».

Первый в Европе танковый дизель В-2 (1939)

1 сентября 1939 года на харьковском заводе №75, выделившемся из состава ХПЗ, в серийное производство был запущен легендарный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, модификации которого устанавливались фактически на все средние и тяжёлые советские танки впредь до Т-64. Первая машина, на которой он начал монтироваться, – БТ-7М. Со временем в двигатель вносились незначительные трансформации, но главные конструкторские ответы оставались те же, что были отысканы в Харькове в конце 30-х годов прошлого века.

Танковый дизель В-2 в музее истории танка Т-34

Источник – wikimedia.org
Тяжёлые танки серии КВ (1939–1943) – КВ-1, КВ-2, КВ-13, КВ-1С

К концу 1930-х годов Т-35 всецело устарел. Между КБ ленинградских танковых фабрик развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Умелый завод №185 трудился над двухбашенным Т-100 весом 58 тысячь киллограм, башни которого размещались друг за другом на различных уровнях, что должно было разрешить вести из них одновременную стрельбу.

Такая компоновка определялась ТТХ, представленными армейскими клиентами. На ленинградском Кировском заводе создали танк СМК (Сергей Миронович Киров) похожей компоновки и весом 55 тысячь киллограм. Но, осознавая, что однобашенную машину возможно снабдить более толстой бронёй, «кировцы» в инициативном порядке создали ещё один тяжёлый танк – КВ (Клим Ворошилов).

Все три танка проходили «обкатку» на протяжении Зимней войны с Финляндией в битвах на Карельском перешейке в сводной танковой роте. По итогам опробований выбор армейских остановился на танке КВ, что с возникновением его 152-мм варианта КВ-2 взял индекс КВ-1.

КВ-1 на Абердинском полигоне

Источник – wikimedia.org

Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с применением уже созданных узлов.

Предстоящее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их доведения и массы её до отметки средних танков. Наряду с этим толщина брони сохранялась той же за счёт более действенного применения забронированного количества. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, что ленинградцы сконструировали, уже пребывав в эвакуации в Челябинске.

Но по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34, не смотря на то, что толщина её лобовой брони в 120 мм была весьма привлекательной.

Средний танк КВ-13 и его конструктивное развитие «Объект 234» (промежуточный вариант перед танком ИС). У него ещё было пять катков (на ИС добавили шестой), а в башне установлена 122-мм гаубица У-11

Источник – inarms.ru

В то время, когда к середине 1943 года на фронте в массовом порядке показались тяжёлые германские «Пантера» и «Тигр», о КВ-13 отыскали в памяти. В следствии его доработки показалась новая линейка советских тяжёлых танков ИС. При перестройке производства на новые автомобили некое время выпускался переходный вариант – КВ-85, представлявший собой модернизированный КВ-1С с установленным в его башне 85-мм орудием вместо 76-мм пушки.

Средний танк Т-34 (1940–1943)

В сентябре 1938 года КБ харьковского завода взяло заказ на проектирование нового лёгкого танка А-20. В качестве силовой установки на нём планировалось применять танковый дизель В-2. Верхняя лобовая подробность должна была выполняться прямой, наклонённой под углом, родным к 60°, что существенно увеличивало возможность рикошета боеприпаса от 45-мм плиты. Данный танк, как и все автомобили серии БТ, Москва обязывала сделать на колёсно-гусеничном ходу.

Но у конструкторов ХПЗ во главе с Михаилом Кошкиным была на данный счёт собственная точка зрения. В итоге Сталин, лично курировавший развитие советского танкостроения, разрешил харьковчанам создать личный вариант танка с противоснарядным бронированием и всецело гусеничным движителем.

Довоенные танки производства завода №183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34–76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34–76 с пушкой Ф-34 (1941 г.)

Источник – wikimedia.org

Так показался проект танка А-32, позднее ставший проектом А-34, а по окончании убедительной победы на сравнительных полевых опробованиях (а также над А-20) – известным Т-34. От подавляющего большинства западных аналогов он выгодно отличался наклонной лобовой бронёй, 76-мм пушкой Ф-34, танковым дизелем В-2 и подвеской Кристи. В совокупности всё это делало его стремительной и прекрасно забронированной машиной с высокой проходимостью и замечательной надёжной пушкой.

До появления «Тигров» и «Пантер», и Pz.Kpfw. IV с модернизированными орудиями Т-34 превосходил германские танки по своим чертям. Танкистов вермахта выручали в битвах лишь слаженность и опыт действий.

Тяжёлые танки серии ИС на протяжении войны (1943–1945) – ИС-1 и ИС-2

ИС-1 проектировался как замена КВ-1. С возникновением на фронте германских «Тигров» работы ускорились. Изначально запланированную 76-мм пушку заменили на 85-мм. Это стало причиной повышению массы и размеров конструкции, и из разряда средних (прототип танка КВ-13) машина перешла в разряд тяжёлых.

Завод выпустил всего 130 таких автомобилей – скоро их заменили на ИС-2, каковые были вооружёны 122-мм орудием и имели возможность на равных бороться с германскими «Тиграми» и с «Пантерами».

ИС-1 в экспозиции Киевского музея ВОВ

Источник – фотоархив автора

Многие германские танкисты признавали, что тяжёлый ИС-2 заслуживал соперником. Его 122-мм пушка легко пробивала броню «Пантер» и «Тигров» и была действенна при штурме укреплённых районов. Танк продемонстрировал себя так прекрасно, что был полностью снят с оружия русском армии лишь в 1995 году.

Работы над усилением его бронирования стали причиной созданию новых танков ИС-3 и ИС-4.

Средний танк Т-34–85 (1944–1958)

Необходимость противостоять «Пантерам» и «Тиграм» вынудила советских конструкторов не только ускорить создание тяжёлых автомобилей, вместе с тем расширить мощность пушек и защиту средних танков. В следствии был создан танк Т-43 с более замечательной бронёй корпуса, новой башней с 85-мм торсионной подвеской и пушкой. Но переход на производство новой автомобили привёл бы к уменьшению неспециализированного выпуска.

Помимо этого, была превышена допустимая масса конструкции, исходя из этого решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк взял индекс Т-34–85.

Т-34–85 в экспозиции Киевского музея ВОВ

Источник – фотоархив автора

Машина замечательно себя зарекомендовала и – параллельно с новыми моделями Т-44 и Т-54 – производилась в СССР до 1950 года, а в мире – до 1958, а также на польских и чешских фирмах. Данный танк кроме ВОВ принимал участие во множестве локальных распрей на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Последнее использование его в битвах – войны на балканском полуострове, вспыхнувшие в 90-х годах прошлого века по окончании развала Югославии.

Тяжёлые танки серии ИС в послевоенный период (1945–1966) – ИС-3, ИС-4, Т-10 (ИС-5, ИС-8)

В один момент с производством танка ИС-2 на Умелом заводе №100 и Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) велись работы над созданием новых тяжёлых танков. Инженеры спроектировали ИС-4, являвшийся логическим продолжением конструкции ИС-2. Но армейские приёмщики отдали предпочтение ИС-3, корпус которого со известным «щучьим носом» спроектировали на заводе №100.

Башню сконструировали на ЧКЗ, в том месте же было налажено и серийное производство. Но первые месяцы эксплуатации ИС-3 в армиях распознали последовательность недочётов, и его производство было остановлено.

ИС-3 в экспозиции Киевского музея ВОВ

Источник – фотоархив автора

Разработка тяжёлых танков деятельно длилась по окончании ВОВ. самоё удачным был ИС-8 – проект челябинских конструкторов завода №100 (на начальном этапе работ в первой половине 40-ых годов XX века танк имел индекс ИС-5). Боевая масса автомобили составляла 50 тысячь киллограм. ИС-8 кроме этого являлся развитием конструкции ИС-3, так что «щучий шнобель» у него сохранился. Окончательный индекс Т-10 он приобрёл в первой половине 50-ых годов XX века по окончании смерти Иосифа Сталина, в честь которого именовалась вся линейка танков ИС.

Число «10» означало, что это десятый тяжёлый танк, принятый на вооружение в СССР. Машина была такой удачной, что с оружия её сняли лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Лобовое бронирование Т-10 достигало 120 мм.

Это был последний серийный тяжёлый коммунистический танк – на смену ему скоро пришли стремительные, прекрасно вооружённые средние танки, названные «главных».

Т-10 в экспозиции Киевского музея ВОВ

Источник – фотоархив автора
Средние танки Т-54 и Т-55 (1946–1979)

По окончании окончания ВОВ оружие танка Т-44 не в полной мере отвечало современным требованиям: его башня, забранная у Т-34–85 с 85-мм пушкой, в то время уже устарела. К 1946 году была создана новая башня со 100-мм орудием. В таком виде танк под индексом Т-54 отправился в серию.

Но эксплуатация в армиях распознала множество недочётов, и во второй половине 40-ых годов XX века машина прошла глубокую модернизацию: была поменяна форма башни и уменьшено бронирование для облегчения конструкции. В первой половине 50-ых годов XX века башню Т-54 опять заменили, сейчас на полусферическую, по окончании чего танк приобрёл окончательный, привычный нам силуэт. Предстоящая модернизация касалась уже улучшения конструкции орудийного стабилизатора, эжектора, противоатомной защиты, боеукладок, устройств, аппаратуры и т.д.

Результатом всех этих трансформаций стал танк Т-55, созданный под управлением Леонида Карцева на нижнетагильском заводе №183.

Т-55 в экспозиции Киевского музея ВОВ

Источник – фотоархив автора

Предшественником Т-54 был танк Т-44, выпускавшийся в 1944–1958 годах. Он не принимал участие в военных действиях на протяжении войны, во многом по причине того, что новейшие технические ответы, реализованные в Т-44 и разрешившие СССР на десятилетия опередить соперников, имели возможность попасть в руки соперника. Поперечное, а не продольное размещение силовой установки уменьшило длину танка, а иное размещение части агрегатов на дизеле В-44 разрешило снизить высоту автомобили.

Начиная с Т-44 на советских средних танках показалась торсионная подвеска. Помимо этого, отказались от курсового пулемёта и стрелка-радиста

Т-44 в Музее города Вольска

Источник – wikimedia.org
Главный танк Т-62 (1961–1975)

Создание Т-62 практически поставило крест на производстве и разработке тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки 2А20 по мощности оружия приблизила средние танки к тяжёлым (последние оснащались 122-мм нарезными орудиями). Наряду с этим скорострельность Т-62 была выше.

Помимо этого, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совсем ненужными. Лобовое бронирование Т-62 кроме этого приближалось к тяжёлым (100 мм), а проходимость была существенно выше.

Т-62 в экспозиции Киевского музея ВОВ

Источник – фотоархив автора

Пришло время главных танков. Практически сразу после Т-62 в Харькове в КБ Морозова создали Т-64. Последующие советские танки – Т-72, Т-80, и российский Т-90 и украинские «Булат» и «Оплот» применяют конструкторские ответы, реализованные в данной машине

Традиции советских танкостроителей не провалились сквозь землю по окончании распада СССР. В 2015 году завершилось создание главного русского танка нового поколения Т-14 «Армата» с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он примет участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, по окончании чего поступит в Вооружённые силы России.

Эта машина призвана совсем заменить славно послужившие автомобили серий Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90.

История русских танков -От Николая 2 до наших дней часть 1 ..

Темы которые будут Вам интересны: