Королева поля боя-1940

В целом, англичанам удалось создать хороший танк, но в силу своевременного реагирования немцев на новинки соперника эта машина устарела уже к 1942 году. Немцы наглядно показали, что время пехотных танков безвозвратно прошло, и будущее – за универсальными автомобилями. Исходя из этого «матильды» были очень скоро вытеснены из боевых подразделений американскими «шерманами» и «грантами».

Не секрет, что у англичан очень многое не как у остальных людей. Тогда как целый просвещённый мир применяет метрическую совокупность мер и весов, в Англии и её бывших и номинальных колониях расстояние до сих пор измеряется милями, напитки – пинтами, нефть – баррелями. Очень уникальной в 30-е годы была и английская классификация танков.

В случае если в Германии и СССР в то время уже придерживались разделения бронированных гусеничных автомобилей на лёгкие, средние и тяжёлые, то англичане подразделяли бронетехнику на крейсерскую и пехотную. В соответствии с английской военной теорией, крейсерские танки должны были прорываться в тылы соперника и крушить их, совершая стремительные рейды. Со своей стороны, пехотные танки предназначались для подавления и поддержки пехоты опорных пунктов соперника.

Исходя из этого, армейские функционеры заказывали индустрии новые бронированные автомобили.

«Утёнок» №1

В первой половине 30-ых годов XX века Королевский Механизированный корпус (потом – КТК) представил Комитету по изучениям при Генштабе доклад, содержавший требования к новому пехотному танку. В документе рассматривались две концепции автомобили:

  • маленькая, прекрасно бронированная с низкой себестоимостью и пулемётным вооружением (что разрешило бы профинансировать её массовый выпуск);
  • громадная, с артиллерийским вооружением и противоснарядным бронированием, талантливая противостоять бронетехнике соперника.

Дабы у бравых английских танкистов не появлялось соблазна «ударить по газам» и в сражении вырваться через чур на большом растоянии вперёд, большую скорость автомобилей планировалось сократить на уровне 15–20 км/ч.

Первоначально в Генштабе склонялись ко второму варианту, но с подачи генерала Хью Эллиса в октябре 1935 года компании Vickers-Armstrongs ЛТД., заказали машину, которая больше была похожим первый. Основной обстоятельством для того чтобы решения, как это часто бывает, был размер финансирования – так как за 6 тысяч фунтов сделать тяжёлый танк было очень проблематично (в случае если по большому счету вероятно), то остановились на более недорогом варианте. Помимо этого, армейским хотелось поскорее взять новую машину в собственное распоряжение, исходя из этого срок, отведённый для разработки прототипа, был очень сжатым – всего шесть месяцев.

Королева поля боя-1940

Портрет Хью Эллиса – танкового генерала, давшего «Матильде» её имя. Как раз стараниями этого человека английские танкисты, а за ними и вся армия Его Величества приняла берет в качестве головного убора

Источник – en.wikipedia.org

Основной конструктор компании Vickers-Armstrongs господин Джон Карден вряд ли воспринял это требование всерьёз. Но для него было главным взять задаток на разработку автомобили, а что сообщить армейским позже и как выстроить работу он знал, пожалуй, лучше всех в королевстве. В следствии танк под индексом «А11» готовься только к началу осени 1936 года, но особенных претензий со стороны армейских это не позвало.

Корпус А11Е1 сделали приземистым, клёпаным, с громадным наклоном лобовых бронедеталей. Машина имела в полной мере приличную для того времени толщину брони: 60–65 мм – лоб, борта и башня; 50 мм – корма. В маленькой башне, в которую еле втискивался пулемётчик, размещалось единственное вооружение и основное – 12,7-мм либо 7,71-мм пулемёт Vickers.

Вторым участником экипажа надеялось быть механику-водителю.

С целью ускорения работ конструкторы Vickers-Armstrongs большую часть технических ответов позаимствовали у техники, которую они разрабатывали ранее. Так, ходовую часть забрали у тягача Dragon (вместо четырёх опорных катков на двух балансировочных тележках их установили восемь – по четыре на каждую тележку), а трансмиссию, коробку передач, тормоза и сцепление – у лёгкого шеститонного танка Vickers. Неприятность заключалась только в том, что новая машина была практически в два раза тяжелее, и не рассчитанные на повышенные нагрузки агрегаты на опробованиях выходили из строя.

Размещённый в кормовом отделении 70-сильный карбюраторный двигатель Ford V8 разгонял танк лишь до 13 км/ч. Армейские не считали это серьёзным недочётом, скорее напротив (танкисты не могли уехать на большом растоянии вперёд от пехоты, которую должны были поддерживать), но хронический перегрев силовой установки приводил к определённым опасениям относительно пожаробезопасности автомобили.

Единственный ходовой экземпляр Mk.I Matilda на Танкфесте в Бовингтоне

Источник – ww-tank-ru.livejournal.com

По окончании внесения и проведения испытаний в конструкцию некоторых трансформаций, в последних числах Апреля 1938 года компании поступил заказ на серийное изготовление шестидесяти экземпляров пехотного танка, взявшего официальный индекс «Mk.I Matilda». Любопытно, что имя Matilda танку дал генерал Эллис, которому военная машина напомнила утёнка из популярного в то время мультипликационного фильма. Через десять дней в генеральном щтабе сделали вывод, что шестьдесят «утят» – мало для английской армии, и заказали ещё шестьдесят.

В январе 1939 года армейские функционеры посчитали, что в случае если к оказавшемуся числу добавить ещё девятнадцать лёгких пехотных танков, то ста тридцати девяти автомобилей будет достаточно для помощи английской пехоты.

Vickers-Armstrongs «отдыхает»

Но ещё на стадии проведения опробований армейских функционеров начали терзать смутные сомнения – не через чур ли не сильный оружие они установили на новый танк? А что, если он столкнётся с замечательными полевыми упрочнениями либо значительно лучше вооружённым танком соперника?

Уже в сентябре 1936 года, взяв первые впечатления от замеченного в металле А11, армейские спросили у проектантов Vickers-Armstrongs, не могли бы те внести в конструкцию танка маленькое изменение, установив на него двухместную башню с хоть какой-нибудь противотанковой пушкой. Но инженеры растолковали танкистам, что подобное «изменение» приведёт к повышению массы танка с 11,1 до 13 тысячь киллограм, что повлечёт за собой замену силовой установки, которая и без того чуть справлялась с имевшимся весом.

Дабы вместить в машину новый двигатель, нужно увеличивать её моторно-трансмиссионное отделение, другими словами, поменять конструкцию корпуса. Так, «всего лишь одно изменение» влекло за собой разработку фактически нового проекта.

Взяв таковой ответ, генералы сделали вывод, что армейскому ведомству будет необходимо снова раскошелиться. На этот раз к разработке привлекли экспертов Королевского Арсенала, а «через чур умным» проектировщикам из Vickers-Armstrongs решили разрешить отдохнуть. Конструкторы приступили к разработке танка А12Е1, взявшего наименование «Matilda Senior».

Практически, новый танк с прошлой «Матильдой» не связывало ничего, поскольку его шасси создали на базе экспериментального среднего танка Medium Tank A7Е3, что конструкторы Арсенала проектировали в 1931–37 годах. Главное изменение, внесённое в конструкцию данной автомобили, заключалось в установке всецело литых башни, подбашенной коробки, лобовой и кормовой бронедеталей корпуса. В изготовлении остальных частей корпуса употреблялась сварка.

Средний танк Medium Tank A7

Источник – tsushima.su

В ноябре 1936 года Арсенал взял заказ на постройку полноразмерного древесного макета и двух опытных образцов из неброневой стали. Демонстрация готового макета прошла в апреле 1937 года. В ходе его изготовления армейские госслужащие дали конструкторам задание предусмотреть в конструкции башни установку 76-мм штурмовых орудий.

Тогда же было решено применять в танке планетарную коробку передач Wilson.

Неприятности появились ещё на стадии выбора производителя литьевых подробностей, поскольку оборудованием, разрешавшим создавать столь габаритные изделия, располагали всего пара английских фирм. По окончании трёх месяцев поисков армейские остановили собственный выбор на сталелитейном подразделении компании-производителя локомотивов Vulcan Foundry, расположенном в Честершире.

Оказавшийся корпус по собственной непробиваемости являлся передовым для того времени. Толщина бронирования башни и лобовых бронедеталей достигала 75 мм, бортов – 70 мм в верхней части и 65 мм (25 – фальшборт + 40 – броня корпуса) в нижней. Толщина бронирования кормы составляла 55 мм. Такая защита была сопоставима с бронёй танков КВ-1, наряду с этим британская броня по качеству превышала советскую, что достигалось намного более высоким содержанием легирующих металлов – никеля, молибдена и хрома.

Такая броня владела большей вязкостью, а это значит, что при попадания в танк вражеского боеприпаса внутри его корпуса не откалывались куски брони.

Схема бронирования Mk.ІI А12 Matilda ІІ

Источник – М. Б. Барятинский, «Матильда», издание «Танкомастер» 2001/4

Но по оружию новая Matilda очевидно проигрывала КВ-1. В башню танка решили установить 2-фунтовое орудие Ordnance Q.F. Mk.IX-X калибра 42 мм.

Вместе с ней в маске первоначально размешался спаренный пулемёт Vickers.303, но во второй половине 30-ых годов двадцатого века в английских танковых армиях на вооружение приняли 7,92-мм танковый пулемёт BESA, представлявший собой модификацию чехословацкого пулемёта ZB-53.

Сильные трансформации претерпело и моторно-трансмиссионное отделение – один 70-сильный карбюраторный двигатель заменили двумя дизельными двигателями AEC мощностью по 87 л. с. любой, каковые устанавливались параллельно продольной оси танка. Ёмкость двух топливных баков составляла 225 литров, маслобаков – 46 литров. В днище монтировались три люка: эвакуационный – для экипажа; ремонтные – для доступа к трансмиссии и двигателю. Помимо этого, были предусмотрены отверстия для масла и слива топлива.

Ходовая часть автомобили складывалась из десяти опорных катков (сгруппированных в пять тележек по два) и одного натяжного. Сверху гусеницу поддерживали шесть роликов, каковые держались на кронштейнах, прикреплённых к борту корпуса (во второй половине 30-ых годов двадцатого века их заменили на направляющие полозья). Ширина гусеничных траков составляла 355 мм.

Как и все танки хорошей компоновки, А12Е1 был заднеприводным. Элементы ходовой части защищались бронированными фальшбортами, толщина которых составляла 25 мм.

Ходовая часть танка А12Е1: a – натягивающий механизм; b – натяжной каток; c – направляюще колесо; d – ось колёсной тележки; e – опорный каток; f – пружинная рессора; g – поддерживающий ролик (Mk.I); h – ведущее колесо; j – направляющий полоз (Mk.II-V)

Источник – vif2ne.ru
«Немыслимая» скорость английского танкопрома

Прототип танка А12Е1 готовься в апреле 1938 года. В ходе опробований машина прошла порядка 1000 миль, в следствии чего стало известно, что не обращая внимания на повышение неспециализированной мощности силовой установки, она всё равняется перегревается (если сравнивать с Mk.I масса автомобили больее чем двоекратно увеличилась, достигнув 27 тысячь киллограм). Большая скорость нового танка не превышала 15 км/ч, что военных в полной мере устраивало.

Уже в июне 1938 года они заказали у Vulcan Foundry сходу 140 танков, каковые взяли официальное наименование Mk.ІI А12 Matilda ІІ. В августе того же года заказ ещё на 40 автомобилей разместили у компании RustonHornsby. Всего предприятия Англии произвели 2890 (по другим сведеньям – 2987) танков этого типа, включая 20 автомобилей с корпусами из простой конструкционной стали, употреблявшиеся в танковых школах.

Но освоение танкового производства на фирмах, ранее не сталкивавшихся с изготовлением военной техники, продвигалось очень медлительно, и в начале Второй мировой английские вооружённые силы взяли только две автомобили Matilda ІІ. К производству автомобили стали привлекать новые компании и всё новые, но громадных темпов выпуска военной техники промышленность Англии собрать не смогла, и в то время, когда в мае 1940 года английская армия столкнулась с вермахтом во Франции, в её частях числилось всего около 800–900 танков разных моделей.

Прототип А12Е1 примера 1938 года

Источник – ru-armor.livejournal.com

Первыми новые автомобили начали приобретать королевские танковые полки (по численности больше напоминавшие батальоны, потом – КТП) 1-й армейской танковой бригады (потом – 1-я АТБ). Всего английскому полку по штату надеялось 50 пехотных танков (по 16 автомобилей в трёх ротах плюс два штабных танка), 7 крейсерских танков и 8 транспортёров Carrier.

слава и Позор сражения при Аррасе

Во Францию 1-я АТБ отправилась в неполном составе – в резерве на острове остался 8-й КТП, а на материк переправили только подразделения 4-го и 7-го КТП. 1-я АТБ пребывала в резерве Английского экспедиционного корпуса генерал-фельдмаршала Горта недалеко от городка Аррас, в то время, когда танковая группа вермахта начала собственный известный прорыв на протяжении реки Соммы к Атлантическому побережью, дабы отрезать англичан и северную группу французских армий от главных сил союзников.

Дабы задержать продвижение соперника, 21 мая 1940 года Горт организовал недалеко от Арраса контрудар силами 5-й пехотной и 50-й Нортумбрийской пехотной дивизии при помощи семидесяти четырёх танков 1-й АТБ и шестидесяти французских танков. В 4-м полку в то время числилось 50 Mk.І Matilda І, 5 лёгких танков Vickers Mk.VI и 8 транспортеров Carrier. У 7-го полка было 27 Mk.І Matilda І, 23 Mk.ІІ Matilda ІІ, 7 лёгких Vickers Mk.VI и 8 транспортёров Carrier.

Немцы с большим трудом, но отбили атаку, и уже 23 мая английские и французские армии, понеся важные утраты, начали отход к Дюнкерку. Английские Matilda и французские B1bis, от которых боеприпасы германских противотанковых пушек и танков Pz.Kpfw II и Pz.Kpfw 38(t) отскакивали как горох, сильно поразили немцев. Обстановку спасли лишь 88-мм зенитки FlaK 18/36/37 и 105-мм полевые гаубицы, из которых начальник германской 7-й танковой дивизии Эрвин Роммель организовал последнюю линию обороны, в то время, когда позиции его армий были уже фактически прорваны.

Немцы были поражены живучестью английских танков – на одном из Mk.ІІ Matilda ІІ они насчитали 14 вмятин от попаданий снарядов. Как раз встреча с «матильдами» подтолкнула к созданию Третьим рейхом прототипов танка «Тигр», подкалиберных и кумулятивных снарядов и другого противотанкового оружия повышенной пробивной силы. В битвах англичане утратили 29 единиц Mk.ІІ Matilda ІІ, в целом же по состоянию на начало июля 1940 года Англия располагала лишь 150–200 танками, большинство которых представляла собой учебные экземпляры либо автомобили устаревших моделей.

Танки Mk.II Matilda ІІ с именами «Glanton» и «Glouster» входили в состав одного из эскадронов 7-го КТП. Эскадрон двинулся через лес, дабы избежать атаки с воздуха, пара его танков застряли в грязи и потом были стёрты с лица земли экипажами

Источник – waralbum.ru
Из «утят» в «королевы»

В это же время, в Англии оптимизировали конструкцию танка Mk.ІІ Matilda ІІ и спешно наращивали его серийное производство. Ещё на стадии запуска танка в серию армейские клиенты начали искать замену его ненадёжной силовой установке (спарке дизельных двигателей AEC). Наконец, её заменили двумя 7-литровыми дизелями компании Leyland мощностью 95 л. с. Любопытно, что они не были взаимозаменяемыми, другими словами из-за конструкции картера правый двигатель не было возможности поставить вместо левого и напротив.

От автомобилей с дизелями AEC новые танки отличались размещением выхлопных труб (у новой модификации их выводили на оба борта, а у ветхой – лишь на левый). Новый танк взял индекс Mark II.A.* Matilda II Mk III. Скоро его оснастили новой радиостанцией No.19 Mk.II с двумя штыревыми антеннами (вместо одноштыревой радиостанции No.11).

Именно на автомобили данной модификации легла главная тяжесть битв в Северной Африке и на Восточном фронте.

Кормовая часть Mark II.A.* Matilda CS Mk III из экспозиции музея в Кубинке. Прекрасно видны выхлопные коллекторы двигателей Leyland. На кормовые проушины крепился дополнительный топливный бак

Источник – nevsepic.com.ua

Не считая Mark II.A.* Matilda II Mk III, были созданы ещё две модификации. На танках Matilda II Mk IV улучшили крепление двигателей (за счёт чего существенно уменьшилась вибрация, появлявшаяся при перемещении), сделали съёмной сигнальную фару, увеличили ёмкость топливных баков, оптимизировали размещение масло- и воздуховодов. На автомобилях модификации Matilda II Mk V установили пневматический усилитель управления трансмиссией компании Westinghouse.

Кроме так называемых «линейных» танков Matilda II англичане создали штурмовой танк «близкой помощи» с индексом CS (Close Support). В башнях автомобилей монтировались 76-мм гаубицы Mk.I либо Mk.IA. Первоначально танковое руководство пробовало оригинальничать, снаряжая эти танки только дымовыми боеприпасами.

Но пехотные генералы увидели, что кроме постановки дымовой завесы английскому воину хорошо было бы оказать помощь чем-то более весомым, и в боекомплект автомобилей стали включать бронебойные и осколочно-фугасные боеприпасы. Всего боекомплект танка Matilda II CS составлял 3150 выстрелов и 67 патронов для гаубицы.

Громадный интерес у исследователей вызывает модификация танка Matilda II, о которой сейчас нет никакой информации не считая одной-единственной фотографии. Машина отличается башней от крейсерского танка Mk.VIII Cromwell, установленной на её подбашенном погоне (в компьютерной онлайн-игре World of Tanks ей присвоили наименование Matilda Black Prince). На самом же деле нереально кроме того выяснить, присутствует ли на фото настоящая башня либо лишь макет.

В пользу последнего говорит тот факт, что погоны башен танков Cromwell (57 дюймов) и Matilda II (54 дюйма) не совпадают. Как решили данный вопрос конструкторы, по единственному фото осознать нереально.

Mk.II Matilda II с башней танка Mk.VIII Cromwell с 6-фунтовой (57-мм) пушкой

Источник – panzerserra.blogspot.com

До тех пор пока английская индустрия пробовала компенсировать утраты, понесённые армией во Французской кампании, боевые действия не прекращались. В сентябре 1940 года ливийская группировка итальянских армий начала наступление на Египет. В ответ на это в декабре 1940 года их союзники и англичане начали наступление. На начальной стадии кампании, в то время, когда англичанам противостояли лишь итальянские армии, особенных неприятностей у экипажей танков Matilda II не появлялось.

9 декабря 1940 года, на протяжении проведения операции «Компас», 7-й КТП, вооружённый пятьюдесятью танками Matilda II, обрушился на итальянский лагерь Нибейва и разгромил его. Батарея итальянских 76-мм орудий успела открыть огонь в ответ. Стереть с лица земли превосходно забронированные танки ей не удалось, но ходовую часть двадцати двух автомобилей артиллеристы смогли вывести из строя, и до самого финиша операции экипажи этих танков в битвах не принимали участие.

Скоро британцы забрали штурмом город Бардия. Тут танки Matilda II показали себя так прекрасно, что начальник 6-й австралийской пехотной дивизии генерал Маккой объявил, что: «…любой танк Matilda равноценен для меня танковому батальону». Как раз в битвах операции «Компас» эти автомобили взяли прозвище «королев поля боя», но продержалось оно недолго.

Греция и Африка: «Матильды» по обе стороны фронта

Всё изменилось, в то время, когда в Африку прибыли германские подразделения. За пара дней до битвы за Крит английские армии совершили неудачную наступательную операцию «Краткость» на Ливии и границе Египта против германских и итальянских армий, каковые осаждали Тобрук. Атаку пехоты поддерживали 2-й КТП, взявший 29 сравнительно не так давно вышедших из ремонта крейсерских танков и 4-й КТП с 26-ю танками Matilda II.

В целом операция была неудачной. 4-й КТП поддерживал атаку 1-го батальона Дархэмского полка лёгкой пехоты на форт Ридотта-Капуццо. В том месте они натолкнулись на 20–30 германских танков, оборонявшихся с подготовленных капониров при помощи итальянских противотанковых орудий.

Немцы успели подбить 12 английских танков, перед тем как отошли со собственных позиций. Скоро английские армии в спешке покинули захваченные позиции, поскольку Роммель двинул на их скудные силы собственные танковые подразделения. Маловероятно, что наряду с этим союзникам удалось эвакуировать собственную подбитую технику (по некоторым данным, недалеко от форта немцы захватили 24 английских танка).

Английские танки Matilda II в ливийской пустыне на протяжении наступления на Тобрук

Источник – nationaalarchief.nl

Ещё большей неудачей закончились для королевских армий битвы в Греции. Особенно ожесточённое сражение развернулось за остров Крит – тут, кроме других сил, в обороне принимали участие 9 пехотных танков Mark II.A Matilda II из состава 7-го КТП. Но в условиях гористой местности танки продемонстрировали себя не хорошо – их двигатели перегревались от чрезмерных нагрузок, и часть автомобилей было нужно кинуть из-за поломок.

Так как в боекомплектах танков были, в основном, бронебойные боеприпасы, а Крит нападали, по большей части, пехотные и десантные германские части, 2-фунтовые пушки были практически ненужными. Скоро остров был захвачен, и все английские танки появились в руках немцев. В вермахте трофейные Matilda II взяли обозначение Infanterie Pz.Kpfw. Mk.II 748(e) и употреблялись, в первую очередь, танковыми школами.

Шесть «критских» танков отремонтировали и зачислили в состав 212-го танкового батальона, что организовали 12 июля 1941 года специально для обороны захваченного острова. Со временем материальную часть батальона заменили на танки Pz. Kpfw.

III и перевели это подразделение в Восточную Пруссию, где оно употреблялось как учебное.

В это же время сражения в Северной Африке разгорелись с новой силой. В последующих битвах англичане утратили большое количество бронированной техники. Вот что вспоминал об этом один из штабных офицеров Роммеля лейтенант Хайнц Вернер Шмидт:

«Я сопровождал командующего в поездке на поле боя на линии фронта Хальфайя–Сиди-Омар. Мы насчитали 180 подбитых английских танков, в основном типа Mark II Matilda II. Кое-какие из них позднее были вывезены с поля боя, отремонтированы, маркированы германским крестом и кинуты в бой против тех, кто когда-то пребывал в их экипажах».

Роммель высоко оценил английский танк и обратился к собственному руководству прося отправить противотанковые средства, талантливые удачно противостоять ему. В Африку из Германии послали 76,2-мм и 75-мм САУ Marder III, и САУ на базе трофейных французских танков. Но самыми ужасными соперниками английских бронетанковых сил стали 88-мм зенитные орудия FlaK 18/36/37. В июне 1941 года у Роммеля было всего 12 таких артсистем, но эту малочисленность он компенсировал эффективностью их применения.

15 июня 1941 года англичане начали операцию «Боевой топор» атакой на бугры Хальфайя и Хафрид. Но немцы укрепили их, подготовив капониры для собственных зенитных батарей. Британский историк Б. Г. Лиддел Гарт пишет:

«Уже было совсем светло, в то время, когда батальон танков Matilda II, возглавлявший атаку, начал преодолевать последний участок, отделяющий его от соперника. Первое сообщение, которое поступило от начальника танкового батальона по радиотелефону («Они разносят мои танки на куски!»), стало последним сообщением. В танковой ловушке, которую создал Роммель, разместив четыре 88-мм пушки около перевала, справедливо названного британскими воинами «перевалом адского огня», из 13 танков Матильда сохранился только один».

Всего англичане кинули в наступление около сотни танков Matilda II, 64 из которых были подбиты, а часть – досталась немцам в виде трофеев. Захваченные автомобили немцами ремонтировались и передавались в 21-ю танковую дивизию.

Английский пехотный танк Matilda II, подбитый огнём 88-мм зенитных орудий. Танк взял минимум четыре попадания 88-мм снарядов и ещё пара – снарядов более небольшого калибра. Район Тобрука

Источник – waralbum.ru

Роммель деятельно применял захваченные вражеские танки. Один боевой эпизод с участием таких автомобилей, имевший место 18 ноября 1941 года на протяжении операции «Крестоносец», стал широко известным. Английские армии проводили операцию по деблокированию Тобрука, и артиллерийское подразделение лейтенанта Хайнца Шмидта (действовавшее в составе 15-й танковой дивизии) попало в критическую обстановку в районе Сиди-Азейза.

На марше оно столкнулось с двенадцатью английскими танками Matilda II. Три противотанковых орудия немцы привели в боевую готовность а также успели подбить два вражеских танка, в то время, когда позади к их позициям приблизились ещё две автомобили Matilda II. Лейтенант впал в отчаяние, но скоро нашёл на их башнях германские кресты.

Британцы же, разумеется сделав вывод, что с германской батареей покончили прорвавшиеся к ней в тыл английские танки, развернулись и отправились восвояси.

Два трофейных танка Matilda II из Африканского корпуса вермахта

Источник – nationaalarchief.nl

Кроме трофейных линейных танков в Африке успел повоевать ещё один интересный экземпляр военной техники. Один из первых танков Mark II Matilda II немцы послали на полигон в Тернойцене, где применяли для подготовки к операции «Морской лев». В то время, когда замыслы гитлеровского руководства поменялись, башню танка демонтировали и на её место установили 50-мм танковое орудие, защищённое открытой бронированной рубкой. Оказавшейся САУ присвоили индекс 5 sm KwK38 L42 auf infanterie Pz.Kpfw.

Mk.II 748(e) (чаще употреблялось неформальное имя – Osvald) и послали в Африку к Роммелю. В будущем таким же образом переоборудовались германские танки, не известно почему лишившиеся башен. Правильное количество таких автомобилей, и подробности их применения автору малоизвестны.

САУ Osvald в Африке

Источник – waralbum.ru

К концу 1941 года английскому руководству стало ясно, что пехотные танки Mark II Matilda II в новых условиях не годятся для применения по собственному прямому назначению. Летом 1942 года им на смену начали поступать американские M4 Sherman и английские Mk.IV Churchill, а солидную часть выпускавшихся «матильд» англичане отправляли на экспорт в СССР, Австралию, Новую Зеландию и Канаду. Весной 1943 года их всецело сняли с производства.

На бескрайних русских просторах

Танки Mark II Matilda II известны тем, что активно использовались советским руководством. По окончании тяжёлых поражений 1941 года в Красной армии сложилась катастрофическая обстановка с военной техникой. Эвакуированные фабрики ещё не успели наладить производство танков, и советское управление обратилось к кабинетам министров государств-союзниц прося включить в поставки по ленд-лизу бронетанковые оружия. Уже 11 октября 1941 года на судах первого конвоя PQ-1 в СССР прибыли двадцать Mark II Matilda II.

Всего в СССР из Англии послали 1084 танка этого типа, из которых прибыли в пункты назначения 918 (остальные 166 затонули вместе с потопленными транспортами). Первыми новые танки взяли 132-й, 136-й и 138-й отдельные танковые батальоны (потом – ОТБ), которым по штату надеялось иметь по 24 автомобили.

Погрузка танков Matilda II для отправки в СССР в одном из английских портов

Источник – waralbum.ru

Отношение к Matilda II у советских танкистов было неоднозначным. С одной стороны, уровень их бронирования не уступал танку КВ-1, в противном случае и превышал его (за счёт качества брони), с другой – проходимость автомобилей была ужасной, а 42-мм орудие выяснилось очень не сильный.

Советских начальников это не устраивало, исходя из этого сразу после проведения первых опробований в КБ горьковского завода №95 поступило распоряжение установить на Matilda II 76-мм танковую пушку ЗиС-5 (это орудие горьковчане под управлением главного конструктора В. Г. Грабина создали для замены пушки Ф-32 на танках КВ-1). КБ совершило работы ударными темпами, и уже в декабре танк с новой пушкой, взявшей индекс ЗиС-96 (Ф-96), удачно прошёл опробования.

Но завод №9, на котором разместили заказ на серийное производство, сорвал программу выпуска артсистем для Matilda II. Вот как эта обстановка описывалась в письме от 28 марта 1942 года, написанном наркомом танковой индустрии В. А. Малышевым наркому оружия Д. Ф. Устинову:

«Напоминаю Вам, что замысел производства 76-мм танковых орудий Ф-96 для танков «Матильда» заводом № 9 практически сорван, вместо рассчетных 120 сдано лишь 47. Одновременно с этим выпуск 76-мм пушек ЗИС-5 для танков KB кроме того перевыполнен. Сложившееся положение вещей вычисляем неприемлемым, поскольку орудия для KB имеются в достаточном количестве.

Вопрос же скорейшего перевооружения имеющихся толстобронных британских танков 76-мм пушкой на данный момент считается задачей № 1. Примите срочные меры по своевременной корректировке производства артиллерии для танков на II квартал этого года для того, чтобы недосдача пушек I квартала была восполнена как возможно скорее».

В середине 1942 года из Англии начали поступать Mk.II Matilda CS, вооружённые 3-дюймовыми гаубицами, и это частично решило вопрос.

Matilda II с пушкой ЗИС-96 (Ф-96)

Источник – foto-transporta.ru

В первый раз на Восточном фронте эти танки участвовали в битвах в январе 1942 года. 20 января танковая рота из состава 170-го ОТБ отправилась в наступление недалеко от Великих Лук. 1-й батальон 225-го стрелкового полка, которому придавались танки, атаку не поддержал, поскольку её отменили незадолго до, о чём танкистов не поставили в известность.

Танковая рота выбила немцев из деревни Мышкино, они быстро отошли к селу Малвотица, но подкрепление не прибывало, и танкистам, израсходовавшим боекомплекты, было нужно возвратиться назад.

К 1942 году немцы успели насытить собственные войска противотанковыми средствами, талантливыми пробивать броню и советских КВ-1, и английских Matilda, исходя из этого выживаемость танковых экипажей быстро снизилась. Большим недочётом танков Matilda были и их фальшборта – в условиях распутицы пространство между ними и корпусом скоро забивалось грязью, что приводило к стремительному выходу из строя ходовой части. Помимо этого, танкистам приходилось останавливаться на марше, дабы через лючки в фальшбортах очистить ходовую от грязи.

Руководство советской 3-й ударной армии осматривает перевернувшиеся танки Matilda II 170-го отдельного танкового батальона

Источник – waralbum.ru

В сильные морозы кроме того при трудящемся двигателе мёрзли жидкостные трубопроводы, расположенные через чур близко к дну, а у танков Matilda Mk.V мёрзли пневматические усилители управления трансмиссией (рассматривался вопрос их замены на механические).

В условиях гололедицы гусеницы скользили по льду, и танкистам приходилось забивать в просветы между траками болты, куски железа и другой железный лом, дабы расширить зацепление танка за грунт. Вот что вспоминал о «матильдах» бывший командир экипажа Л. С. Падуков, сражавшийся недалеко от Орла в составе 212-й танковой бригады (интервью размещено на сайте iremember.ru):

«… За время марша стало известно, что гусеницы «Матильд» скользят на склонах. Техникам было нужно наваривать через трак «шпоры», каковые улучшили сцепление гусениц с грунтом… Глубочайший снег не давал «Матильдам» с их низким клиренсом развить скорость. При подходе к населённому пункту Гранкино танки увязли в снегу, которого в низине было ещё больше.

Однако, танки роты, наступавшие на правом фланге, вышли к Гранкино, а танки взвода Мунштукова попали на минное поле».

Советские воины идут в наступление при помощи танка Matilda II

Источник – young.rzd.ru

Позднее бригада в полном составе вошла в 19-й механизированный корпус, и её «матильды» учавствовали в битвах на Курской дуге. По окончании окончания сражений корпус вывели на переформирование в Наро-Фоминск и пересадили на отечественную технику, чему танкисты весьма были рады. В целом, к концу 1943 года от применения «матильд» в Красной Армии отказались, заменив их советской техникой и ленд-лизовскими танками Churchill.

«Королевы» тихоокеанских джунглей

Продолжительнее всех применяли танки Matilda австралийские и новозеландские армии в битвах против японцев. Первые 140 автомобилей австралийцы взяли в июле 1942 года. Английские танки были неуязвимыми для японской техники, а пробивной мощности 2-фунтовых орудий в полной мере хватало, дабы пробить вражескую броню.

Австралийские экипажи ощущали себя настоящими хозяевами положения, а собственные «матильды» вычисляли «королевами джунглей».

Японцы старались поразить, первым делом, гусеницы танков Matilda II и просвет между корпусом и башней. Вследствие этого на автомобили стали наваривать литые металлические крылья для защиты ходовой части, а башни защищать металлическим бруствером, что приваривали к корпусу по периметру погона. От ручных гранат и авиабомб не сильный броню крыши корпуса защищали наваренные сетки.

Нижнюю часть корпуса старались сделать максимально герметичной, поскольку танки довольно часто десантировались с морских судов, каковые не могли подойти к берегу близко, и часть пути автомобилям приходилось преодолевать в воде своим ходом, погружаясь по гусеницы.

Танк Mk.II Matilda II из состава 2/9-го австралийского бронетанкового полка с воинами на броне высаживается на острове Лабуан

Источник – waralbum.ru

В битвах за тихоокеанские острова австралийцы применяли собственные танки маленькими группами. Часть автомобилей они переделали в огнемётные (орудие заменили огнемётной установкой, в башне и корпусе разместили ёмкость на 360 литров огнесмеси и баллоны со сжатым воздухом; ещё 450 литров помещалось в наружном сбрасываемом баке). Огнемёт имел возможность вести пламя на расстояниях до 80–120 метров – действительно, дабы перезарядиться, танку требовалось 30 секунд.

Всего в огнемётные переделали 25 автомобилей, каковые стали называться Matilda Frog (англ. – «лягушка»). В первый раз эти танки применили на Борнео, где они были весьма действенными.

Башня танка Matilda Frog

Источник – wikimedia.org

Ближе к окончанию войны показалась модификация танка с огнемётом, в котором для стрельбы огнесмесью употреблялись пороховые заряды. Такие автомобили назывались Matilda Murray.

Для потребностей армий, сражавшихся в тихоокеанских джунглях, английские инженеры создали и модификацию танка, снабжённую бульдозерным отвалом (Matilda Dozer). Конструкторы сиднейского отделения компании British Standard Machinery Co. создали два варианта этих автомобилей: Mk.1 – с тросовым приводом; Mk.2 – с гидравлическим приводом. Matilda Dozer употреблялись в августе 1945 года при высадке на остров Лабуан в Малайе и при освобождении города Баликпапан в Индонезии.

Но особенной роли в боевых операциях эти танки не сыграли, поскольку их отвалы через чур очень сильно зарывались грунт и заслоняли обзор механикам-водителям.

Matilda Dozer в экспозиции танкового музея в Пукапуньял (Австралия)

Источник – en.academic.ru

Ещё шесть танков австралийцы переоборудовали под противолодочные бомбомёты. На корпусах смонтировали установки Hedgehog (англ. – «ёж»), каковые представляли собой направляющие для семи реактивных бомб. Масса бомбы составляла 28,5 кг, масса порохового заряда – 16 кг, дальность стрельбы – 200–300 м. До тех пор пока шло изготовление «бронированных ежей», война закончилась, и в битвах они поучаствовать опоздали.

Matilda Hedgehog в экспозиции танкового музея в Пукапуньял (Австралия)

Источник – en.wikipedia.org

Танки Matilda оказались по душе австралийцам, и они применяли их в качестве учебных автомобилей до 1955 года, пока не заменили на более современные автомобили Centurion и A41.

«Скорпион», «морковка» и «барон»

В метрополии по окончании отстранения танка Matilda II от военных действий также старались приспособить его для ответа задач, для которых он изначально не предусматривался. В первую очередь, ещё на стадии проектирования танка Matilda I компания John FlowerCo. создала для него противоминный плуг. Действительно, оказалось, что на мёрзлых либо плотных грунтах это устройство действенно трудиться не имеет возможности, на Matilda II его установить не удалось, исходя из этого на практике плуг ни при каких обстоятельствах не применяли.

На новые танки кроме этого установили катковые тралы AMRA, созданные для крейсерских танков. Но скоро стало известно, что эти тралы годятся только чтобы найти минное поле (действенно протралить в нём проходы они не могли). Первым полноценным танком минного траления стал Matilda Scorpion, снабжённый цепным противоминным тралом конструкции южноафриканского инженера Абрахама Дю Туа.

На барабане крепились цепи, каковые при вращении с силой ударяли по грунту, приводя к детонации минных зарядов. Барабан вращался отдельным двигателем Ford V8, что устанавливался по правому борту танка. В первый раз 24 танка Matilda Scorpion применили в наступлении под Эль-Аламейном, где они себя превосходно зарекомендовали.

В Тунисе при штурме укреплённой линии Марет употреблялись усовершенствованные Matilda Scorpion Mk.II, а скоро Дю Туа в сотрудничестве с производителем моторов компанией AEC ЛТД. создал более действенный сухопутный минный тральщик Matilda Baron. У умелых баронов барабан приводился в перемещение при помощи двигателя компании Crysler, но на серийной модификации Mk.II его заменили силовой установкой английской компании Bedford Vehicles (подразделение американской Дженерал моторс).

На Mk.III установили уже два таких двигателя и, помимо этого, заменили тяжёлую башню более лёгкой неподвижной рубкой. Установка была успешной, и промышленность переоборудовала 60 линейных танков в минные тральщики Mark II Matilda Baron Mk.IIIA. Эта машина имела возможность не только проводить разминирование, но и преодолевать заграждения из колючей проволоки а также трудиться в качестве траншеекопателя.

Matilda Baron Mk.III за работой

Источник – wikimedia.org

Самой любопытной машиной, созданной англичанами на базе Mk.ІI Matilda ІІ, можно считать прожекторный танк CDL (Canal Defence Light, англ. – «прожектор для обороны Канала»). Тут обитатели туманного Альбиона в погоне за оригинальностью перещеголяли самих себя – индекс полностью не соответствовал действительности и предназначался только для запутывания соперника. Ни для какой защиты Ла-Манша эти прожекторные танки не предназначались – их «миссией» было ослепить соперника при наступлении и так обеспечить собственным силам продвижение к его траншеям.

Matilda CDL в экспозиции танкового музея в Бовингтоне (Англия)

Источник – arrse.co.uk

Башню Matilda ІІ заменили на другую, сваренную из 65-мм страниц. В ней устанавливался прожектор с электродуговой лампой мощностью 8 млн Вт. Посредством совокупности зеркал луч фокусировался и направлялся наружу через особое узкое отверстие.

Танковый прожектор испускал замечательный луч света, создавая полосу «дискомфорта» дальностью 31 и шириной 910 м. Для полноты результата прожектор снабжался прерывателем (почему свет скоро и невыносимо ритмично мигал), и жёлтыми и голубыми фильтрами. Оператор прожектора, размещавшийся в башне, был обязан своевременно поменять электроды и направлять свет на цель. При необходимости он имел возможность вести пламя из спаренного с прожектором пулемёта BESA.

Башни Matilda ІІ CLS легко заменялись на стандартные танковые башни, исходя из этого переоборудование линейных танков в прожекторные имели возможность в полной мере беспроблемно создавать военные механики в частях.

С 1941 по 1944 годы было произведено в общем итоге 300 прожекторных башен. Танками Matilda ІІ CLS вооружили 1-ю и 34-ю танковые бригады КТК, размешавшиеся в Англии. 42 такие автомобили взял и 42-й КТП, пребывавший в Египте – не считая 19 линейных танков в его составе имелось пара шасси Matilda ІІ, снабжённых кран-стрелами для замены башен.

В битвах Matilda ІІ CLS не принимали участие.

Помимо этого, в Африке осуществлялись попытки создания на базе Matilda ІІ бронированного мостоукладчика с мостом типа Inglis Bridge, но дальше прототипов дело не сдвинулось. Кроме этого осуществлялись попытки применять устаревшие пехотные танки для подрыва вражеских упрочнений – для этого применяли установку подрыва Carrot (англ. – «морковка»). Она представляла собой раму минного трала AMRA, на которую крепился 272-кг заряд.

Дальше разовых и экспериментов применений эти работы кроме этого не продвинулись.

Танк Mk.II Matilda II буксирует бомбардировщик-торпедоносец Bristol Beaufort, взявший повреждения. Танк из состава 4-й отдельной роты Мальтийского танкового эскадрона имеет характерный камуфляж под рисунок и цвет каменной кладки

Источник – waralbum.ru

В целом англичанам удалось создать хороший танк, но в силу своевременного реагирования немцев на новинки соперника на Западном и Африканском театрах боевых действий эта машина устарела уже к 1942 году. Пара несоответствующей требованиям времени была она и на Восточном фронте в 1942–43 годах (у СССР попросту не было иного выхода, как применять любую дешёвую военную технику).

Уже к концу 1943 года, наладив производство собственных танков, в СССР от Matilda II поспешили отказаться. Иначе, немцы доказали, что грамотное применение английских танков превращает их в грозное оружие.

Танк Matilda II, экспонируемый на Поклонной горе в Москве

Источник – panzerw.narod.ru

Однако, реалии Второй мировой наглядно показали, что время пехотных танков безвозвратно прошло, и будущее – за универсальными автомобилями. Исходя из этого «матильды» были очень скоро вытеснены из боевых подразделений КТК американскими «шерманами» и «грантами». В условиях появления на поле боя противотанковой артиллерии, талантливой пробивать танковую броню, эра тяжёлобронированных медленных танков начала близиться к концу.

Отныне всё большее значение получали скорость, универсальность и манёвренность.

Обзор поля боя: Гробница королевы пауков

Темы которые будут Вам интересны: