Ис-7: титан, опоздавший на войну

ИС-7 рождался в необычное, по-своему сложное для советской танковой индустрии время. Водружение Красного знамени над Рейхстагом принесло не только радость победы в Великой Отечественной войне, но и неприятности обустройства народного хозяйства по требованиям мирного времени. Нужно было отстраивать заново города, возвращать из эвакуации фабрики, поменять уклад оборонной индустрии.

Народный комиссариат танковой индустрии, управлявший производством и конструированием танков, был преобразован в Народный комиссариат транспортного машиностроения, а в начале 1946 года, по окончании упразднения совокупности наркоматов, в одноименное министерство. Военные машины армейского времени усовершенствовались по программе УКН (устранение конструктивных недочётов) для более долгой эксплуатации в регулярных армиях. Часть работ по перспективным проектам танков была свернута, оставшиеся длились с меньшей интенсивностью.

В числе таких послевоенных проектов был и танк, названный позднее «Объект 260». Работы над ним начались еще в конце 1944 года. По плану новая машина должна была воплотить все наработки, появившиеся из боевого применения и опыта конструирования тяжелых танков.

Проектом занималось конструкторское бюро Умелого завода № 100 под управлением Жозефа Яковлевича Котина.

Ис-7: титан, опоздавший на войну

Источник: http://tanksdb.ru/

Весной 1945 года было создано пара вариантов проекта нового танка: «Объект 257», «Объект 258» и «Объект 259». Позднее, в следствии анализа сильных и не сильный сторон этих проектов, был выдвинут окончательный вариант технических требований. За новой машиной закрепили обозначение «буквенный 260» индекс и Объект ИС-7.

К разработке нового танка были привлечены более 20 научных учреждений и институтов. В ходе конструирования было обнаружено более 25 неповторимых технических ответов, не видевшихся ранее в аналогичных автомобилях.

Рабочие чертежи ИС-7 готовься уже в сентябре 1945 года. Трехгранную лобовую часть он унаследовал от ИС-3, но тут она не так очень сильно выступала вперед и имела более толстую броню (150 мм против 100 мм у предшественника). Не обращая внимания на достаточно компактные габариты, вес военной машины достигал 65 тысячь киллограм.

Для для того чтобы тяжелого танка разработчикам нужен был двигатель мощностью 900-1200 л.с. За его разработку взялся завод № 800, но опоздал к поставленным срокам. Завод № 77 предлагал альтернативу в виде спаренной установки дизелей В-16, но по итогам опробований была распознана ее полная конструктивная непригодность. Тогда Кировский завод совместно с заводом № 500 в спешном порядке приступил к созданию нового двигателя ТД-30 на базе авиационного АЧ-30.

Он разрешал достигать скорости до 60 км/ч на жёстком грунте и порядка 30 км/ч на разбитой булыжной дороге. Данный двигатель установили на двух первых примерах ИС-7, не смотря на то, что из-за низкого качества сборки он потребовал дополнительной доводки.

Первый вариант трансмиссии «Объекта 260» имел шестиступенчатую КПП, планетарный гидравлические сервоприводы и механизм поворота, облегчавшие управление танком.

Ходовая часть разрабатывалась на базе новых вариантов подвесок, испытанных на примерах серийных танков. ИС-7 взял последовательность неповторимых для отечественного танкостроения новшеств: гусеницы с резино-металлическим шарниром, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, опорные катки с внутренней амортизацией для громадных нагрузок, и пучковые торсионы.

Источник: http://tanksdb.ru/

Для «Объекта 260» планировалось создать новую 122-мм пушку с начальной скоростью бронебойного боеприпаса около 1000 м/с, но работы по ней не были закончены в срок. Исходя из этого в начале 1946 года Центральное артиллерийское конструкторское бюро спроектировало по просьбе Ж.Я. Котина 130-мм пушку С-26 с щелевым дульным тормозом. Ее баллистические характеристики были близки к морскому орудию Б-13 подобного калибра.

Использованный в конструкции механизм заряжания разрешал создавать 6-7 выстрелов в 60 секунд. Кроме главного орудия, танк имел семь пулеметов: один 14,5-мм КПВ и шесть 7,62-мм РП-46.

Первый ИС-7 был собран 8 сентября 1946 года. До Января этого года танк прошел 1000 км и по итогам ходовых опробований был признан отвечающим главным тактико-техническим требованиям. Второй экземпляр, собранный 25 декабря, успел пройти лишь 45 км. Кроме двух умелых автомобилей, на Ижорском заводе изготовили еще два броневых корпуса и две башни для опробований обстрелом из орудий калибра 88, 122 и 128 мм.

Полученные результаты были учтены при разработке окончательного варианта бронирования танка.

в течении следующего года конструкторское бюро Кировского завода трудилось над улучшением конструкции ИС-7. Новый танк сохранил большая часть черт прошедшей модели, но взял последовательность усовершенствований. Ширина корпуса увеличилась до 3,4 м, а неспециализированная высота уменьшилась до 2,6 м благодаря более сплюснутой башне. Вес танка увеличился до 68 тысячь киллограм.

По предложению конструктора Г.Н. Москвина корпус кроме этого взял криволинейные борта.

Двигатель ТД-30 заменили на серийный морской дизель М-50Т мощностью 1050 л.с. Для его охлаждения в первый раз в отечественном танкостроении употреблялись эжекторы, изготовленные из фрезерованных броневых страниц. Количество топливных баков из особой прорезиненной ткани был увеличен с 800 до 1300 литров.

В танке была установлена новая восьмиступенчатая трансмиссия, созданная совместно с МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Ходовая часть включала в себя 14 двойных опорных катков громадного диаметра с внутренней амортизацией. Несколько инженеров под управлением Л.З. Шенкера создала гидравлические амортизаторы двустороннего действия, применение которых увеличило плавность хода.

Гусеницы с резино-металлическим шарниром были сложны в производстве, но владели высокой износоустойчивостью и разрешали снизить уровень шума при перемещении танка. Ширина гусеничной цепи составляла 710 мм.

Центральное артиллерийское конструкторское бюро усовершенствовало пушку С-26. Предложенное вместо нее 130-мм орудие С-70 стреляло бронебойными боеприпасами массой 33,4 кг с начальной скоростью 900 м/с. Механизм заряжания имел электропривод и относительно маленькие габариты.

Прицельный комплекс кроме этого был доработан для ведения правильной стрельбы на дальних расстояниях.

Источник: http://tanksdb.ru/

Танк взял второй турельный крупнокалиберный пулемет, что крепился на особой штанге на крыше башни. Он имел дистанционное управление и так разрешал, не выходя из танка, вести пламя как по наземным, так и по воздушным целям. Еще три пулемета (КПВ и два РП-46) размешались в маске пушки, два РП-46 пребывали на надгусеничных полках, два крепились на башне.

ИС-7 был оборудован автоматической совокупностью пожаротушения конструкции М.Г. Шелемина, рассчитанной на трехразовое включение при возгорания танка. Она устанавливалась в моторно-трансмиссионном отделении автомобили.

Экипаж ИС-7 складывался из пяти человек – механика-водителя, начальника, наводчика и двоих заряжающих, каковые размешались в башне. Место начальника было справа от орудия, место наводчика — слева. Передающие, кроме исполнения собственной базой обязанности, были важны и за управление пулеметами.

Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре танка ИС-7. Заводские опробования продемонстрировали, что, не обращая внимания на громадную массу, машина нормально развивает скорость 60 км/ч и владеет хорошей проходимостью.

По окончании заводских опробований новые ИС-7 передали на национальные. Танк сильно поразил участников рабочей группы. Основной испытатель Министерства транспортного машиностроения СССР Е.А. Кульчицкий писал:

«Мне была оказана большинство, я взял предложение первым придать перемещение этому превосходному танку. Тяжело передать словами собственные ощущения. При скорости более 60 км/ч эта тяжелая машина легко откликается на самые незначительные упрочнения, прикладываемые к педалям и рычагам.

Передачи переключаются мелким рычажком, машина полностью покорна водителю».

ИС-7 был фактически неуязвим: он выдержал обстрел не только из 128-мм германской пушки, но и из собственного орудия. Более того, совершённый на псах опыт свидетельствовал о высокой степени защищенности экипажа в боевых условиях. Сущность опыта была в следующем: животных посадили на места экипажа, по окончании чего подвергли танк обстрелу.

На состоянии псов перенесенное опробование никак не сказалось.

Не обошлось и без происшествий. На протяжении обстрела у одного танка отвалился блок подвески с катком: боеприпас, скользнув по гнутому борту, попал в слабо приваренную подробность. У другого танка при пробеге загорелся двигатель, выработавший на опробованиях собственный гарантийный срок.

Совокупность пожаротушения не смогла погасить пламя, экипаж покинул машину, и танк сгорел. Но в целом опробования были впечатляющими.

Источник: http://tanksdb.ru/

Сложно сообщить, как успешным был бы ИС-7, если бы отправился в массовое производство. Заказу на первые 50 автомобилей, взятому Кировским заводом во второй половине 40-ых годов XX века, не суждено было воплотиться в железе по обстоятельству дефицита финансирования – советская оборонная индустрия переориентировалась на создание более недорогих средних танков.

К тому же, транспортировка автомобили весом 68 т была неосуществима: железные дороги того времени не разрешали перевозить грузы тяжелее 50-55 тысячь киллограм, и армейские настаивали на облегчении танка. Скоро работы по ИС-7 были прекращены.

По тактико-техническим чертям «Объект 260» превосходил как танки Второй мировой войны, так и собственных послевоенных современников. В первой половине пятидесятых годов самые мощными по вооружению и бронированию были английский «Конкерор» и американский M103. Оба танка имели 120-мм орудия (L1 и M58 соответственно). Как продемонстрировали опробования, пробить корпус и башню ИС-7 из аналогичных пушек выяснилось нереально.

Помимо этого, коммунистический танк при схожей массе существенно превосходил обе машины по подвижности: 60 км/ч против 34 км/ч. Танки, возможно талантливые тягаться с ним на равных, показались за границей лишь в 70-80-х годах XX века.

Однако, сама концепция «совершенного» танка начала устаревать. Во второй половине 40-ых годов XX века был образован армейский блок НАТО, геополитическое противостояние СССР и Запада потребовало изменений. На первое место в «Громадной игре» вышло авиация и ядерное оружие, а для ответа локальных распрей лучше доходили средние танки.

ИС-7 стал могучим апофеозом развития советских тяжелых танков. Он опередил собственный время и дал большое количество перспективных наработок, но был не пользуется спросом в силу исторических реалий.

Источники:

  • Свирин М.Н. Военная техника Сталина. самоходки и Танки СССР. – М., 2014.
  • Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Советские тяжелые послевоенные танки. – М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 1996.

ИС-4 vs ИС-7: Финальная битва — Танкомахач №84 — от ARBUZNY и Necro Kugel [World of Tanks]

Темы которые будут Вам интересны: