Истоки танкостроения. эпициклоид «обой»

Истоки танкостроения. эпициклоид «обой»

Финиш весны 1915 года стал тяжёлым временем для России и её армии. Замечательное наступление германо-австрийских армий, начавшееся 2 мая, поставило фронт и всю территорию Царства Польского под угрозу.

4 мая 1915 года в канцелярию Николая II поступило необычное письмо, направленное лично царю. Его автором значился некто Иван Фёдорович Семчишин — обитатель города Львова, с сентября 1914 года пребывавшего в составе России. Не в полной мере обладая русским языком, Семчишин сполна компенсировал это размахом и пышностью слога изобретательской мысли. Его письмо было озаглавлено «Проект на машину до военных крепостей и разбивания траншей».

Оно в тот же час же было передано на экспертизу армейским экспертам в Технический комитет Главного военно-технического управления (ГВТУ). Эта организация конкретно занималась анализом предложений военных и русских изобретений, стекавшихся в военное ведомство в 1914–1918 годах в огромных количествах.

Меняющий ландшафты

Армейским инженерам было не привыкать к авангардным идеям, но проект Семчишина поразил кроме того их воображение. Создатель писал: «В то время, когда бы мы имели какую-то большую, бронированною, в мотором обращаемую бочку либо каток, что бы поворотивался в означенных намы напрямах, – мы имели возможность бы ехать ним по неприятелям. Подобное соображает мой проект до уничтожувания укрепленных местностей и составляющую собой мобильную крепость, которою то машину назову тут «Обой». (Тут и потом орфография и стилистика автора сохранены. — Прим. ред.)

321 км/ч

Эту немыслимую скорость должен был развивать «Обой», по плану И. Семчишина

Обращение шла о бронированном эллипсоиде (в терминологии Семчишина — «эпициклоиде») циклопических размеров: порядка 605 метров в высоту и 960 метров в ширину. Броня «Обоя», по плану автора проекта, должна была противостоять как вражеским пулям, так и артиллерийскому огню либо минным заграждениям. В ней планировались два люка на каждой из вершин эллипсоида, закрытые прочными крышками. Высоту порядка 300 метров до них следовало преодолевать по верёвочным лестницам. В том месте же размешались командный пункт, прожекторы, станция радио телеграфа.

До сих пор ошибочно считалось, что «Обой» не оснащался оружием, но архивные документы говорят об обратном. В конструкции данной огромной автомобили отводилось место и для орудий тяжёлой артиллерии.

В корпуса предусматривались разветвлённая канализация, совокупность газопроводов и воздуховодов, и «электрическия проволоки, телефоны, элеваторы, вентиляторы и т.п.». На многоэтажных галереях наровне с неким огромным двигателем должны были размешаться жилые помещения, мастерские, магазины. В сущности, Семчишин предлагал проект кроме того не дома, а мобильного города.

Колёса в устройстве «Обоя» отсутствовали: он сам по себе являлся колесом, либо моноциклом. Машина должна была приводиться в перемещение при помощи сложной совокупности паровых двигателей, маятников и динамо-машин. Эта совокупность производила бы «энергию запасну, кинетическую и потенцияльну». Маховик-эксцентрик преобразовывал бы вращательное перемещение в поступательное, снабжая перекатывание «эллипсоида».

Создатель проекта не уточнял, какой мощности двигатели требуются для этого, но доводил предполагаемую скорость «Обоя» до ошеломительных 321 км/ч.

Но вердикт армейских инженеров был кратким и категоричным: предложенный проект неосуществим.

Осуществимо? Вероятно? А что если?

Армейские были правы. Но на данный момент, в то время, когда прошло целое столетие стремительного технического прогресса, давайте разберемся, из-за чего.

В первую очередь, «Обой» нереально выстроить. Сборочного цеха, подходящего по размеру для аналогичных работ, не существует до сих пор. Выстроенный супертанк Семчишина был бы выше большинства современных небоскрёбов. Строений шириной более 900 метров в мире также вряд ли найдётся большое количество.

Увидим, ни одно из них не владеет свойством к передвижению.

Машину следовало строить вблизи от линии фронта. В другом случае, двигаясь к ней, «Обой» не только исчерпал бы моторесурс собственных больших двигателей. Он необратимо поменял бы ландшафт местности, давя «все что будет на его дороге; — человек, скот, бронированные повозы, мосты, шоссе».

«В то время, когда выстроим Обоя вышиною в метров много, то такая катающаяся крепость будет в состоянии переехать высоты и долины. Перекатается через бугры, лесы, реки, болота, деревни и города… Обой не будет опасаться пушок пулеметов, ружейных пуль, мин, окопов, волчьих ям, проволочных заграждений, бомб, обжигательных и зажигательных материялов, — сдавить кождое строение нынешней бронетехники» (из письма И. Семчишина)

Постройку кроме того опытного образца «Обоя» Семчишина было бы невозможно скрыть от вражеской разведки. И в случае если сорвать труд интенсивности и такого объёма не имела возможность кроме того команда диверсантов, то перед авианалётом и бомбардировкой он был бы беспомощен. Как минимум потребовалось бы организовать отдельный район ПВО.

Кроме того в случае если счесть всё это пускай непростым, но всё-таки делом техники, то уже на старте машина была бы деформирована и уничтожена: запланированные 100 мм брони смялись бы, как фольга, под ужасным весом «Обоя».

Год спустя второй изобретатель внес предложение армейскому ведомству идею принципиально новой брони. Из кручёной верёвки диаметром около 1,9 см предписывалось сплести ткань, а после этого «сгустить так очень сильно что бы оказалась окаменелость». Тканевую базу толщиной 71 см необходимо было уложить на сталь толщиной не меньше 10 см.

Но кроме того это предложение, опередившее разработки комбинированной брони в США и СССР на десятки лет, не спасло бы гиганта инженерной мысли от участи быть раздавленным собственной массой.

Через два с лишним десятилетия, в июле 1943 года, мысль аналогичной военной машины взяла второе рождение в миниатюре. Инженер-механик А. С. Дашевский предлагал собственную разработку «движущейся крепости» эллипсоидной формы. Толщина её брони составляла 200 мм, а вот диаметр — 2,5 метра, и протяженность 5 метров максимум.

Машина Дашевского была как бы карликовым «Обоем».

В целом в первой половине ХХ века и в годы ВОВ предлагалось множество проектов танков сферической формы. Сейчас они становятся всё более известными широкому кругу любителей военной истории. В этом последовательности «машина для уничтожения крепостей “Обой”» остаётся наибольшей в истории спроектированной единицей военной техники.

Создатель текста — Юрий Бахурин

Юрий Бахурин — армейский историк. Создатель последовательности публикаций в центральной и региональной научной печати: изданиях «Вопросы истории», «Военный издание», «Военный архив», «Отчизна», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Создатель книги «Panzerjager Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое использование».

литература и Источники:

  • Российский национальный Военный архив (РГВИА). Ф. 803. Оп. 1. Д. 1828. Л. 123–134.
  • РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1816. Л. 104, 104об.
  • Пашолок Ю. И. Металлические шары Сталина. — М.: Тактикал Пресс, 2014. — С. 116–117.

Эпициклоид «Обой»

Темы которые будут Вам интересны: