Качественно и очень дорого

Шведским армейским было нужно довольно продолжительное время ожидать хорошего результата от отечественной танковой индустрии. Работы над танками собственной разработки начались в Швеции ещё в конце 20-х годов, а осязаемых и удовлетворительных по качеству плодов было нужно ожидать практически 10 лет.

Но, за счет того, что немцы в определённом смысле применяли шведскую индустрию как полигон для собственных опытов, ко второй половине 30-х годов шведы имели богатые наработки по танкостроению. А созданный под управлением германского конструктора Отто Меркера лёгкий танк Landsverk L-60 стал первой гусеничной военной машиной, которую Швеция поставила на экспорт. Конструкция этого же танка легла в базу двух похожих автомобилей, Strv m/38 и Strv m/39, принятых на вооружение шведской армией.

Первый серийный

С принятием на вооружение танка L-60 сами шведы не торопились. Их осторожность была в полной мере объяснимой: созданные Меркером в начале 30-х годов танки L-10 (Strv m/31) и L-30 (Strv fm/31) оказались достаточно увлекательными, но не лишёнными недочётов, да и их цена совсем не радовала. Лишь по окончании того, как первый из L-60 отправился в Ирландию, шведские армейские, наконец, обратили на отечественный танк внимание.

Заказ на его шведскую модификацию, взявшую обозначение Landsverk L-60S, был оформлен в июле 1936 года.

Созданный Отто Меркером танк владел для собственного времени выдающимися чертями и имел последовательность уникальных идей в конструкции, включая в первый раз применённую на танке торсионную подвеску. Однако, шведские армейские выдвинули последовательность претензий к данной машине.

Во-первых, их совсем не устраивало то, что в шведском танке стоит германский двигатель. При охлаждения взаимоотношений между государствами (а шведы замечательно видели, что творится в Европе) танки имели возможность остаться без моторов. А двигатель Bussing-NAG L8V-G отнюдь не был незаменимым. В Швеции существовало и собственное производство двигателей со схожими параметрами.

Речь заходит о моторах для грузовиков Scania-Vabis 335, каковые выпускались ещё с 1931 года. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века эти автомобили взяли рядный 6-цилиндровый мотор Scania-Vabis 1664 количеством 7,75 литров и мощностью 140 лошадиных сил. Он был чуть больше, чем Bussing-NAG L8V-G, но наряду с этим имел весьма похожие характеристики.

Этот двигатель и было решено поставить на Landsverk L-60S.

Качественно и очень дорого

Башня Landsverk L-60S, чертёж S-21116 от 6 марта 1937 года. Как раз такая башня была установлена на танке №62

Претензии были и к башне. Дело в том, что созданный для Ирландии L-60 не имел радиостанции. Потому, что в корпусе места для размещения рации не нашлось, оставалось единственное место – башня. Но и тут свободного пространства для очень ответственного элемента оснащения современного танка просто не выяснилось.

Создание кормовой ниши в башне для установки в том направлении рации было очевидным методом решить эту проблему.

Не устраивало шведских армейских и оружие L-60. Согласно их точке зрения, вместо датской 20-мм пушки Madsen танк следовало вооружить танковой версией 37-мм противотанкового орудия Bofors. Кроме того, что эта пушка была куда замечательнее, так ещё и выпускалась она в самой Швеции, что снимало риск неожиданного прекращения поставок орудий из Дании.

Проект установки автоматических пушек калибра 20 и 37 мм в башню Landsverk L-60S, чертёж S-1042 от 19 апреля 1937 года

Работы по установке в башню L-60 рации начались ещё в начале 1936 года. Тогда башня взяла кормовую нишу по типу той, что сделали поляки на своём танке 7TP. Но, от данной полумеры шведы достаточно скоро отказались.

Окончательный вид Landsverk L-60S начал формироваться к весне 1937 года. Наряду с этим тот танк, что сейчас известен под обозначением Strv m/38, показался отнюдь не сходу. Сначала инженеры Landsverk видели новый танк пара вторым, и особенно это относится башни.

Танк №62, первый из выстроенных Landsverk L-60S, был оснащён башней проекта 1937 года и смотрелся совсем не как серийное изделие.

Landsverk L-60S №62, лето 1937 года. Прекрасно заметно, что лобовая носовая часть и часть корпуса башни отличаются от серийного Strv m/38

В соответствии с взятыми от армейских требованиями башня взяла развитую кормовую нишу. В ней разместилась радиостанция, антенный порт которой был выведен с левого борта. Помимо этого, заряжающий (он же командир экипажа) взял командирскую башенку.

Модификации подверглась и лобовая часть башни. Оружие если сравнивать с танком-предшественником не изменилось: не обращая внимания на требования шведских армейских, тут так же, как и прежде употреблялась 20-мм автоматическая пушка Madsen. Действительно, её очень сильно сместили вправо, а от единой бронировки орудийной маски конструкторы отказались.

Умелый танк №62, вид сбоку

Для чего это было сделано, возможно легко понять по чертежу S-1042 от 19 апреля 1937 года. Инженеры Landsverk пробовали сделать башню универсальной, другими словами допустить возможность установки в неё различных пушек. 37-мм пушка Bofors m/38 в этом перечне, к слову, сначала кроме того и не значилась.

Среди оружия, установка которого прорабатывалась, фигурировали 20-мм автоматические пушки Madsen и Solothurn, и 37-мм автоматическая пушка Bofors.

Но, достаточно скоро стало известно, что мысль с автоматической пушкой была неудачной. Дело в том, что башня танка была через чур узкой в лобовой части. В следствии тут оставалось место или для спаренного пулемёта, или для магазина к автоматической пушке.

Окончательная конфигурация Landsverk L-60S, принятая в серийное производство

В итоге, танк №62 был выстроен к июлю 1937 года с башней, созданной по чертежам от марта месяца. Оружие так и осталось в виде 20-мм автоматической пушки Madsen и спаренного пулемёта ksp 8 mm m/36 strv. Определённые отличия от танка №61 имелись и у корпуса автомобили: носовая часть была выполнена по типу более лёгкого собрата Landsverk L-120.

Но по результатам опробований от аналогичного выполнения лобового страницы корпуса отказались, потому, что его прочность снизилась. Но, и первый вариант лобовой части корпуса имел одну уязвимую подробность, от которой конструкторы так и не отказались. Прямо по центру верхнего лобового страницы размешалась фара, прикрытая бронированным кожухом.

Не отправилась в серию и башня танка №62. Орудийная маска нового типа смотрелась очень ненадёжно, да и спаренный пулемёт с возможностью отдельной от пушки наводки по горизонтали особенных польз не давал.

Strv m/38 №77 во дворе Landsverk, март 1939 года. Для установки антенны по-походному танк имел особый кронштейн

10 сентября 1937 года шведские армейские решили о закупке пятнадцати танков L60-S, взявших армейское обозначение Strv m/38. Шестнадцатой машиной серии стало умелое шасси №61, доведённое во второй половине 30-ых годов XX века до состояния полноценного танка. Что же касается танка №62, то он употреблялся в будущем для разных опытов, включая переделку в самоходную установку.

Переделанный в первоначальный серийный Strv m/38 танк №61 взял башню, имевшую орудийную установку по типу Landsverk L-60, лишь вместо 20-мм автоматической пушки в неё наконец установили 37-мм пушку Bofors m/38. Подобно Landsverk L-60 смотрелась и лобовая часть корпуса, с которой, но, был убран люк доступа к основной передаче.

Данный же танк спереди

Серийное производство Strv m/38 началось на Landsverk 25 августа 1938 года, а последний танк с серийным номером 77 был изготовлен в марте 1939 года. Темпы выпуска, мягко говоря, не потрясали воображение, что в итоге вынудило шведских армейских искать альтернативу для отечественного танка за границей.

Но обвинять компанию Landsverk в торможении производства вряд ли стоит. Не обращая внимания на то что Швеция имела развитую индустрию, переоценивать её потенциал не нужно. Сражаться шведы не планировали, а партия из 15 танков для Landsverk была достаточно большой: за все предшествующие годы это предприятие выпустило меньше гусеничных боевых автомобилей.

Помимо этого, весьма остро стоял и денежный вопрос.

Strv m/38 №77 позади

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века танки начали поступать в строевые части шведской армии. Первые восемь Strv m/38 поступили в Готаландский лейб-гвардейский пехотный полк (Gota livgarde, I 2), дислоцировавшийся в Стокгольме. В осеннюю пору 1939 года его матчасть перешла в другие формирования.

Первым из них стал Скараборгский пехотный полк (Skaraborgs regemente, I 9) в Шёвде. В первой половине 40-ых годов XX века данный пехотный полк, существовавший с 1624 года, был переформирован в Скараборгский танковый полк (Skaraborgs pansarregemente, P 4).

Остальные танки отправились в Сёдерманландский пехотный полк (Sodermanlands regemente, I 10), что дислоцировался в Стренгнесе. Эта часть также имела богатую историю и вела родословную с 1634 года. В первой половине 40-ых годов XX века полк I 9 кроме этого был переформирован в танковый полк (P 3).

Кстати, нынешние запасники шведского танкового музея Arsenalen находятся на месте, где ранее дислоцировался данный полк. В первой половине 60-ых годов двадцатого века, по окончании переформирования, он взял индекс P 10, а в 2005 году – прекратил собственное существование. К слову, в танковом полку P 10 именно служил Штефан Карлссон (Stefan Karlsson), начальник музея Arsenalen.

Strv m/38 на учениях шведской армии

Работа у Strv m/38 была достаточно продолжительной. Танки с серийными номерами 63, 64, 66, 67, 68, 70, 71, 74, 75 и 76 в итоге были переданы в Сканский кавалерийский полк (Skanska kavalleriregementet, K 2), дислоцировавшийся в Хельсингборге. Из этих автомобилей до наших дней дожили две — №63, сейчас находящийся в музее города Хаслехолм, и №66, экспонирующийся в музее Arsenalen.

Танк №63 занимателен тем, что у него переделаны органы управления: вместо штатного рулевого колеса механик-водитель имеет в распоряжении рычаги. Помимо этого, на протяжении эксплуатации пара изменился обвес данной автомобили, например, позади показались крепления для запасных траков.

Совсем Strv m/38 были списаны лишь во второй половине 50-ых годов XX века.

Модернизация по германскому примеру

Не обращая внимания на то что башня танка №62 так и не отправилась в серию, незамеченной для шведского танкостроения она не была. К идее со смещённым вбок главным оружием инженеры Landsverk возвратились во второй половине 30-ых годов двадцатого века. В значительной мере к этому ответу их привело появление информации по германскому среднему танку Z.W., он же Pz.Kpfw.III.

Дело в том, что германский танк имел несколько, а сходу два спаренных пулемёта, причём существовала возможность их наводки по вертикали раздельно от пушки.

Применяя в качестве базы башню танка №62, инженеры Landsverk создали новую конструкцию. На этот раз пушку переместили влево, а два спаренных пулемёта разместили справа. Чтобы пулемёты поместились в лобовом странице башни, эту подробность было нужно увеличить.

От идеи единой бронировки маски конструкторы опять отказались. Бронировка 37-мм танкового орудия Bofors надёжно закрывала установку. Что касается спаренных пулемётов, то их установили в шаровых установках, прикрытых спереди отдельными бронировками.

Благодаря шаровым установкам спаренные пулемёты возможно было наводить на цель раздельно от пушки не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости.

Чертёж переработанной башни Landsverk L-60S со спаркой пулемётов

В это же время в Европе становилось всё горячее. В марте 1939 года была оккупирована и поделена Чехословакия, а 1 сентября Германия напала на Польшу. Было разумеется, что обеспечить сохранение нейтралитета Швеции окажет помощь лишь большая и боеспособная армия.

Танки в этом отношении являлись действенным, но весьма дорогостоящим средством усиления. Шведская казна была не может выделить солидные количества финансирования единовременно. Правительству требовалась весьма веская обстоятельство для выделения солидных для маленького королевства сумм. В октябре 1939 года командующий шведской армией Пер Сюльван обратился к королю Густаву V с запросом о выделении 18 миллионов шведских крон на приобретение 104 танков.

В итоге 28 ноября парламент утвердил выделение всего 4 миллионов крон на приобретение 20 танков. А спустя всего 2 дня началась война между СССР и Финляндией.

К слову, выделенный бюджет очень красноречиво говорит и о цене продукции Landsverk. Шведская крона в то время была дороже французского франка, и 200 000 крон за один танк – это очень немаленькая сумма. По цене Landsverk L-60 был сопоставим с Pz.Kpfw.III, не смотря на то, что по боевым возможностям он был скорее сравним с БТ-7, что стоил более чем в 2 раза дешевле.

Ещё ближе к шведскому танку по тактико-техническим чертям был чехословацкий LT.vz.38, что кроме того в самом дорогом выполнении получался также в 2 раза дешевле. Совсем неудивительно, что шведские армейские вели весьма активные переговоры с чешской компанией CKD, приведшие в итоге к появлению Strv m/41.

Strv m/39 с серийным номером 85 на заводском дворе, 1940 год

19 декабря 1939 года шведские армейские подписали ещё один договор с Landsverk на изготовление 20 танков Landsverk L-60S/II. В армии эта машина взял обозначение Strv m/39. Вторая серия была не просто «допечаткой» Strv m/38.

Кроме переделанной башни, у этих танков хватало трансформаций и по корпусу, и по внутренним агрегатам.

От управления при помощи рулевого колеса конструкторы отказались, вместо него механик-водитель взял простые рычаги. Громадный люк для доступа к основной передаче возвратился на место, а в дополнение к нему на нижнем лобовом странице показался ещё один люк, формой чем-то напоминающий миску.

Конструкция лобовой части корпуса изменилась: вместо сварки встык сейчас нижний лист делался с загибом. Наряду с этим верхний лобовой лист крепился на болтах и мог всецело сниматься. Ответ это было очень необычным и очевидно не содействовало увеличению снарядостойскости.

Пара усложнилась и форма надмоторной плиты, взявшей массивную выштамповку. Переделки стали причиной росту боевой массы танка до 8,7 тысячь киллограм.

Strv m/39 из состава танкового полка P 3, Стренгнес, 1943 год. Прекрасно заметно, как изменилась лобовая часть корпуса

Предполагалось, что поставки двух десятков Strv m/39 закончатся в октябре 1940 года. По факту же Landsverk смогла завершить производство танков лишь весной 1941 года. Обстоятельством стал срыв поставок 37-мм пушек со стороны компании Bofors.

Танки взяли серийные номера 80–99. Автомобили были распределены между пехотными полками I 9 (будущим танковым полком P4) и I 10 (P 3). Позднее танки с серийными номерами 90, 91, 92 и 94 передали в кавалерийский полк К 2.

Последовательность трансформаций был внесён и в форму моторного отделения

В отличие от на данный момент m/38, что по-настоящему важных модернизаций избежал, Strv m/39 на протяжении войны подверглись важным переделкам. Шведы пристально смотрели за ходом боевых действий и делали из них определённые выводы. В частности, было ясно, что бронирование толщиной в 15 мм в лобовой части не соответствует современным требованиям.

В следствии показалась программа по усилению бронирования, которая реализовывалась на Strv m/39 совместно с более поздними танками – Strv m/40 (L-60S/III). На верхний лобовой страницу корпуса наваривались бонки, к каким болтами прикручивались экраны толщиной 35 мм. Дополнительное бронирование взяла верхняя часть корпуса, экраны прикрыли и рубку механика-водителя. Взяла броня и усиление башни, причём тут экраны приварились.

Бронировка пушки была заменена на утолщенную. Масса Strv m/39 с усиленной бронезащитой увеличилась до 9,36 тысячь киллограм.

Благодаря успешной конструкции танки 1-й и 2-й серий прослужили в шведской армии до 1957 года

Прослужили Strv m/39 приблизительно столько же, сколько и их предшественники. Не обращая внимания на то что шведские лёгкие танки оказались дорогими, они имели и значительные преимущества. В первую очередь, это касалось надёжности. Помимо этого, с позиций удобства эксплуатации и организации внутреннего пространства L-60S были на самом высоком уровне.

Кроме того высокий танкист легко помещался в таковой военной машины, да и внутреннее оборудование размещалось комфортно. В сочетании с бережливостью шведов неудивительно, что последние такие автомобили были списаны лишь во второй половине 50-ых годов XX века.

До наших дней сохранились два Strv m/39. Первый из них, с серийным номером 90, сейчас находится в музее Beredskapsmuseet рядом от Хельсингборга. Второй танк с серийным номером 94 находится в запасниках музея Arsenalen.

Обе этих автомобили прошли модернизацию, но наряду с этим экранировка с верхнего лобового страницы на них снята.

Создатель высказывает громадную признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

литература и Источники:

  • РГВА
  • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster)
  • http://tanks.mod16.org
  • Landsverk L-60, Christer Baadstцe, PANSAR 1–2013, 2–2013

Эстонский дизайн: древесные паззлы, бабочки и часы — весьма как следует и дешево

Темы которые будут Вам интересны: