Истоки танкостроения. грёзы о стальных армадах

Истоки танкостроения. грёзы о стальных армадах

Танкостроение неразрывно связано с стратегией и тактикой применения бронетанковых армий. В архивах сохранилось не так много документов на эту тему, и тем полезнее любой из них. Вот пара аналогичных находок периода Первой мировой и Великой Отечественной войн. Они наивны, местами кроме того абсурдны.

Но их авторам не отказать в одном: неравнодушии к происходящему в тяжёлую для отечества пору.

Сухопутная эскадра Кангро

В июле 1917 года петроградский обыватель Е. В. Кангро составил и передал в Инженерный комитет проект самоходной артиллерийской батареи. Чертежей либо эскизов батареи Кангро к письму не приложил, о её конструкции сейчас возможно лишь догадываться. Но значительно любопытнее самого проекта был изложенный автором развёрнутый замысел боевого применения таких автомобилей.

Изобретатель утверждал, что его будущие САУ смогут «передвигаться по какой угодно земле при полном отсутствии дорог, взбиратся и спускатся по не через чур крутым берегам озёр и рек (до 35°), переплывать самостоятельно водные пространства, переправлятся через балота, вольно брать препятствия» (тут и потом стилистика и орфография источника сохранены. — Прим. ред.). В собственных честолюбивых планах Кангро мечтал, как масса его самоходок штурмует Северный фронт по всей его длине, «которая тянется широкою полосою в пара сот верст от России по берегам Балтийского и Северного морей впредь до Франции».

Приграничные упрочнения Кангро не заботили, куда большее значение он придавал инфраструктуре и промышленному потенциалу неприятеля недалеко от наступления. Наступающая армада самоходных батарей должна была громить не войска соперника, а его транспортные магистрали, не давая скоро перебросить к передовой войска, подвезти для них боеприпасы и продовольствие. В чём Кангро был прав, так это в том, что срыв боевого снабжения — верный путь к поражению в войне.

Кроме этого, идущая через север Германии артиллерийская армада сносила бы на своём пути оружейные и судостроительные фирмы неприятеля, верфи и доки, авиабазы. Кангро предлагал прогуляться сталью и огнём на протяжении всего германского побережья. Он учёл и помощь с воздуха — сухопутную эскадру должен был сопровождать спецавиаотряд с мобильной ремонтной базой.

А также ужасный знак Первой Мировой, химическое оружие, не тревожил стратега: «Самоходам газы не так уж страшны, поскольку самоходы снизу и со всех сторон совсем закрыты и не проницаемы (искуственная вентиляция)».

Само собой разумеется, проект Кангро был утопичным. Но с учётом отсутствия у него военного образования в подробностях изобретатель превзошёл и Жана-Батиста Этьена, одного из отцов-основателей бронетанковых армий, генерала, и германского мастера саморекламы Хайнца Гудериана. Однако летом 1917 года руководству было не до глобальных планов Кангро.

Армия, охваченная революционным хаосом, предприняла масштабное наступление имевшимися силами, и оно провалилось. А успех массированных танковых атак годом позднее, на протяжении «Стодневного наступления» на Западном фронте, вряд ли впечатлил Кангро: его проект был куда масштабнее английского.

Геометрия победы

Армейские архивы периода ВОВ также не лишены стратегических замыслов. Один из аналогичных проектов поступил в министерство обороны (НКО) СССР в сложнейшее время августа 1942 года. Авторы, политрук Е. В. младший лейтенант и Коробка С. Т. Бурдюгов, видели целью собственных разработок ни больше ни меньше как безостановочное наступление армий Красной армии и разгром неприятеля. Но как достигнуть этого?

Ответ был несложен: «Самым эфективным образом применять боевую технику на узком участке; этого достигаем совокупностью звездообразного наступления».

Ещё древние римляне говорили, что хорошее начало — добрая половина дела. В плане Бурдюгова и Коробки успех зависел от прорыва группировок войск СССР на последовательности участков фронта. По окончании прорыва красноармейские танковые соединения преследовали неприятеля, а вторым эшелоном к фронту подтягивались резервы. И потом наступал главной момент всей операции: «Фланговые по три группировки любая разворачиваются на лево и на право и наносят сопернику фланговый удар».

По плану, соперник появился между двух огней — наступающими частями и войсками второго эшелона. Гитлеровцев ожидало бегство не от фронта, а на протяжении его линии. В итоге начинали наступать и советские резервы. Доказательством теоремы Коробки — Бурдюгова должна была помогать победа.

Но ответа на их письмо в документах советского Генштаба найдено не было.

«Раш» свидетельствует «ринуться»

В игровом сленге World of Tanks имеется слово «раш» (англ. rush — «ринуться, ринуться»). В годы ВОВ данный англицизм ещё был малоизвестен, но сложно подобрать более правильное определение одному из замыслов разгрома гитлеровской Германии, изобретённому в то время.

Практически в один момент с письмом Бурдюгова и Коробки, рассмотренным выше, в НКО СССР поступило письмо некоего А. Каргополова, обитателя Сталинграда. Создатель предлагал Ставке совсем новую тактику применения бронетанковых армий, именуя её «иррациональной», другими словами непостижимой умом. Главные фразы в тексте письма выделены, как, к примеру, эта: «Современная тактика в чистом собственном виде признает лишь одно: перемещение, перемещение вперед и лишь вперед, не смотря ни на что вперед!» Каргополов предлагал сосредоточить на отдельном участке фронта предельное число танков, в течение дня прорвать ими фронт и ворваться на территорию Германии. «При таких условиях через 6-7 дней Берлин будет находиться перед угрозой», — предвкушал иррациональный тактик.

Каргополов в собственном послании не скупился на восклицательные символы: «Никаких оглядок на тыл! У таких армий нет тыла. Лишь вперед и вперед».

Помимо этого, он предлагал организовать подобный прорыв силами англо-американских союзников с Запада. Их танковые армии следовало перебросить прямиком в Германию по воздуху. «В случае если мое предложение в чем-либо окажет помощь отечественному руководству, буду радостен. Верю, в моем предложении нет ничего несбыточного либо фантастического», — завершал Каргополов письмо. Оно было подшито в дело в трёх копиях, вместе с тем не снискало должной оценки руководства.

14 дней спустя германская авиация совершила ужасную бомбардировку Сталинграда, и война пришла к мечтателю к себе. Будущее его нам малоизвестна.

Кроме этого просматривайте: «Сухопутный броненосец».

Создатель текста — Юрий Бахурин

Юрий Бахурин — армейский историк. Создатель последовательности публикаций в центральной и региональной научной печати: изданиях «Вопросы истории», «Военный издание», «Военный архив», «Отчизна», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Создатель книги «Panzerjager Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое использование».

Источники:

  • Российский национальный Военный архив (РГВИА). Ф. 803. Оп. 1. Д. 1817. Л. 156-159.
  • Центральный архив Минобороны РФ (направляться РФ). Ф. 14. Оп. 11603. Д. 2. Л. 315-326об.
  • ЦАМО РФ. Ф. 14. Оп. 11603. Д. 17. Л. 275-276об, 285.

История русских танков -От Николая 2 до наших дней часть 1 ..

Темы которые будут Вам интересны: