Импровизация в промышленных масштабах

Импровизированная военная техника показалась ещё в годы Первой мировой, но по-настоящему деятельно её стали использовать на протяжении гражданской войны в Испании. Главной темой для военно-технического творчества тут стало изготовление импровизированных бронеавтомобилей. Однако, определённое распространение взяли и бронированные трактора.

Менее мобильные, чем колёсные броневики, в условиях Испании они были не через чур востребованными. Новый всплеск изготовления импровизированной военной техники пришёлся на Вторую мировую войну. Громаднейшее количество бронетракторов произвели в СССР, причём один из них, ХТЗ-16, кроме того был принят на вооружение и выпускался в промышленных масштабах.

Сейчас, 20 июля, данной машине исполняется 75 лет.

Всё для фронта. Всё, что угодно

За первые 20 дней операции «Барбаросса» германским армиям удалось нанести сокрушительный удар по Красной армии, из-за которого та за маленький срок лишилась более половины собственных танков. Большая часть из потерянных танков считалось уже устаревшим, и замена для них уже начала строиться. Но среди утрат были и совсем новые Т-34 с КВ. Фактически сразу после начала ВОВ количества производства новых танков были пересмотрены в сторону резкого повышения.

Неприятность была в том, что не смотря на то, что на бумаге такие замыслы выглядят прекрасно, на практике резкое повышение выпуска ограничивалось значительными трудностями. Особенно тяжёлой была обстановка с лёгкими танками. По предвоенным замыслам главным лёгким танком должен был стать Т-50.

Но эту машину лишь начали создавать, да и с моторами для неё обстановка была далеко не радужной.

Импровизация в промышленных масштабах

Силовую установку для Т-50 делали на заводе №75 в Харькове. Тут же был завод №183, в то время главной производитель среднего танка Т-34. Рядом размешался и Харьковский тракторный завод (ХТЗ), главный производитель лёгких сельскохозяйственных тракторов. С 1937 года тут выпускался лёгкий трактор СХТЗ-НАТИ, созданный в 1935 году коллективом Научного автотракторного университета (НАТИ).

Трактор данный кроме этого использовался в качестве артиллерийского тягача. Но, доходил он для таковой роли не отлично. Применяя наработки по СХТЗ-НАТИ, в 1935 году советские конструкторы создали особый транспортный трактор, отправившийся в серию как СТЗ-5.

Не обращая внимания на схожий с танкостроительными фабриками профиль ХТЗ, в замыслах 1941 года его производственная площадка как база для танкового производства не значилась. Не было её и в начале войны, потому, что кроме того для выпуска лёгкого Т-50 требовалось очень сильно переделывать производственные мощности. К тому же, как упоминалось выше, неприятности с силовой установкой очень сильно ограничивали возможности по выпуску этого танка.

А 13 июля 1941 года вышло распоряжение ГКО №124, в соответствии с которому оборудование из начавшего строится нового цеха на ХТЗ отправлялось в Сталинград для монтажа его на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ).

Трактор СХТЗ-НАТИ, послуживший базой для бронетрактора ХТЗ-16

В это же время коллективы ХТЗ и НАТИ нашли метод оказать помощь Отчизне в данный важный момент. О том, была ли это инициатива сотрудников НАТИ/ХТЗ, или же мысль появилась у военных, история умалчивает. Наверное, обращение однако идёт о предложении заводчан.

В первых числах Июля 1941 года в стенках НАТИ начали реализовывать проект, возобновлявший идеи начала 30-х годов. Тогда на базе тракторов было создано семейство бронированных гусеничных автомобилей, включая самоходные артиллерийские установки. Приблизительно по тому же пути пошли и сейчас.

Работы со стороны НАТИ возглавили инженеры В. Я. Слонимский, в своё время руководивший разработкой СХТЗ-НАТИ, и Е. Г. Попов, позднее создавший тягач НАТИ Д (Я-11). Кроме этого в работах учавствовали А. М. Черепин и А. В. Сапожников. Последний до того являлся водителем-испытателем тракторов.

Сопровождавшая проект распоряжения ГКО №219/сс записка. На ней возможно заметить росписи Сталина, Молотова, Маленкова

Уже к середине месяца технический проект бронированного трактора на базе СХТЗ-НАТИ был подготовлен и послан на рассмотрение наркома среднего машиностроения В. А. Малышева. В общем и целом предложенный НАТИ бронетрактор был одобрен, и 19 июля Малышев направил Сталину проект распоряжения ГКО о выпуске двух тысяч таких боевых автомобилей. Существует информация о распоряжении Госкомобороны N019 «Об экранировке лёгких танков и о бронировании тракторов».

В соответствии с ему, производство тракторов возлагалось на ХТЗ и СТЗ. На деле эта информация не соответствует действительности.

Для начала, подписанное 20 июля 1941 года распоряжение ГКО носило номер 219/сс (совсем тайное) и было озаглавлено как «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». Наряду с этим о СТЗ в нём обращение кроме того не велась, бронетрактора планировалось производить только в Харькове. В соответствии с указанным в распоряжении срокам, уже в августе ожидалось взять первые 50, в сентябре 850 и в октябре 1100 автомобилей.

Помимо этого, как говорилось чуть выше, обращение в документе шла не о разработке трактора, а уже о внедрении его в производство.

Не соответствует действительности и информация о том, что выбор делался из четырёх образцов тракторов, причём якобы происходило это в августе. В распоряжении ГКО №219/сс чётко прописаны не только база (СХТЗ-НАТИ), но и тактико-технические характеристики бронетрактора. Оружие автомобили складывалось из 45-мм пушки, спаренной с пулемётом ДТ, бронирование лба достигало 30 мм, бортов 13,5 мм.

Трактор должен был развивать скорость 18–20 км/ч по дороге и до десяти километров/ч по целине.

Месяц без брони

В первый раз обозначение ХТЗ-16 показалось в переписке в первых числах Августа 1941 года. К тому моменту сотрудники НАТИ и коллектив ХТЗ уже начали совместную работу по внедрению бронетрактора в серийное производство. Со стороны ХТЗ работы по ХТЗ-16 велись под управлением главного конструктора М. С. Сидельникова.

Предполагалось, что к 12 августа будет подготовлено два умелых примера бронетрактора, в действительности же к тому моменту удалось сделать лишь одну машину. Ввиду отсутствия страниц толщиной 13 мм корпус умелой автомобили имел борта толщиной 10 мм, а остальные страницы были и вовсе не из брони, а из котельного железа.

Опытный образец ХТЗ-16, август 1941 года

К тому моменту, в то время, когда умелая машина вышла на опробования, на ХТЗ вовсю шли работы по изготовлению шасси для бронетракторов. В литературе довольно часто видится информация, что в качестве базы ХТЗ-16 употреблялся трактор СТЗ-3, но это не соответствует действительности. В техническом описании автомобили чётко указано, что базой для неё служил как раз СХТЗ-НАТИ, сельскохозяйственный трактор. Действительно, для применения его в качестве базы для ХТЗ-16 было нужно вносить трансформации по 27 группам узлов.

Это и неудивительно, потому, что СХТЗ-НАТИ с его «небольшим» пространством и носатой компоновкой, пригодным для применения в качестве боевого отделения, в исходном виде как заготовка для бронетрактора не годился. Требовалась его перекомпоновка, и замена некоторых узлов.

Для начала, мощностью тракторного двигателя 1-МА увеличили с 52 до 58 лошадиных сил. Это мало, но с учётом возросшей с 5,1 до 8,6 тысячь киллограм боевой массы любая дополнительная лошадиная сила лишней точно не была. В связи с возросшей форсированием и массой мотора переделке подверглась коробка передач.

Раму удлинили, наряду с этим каретки катков расставили по типу транспортного трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесли вперёд. С СТЗ-5 конструкторы позаимствовали и гусеничные ленты, потому, что они больше доходили для военной машины. Бензобак сместили влево, наряду с этим освободилось место для движения вперёд и вправо места механика-водителя.

Тем самым удалось выкроить хватает места для боевого отделения, где размещались ещё двое членов экипажа.

Лобовой лист перед моторным отделением крепился на болтах, дабы уменьшить обслуживание

На переделанное шасси устанавливался бронекорпус, при разработке которого инженеры попытались придать броне рациональные углы наклона. Удалось это только частично, потому, что сам по себе СХТЗ-НАТИ был маленьким по размерам (протяженность без заводной рукоятки 3451 мм). ХТЗ-16 был не намного больше прародителя – протяженность 3830 мм, ширина 1870 мм, высота 2300 мм.

Лобовой лист толщиной 30 мм в передней части (перед мотором) имел наклон 20 градусов, у боевого отделения данный показатель удалось довести до 25 градусов. Так, бронетрактор спереди взял защиту от крупнокалиберных пулемётов и 20-мм автоматических пушек. Против противотанковых пушек данной защиты было уже не хватает.

Но, советские лёгкие танки, за исключением Т-50, имели ещё более узкую броню.

Не обращая внимания на тракторную базу, совсем архаичной конструкцию ХТЗ-16 назвать запрещено. Как это представлялось вероятным, была решена неприятность обзорности, корпус планировал при помощи сварки, в полной мере грамотно решился вопрос с люками. Установленная в лобовой части рубки 45-мм пушка со спаренным пулемётом ДТ в полной мере соответствовала стандартам оружия советских лёгких танков.

Другое дело что к 1941 года эта пушка уже устарела.

В борту со стороны места механика-водителя был сделан громадный люк

Уникальность ХТЗ-16 не только в том, что это чуть ли не самый массовый бронетрактор в истории. Эта машина прошла полноценную программу опробований, как ходовых, так и огневых. В соответствии с изначальному замыслу, на тракторе планировалось преодолеть 500 километров. В итоге умелый ХТЗ-16 прошёл 470 километров, включая 240 км по булыжному шоссе, 69 по грунтовому грейдерному шоссе, 139 км по проселку и 22 км – в других дорожных условиях.

Для эрзац-машины это довольно много. На шоссе средняя скорость бронетрактора достигала 17 км/ч, запас хода оценивался в 119 км. По полю средняя скорость составила 8,9 км/ч, наряду с этим запас хода составил 61 километр.

На протяжении опробований отмечался перегрев двигателя, что, к слову, воздушное пространство для работы брал из салона. Учитывая возросшую массу, перегреву не следует удивляться, к тому же опробования проходили при температуре воздуха практически в 30 градусов. На протяжении опробований на проходимость трактор смог преодолеть 25-градусный подъём, что для импровизированной военной машины в полной мере хорошо.

Максимально допустимый крен составил 24 градуса. Трактор преодолевал ров глубиной 1,3 метра и вертикальную стенку высотой 55 см, и брод глубиной 0,6 метра. При громадных углах подъёма двигатель глох, неприятность решалась доливкой горючего.

Кроме этого наблюдались поломки гусеничных лент.

Доступ в боевое отделение осуществлялся через большой кормовой люк

Немаленьким был и количество огневых опробований. Всего было произведено 247 выстрелов, из них 147 бронебойными боеприпасами. Кучность была немного ниже табличной. Частично это списали на наличие люфтов в механизме наведения орудийной установки.

Средняя скорострельность достигала 5 выстрелов в 60 секунд. Что также частично было связано с люфтами. Нарекания позвала и бронировка орудия, которая допускала попадание вовнутрь осколков и пуль.

Установка 45-мм пушки и ДТ в ХТЗ-16

В целом армейским бронетрактор не пришолся по нраву, что и неудивительно. В особенном мнении указывалось требование наладить в малейший срок выпуск полноценных танков. Более того, 20 июля 1941 года вышло распоряжение ГКО №222, в соответствии с которому ХТЗ взял задание на производство Т-60. К слову, от этого самого Т-60 бронетрактор позаимствовал кое-какие подробности, включая смотровые устройства.

Другое дело что возможности и желание, как говорят в Одессе, – это две громадные отличия.

К 18 августа по Т-60 на заводе всё ещё шла приёмка документации, но шасси ХТЗ-16 к тому моменту в различной степени готовности имелось аж 329! Действительно, они ещё не имели электрооборудования и гусениц. По состоянию на 30 августа имелось уже 1037 шасси, но обстановка с ними получала черты критической. Дело в том, что эти шасси не были обеспечены бронекорпусами. В качестве смежников по бронекорпусам как по Т-60, так и по ХТЗ-16 выступали Ворошиловградский и Ново-Краматорский фабрики.

По состоянию на конец августа ни один из этих фабрик не подал ни единого бронекорпуса, растолковывая задержку проблемами с термообработкой.

Проект перестройки СТЗ-5 в бронетрактор. Идею инженеров завода №264 Красильщикова и Немчинского не поддержали

Обстановка была такой критичной, что первые 33 автомобили было нужно делать с корпусами из неброневой стали. По состоянию на 14 сентября 1941 года было сдано 36 ХТЗ-16. К тому моменту на территории ХТЗ скопилось уже 1528 шасси, из них 717 без гусениц, 1334 без баков и 1304 без электрооборудования.

Первые ХТЗ-16, каковые в переписке ГАБТУ стали кроме этого именовать Т-16, были выпущены за ворота завода с 7 сентября. Автомобили имели номера, каковые начинались с цифры 16 (16–001 и без того потом). В виду того, что серийный номер привязывался к шасси, иные автомобили имели номера наподобие 16–1672. Настоящий же выпуск составил 142 бронетрактора.

Уже 16 сентября было подписано распоряжение ГКО №681, в соответствии с которому ХТЗ планировалось эвакуировать в Сталинград. Производство ХТЗ-16 продолжалось и по окончании данной даты, но о двух тысячах бронетракторов сейчас уже речи не шло.

Подбитый ХТЗ-16. Прекрасно заметно, что бронетрактор имел камуфляжную окраску

Стоит кроме этого прояснить вопрос о якобы имевшем место выпуске ХТЗ-16 в Сталинграде. Для начала, ХТЗ в Сталинград всецело эвакуироваться не смог. Часть тракторного производства появилось в Рубцовске Республики Алтай.

Что же касается танкового производства, то оно выяснилось не на СТЗ, а на втором сталинградском заводе, №264. В документах по перемещению оружия фигурируют 45-мм пушки, и переписка о том, куда же их девать. До бронетракторов же заводу №264 не было никакого дела.

Кроме заказа на броневое производство по Т-34, это предприятие загрузили ещё и выпуском Т-60.

Но, в середине августа 1941 года инженеры завода №264 Красильщиков и Немчинский написали письмо Наркому и Сталину Судостроительной Индустрии И. И. Носенко. Они предлагали развернуть на территории завода производство бронетракторов, применяя в качестве базы тягачи СТЗ-5. Ответ был отрицательным.

Маленький век бронетрактора

В соответствии с имеющимся документам, ХТЗ-16, имевшие корпуса из неброневой стали, были направлены в учебные части. К слову, шли эти автомобили не только в Харьков: по одному бронетрактору было направлено в танковые училища Ульяновска, Сталинграда и Армавира. Первой частью, взявшей военные машины с корпусами из броневой стали, стала 12-я танковая бригада, в том направлении попало четырнадцать ХТЗ-16. Восемь бронетракторов ушло в 14-ю танковую бригаду, один в 13-ю танковую бригаду, пять в 7-ю танковую бригаду.

Больше всего ХТЗ-16 ушло в 133-ю танковую бригаду – 36 автомобилей. По восемь автомобилей взяли 47-я танковая дивизия и 23-й запасной полк. К слову, сам факт отправки не свидетельствует, что автомобили совершенно верно дошли до получателя.

К примеру, формально восемь ХТЗ-16 приобретала и 35-я танковая бригада, но реально они в том направлении не пришли.

Подбитый и частично сгоревший ХТЗ-16. Эта машина имела не только камуфляж, но и эмблему

По в полной мере очевидным обстоятельствам местом боевого дебюта ХТЗ-16 стал его окрестности и Харьков. 12-я танковая бригада 22 сентября взяла задачу овладеть Красноградом (Харьковская область). Если судить по своевременным сводкам, начинали бронетрактора в битвах с итальянцами. В течение нескольких суток 12-я танковая бригада вела битвы за Красноград, в городе шли упорные уличные битвы. С 27 сентября советским подразделениям было нужно перейти к обороне, бригада понесла большие потери в танках и живой силе.

Принимали участие ХТЗ-16 и в обороне Харькова. 24 октября 1941 года один таковой бронетрактор поддерживал ополченцев, сражавшихся на площади около ЦУМа. В этом бою ХТЗ-16 был подбит, а его экипаж сгорел.

Данный ХТЗ-16 пережил 1941 год, его подбили уже весной 1942 года

Большая часть ХТЗ-16 выяснилось подбитыми в осеннюю пору 1941 года. Но, маленькое число бронетракторов смогло пережить сражения 1941 года. Отдельные автомобили употреблялись в битвах за Харьков в мае 1942 года. Это было последнее их боевое использование, по крайней мере в качестве боевых автомобилей.

Вопрос применения ХТЗ-16 в битвах 1941–42 годов требует глубокого изучения, которое осложняется тем, что документов за тот период сохранилось очень мало.

На снимке сходу два типа тракторов, производство которых немцы освоили в Харькове. Отличие не только в кабинах, но и в гусеницах

На этом ставить точку в истории ХТЗ-16 рано. Как уже говорилось, к середине сентября 1941 года на ХТЗ скопилось больше полутора тысяч шасси бронетракторов в различной степени готовности. Эвакуировать удалось не все из них: в документах говорится о 809 шасси, оставшихся на заводе. Ни о каком производстве бронетракторов, очевидно, и речи не было: кроме того что немцам они были очевидно не необходимы, так и бронекорпусов к ним не имелось.

Иначе, немцы были в полной мере заинтересованы в выпуске простых гусеничных тракторов, потому, что в условиях распутицы из их техники нормально ездить имели возможность только танки и полугусеничные тягачи. Началась переделка шасси для бронетракторов в простые тягачи.

Вид у них был очень разношёрстным. Какие-то автомобили переделывались по примеру СХТЗ-НАТИ, установив кабины как на базисном тракторе, но виделись и более чудные конструкции. Гусениц СТЗ-5 хватило не на все автомобили, исходя из этого часть тракторов оснастили траками СХТЗ-НАТИ.

Часть тягачей взяла самодельные кабины, в которых размещался расчёт. Большая часть экземпляров с «обратной конверсией» стало артиллерийскими тягачами, каковые употреблялись для транспортировки среди них и противотанковых пушек.

АТЗ-3Т, артиллерийский тягач на базе ХТЗ-16

Напоследок стоит упомянуть ещё одну машину, которая была прямой наследницей ХТЗ-16. Как уже говорилось выше, часть производств ХТЗ выяснилось эвакуировано в Рубцовск. С применением эвакуированных мощностей тут был создан Алтайский тракторный завод (АТЗ), причём главным конструктором на нем был всё тот же Сидельников.

Уже в августе 1942 года АТЗ дал стране первый трактор, взявший обозначение АТЗ-НАТИ.

В это же время стране требовались не сельскохозяйственные трактора, а тягачи наподобие СТЗ-5. Именно таковой трактор в первой половине 40-ых годов двадцатого века КБ АТЗ по главе с Сидельниковым и создало. Эта машина взяла обозначение АТЗ-3Т, в ней угадывались те же технические ответы, что и в ХТЗ-16. Кроме того бак был перемещённым влево, а шофер был справа.

Благодаря такому техническому ответу удалось выкроить место под маленькую грузовую платформу. Кстати, двигатель на этом тягаче кроме этого был форсирован до 58 лошадиных сил. В соответствии с документам, летом 1943 года был выстроен опытный образец АТЗ-3Т. 1 июля 1943 года глава ГАУ генерал Яковлев предлагал выпустить пробную партию тракторов.

Но к тому моменту уже началось производство куда более совершенного тягача Я-11, что очевидно превосходил алтайского соперника. На этом его история и закончилась.

Источники:

  • ЦАМО РФ
  • ГРАСПИ
  • Фотоархив автора

Импровизация: Марина Андрей и Кравец Аверин, 4 сезон, 6 выпуск (08.05.2018)

Темы которые будут Вам интересны: