Истоки танкостроения. танк как предчувствие

Истоки танкостроения. танк как предчувствие

Появление танков на поле боя означало, что «война моторов» достигла собственной вершины. Этому моменту предшествовал продолжительный путь исканий, ошибок и проб, и многие его тупиковые ответвления сейчас остаются малоизвестными.

Танки вызвала логика всемирный войны с её вызовами человечеству. И, не смотря на то, что первым стал английский Mk 1, наступление эры танков предрекали кроме того простые люди в глубинке России. Они составляли собственные наивные проекты боевых автомобилей будущего.

Посмотрим на пара из них.

«Боевой ткацкий челнок»

1 августа 1915 года, ровно через год по окончании начала Великой войны, крестьянина Минусинского уезда Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса обуревало предчувствие кануна последних конца и времён света. Стремясь скинуть камень с души, он не мешкая написал письмо министру обороны России с изложением собственной идеи: создать «такое приспособление дабы отечественный воин имел возможность прилететь за пара верст через пара мин. либо часов к ему на встречу на растояние 3 либо 5 сажен и слать ему в грудь пули как ливень спулимета и всякие боеприпасы а самого воина не видно и ништо ему не вредит не считая бомбы». (Тут и потом стилистика и орфография источника сохранены. — Прим. ред.)

В письме не находилось никакого технического описания задумки Шовкопляса. Крестьянское сознание, полное веры в технический прогресс, однако, цеплялось за окружающие предметы быта в отыскивании прообразов и аналогий. И таковым стал челнок — подвижная деталь ткацкого станка, прокладывающая поперечные нити при создании ткани.

«Я сообразил што возможно устроить машину на подобие челнока швейной машины ветхого типа расширить многократно больше устроить машину прикрепить к задней части пулимет под делать колеса под его снабдить боеприпасами и разрешить войти у воздействие», — простодушно писал Шовкопляс. В конце письма он изобразил и курьёзный эскиз придуманной военной машины, взявшей наименование «Пулеход». Не обращая внимания на немыслимую простоту рисунка, в нём были учтены и моторный отсек («машина опарата»), и ходовая часть, и боевое отделение с боеукладкой!

Гоночный броневик

Значительно основательнее к собственному проекту военной машины с улучшенной аэродинамикой подошёл москвич А. И. Кудрявцев. Летом 1916 года он направил в Основное военно-эскиз управление и техническое описание «Бронированного автомобиля сигарообразной формы». В первых же строчках письма создатель перечислил конструктивные преимущества:

  • «Скользящую поверхность покатую, рикошетирующую ударяющие в нее пули;
  • пулеметы расположены на поверхности кузова, не занимая места в;
  • мотор помещенный в средине рамы шасси, позволяет ремонт его, пуск, создавать в;
  • коробка скоростей помогает как бы сиденьем».

Кудрявцев, как ему самому казалось, учёл все. Отсутствие рессор в конструкции броневика компенсировали пружины, помещаемые экипажем под фуражки. Руки пулемётчиков в выходных окнах без крышек защищали бронещитки. Бронеколпак с зенитным орудием в крыше кузова увеличивал огневую мощь. Теснота в автомобиля, кроме того при выносе пулемётов наружу, также подавалась как преимущество — так как близко прижатому к выходному окну водителю раскрывается больший обзор.

Изобретатель был уверен, что его детище благодаря форме кузова сможет послужить и скоростным тараном.

Но вердикт ГВТУ по результатам дискуссии этого проекта был лаконичен: «Размещение людей в машине не рационально. Упрочнение пулеметов не рационально. Упрочнение пушки не рационально.

Не только неспециализированная мысль, но и ни одна составляющая ее идея не может быть ни нужна, ни принята к сведению». Неосуществимым сочли кроме того создание кузова предложенной формы — хотя тут снобизм армейских инженеров скоро был развеян донесениями армейских разведчиков о разработках новых броневиков в Германии.

Дорожный каток как танк

Пойти вторым путём, вернее, проложить собственный личный, ещё в начале 1915 г. решил крестьянин Архангельской губернии Павел Скрозников. В письме в Основное военно-техническое управление (ГВТУ) Военного министерства он изложил собственную «идея на устройство автомобили чтобы давить неприятельскую пехоту».

Сущность плана была несложна: пустотелый металлический цилиндр размерами 2 аршина (около 1,5 метра) в диаметре и 3 аршина (2,13 метра) в продольной проекции, катящийся при помощи автомобиля, «что подталкивает его катить». автомобиля и Оси цилиндра соединялись тягами. Трогаясь с места, последний приводил каток в перемещение и

«Пара десятков таких цилиндров, разрешённых войти в ряд на стремительный движение в пара мин. без звука, без затраты на жертв и снаряды смогут стереть с лица земли раздавить целый неприятельский отряд», — рассуждал Скрозников. К тому же, додавал он, цилиндр послужит щитом для его экипажа и автомобиля. Из-за чего бы не применять такую машину заодно и как транспортёр пехоты?

Увы, реальность в лице армейских экспертов ГВТУ не оправдала чаяний изобретателя: его предложение сочли не имеющим практического значения, а в извещении об этом ещё и попросили оплатить гербовый сбор в размере двух рублей — за почтовые затраты.

Бочка-митральеза «Вулкан»

С падением самодержавия в Российской Федерации в марте 1917 года ключ изобретательской мысли не иссяк — напротив, революция придала ему новый импульс. В мае 1917, в важный период подготовки масштабного наступления русской армии, призванного переломить движение войны, в Инженерный комитет ГВТУ обратился некто гражданин Сухманов.

Его предложение было сумбурно обрисовано, а схематический чертёж сейчас потерян. Но чего стоило уже наименование проекта — «Бочка-митральеза “Вулкан”». Обращение шла об особенной бронированной бочке до 7 аршин (5 метров) в диаметре и 9 аршин (6,4 метра) в длину.

В каждом днище бочки Сухманов предлагал расположить пулемёты. Самой любопытной подробностью проекта была ходовая часть: изобретатель отказывался от мотора в пользу мускульной силы. Приводить цистерну в перемещение следовало одному-двум сидящим в неё рабочим.

Сухманов писал: «На цилиндрическую горизонтальную часть бочки с внутренней стороны устанавливается на 4 колесиках древесный станок с механизмом для торможения и движения бочки, а к нему подвешивается второй станок с древесным полом для помещения груза… Вращение бочки достигается 2 маховиками с педалями, на каковые нажимает сидящий рабочий, помещёнными по обеим финишам неподвижного станка для перемещения вперёд и назад».

Он предусмотрел и раму на оси собственной «бочки-митральезы» для буксировки её на конной тяге по пересечённой местности. При же порчи маховиков, додавал Сухманов, «имеется возможность вращать бочку несложным переступанием рабочего по внутренней стороне бочки», — подобно белке в колесе.

Несложно додуматься, что эксперты Инженерного комитета ответили на это предложение разгромной критикой. Осуществлять перевозки кроме того на простых телегах было несложнее. Потом — тяжёлую цистерну с грузом до 1 тонны не сумели бы сдвинуть с места кроме того самые выносливые рабочие.

Ну а начав перемещение под уклон местности, бочка-митральеза «Вулкан» была бы угрозой для самих русских армий, подобно той, что замышлял против немцев П. Скрозников, о котором поведано выше.

Мысль Сухманова была забракована. Но он, сам того не подозревая, стал автором одного из первых проектов отечественного танка. Так как в 1917 само это слово ещё не стало интернациональным, в переводе с английского языка означая «цистерна».

Сейчас дорожные катки помогают мирному быту, а обтекаемость есть главным параметром для гоночных машин. Пройдя путь от примитивных разработок до танков, история расставила всё по местам. Но путешествие по этому пути к его истокам сулит ещё много открытий.

Кроме этого просматривайте: Тансформеры мировых войн.

Создатель текста — Юрий Бахурин

Юрий Бахурин — армейский историк. Создатель последовательности публикаций в центральной и региональной научной печати: изданиях «Вопросы истории», «Военный издание», «Военный архив», «Отчизна», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Создатель книги «Panzerjager Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое использование».

Источники:

  • Российский национальный Военный архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Л. 373;
  • РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1828. Л. 366-366об, 411-412об;
  • РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1829. Л. 154-156, 158-158об;
  • Документальная коллекция компании Wargaming.

Что такое танк? История танкостроения

Темы которые будут Вам интересны: