Истоки танкостроения. «трансформеры» мировых войн

Истоки танкостроения. «трансформеры» мировых войн

Превосходный коммунистический автор Николай Носов в повести о приключениях его друзей и Незнайки изобразил изобретателя Шурупчика и его шедевр — восьмиколёсный паровой автомобиль с фисташковым охлаждением: «Четыре колеса у него снизу и четыре сверху. В большинстве случаев машина ходит на нижних колёсах; верхние колёса сделаны на тот случай, в случае если машина перевернется. Все восемь колёс автомобили поставлены под углом, другими словами наклонно, благодаря чему автомобиль может ездить не только как все машины ездят, но и на боку а также на пояснице, другими словами совсем вверх ногами».

Но это — повесть-сказка. А многие армейские изобретатели ХХ столетия проектировали необычные автомобили на полном серьёзе.

Вездеход-метеор. Он же — танк-бронепоезд

«При израсходовании горючего МЕТЕОР может самостоятельно сойти с рельсов и пойти на розыски горючего, забрав находящееся под руками любое горючее».

Из описания проекта В. Емельянова

Сентябрь 1941 года. Фельдшер из Сызрани В. Н. Емельянов, не мелочась, послал самому И. Сталину собственный проект — «Сверхскоростной универсальный бронепоезд-танк ВЕЗДЕХОД».

Создатель уверял, что его детище «может ходить: по рельсам — один и с составом со скоростью более 200 км/час; по суше — преодолевая овраги и горы; может плавать по воде, независимо от глубины и ширины рек». (Тут и потом орфография и стилистика автора сохранены. — Прим. ред.) Письмо Емельянова было передано в ГАБТУ, но не впечатлило его экспертов. Из представленных бумаг стало ясно, что у автомобили нехорошая проходимость, низкая поворотливость и в целом конструкция громоздкая.

Емельянов не пал духом и ещё два года пробовал улучшить упомянутые характеристики собственного «Вездехода». В следствии предполагаемая масса танка уменьшилась в три раза, а сам он должен был вольно передвигаться по рельсам и грунту как на гусеницах, так и на колёсах. Обновлённый проект взял не меньше громкое наименование — «Универсальный бронепоезд-танк МЕТЕОР».

Емельянов обрисовывал возможности собственного изобретения так: «МЕТЕОР срочно переходит с рельсов на гусеницы и обойдет по грунтовым дорогам препятствие, а после этого снова перейдет на ж.д. пути Благодаря собственной сверхскоростности, возможность попадание в МЕТЕОР вражеских артиллерийских снарядов и авиабомб будет существенно уменьшена». Переключение между движителями должно было достигаться при помощи монтированных на танк домкратов.

Немыслимую скорость «Метеора» (более 200 км/ч) Емельянов растолковывал отказом от кривошипно-шатунной паровозной передачи в пользу гидравлической трансмиссии. Наряду с этим работу всех механизмов ходовой части и перемещение автомобили должен был снабжать один-единственный паровой цилиндр. Передаточный механизм изобретатель планировал прикрыть надёжной броней.

Котёл, кроме этого бронированный, вспоминал «всеядным». Он должен был трудиться на угле, керосине, нефти, дровах либо кроме того соломе! Не обращая внимания на все старания Емельянова, эксперты Главного автобронетанкового управления его прожектам не поддались. «Метеор» остался на бумаге.

Двойная танкетка «Сарк». Одурачь неприятеля!

Весьма нетривиальную бронемашину в 1945 г. придумали москвичи А. А. Смирнов и К. Н. Романов, назвавшие собственный проект таинственным словом «Сарк».

В чем заключалась её оригинальность? Слово авторам: «Вся установка из двух, совсем однообразных по размерам и внешнему виду, раздельно передвигающихся автомобилей. Это делается в целях маскировки основной автомобили».

Обе танкетки должен был соединять прочный кабель. По нему поступало питание для электромоторов запасном автомобили. Энергию производил генератор постоянного тока, расположенный в основной танкетке.

Протяжённость кабеля насчитывала порядка 800 метров, и для него во запасном машине планировалось установить древесный барабан. Экипажа в ней не предусматривалось. Основной же машиной должен был руководить всего один человек, а как как раз, детально писали Романов и Смирнов: «Управление основной машиной производится находящемся в ней в лежачем положении бойцом. Рычаги управления находятся у ног и рук его.

Для устойчивого положения лежачего бойца в нижних подушках делается седло, на которое боец опирается /садится/». Плечевые лямки и пружинящая подушка сверху снабжали бы водителю основной автомобили совершенную амортизацию.

Для чего по большому счету требовалась бронированный тандем и вспомогательная машина «Сарк»? Авторы в описании проекта этим вопросом не задавались. Но подчёркивали, что «копия», закрывающая основную танкетку, имела возможность бы являться движущимся боеприпасом, транспортирующим взрывчатку и уничтожающим упрочнения либо технику соперника на расстоянии кабеля.

Единственная историческая аналогия задумки изобретателей — штурмовые бочки. В войнах прошлого, вплоть до Первой мировой, их наполняли порохом, поражающими элементами (куски металла, шрапнель, пули), оснащали запалами и скатывали на вражеские армии, осаждающие крепость. Действительно, применение и создание для того чтобы импровизированного оружия семь дней предполагаемой стоимости проекта «Сарк».

модульная бронемашина и Вездеход

Проекты Емельянова, Романова и Смирнова — отнюдь не первые. За тридцать лет до этого модульные и вездеходные автомобили уже были объектом для размышлений конструкторов.

В последних числах Марта 1916 г. подданный Англии Горацио Томас Лайэлль из графства Эссекс направил русскому послу в Лондоне графу Бенкендорфу «Описание усовершенствованной комбинированной моторной повозки: автомобиля-саней-лодки-гидроплана». Лайэлль сказал о машине, похожей на лодку с пропеллерами, талантливую двигаться по любой поверхности без утраты скорости. Проходимость обеспечивалась сменной ходовой частью — колёсами, поплавками либо полозьями.

Экипаж из двух человек, по словам инженера, имел возможность заменить одно на второе без особенных упрочнений. Оружие автомобили предполагалось минимальным — один пулемёт. Слабость в сражении должна была компенсироваться свободой и мобильностью манёвра на любом рельефе.

В письме изобретатель согласился, что ещё в 1914 году предлагал собственную разработку британским армейским, но те не показали к ней интереса. Увы, но два года спустя и русские эксперты энтузиазма не показали.

«Это бронированный автомобиль-крейсер. Без оружия — бронированный транспорт … Включается подобно вагону трамвая, из-за чего, с внешней стороны, как зад так и перед отсутствуют».

Из описания проекта П. Марченко

В декабре того же 1916 г. житель Одессы П.С. Марченко внес предложение министру обороны России генералу пехоты Д. С. Шуваеву второе изобретение. Его машина конструктивно должна была складываться из свободных модулей.

К примеру, на передовой из двух повреждённых автомобилей возможно было собрать одну «здоровую» и опять послать её в бой. Вооружить автомобиль-крейсер изобретатель желал шестью 75-мм пушками корабельного примера, четырьмя башней и пулемётами с двумя зенитными орудиями.

К сожалению, авторы не приложили чертежей собственных автомобилей, ограничившись только словесными описаниями.

Сейчас многие технические предложения эры мировых войн, оставшиеся на бумаге, смогут приводить к улыбке. Но они остаются монументом исканиям инженерной мысли на тяжёлом пути от начал танкостроения к его вершинам. Изобретатели, будь они подданными короны либо гражданами СССР, были искренни в рвении оказать помощь достижению победы на фронте.

Их проекты ожидают исследователей в архивах.

Кроме этого просматривайте: Эпициклоид «Обой». Паровой каток России.

Создатель текста — Юрий Бахурин.

Юрий Бахурин — армейский историк. Создатель последовательности публикаций в центральной и региональной научной печати: изданиях «Вопросы истории», «Военный издание», «Военный архив», «Отчизна», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Создатель книги «Panzerjager направляться (P) “Ferdinand”. Боевое использование».

литература и Источники:

  • Российский национальный Военный архив (РГВИА). Ф.803. Оп.1. Д.1829. Л.75.
  • РГВИА. Ф.803. Оп.1. Д.1817. Л.103-104.
  • Центральный архив Минобороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 591. Л. 2-9,
  • ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 1695. Л. 2-6.
  • Шперк В.Ф. Фортификационный словарь. М., 1946.

История танкостроения США

Темы которые будут Вам интересны: