Карманный «тигр»

Одним из любимых занятий многих танковых специалистов, и людей, вычисляющих себя таковыми, есть составление рейтингов. В большинстве случаев, в них создатели пробуют выяснить лучший танк. И в случае если тут за много лет выработалось хотя бы какое-то подобие системного подхода, то с обнаружением нехороших боевых автомобилей дело обстоит сложнее.

Часто составители рейтингов «самых нехороших танков» делают собственный выбор по непонятной совокупности и именуют самые различные военные машины — причём кое-какие из них таковой позорный ярлык приобретают не совсем заслуженно.

В случае если же исходить из соотношения черт танка, времени его появления на поле боевой эффективности и боя, то одним из нехороших танков Второй мировой окажется германский Pz.Kpfw.I Ausf.F. Концептуально весьма похожий на английский Infantry Tank Mk.I, он показался на фронте в середине Второй мировой, имея очень вызывающие большие сомнения для этого времени характеристики.

Штурмовой кроха

В отношении французских армейских звучат частенько в полной мере честные упрёки в том, что между мировыми войнами они подготавливались к войне прошедшей. Но не следует забывать, что и в других государствах хватало полководцев, полагавших, что в будущей войне будут происходить сражения, весьма похожие на битвы Первой Мировой. Были подобные полководцы и в германской армии.

В их числе был и генерал Вальтер фон Браухич, 4 февраля 1938 года назначенный на пост главнокому сухопутными армиями вермахта.

Карманный «тигр»

Нельзя сказать, что фон Браухич был закоренелым консерватором, но кое-какие его ответы приводят к вопросам. Храбрец данной статьи показался именно благодаря указанию, данному Браухичем 24 ноября 1938 года. Связано это указание было с тем, что немцы подготавливались не только к манёвренной войне, но и к штурму заблаговременно подготовленных и глубоко эшелонированных линий обороны.

Из соседей Германии таковые имелись у Чехословакии, Бельгии и Франции. Для «вскрытия» упрочнений предполагалось применять зенитную артиллерию, и специальные самоходные установки. Одна из них, Pz.Sfl.IVa, кроме того дошла до стадии опытных образцов и повоевала.

Действительно, уже в качестве истребителя танков.

Полноразмерный макет VK 18.01. Его башня ещё не взяла жестяного «воротника»

Применение зенитной артиллерии для противодействия укреплениям , и создание в этих целях особых САУ смотрелись разумно. Но фон Браухич своим указанием дал идея и жизнь создания тяжёлых танковых рот, задачей которых кроме этого должна была стать борьба с вражескими линиями обороны. Для этого требовались танки с максимальной защитой.

Сама по себе мысль сделать танк с противоснарядным бронированием не смотрелась нехорошей. Вопрос в том, какие конкретно как раз танки захотела для этих целей In 6 (Inspekteur fur Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных армий). Первый из них, VK 65.01, более-менее соответствовал поставленным задачам.

С боевой массой в 65 тысячь киллограм он должен был иметь броню толщиной до 80 мм и оружие в виде короткоствольного орудия калибром 105 (позднее 75) мм.

Второй же танк ничего, не считая удивления, не вызывает. В 6-й отдел Департамента оружий пришел запрос на машину, подобную по функциям… лёгкому танку Pz.Kpfw.I. Другими словами на двухместную военную машину с экипажем из двух человек и двумя пулемётами в качестве оружия.

Наряду с этим уровень защиты для того чтобы танка ограничивался лишь одним параметром — грузоподъёмностью понтонных переправ, составлявшей 18 тысячь киллограм.

Таким был опытный образец VK 18.01. Машина пара отличалась от серийного танка, среди них и конструкцией траков

В то время концерн Krupp, разработчик главной серии Pz.Kpfw.I, был «оттёрт» от создания новых автомобилей. Отказавшись от работы по спецификациям, созданным Генрихом Книпкампом, концерн сам себя лишил возможностей по предстоящему формированию проекта La.S. По состоянию на конец 1938 года работами по лёгкому танку, позднее взявшему обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.C, занималась компания Krauss-Maffei (KraussComp.-J.

A. Maffei AG) из Мюнхена. В то время машина, именовавшаяся VK 6.01, всё ещё пребывала на стадии проектных работ, причём в их ходе внешний вид VK 6.01 очень сильно видоизменился. В полной мере конечно, что договор на германский «небольшой танк тяжёлого бронирования» также передали Krauss-Maffei.

Разработку башни традиционно доверили заводу Daimler-Benz AG Werk 40 в Мариенфельде (южная часть Берлина).

То, что Krauss-Maffei взял задание, отнюдь не означало, что работы над проектом танка, взявшим обозначение VK 18.01 (гусеничное шасси 18-тонного класса, первый пример), тут же начнутся. Как уже упоминалось, в то время главным заданием компании было создание VK 6.01, а оно затягивалось. Во многом это было связано с переделкой конструкции ходовой части.

Приблизительно одвременно с этим весьма похожее на VK 18.01 задание — трёхместный танк с максимальной броневой защитой — было поручено компании MAN. Эта машина взяла индекс VK 16.01. Поразмыслив, в 6-м отделе Департамента оружий решили эти проекты объединить.

Наряду с этим обращение не шла о том, что две компании будут делать один танк. Однако весьма похожие технические задачи наводили на идея, что по последовательности агрегатов и узлов эти автомобили в полной мере возможно унифицировать.

Рабочее место начальника, что был кроме этого наводчиком и заряжающим. В отличие от «простого» Pz.Kpfw.I, тут было достаточно просторно

19 ноября 1939 года произошло заседание, в котором принимали участие представители обеих компаний. На нём было принято соглашение об объединении упрочнений, наряду с этим в основном употреблялись имевшиеся наработки по шасси Krauss-Maffei. Что в полной мере логично, потому, что к тому моменту прогресс по как следует 6.01 был достаточно большой, работы приближалось к финальному варианту.

Очевидно, обращение шла лишь о концепции, потому, что втрое громадная масса не разрешала применять ходовую часть лёгкого танка в неизменном виде. От VK 6.01 обе не легко бронированные автомобили приобретали схему с пятью опорными катками на борт, переработанную подвеску, и двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 лошадиных сил.

На Krauss-Maffei возлагалась разработка переделанной ходовой части, включая траки. Компания MAN также не оставалась без работы: на её долю выпала разработка ведущих колес, бортовых и главной передач . В танке было решено применять коробку передач ZF SSG 47.

Любая из компаний строила по 4 умелых шасси, наряду с этим Krauss-Maffei делала для себя и MAN 8 наборов ходовой части, а MAN — 8 наборов трансмиссий и ведущих колёс.

Более продуманным выяснилось и рабочее место механика-водителя

29 декабря 1939 года In 6 дала разрешение на изготовление нулевой серии VK 18.01. Krauss-Maffei изготавливала 30 шасси, а Daimler-Benz — 30 башен. Подбашенные коробки в договор не входили, потому, что корпус танка на этот раз воображал единое целое.

Новая башня Daimler-Benz очень сильно отличалась по конструкции от прошлых разработок. Она имела прямые кормы наклона и углы бортов, но наряду с этим на ней зачем-то крепился кожух сложной формы, стены которого имели наклон. Не совсем ясно, в чём была обстоятельство появления данной бутафории.

Все смотровые устройства разместились в крыше башни, дабы не ослаблять её борта. Толщина орудийной маски и стенок башни составляла 80 мм. Толщина корпуса в лобовой проекции и с бортов составляла 80 мм, а с кормы — 60 мм. Такое бронирование снабжало надёжную защиту от огня 50-мм противотанковой пушки Pak 38.

Не обращая внимания на то что концерн Krupp кроме того не принимал участие в конкурсе, обиженным он не остался. Броневые страницы и для корпуса, и для башни танка изготовлялись в Эссене. Договор с Krupp на 30 наборов брони заключили 3 февраля 1940 года.

Что же касается опытного образца VK 18.01, то его решили строить из неброневой стали.

Раздельно стоит упомянуть вариант VK 18.01, что так и не был выстроен в металле, но упрочнениями некоторых историков был «запущен в серию». Речь заходит о проекте VK 18.02, датированном 9 июля 1940 года. Это был всё тот же VK 18.01, но с другой коробкой передач.

Вместо SSG 47 в нем было предложено применять 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach SRG 15319 с механизмом поворота LG 45 R. Дальше проекта эти работы не пошли, серийные танки оснащались коробками передач SSG 47.

В условиях отсутствия целей

В соответствии с утверждённым в апреле 1940 года замыслам, первый танк нулевой серии предполагалось собрать в декабре 1940 года, а последний — в марте 1941-го. Первые наборы брони концерн Krupp должен был поставить в ноябре 1940 года. В действительности за 1940 год Krupp изготовил только один набор брони для корпуса и два набора страниц для башен. Наряду с этим все эти подробности были сделаны из неброневой стали и предназначалось для прототипа.

Умелую машину собрали на Krauss-Maffei к 17 июня 1940 года.

Pz.Kpfw.I Ausf.F, серийный номер 15329, предпоследняя машина нулевой серии

Комичность разворачивавшейся около германского малого танка тяжёлого бронирования обстановки заключалась в том, что к моменту выхода на опробования целей для него не осталось. Линию Мажино и другие эшелонированные участки обороны собственных соперников немцы забрали безо всяких танков с противоснарядным бронированием. Сейчас выяснилось кроме этого, что танк обязан владеть не только бронёй, но и высокой подвижностью.

Так как тех же французов ставка, сделанная на броню, стала причиной поражению в войне. Char B1, Renault D2, Renault R 35 и другие танки с хорошей защитой, но плохой подвижностью не смогли обезопасисть Францию от блицкрига.

Помимо этого, опыт французской кампании продемонстрировал, что танкам очень нежелательно пересекать отметку в 30 тысячь киллограм боевой массы. Жертвой ограничения боевой массы был 65-тонный проект VK 65.01, его разработку отменили в октябре 1940 года. Всё сказало о том, что направляться отменять и VK 18.01, но сделать этого никто не додумался, поскольку его боевая масса не превышала 30 тысячь киллограм.

Так бюрократическая машина Фашисткой германии легко «не увидела» танк, что Германии был уже совсем не нужен.

Данный же танк с открытыми люками. Они кажутся мелкими, но на деле снабжают в полной мере эргономичный доступ в машину

Концерн Krupp очень сильно затянул поставки наборов брони. Однако уже к 30 сентября 1941 года отгрузка страниц для нулевой серии закончилась. Что же касается Krauss-Maffei, то тут обстановка была более запущенной.

Компания возилась с другим лёгким танком, VK 6.01. В это же время на горизонте уже маячил договор на VK 18.01 первой серии. В In 6 предполагали заказать сходу 100 танков с запуском производства в конце 1941 года.

Движение событий продемонстрировал, что в Инспекции моторизованных армий сидели откровенные оптимисты: первые VK 18.01 нулевой серии покинули Мюнхен лишь в марте 1942 года. Снаружи эти автомобили пара отличались от прототипа. Для начала, на танк установили радиостанцию Fu 2. С учётом результатов опробований умелой автомобили ход трака был уменьшен со 160 до 130 мм.

Маленькие трансформации в передней части претерпел корпус, а бортовые люки стали меньше в диаметре. На орудийной маске показались ограждения для защиты пулемётов, а на кормовом странице корпуса показались блок приборов и запасные траки дымопуска.

В отличие от опытного образца, серийные танки оснащались радиостанциями

Серийное производство танка длилось неспешными темпами. Автомобили взяли серийные номера 15301–15330. В мае было выпущено сходу 12 штук, после этого произошёл паузу в 2 месяца, потом маленькими партиями танки производили впредь до декабря 1942 года.

За это время случилось два события, имевших отношение к VK 18.01. Во-первых, танк взял обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.F. Во-вторых, в последних числах Июня 1942 года госслужащие In 6 начали о чём-то догадываться. 1 июля заказ на танки 1-й серии был отменён.

Однако, германской армии отгрузили 30 танков с очень вызывающими большие сомнения боевыми качествами.

В бой хоть куда-нибудь

Первоначально Pz.Kpfw.I Ausf.F выяснили в очень специфичную, но все же хоть как-то подходящую для его начальных задач часть. 30 мая 1942 года был организован 66-й танковый батальон особенного назначения. Предназначалось это подразделение для в полной мере конкретной задачи – штурма Мальты, что планировался называющиеся «Операция Геркулес».

Пять Pz.Kpfw.I Ausf.F были включены в состав 1-й танковой роты, куда кроме этого попали пять Pz.Kpfw.II Ausf.J и двенадцать Pz.Kpfw.IV в тропическом выполнении. Руководил ротой обер-лейтенант Бетке. Вторая рота 66-го батальона оказалась еще более экзотической: в том направлении попали трофейные КВ-1, КВ-2 и Т-34.

Батальону, но, так и не было нужно штурмовать Мальту – в июне операцию «Геркулес» отменили. Это стало только началом злоключений батальона.

Один из танков 66-го танкового батальона особенного назначения

27 июля было решено поделить 66-й танковый батальон пополам. Его 1-я рота отправилась под Ленинград, причем не куда-нибудь, а в район Мги, местность болотистую и, мягко говоря, не очень подходящую для этих танков. Роту подчинили 12-й танковой дивизии, наряду с этим число Pz.Kpfw.I Ausf.F в ней выросло до 7. На месте автомобили взяли двухцветный камуфляж.

Продолжительно сидеть без дела батальону не было нужно – в последних числах Августа 1942 года началась Синявинская операция.

Осмотр прибывшей недалеко от Мги матчасти. В тёмной форме и фураже спиной к фотографу стоит обер-лейтенант Бетке, начальник 1-й роты 66-го танкового батальона особенного назначения

К 10 сентября, в то время, когда состоялся боевой дебют Pz.Kpfw.I Ausf.F, шесть из семи автомобилей были в исправном состоянии. В тот сутки танки пошли в наступление на Тортолово, и финал боя был совсем не таким, каким представлялся германскому руководству. Бетке был смертельно ранен и погиб 12 числа. Из принимавших участие в сражении Pz.Kpfw.I Ausf.F два было стёрто с лица земли, а два застряло в болоте. К 24 сентября один танк удалось эвакуировать.

Два дня спустя еще одну машину немцы утратили на марше. Позднее один танк было нужно послать на ремонт.

Pz.Kpfw.I Ausf.F месит грязь на Волховском фронте. Широкие гусеницы снабжали в полной мере хорошую проходимость

Нельзя сказать, что Pz.Kpfw.I Ausf.F был совсем ненужным: благодаря широким толстому днищу и крепким гусеницам данный танк иногда изображал из себя минный трал. 2 октября 1942 года роту совсем включили в состав 12-й танковой дивизии, где она стала 8-й ротой 29-го танкового полка. По состоянию на декабрь 1942 года пять Pz.Kpfw.I Ausf.F этого подразделения все еще были в рабочем состоянии.

23 января в полк прибыло еще пять таких автомобилей. В феврале три танка были утрачены в сражении, еще два были списаны в апреле 1943 года. По состоянию на май четыре танка входили в состав штаба 2-го батальона, еще одна оставалась в составе 8-й роты.

Последнее упоминание об этих автомобилях датировано 10 июля.

Прибытие в район военных действий 2-й полицейской танковой роты. Под конец боевой карьеры Pz.Kpfw.I Ausf.F употреблялись по большей части мучителями

Следующей частью, которая взяла Pz.Kpfw.I Ausf.F, стал 2-й батальон 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. В том направлении попало восемь танков этого типа, и два Pz.Kpfw.I Ausf.C, сочетание очень вызывающее большие сомнения. Но, в то время 1-я танковая дивизия пребывала в оккупированной Греции, так что военных действий с ее участием не намечалось.

К ноябрю дивизия была под Киевом, где ей было нужно столкнуться с частями советской 3-й гвардейской танковой армии. Тут броня Pz.Kpfw.I Ausf. F не очень помогла: к 20 ноября лишь один танк оставался в рабочем состоянии.

Позднее один танк удалось вернуть в работу, а один сгорел. С фронта автомобили вывели в промежутке между 10 и 21 декабря, под конец года в 1-м танковом полку остался один Pz.Kpfw.I Ausf.F.

Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150329 из 2-й полицейской танковой роты, захваченный в Белоруссии. НИП ГБТУ КА, осень 1944 года

Еще шесть танков данного типа появились в 221-й танковой роте, которая, подобно 66-му танковому батальону, имела очень разношерстный состав. Летом 1943 года эти танки употреблялись в контрпартизанских операциях на территории Белоруссии. По состоянию на 11 марта 1944 года рота все еще имела в собственном составе 5 танков Pz.Kpfw.I Ausf.F, из них 4 в рабочем состоянии.

Наверное, как раз один из этих танков сейчас находится в экспозиции музея около замка Калемегдан, что в Белграде.

Из-за характерной эмблемы полка в СССР машина взяла обозначение «Танк Медведь»

К мучителям попали и остальные Pz.Kpfw.I Ausf.F. 17 мая 1943 года пять этих танков (часть из них – отремонтированные, из вторых подразделений) выяснилось во 2-й полицейской танковой роте. В том месте они заменили трофейные Panzerkampfwagen 35R (f). Роту прикомандировали к 4-му милицейскому полку СС, что с августа 1943 года действовал на территории Белоруссии.

По состоянию на июнь 1944 года танковая рота и полк пребывали в полосе действия 4-й армии. Тут мучители поделили судьбу другой группировки, попав под удар частей 1-го Прибалтийского фронта. Остатки 2-й танковой роты прибыли в августе 1944 года в Вену.

Машина досталась в хорошем состоянии

Среди покинутой 2-й полицейской танковой ротой матчасти был и Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150 329, выпущенный в ноябре 1942 года. В соответствии с документам, он прибыл на НИП ГБТУ КА в августе 1944 года. Примечательно, что в документах он обозначается как «танк Медведь». Это наименование он взял за счет того, что на корме и лбу корпуса красовалась полковая эмблема в виде медведя.

Опробований танка не проводилось, дело ограничилось техническим описанием автомобили.

Схема подвески Pz.Kpfw.I Ausf.F, составленная экспертами НИП ГБТУ КА

Позднее, в осеннюю пору 1945 года, танк все же привлек снимание экспертов полигона. Дело в том, что его ходовая часть была достаточно специфичной, а на полигоне шла работа по изучению торсионной подвески танков различного типа. Так подвеска этого танка попала в научную работу по торсионным подвескам, к которой прилагался альбом чертежей.

Подвеска танка, иллюстрация из альбома торсионных подвесок, подготовленных НИАБТ Полигоном в 1945 году

Как возможно подметить, единственным задачей, с которой более-менее справлялись Pz.Kpfw.I Ausf.F, выяснилось участие в контрпартизанских операциях. Этому содействовала замечательная броня и крепкая ходовая часть, прекрасно «державшая» мины. Но создавали Pz.Kpfw.I Ausf.F совсем для других задач.

К тому моменту, в то время, когда данный танк попал на фронт, его эффективность на обычном поле боя приближалась к нулевой.

Вадим Антонов
/
Портфолио «карликового тигра»
20 фотографий германского легкого танка с противоснарядным бронированием Pz.KpfW.I Ausf.F

  • ВМВ
  • танки
  • Германия
  • музеи

Тут возможно, само собой разумеется, отыскать в памяти схожий английский Infantry Tank Mk.I, но его концепция появилась в середине 30-х годов. А германский «легкий танк тяжелого бронирования» кроме того проектировался на протяжении, в то время, когда уже было ясно, что чисто пулеметные танки не необходимы. Помимо этого, совсем неясно, что бы делали эти автомобили с упрочнениями, каковые они должны были штурмовать.

Так, Pz.Kpfw.I Ausf.F возможно назвать в полной мере хорошим по конструкции танком, созданным по посредственному техническому заданию.

Источники:

  • Материалы NARA
  • Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы из фотоархива автора

ТораДора- Карманный Тигр

Темы которые будут Вам интересны: