Истоки танкостроения. сухопутный броненосец

Истоки танкостроения. сухопутный броненосец

Разработкой первых английских танков занимался Комитет по сухопутным судам. За большое количество километров от Англии некоторый Карл Иванович Паккуль, рижанин, также назвал собственный проект «сухопутным броненосцем». Его детище воображало собой многоколёсную машину со целым бронированием и, по плану инженера, должно было различаться множеством нужных качеств.

«Безразлично по какой местности»

В последних числах Августа 1915 г. офицеры канцелярии Главного военно-технического управления недоумевали: ими было получено письмо от некоего Ивана Карловича Паккуля, обитателя Риги. Создатель обращался к дяде императора Николая II, великому князю Николаю Николаевичу, но наряду с этим именовал его «Императорским Величеством». Ввиду слухов в обществе об амбициях князя на царский трон, это легко тянуло на скандал, будь документ опубликован!

Но армейские инженеры предпочли разобраться с содержанием документа, а не с его формой.

Паккуль писал: «Благодаря моим техническим познаниям, мне удалось изобретать новость по армейскому ведомству, превосходящее всех существующих бронированных машин… Мои изобретение воображает собою сухопутный броненосец, свободно двигающий, безразлично по какой местности: по буграм, песку, болотам, через рек, окопов и траншей в 15 футов ширины. Имеет площадь для помещения с 10-12 скорострельных орудий либо пулеметов». (Тут и потом стилистика и орфография источника сохранены. — Прим. ред.)

Главной задачей собственной автомобили И. Паккуль видел пересечение сходу двух линий траншей и их зачистку огнём из лючков

Корпус броневика Паккуля напоминал перевёрнутую кверху дном лодку. В броневой обшивке подразумевались лючки для стрельбы — они заметны на реконструкции эскиза.

Спереди у «сухопутного броненосца» была конструкция, похожая на паровозный «каукэчер» (англ. cowcatcher). Это наклонный решётчатый «отбойник», предназначенный для сбрасывания коров, зашедших на ЖД дороги. Паккуль планировал сделать это устройство подвижным.

При подходе «броненосца» к препятствию оно поднималось, после этого машина перебиралась через рытвину либо неровность, и решётка опять опускалась. Вдобавок изобретатель не исключал установки в носовой части собственного детища ножниц для разрезания проволочных заграждений.

Шасси броневика Паккуля складывалось из пяти пар колес и расположенного спереди катка — «бегуна», соединённого с передней парой и движущегося вместе с ней. «Сухопутный броненосец» должен был приводиться в перемещение единственным мотором, расположенным в задней части корпуса. Цепная передача должна была вращать колёса автомобили. Каждое из них крепилось к вертикальной оси с рычагами.

По плану Паккуля, эти оси разрешали бы разворачивать колёса в любом направлении.

«подводные» камни «и Броненосец»

Как и любую подобную инициативу, проект Паккуля подвергли анализу, что распознал последовательность его конструктивных недочётов:

«1/ Автомобиль лишен возможности поворачиваться, поскольку все колеса, числом 5 пар, расположены на одной твёрдой раме и в случае если эти колеса повернутся в один момент параллельно в какую нибудь одну сторону, как проектирует создатель, то автомобиль будет двигаться облически». Несложнее говоря, машину понесёт вкривь и вкось. Наряду с этим ходовая часть имела возможность сломаться и, вероятнее, сломалась бы в начале перемещения.

В проекте Паккуля не предусматривалось кроме того намёка на амортизацию. Создатель подчёркивал, что видит собственный детище не только военной машиной, но и бронированным транспортом. Но на деле людям в броневика при перемещении по пересечённой местности было нужно бы несладко.

За подтверждением на большом растоянии ходить не нужно, достаточно отыскать в памяти, как страдали от тряски экипажи ромбовидных английских танков.

В недочёты были занесены через чур большие размеры «сухопутного броненосца». По расчётам экспертов ГВТУ, протяженность «сухопутного броненосца» составила бы целых 7 саженей (около 15 метров). Впечатляющие габариты броневика сам Паккуль очевидно вычислял преимуществом. Он считал, что основная задача его автомобили — пересечь сходу две линии вражеских окопов и зачистить их пулемётным огнём. Но в действительности расстояние между траншеями в годы Первой Мировой составляло 100–300 шагов.

Так что военная машина Паккуля бы хорошей мишенью для артиллерии соперника, причём кроме того не манёвренных траншейных пушек, а громоздких полевых.

«4/ Двигатель внутреннего горения, поставленный в автомобили, будет перегреваться», — говорилось в отчёте экспертов. Но кроме того, изобретатель не предусмотрел ни выхлопной, ни охладительной совокупности двигателя. Другими словами неясно, что произошло бы раньше — вышел бы из строя мотор либо задохнулись бы пехотинцы и экипаж в «броненосца».

Заключение армейских инженеров гласило: «Проект не обдуман и таковой автомобиль не пригоден». Вторых военно-технических предложений Паккуля архивы и история не сохранили, да и сложно сообщить, взял ли он по большому счету извещение от ГВТУ. Летом 1915 года фронт близко подошел к Риге, начались массовые эвакуации предприятий и финал беженцев из города.

О обычной работе почты в речи и такой ситуации быть не имело возможности.

В осеннюю пору в ГВТУ поступил проект, схожий с машиной Паккуля: «бронированный авто-вагон инженер-механика Конова». Он совпадал с «сухопутным броненосцем» в деталях и назначении конструкции (перевозка резервов, целое бронирование, кроме того режущее приспособление спереди), также как и в её недостатках (громадная масса, не сильный манёвренность, перегрев двигателя). Письмо Конова также убрали под сукно.

До выхода первых настоящих танков на поле боя оставалось уже меньше года.

Кроме этого просматривайте: «Автомобили неизвестных конструкторов».

Создатель текста — Юрий Бахурин

Юрий Бахурин — армейский историк. Создатель последовательности публикаций в центральной и региональной научной печати: изданиях «Вопросы истории», «Военный издание», «Военный архив», «Отчизна», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Создатель книги «Panzerjager Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое использование».

литература и Источники:

  • Российский национальный Военный архив (РГВИА). Ф. 803. Оп. 1. Д. 1855. Л. 72-75, 77-77об, 98-99.
  • Документальная коллекция компании Wargaming.
  • Колоницкий Б. И. Солдат «ветхого времени»: образы князя Николая Николаевича в годы Первой Мировой// Studia Russica на данный момент et Tartuensia X: «Век сегодняшний и век прошлый»: культурная рефлексия прошедшей эры: В 2 ч. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastaus, 2006. Ч. 2. С. 297–326.

Школы танкостроения: итальянские танки

Темы которые будут Вам интересны: