Израильские «сэндвичи»

В большинстве случаев при упоминании бронетанковой техники Израиля прежде всего вспоминают танки «Меркава». Непременно, эти автомобили являются предметом гордости ближневосточной страны. Вместе с тем продолжительное время базу оружия Израильской армии (ЦАХАЛ) составляли автомобили, представлявшие собой переделку разных зарубежных образцов.

Умение приспосабливать под потребности зарубежную технику израильтяне оттачивали много лет. А начиналось всё с импровизированных броневиков, каковые сыграли ключевую роль в войне за независимость Израиля.

В условиях растущей напряжённости

В июне 1920 года в Палестине была создана Хагана, подпольная военизированная организация, целью которой стала самооборона иудеев от всё более нередких нападений со стороны арабов. Отношения между арабами и евреями в стране, тогда входившей в состав Англии, неспешно ухудшались. Происходило это на фоне усилившейся по окончании прихода к власти Гитлера иудейской иммиграции из Европы.

В апреле 1936 года началось арабское восстание, направленное против иммиграции. Приблизительно одвременно с этим нападения на иудеев купили регулярный темперамент. В таких условиях были созданы подразделения, известные как Нотрим, каковые стали запасными частями британской полиции.

Практически же в них состояли легализованные боевики Хаганы. Позднее эти части были переформированы в Иудейскую поселенческую полицию (JSP), численность которой неспешно росла.

Израильские «сэндвичи»

Бронетрактор за мирной работой, 1938 год

Приблизительно одвременно с этим на вооружении JSP начали появляться импровизированная военная техника. Связано это выяснилось с тем, что все чаще нападения арабов происходили с применением огнестрельного оружия. Импровизированные броневики, среди них и бронированные трактора, начали появляться и у Хаганы.

При с JSP бронированию подвергались в большинстве случаев лёгкие коммерческие грузовики, в большинстве случаев, британских марок (Fordson, Morris и т. д.). Ввиду того что подобные переделки носили стихийный темперамент, броневики отличались громадным разнообразием внешнего вида. Кое-какие автомобили приобретали только бронирование кабины, другие защищались всецело, включая моторное отделение.

Вместе с тем неспециализированная концепция создания импровизированных броневиков смотрелась в полной мере единообразной. В большинстве случаев, машина приобретала открытый сверху кузов, рассчитанный на перевозку бойцов JSP. Какие-то автомобили имели амбразуры в бортах, из некоторых было вероятно стрелять лишь поверх бортов.

В общем итоге для потребностей JSP было переделано около 30 автомобилей.

Кроме очевидных преимуществ, бронирование создавало и неприятности. Как уже упоминалось, строились эти броневики на базе коммерческих грузовиков. Очевидно, определённый запас по грузоподъёмности у этих автомобилей был. Однако по окончании утяжеления и переделки проходимость автомобилей понижалась.

По данной причине импровизированные бронемашины составляли большую, но не главную часть парка JSP. Больше половины машин иудейской полиции не имело брони вовсе, но и их подвижность оставалась более высокой.

Разномастный парк броневиков из состава Иудейской поселенческой полиции

Пик производства импровизированных броневиков JSP пришёлся на первую половину Второй мировой, в то время, когда существовала настоящая возможность германского вторжения в Палестину. В самый сложный период как раз JSP пришлись делать милицейский функции. 15 мая 1941 года по согласованию с британскими властями были созданы ударные отряды, взявшие обозначение Пальмах. Так, Хагана была частично легализована.

Эти отряды принимали участие в военных действиях.

К весне 1943 года, в то время, когда стало совсем ясно, что угроза вторжения миновала, отряды Пальмах были расформированы. С этого периода количество импровизированных броневиков начало неспешно понижаться. По состоянию на май 1945 года их осталось 16 штук, и это число продолжало неспешно уменьшаться.

Предстоящие события вынудили возвратиться к идее создания импровизированных бронемашин, но уже на как следует другом уровне.

На пороге громадной войны

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Малькольм Макдональд, министр колоний Англии, представил «Белую книгу», отчёт о английской политике в Палестине. В соответствии с этому документу, квота иммиграции иудеев в Палестину на 5 лет должна была составить 75 тысяч людей, а в течение 10 лет на данной территории предполагалось создать единое для арабов и евреев государство. В действительности всё пошло совсем не так.

По окончании окончания Второй мировой напряжённость между арабским и иудейским населением Палестины лишь возрастала, становился очевидным тот факт, что конфликта не избежать. Больше того, Хагана и Пальмах иногда вступали в боевые столкновения и с англичанами. Так или иначе, Англия неспешно уходила из собственных колоний.

Определение судьбы Палестины было возложено на ООН.

Обстановка в регионе ещё посильнее обострилась по окончании того, как 29 ноября 1947 года Главная Ассамблея ООН опубликовала резолюцию № 181 о разделе Палестины. Арабы с этим документом не дали согласие, и уже на следующий сутки начались нападения на конвои иудейских поселенцев.

Обычный импровизированный броневик для сопровождения конвоев

Для обеспечения безопасности иудеям было нужно возвратиться к постройке импровизированных броневиков. В этом случае обращение шла о мало второй концепции, чем та, которая употреблялась при постройке довоенных броневиков. Новые бронированные автомобили создавались как конвойные, другими словами на них возлагались и яркие функции грузовиков.

Они имели защиту кабины и моторного отделения. Импровизированный броневик шёл впереди конвоя из простых грузовиков, часто ещё одна бронемашина шла замыкающей. В головной и замыкающей автомобилях пребывали вооружённые люди.

Англичане разрешили постройку аналогичных броневиков, но не дали согласия на установку оружия, среди них и башенного. Это не мешало боевикам Хаганы прятать оружие в укромных местах.

Один из бронированных автобусов, каковые строились путём переделки простых автомобилей

Грузовики с бронированными кабинами стали не единственными импровизированными бронемашинами, производство которых началось в ноябре 1947 года. Кроме доставки грузов, нужно было обеспечить и безопасность перевозок пассажиров из одного поселения в второе. В следствии началась постройка импровизированных бронированных автобусов. Как и при с броневиками JSP, бронированные автобусы отличались громадным разнообразием.

В большинстве случаев, за их базу брались простые автобусы, у которых бронировалось моторное отделение, наряду с этим броня пребывала в салона.

Бронированный автобус, употреблявшийся для рейсов в поликлинику Хадасса

Раздельно стоит упомянуть автобусы, каковые курсировали в Иерусалиме. 13 апреля 1948 года случилось наступление на конвой, что шёл в поликлинику Хадасса. Бронированные автомобили подверглись нападению, всего в них погибло 79 человек, ещё 22 пропало без вести. Большая часть погибших была персоналом поликлиники. 7 июля было заключено договоренность о том, что поликлиника станет демилитаризированным анклавом. Однако возможность новых нападений существовала.

По данной причине показались чуть ли не самые громадные из бронированных автобусов. По два таких автобуса входило в состав конвоя. Базой для них послужили тяжёлые грузовики.

Эти автомобили отличались не только размерами, но и высокой степенью проработки защиты. Один из тех автобусов сохранился до наших дней.

Двойная броня

Возрастающее число вооружённых нападений на конвои стали и еврейские поселения обстоятельством того, что в декабре 1947 года Давид Бен-Гурион распорядился выделить бюджет на постройку 25 броневиков. Оценив обстановку, будущий глава правительства Израиля решил изготавливать два варианта броневиков. Первый по своим функциям был близок к импровизированным бронемашинам JSP. Машина предназначалась для доставки продовольствия, и для применения в качестве БТР.

Второй вариант воображал собой совсем другую машину — с вооружением и башней, в большинстве случаев, складывавшимся из пулемёта. «Боевой» вариант был нелегальным с позиций британцев, но в условиях надвигавшейся войны запреты часто игнорировались.

«Слоёная» броня, давшая имя броневикам, при изготовлении которых таковой «сэндвич» употреблялся

В отличие от импровизированных автомобилей, каковые строились в поселениях стихийным способом, новые броневики создавались уже по типовому проекту. Создал его Джо (Йосеф) Крейден, потомок иудейских иммигрантов из России, что во второй половине 30-ых годов двадцатого века приехал в Палестину. По прибытии в Палестину он поступил в британскую армию, где был в технической работе.

Дослужился Крейден до звания полковника, на пике карьеры руководил ремонтными мастерскими в Египте.

Как прекрасно он был осведомлён об импровизированных броневиках, каковые британцы строили в 1940–41 годах, ожидая вторжения немцев на собственный остров, неизвестно. Но, наверное, разбирался в них хорошо, потому, что разработки бывшего полковника технической работы здорово напоминали то, что строились в Англии. Одним словом, к 1948 году у Крейдена был богатый опыт, что он с успехом применял.

Процесс изготовления «сэндвичей» на базе канадских грузовиков Ford, весна 1948 года

Главной проблемой при постройке бронемашин стал недостаток брони. Для гарантированной защиты от пуль винтовочного калибра требовались страницы толщиной порядка 15 мм. Поиск их был очень непростым занятием. Для решения данной неприятности Крейден создал то, что назвали «сэндвичем». Между двумя страницами брони толщиной 3 и 5 мм был слой древесины толщиной 38 мм.

Из таковой «слоёной» брони изготавливались борта и корма броневиков, спереди же устанавливался целой лист толщиной 14 мм. Так обеспечивалась круговая защита от вражеского огня при минимальном применении дефицитных бронелистов. Бронемашины, созданные Крейденом, часто именуют «сэндвичами» в честь уникального технического ответа.

Импровизированное многообразие

Второй проблемой, с которой столкнулся Джо Крейден, стало многообразие шасси, каковые были доступны для переделки. Начотдела бронирования транспортной работы, назначенный на эту должность Бен-Гурионом, старался максимально стандартизировать бронемашины. В значительной мере ему это удалось, и «сэндвичи» легко отличить от вторых импровизированных броневиков.

Однако полного единообразия достигнуть не удалось.

Колонна броневиков. Как возможно подметить, однообразных среди них нет

самые доступными и распространёнными были канадские грузовики Canadian Military Pattern (CMP). Эти автомобили с громадным разбросом по грузоподъёмности (от 0,75 до 3 тысячь киллограм) выпускались канадскими отделениями Шевроле и Ford по заказу британской армии. Машины отличались неприхотливостью, а наличие у части из них полного привода было очевидным плюсом с позиций проходимости. Ещё одним значительным плюсом, что и предопределил выбор Крейдена, стало полукапотное размещение двигателя.

Конструкторы CMP максимально сместили мотор назад. Это заметно улучшало обзор и в один момент упрощало бронирование. По большей части для переделки употреблялись шасси канадских Ford грузоподъёмностью 1,5 и 3 тонны.

самый массовый тип «сэндвича», в этом случае употреблялся Ford F15 15 CWT

Броневики, выстроенные на канадской базе, мало отличались друг от друга, но как раз они стали самыми известными, каноничными «сэндвичами». Большинство из них было выстроено по первому варианту, другими словами в виде автомобилей снабжения, в один момент делавших роль БТР. Эти автомобили напоминали LPTB Type ST Armoured Bus, бронированный автобус, выстроенный в Англии в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Благодаря полукапотной компоновке носовая часть «сэндвича» оказалось маленькой, на части автомобилей бронировка двигателя повторяла форму капота грузовика. Фары сохранялись на своём месте, наряду с этим их закрывали откидными крышками. Кроме смотровых лючков для пассажира и водителя, в бортах корпуса имелись бойницы с крышками.

Характерным элементом конструкции большинства «сэндвичей» была крыша V-образной формы с откидным панелями. Такая форма служила для того, чтобы кинутые на машину гранаты скатывались вниз. Эта мера предосторожности была совсем не лишней: битвы в городских условиях на протяжении первой арабо-израильской войны были нередким явлением.

Слоёная броня в полной мере «держала» пистолетные пули

Всего с 28 декабря 1947 по 15 апреля 1948 года было выстроено 127 аналогичных автомобилей. В изготовлении бронемашин приняло участие шесть фирм: «Маген-Четвуд», «А-Аргаз», «Солель-Боне», «Хараш», «Гамбургер» и «Кедма». Исходя из этого неудивительно, что полной стандартизации так и не получилось. Автомобили отличались друг от друга смотровыми люками, крышей, формой капота и амбразур.

Помимо этого, при производстве бронеавтомобилей употреблялись шасси грузоподъёмностью 1,5 и 3 тонны, каковые кроме этого отличались друг от друга. Шасси могли быть не только полноприводными, но и заднеприводными.

Импровизированный броневик на базе Шевроле G-7117. Выглядит он как в полной мере заводское изделие

Кроме канадских грузовиков, в Палестине были и полноприводные грузовые автомобили американского производства. Благодаря связям участников Хаганы в Соединенных Штатах ещё с 1947 года начались закупки грузовиков, каковые с военного времени много хранились на американских складах. Одной из таких моделей стал Шевроле G-7117, обычный американский армейский автомобиль грузоподъёмностью 1,5 тонны. Закупались эти автомобили, очевидно, как простые грузовики.

Вряд ли американцам имело возможность прийти в голову, что они в действительности реализовывают шасси для броневиков. В это же время в СССР шасси Шевроле G-7117 употреблялось среди них и для установки ракетных установок М-13. Подошло оно и для постройки «сэндвичей».

Эти автомобили оказались значительно более аккуратными, чем броневики на базе канадского Ford. Снаружи эти «сэндвичи» чем-то напоминали американский Scout Car M3A1. В ставились «рельсы» для пулемётных турелей, часто на данной базе изготавливались и самоходные миномёты.

Строились путём переделки Шевроле G-7117 и другие варианты, больше напоминающие автомобили на канадских шасси. Судя По данным, которыми мы сейчас рассполагаем,, было выстроено не меньше 13 таких броневиков.

Похожий по конструкции бронеавтомобиль на базе GMC CCKW-353

Ещё раньше, с 1946 года, палестинские иудеи стали закупать GMC CCKW-353, стандартные армейские автомобили грузоподъёмностью 2,5 тонны. Самый массовый грузовик Второй мировой деятельно распродавался со складов любым государствам, находящимся хотя бы в нейтральных отношениях с США.

Первые импровизированные броневики на данной базе строились ещё силами кибуцев и локальных мастерских Хаганы. Какие-то автомобили имели лишь бронированные кабины с моторными отсеками. Существовали и «приманки», у которых сохранялся простой с виду кузов, не смотря на то, что под тентом в действительности пряталась бронированная капсула.

Более поздние броневики отличались намного более проработанной конструкцией и смотрелись как в полной мере заводские изделия.

Разведывательно-ударный броневик на базе Dodge WC-52

Третьей платформой, прибывшей из-за океана, стали лёгкие грузовики серии T214. Общеизвестные у нас как «Додж 3/4», эти автомобили имели 12 вариантов выполнения. Самый востребованными были Dodge WC-51 и WC-52.

Изготовлявшиеся на их базе «сэндвичи» употреблялись по большей части как лёгкие многоцелевые броневики.

В этом случае базисной версией стал не БТР, а разведывательно-ударный вариант. В отличие от БТР, у этого автомобиля ставилась башня, в которой монтировался ручной пулемёт. По иронии судьбы тут, в большинстве случаев, устанавливались германские MG 34 или MG 42.

Производство таких броневиков началось в мае 1948 года, в то время, когда британские запреты уже прекратили функционировать.

Броня первой волны

Запуск программы «сэндвичей» был очень своевременным. С января 1948 года в Палестине начались по-настоящему масштабные боевые действия. 25 января Хагана заявила неспециализированную мобилизацию.

Британские армии старались не вмешиваться в конфликт, только в самых непростых обстановка разнимая противоборствующие стороны.

В последних числах Марта силы Хаганы понесли большие потери. По результатам одного из сражений они были вынуждены дать арабам все 19 бронемашин, каковые имели в то время. У мастерских, каковые занимались изготовлением броневиков, прибавилось работы. Показались новые варианты броневиков, среди них и на базе канадских Ford. Эти автомобили имели бронирование капотов и кабин, они предназначались для снабжения осаждённых поселений.

Кроме этого строились «прорыватели блокад», оснащённые таранами.

Подбитый арабами броневик, что шёл в одном из конвоев

10 марта был принят замысел «Далет». В соответствии с ему Хагана по окончанию английского полномочия преобразовывалась в полноценную армию. Помимо этого, от акций и обороны возмездия было решено перейти к наступлению, начавшемуся с 3 апреля. Импровизированные броневики принимались в этих военных действиях самое активное участие.

Продолжали они употребляться и при сопровождении конвоев. Среди автомобилей из конвоя, шедшего в поликлинику Хадасса 13 апреля, были и «сэндвичи».

Ещё интенсивнее импровизированные броневики стали использоваться по окончании 14 мая, в то время, когда была провозглашена независимость Израиля. Через день после того, как Бен-Гурион заявил о независимости, на территорию Палестины вступили войска соседних арабских стран. В тот же сутки истёк срок Английского полномочия в Палестине, и сейчас уже противоборствующие стороны кроме того формально никто не сдерживал.

Прорыватель блокады на базе 3-тонного канадского Ford. Таранами разрушали заграждения

Имело возможность показаться, что будущее новообразованного страны предрешена. Армии соперников Израиля были лучше вооружены, у них имелись танки, броневики, авиация и артиллерия. Но на практике всё выяснилось совсем не так.

На стороне оборонявшихся пребывало много тех, кто имел боевой опыт, в том числе и в армиях вторых стран. С конца мая в Израиль из Чехословакии с согласия СССР начало поступать оружие. Как раз в этих поставках были те самые германские пулемёты, каковые установили на броневики, строившиеся из Dodge WC-51.

В мастерских началось изготовление самодельных противотанковых средств.

Наконец, сами арабы были ещё теми вояками. Кроме того, что координация между союзниками была не на высоте, так и обычно более идеальное, чем у израильтян, оружие им не помогало. Арсенал ЦАХАЛ, в который 31 мая 1948 года преобразовали Хагану, уже в первоначальный месяц войны существенно пополнился за счёт трофеев.

«Сэндвич» на параде в Тель-Авиве, июль 1955 года. Подобные автомобили прослужили продолжительнее всех

Производство «сэндвичей» закончилось в мае 1948 года. Не обращая внимания на ограниченную эффективность и все неприятности, каковые свойственны импровизированным примерам военной техники, они сыграли очень ключевую роль. При помощи этих автомобилей эвакуировали обитателей атакованных поселений, на них перевозили продовольствие, они же использовались для перевозки десанта.

По мере решения проблем с бронелистами слоёная броня, имевшая недочёты, заменялась на новых броневиках на полноценную. Поздние творения Джо Крейдена уже сложно назвать импровизированными. Эти автомобили, по уровню выполнения не уступавшие «заводским» броневикам, на долгое время задержались в частях ЦАХАЛ.

Особенно это относится бронемашин на базе GMC CCKW-353. В качестве БТР они употреблялись до конца 60-х годов. Что же касается ранних «сэндвичей», то они в большом количестве сохранились на территории Израиля в качестве музейных экспонатов и памятников.

Создатель высказывает громадную признательность Александру Зеликману и Давиду Гендельману (Израиль) за помощь при подготовке этого материала.

литература и Источники:

  1. Zoltan Kluger Government Press Office.
  2. Palmach photo gallery.
  3. http://david-2.livejournal.com.
  4. http://bukvoed.livejournal.com.
  5. Фотоархив автора.

Каркасные дома и сэндвич панели из Израиля

Темы которые будут Вам интересны: