Как развивались шведские танки

Как развивались шведские танки

Танковую отрасль Швеции окутывает настоящее теневое облако. Кроме того познания любителей бронетехники редко простираются дальше одного танка — Strv 103. Спору нет, танк данный увлекательный, безбашенный (во всех смыслах), но так как история шведской брони значительно богаче!

Лишь изучать её тяжело: большинство материалов дешева только на шведском языке.

Какими же дорогами шёл шведский танкопром от зарождения до наших дней?

Тайная кузня Германии

Версальский контракт 1920 года послал военную индустрию Германии в нокаут. Кроме всего другого, стране запретили не только строить, но кроме того проектировать танки для собственных потребностей. В ответ немцы воспользовались единственной оставшейся лазейкой и стали заниматься разработкой танков в других государствах.

Среди танковых держав Швеция в числе фаворитов по количеству необыкновенных технических ответов и уникальных боевых автомобилей

Швеция была чуть ли не самой подходящей страной для германских конструкторов. Тут были превосходно развиты машиностроение и металлургия, что снабжало хорошую стартовую площадку для запуска танковой программы. Помимо этого, Швеция нуждалась в танках: под боком был Советская республика, которую Европа в те годы принимала, мягко говоря, неоднозначно.

В Швеции танки именуют Stridsvagn (Strv), в переводе — «военная машина». Первые десять танков, лёгкие LK-II, Швеция приобрела в начале 20-х годов у Германии, и они поступили на вооружение королевской армии под обозначением Strv m/21.

После этого германские оружейники стали неспешно налаживать сотрудничество со собственными шведскими сотрудниками, прежде всего с компаниями Bofors (артиллерия) и Landsverk. Последняя в итоге стала фаворитом шведского танкостроения.

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века шведы начали работу над первым проектом собственного танка. Именовался он весьма заковыристо: Mogardshammarstridsvagnen (в честь арсенала Могардшаммар). Его автором был Фриц Хейгль, майор австрийской армии.

К сожалению, во второй половине 20-ых годов XX века Хейгль погиб, что поставило крест на разработке автомобили.

Одвременно с этим на Landsverk начал работу германский инженер Отто Меркер. За несколько лет до того Меркер создал колёсно-гусеничное шасси уникальной конструкции. Изюминкой шасси Меркера было то, что переход с гусеничного на колёсный движение занимал всего 30 секунд и не потребовал выхода экипажа из автомобиля. На опробованиях танк, позднее взявший индекс Strv fm/31, развил большую скорость 75 км/ч — практически как танк Кристи.

Но в колёсно-гусеничном варианте он был через чур дорогим и сложным, так что у конструкторов показалась мысль создать на его базе чисто гусеничную машину.

Так показался Landsverk L-10, он же Strv m/31. Для собственного времени это был весьма хороший танк, с бронёй толщиной до 25 мм и в полной мере хорошим оружием. Проектируя танк для Швеции, Меркер ненавязчиво обкатывал идеи для германской танковой индустрии. На танках находились германские двигатели, оружие Strv m/31 имело германские корни.

Наконец, башня во многом пересекалась с подобным узлом германского танка Leichttraktor.

Отто Меркер продолжал собственную бурную деятельность. В начале 30-х годов Landsverk начала рассматривать как потенциальных клиентов не только шведскую армию, но и армии вторых стран. С 1933 года шведы предлагали потенциальным клиентам четыре типа танков от двухместного разведчика до того самого Strv m/31, что в четвёрке был самым тяжёлым. В итоге «выстрелил» трёхместный L-60 — первый в мире танк с торсионной подвеской.

Им заинтересовались ирландцы и швейцарцы, а Венгрия кроме того приобрела лицензию на производство и запустила машину в серию под обозначением 38M Toldi.

К этому времени Меркер уже покинул Швецию, поскольку в Германии он стал нужнее.

196400

Желаешь мира — подготавливайся к войне

Шведские армейские были достаточно равнодушны к удачам Landsverk. Во-первых, они ожидали, в то время, когда компания сделает по-настоящему успешную машину. Во-вторых, продукция Landsverk была весьма дорогой.

В качестве временной меры Швеция купила 45 танкеток AH-IV-Sv, принятых на вооружение как Strv m/37. К началу Второй мировой это была самая массовая гусеничная военная машина шведской армии.

Тем временем конструкторы Landsverk доработали L-60 и запустили его в серию как Strv m/39. До весны 1941 года фабрики компании выпустили 20 танков. Данный неспешный темп очень сильно тревожил шведских армейских, и они пробовали диверсифицировать методы пополнения танкового парка страны. В частности, с третьей попытки, в июле 1940 года, удалось приобрести лицензию на лёгкий чешский танк LT vz.38, взявший в Швеции обозначение Strv m/41.

Их выстроили 238 штук.

К весне 1941 года стало ясно, что одних лишь лёгких танков для оружия армии не хватает. Шведы сделали вывод, что необходимо разрабатывать танк тяжёлого класса. За базу Landsverk забрала проект среднего танка LAGO, что предполагалось производить на экспорт. По окончании испытаний и доработок машину приняли на вооружение как Strv m/42.

Масса танка составляла 22 тонны, в качестве оружия употреблялась 75-мм пушка. До января 1945 года в Швеции выстроили 282 Strv m/42.

В общем итоге за годы Второй мировой шведская армия взяла 720 танков различных типов. Им так и не довелось повоевать. Но, именно на это шведы и рассчитывали: наличие в армии Швеции громадного количества военной техники заставляло противоборствующие стороны (прежде всего Германию) лишний раз задуматься, перед тем как втягивать это государство в войну.

Так что собственную задачу танковые армии Швеции выполнили.

196402

Призрачная угроза с Востока

Начало нового этапа в развитии шведского танкостроения приходится на июнь 1943 года. Сейчас шведская делегация приехала в Финляндию, где детально изучила трофейный Т-34. Итоги изучений были неутешительными: коммунистический танк по всем статьям превосходил кроме того Strv m/42, вершину шведского танкопрома.

А потому, что Швеция всё ещё вычисляла СССР одним из самые вероятных соперников, нет ничего необычного в том, что по окончании возвращения делегации шведское военное управление запустило программу разработки танков и самоходных установок, талантливых бороться с Т-34.

В первую очередь шведы форсировали разработку самоходной артиллерийской установки на базе Strv m/42. До конца войны эта машина, взявшая обозначение Pvkv m/43, в серию пойти не успела, её массовое производство началось во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Помимо этого, с лета 1943-го началась разработка модернизированных танков Strv m/41 и Strv m/42. Обновлённый лёгкий танк должен был стать во многом похожим на Т-34 и взять 57-мм пушку. В один момент шведы занимались созданием 30-тонного танка Pricken.

К 1946 году все три программы свернули, а их место заняли танк LS 46 и САУ LP 46, кроме этого 30-тонного класса.

В случае если на ниве разработки САУ у шведов всё получалось хорошо, то с танками обстановка была неоднозначной. В марте 1950 года Швеция вошла в число стран, очень сильно озабоченных вопросом, как бороться с советским танком ИС-3, выступавшим для государств Запада в роли бронированного стращала.

Начальный проект шведского «убийцы ИСов» подвергся важной корректировке по окончании того, как шведы ближе познакомились с французским средним танком АМХ 50. В сентябре 1951 года конструкторы представили проект 28-тонного танка EMIL. Он сочетал в себе относительно маленькие габариты, замечательное бронирование лобовой части, «качающуюся» башню и 120-мм пушку с большими углами и магазинным питанием склонения (характерная черта шведских танков в целом).

Вместо 120-мм пушки стали рассматривать орудия калибра 105 и 150 мм.

В итоге шведы выстроили один экземпляр танка по этому проекту. Он обозначался Kranvagn, либо KRV, и стал ещё тяжелее. Наряду с этим ни башню, ни оружие конструкторы до ума так и не довели.

Но самоходная артиллерийская установка AKV 151, работы над которой начались ещё до запуска программы EMIL и длились параллельно с KRV, была успешной. Благодаря магазинному питанию эта машина выстреливала 14 снарядов калибра 155 мм всего за 45 секунд. По окончании некоторых доработок Швеция начала серийный выпуск этого самоходного орудия называющиеся Bandkanon 1A.

Осознавая, что работы над EMIL затянулись, шведские армейские были вынуждены закупать танки за границей. Первоначально обращение шла о 300 французских танках AMX-13, но сделка сорвалась, и вместо них были закуплены британские Centurion. Помимо этого, в середине 50-х годов была создана модернизированная версия Strv m/42. Танк, взявший вооружение и новую башню, назвали Strv 74.

До этого уровня довели 225 Strv m/42, оставшиеся переделали в танки помощи пехоты Ikv 73.

196404

Безбашенные танки и башенные САУ

Работы над проектом EMIL ещё длились, в то время, когда инженер Свен Берге, трудившийся в компании KATF, внес предложение другую концепцию танка. В соответствии с ей, танк лишался башни, а наведение по вертикали осуществлялось за счёт наклона корпуса. Во второй половине 50-ых годов XX века работам по проекту Strv S дали зелёный свет.

В качестве базы шведы разглядывали KRV, опытный образец которого переделали в испытательный стенд.

В конце 1962 года на опробования вышел Strv S1. Данный танк радикально отличался от всего, что тогда существовало. Благодаря отсутствию башни конструкторы смогли заметно снизить высоту и боевую массу.

Маленькая толщина брони с лихвой компенсировалась большими углами её наклона. На танк установили комбинированную силовую установку, складывавшуюся из дизельного двигателя и газовой турбины. Необыкновенным был и состав экипажа: три человека, любой из которых был мехводом и двое — наводчиками.

Пушка Strv S1 оснащалась автоматом заряжания. Танк прошёл опробования и был принят на вооружение под обозначением Strv 103. В то время, когда машину запускали в серию, её кроме этого оснастили совокупностью для преодоления водных рубежей.

не меньше занимательными дорогами шла разработка шведских САУ. В первой половине 60-ых годов двадцатого века начались работы по созданию автомобили помощи пехоты. В проекте участвовали три компании: Landsverk, Bofors и Hagglunds.

По большей части конструкторы предлагали проекты автомобилей классических схем, но большинство детищ Hagglunds сильно напоминала танки. По результатам шведские армейские поддержали как раз такую концепцию.

Первый опытный образец автомобили, взявшей обозначение Ikv 91, готовься к 1969 году, а в 1975 году её приняли на вооружение. В следствии к середине 70-х годов шведская армия имела весьма необычную военную технику: танк, больше похожий на САУ, и истребитель танков, напоминавший лёгкий танк-амфибию. Эта пара до начала 2000-х годов составляла базу шведских бронетанковых сил.

Сейчас разработка собственного танка — одна из самых дорогих задач, которая может подняться перед военно-промышленным комплексом. Дороговизна не похоронила шведскую бронетанковую отрасль, но поставила крест на многих увлекательных проектах, а также на перспективном танке Strv 2000, что должен был заменить собственного безбашенного собрата Strv 103. Вместо него Швеция купила лицензию на германский Leopard 2 и производит его под обозначением Strv 122.

Кроме того в условиях ограниченного бюджета Швеция двигает вперёд собственную боевую технику. Очень успешной была БМП Strf 90, она же CV 90. Кроме Швеции, эта машина состоит на вооружении армий ещё шести стран.

Не забыли шведы и про танки: на базе Strf 90 ими создан лёгкий CV90120-T, предназначенный для поставок на экспорт и ожидающий собственного клиента.

Имеется основания вычислять, что страна, которой кроме того двухвековой нейтралитет не помешал создать одну из самых занимательных танкостроительных школ, и в будущем отыщет чем впечатлить людей, которым небезразлична военная техника.

196406

Создатель текста — Юрий Пашолок
  1. http://www.ointres.se/pansar.htm.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz.
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  5. http://tanks.mod16.org.

Создатель высказывает громадную признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (Karl Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Школы танкостроения: шведские танки

Темы которые будут Вам интересны: