Гром, который так и не прогремел

На заседании в Кремле Сталин поинтересовался у Малышева, ведётся ли проектирование новых САУ на базе перспективного танка. Отыскав в памяти о конструкторе Горлицком, нарком тут же отрапортовал, что в разработке находится новая самоходка СУ-100-М с компоновкой по типу «Фердинанда». Сталин ответил: «Прекрасно! Сделайте поскорее и поставьте на неё 122-мм пушку!»

Стремительное наступление немцев в 1941–42 годах очень сильно ударило по советской танкостроительной индустрии. Эвакуация фирм из европейской части СССР в Сибирь и на Урал затормозила запуск в серию новых видов военной техники, но не остановила их разработку. Не обращая внимания на все трудности армейского времени, параллельно с усовершенствованием ветхих автомобилей создавались и новые образцы.

Передовой средний танк

КБ харьковского завода №183, переехавшего на Урал на производственные площади нижнетагильского предприятия «Уралвагонзавод», в первой половине 40-ых годов XX века начало работы над новым средним танком Т-43. Он отличался от легендарного Т-34 трёхместной просторной башней с командирской башенкой и намного более замечательным бронированием, и применением торсионной подвески и в полтора раза большей толщиной бронедеталей корпуса. Созданием автомобили лично руководил основной конструктор завода А. А. Морозов.

Но в серию данный танк не отправился, поскольку при замены им «тридцатьчетвёрки» в суммарном производстве советских средних танков случился бы большой спад, а этого управление страны допустить не имело возможности.

В следствии отдельная несколько конструкторов занялась глубокой модернизацией Т-34, которая стала причиной замене его башни на башню с Т-43, в следствии чего показался фактически новый танк Т-34-85. Но от идеи создания нового среднего танка А. А. Морозов не отказывался, и в конце 1943 года началась разработка Т-44. Он без переделок унаследовал от Т-43 башню, корпус же новой автомобили был изменен.

самоё передовым ответом, отысканным разработчиками, стало поперечное размещение двигателя В-44. Благодаря таковой компоновке удалось существенно уменьшить длину и высоту корпуса, а за счёт высвободившегося веса – усилить бронирование. В Таблице 1 приведена толщина брони корпусов танков Т-34, Т-43 и Т-44.

Гром, который так и не прогремел

Танк Т-44

Источник – wallpapers-hq.ru

танк

лоб

борт

корма

днище

крыша

Толщина бронирования корпусов советских средних танков времён ВОВ

мм

°

мм

мм

мм

мм

Т-34 45 60° 45 45 20 20
Т-43 75 60° 60 60 20 30
Т-44 90 60° 75 30-45 15 15-20

На Т-44 установили новую пятиступенчатую коробку перемены передач (потом – КПП). Она оказалась лёгкой и компактной благодаря применению в конструкции трансмиссии нового агрегата – «гитары» (так назвали редуктор с передаточным числом 0,7, увеличивавший число оборотов и уменьшавший нагрузки на КПП). За счёт установки новой топливной аппаратуры номинальную мощность дизельного двигателя удалось расширить до 520 л. с.

Ещё одним кардинальным ответом, применённым на Т-44, был отказ от подвески Кристи в пользу торсионов. Пружинные «свечи» отбирали через чур много забронированного пространства, имея наряду с этим и хорошую изюминку – у экипажей появлялось меньше сложностей с их ремонтом. Торсионы разрешили уменьшить габариты автомобили, удешевили её производство и улучшили условия обитаемости экипажа.

Папа советских самоходок

Параллельно с работой над совершенствованием уже созданных моделей танков и созданием новых в других советских танковых КБ инженеры трудились над проектированием автомобилей совсем иных типов. Так, конструкторский коллектив свердловского предприятия «Уральский завод транспортного машиностроения» специализировался на создании средних по весу самоходных артиллерийских установок (потом – САУ). Руководил этими работами конструктор Лев Израилевич Горлицкий.

Лев Израилевич Горлицкий

Источник – ru.wikipedia.org

Жизненный путь этого человека был тернистым и сложным. Льву было пятнадцать лет, в то время, когда белогвардейцы на его глазах убили отца, лежавшего в тифозной горячке, а скоро в битвах с петлюровцами погиб старший брат. Мать с остальными пятью детьми перебралась в Киев, где Лев скоро поступил в Киевский политехнический университет.

С третьего курса его перевели в Ленинградский военно-механический университет, и в первой половине 30-ых годов двадцатого века Горлицкий был в числе его первых выпускников.

В будущем юный конструктор трудился в артиллерийском КБ-3 на Ленинградском заводе имени С. М. Кирова (потом – ЛКЗ, в первой половине 30-ых годов двадцатого века он именовался «Красный Путиловец»). Во второй половине 30-ых годов XX века Л. И. Горлицкий создал 76-мм горную пушку, которая скоро отправилась в серию. За данный проект Сталин лично похвалил инженера… и тот был на нарах.

Из Испании, в которой шла куда и гражданская война СССР поставлял оружие для республиканского правительства, стали приходить известия, что пушки Горлицкого выходят из строя. К счастью, конструктора опоздали расстрелять к тому моменту, в то время, когда оказалось, что орудия приходили в негодность на заводе-изготовителе, где один из молодых рабочих ломал их , мстя за собственных репрессированных родственников. Горлицкого выпустили на свободу и в августе 1940 года прописали начальником артиллерийского КБ вместо расстрелянного И. А. Маханова.

Скоро началась война, и артиллерийское КБ ЛКЗ эвакуировали раздельно от танкового производства – не в Челябинск, а в Свердловск на площади «Уралмаша». Тут Горлицкий занялся вопросами производства САУ, и в то время, когда мощности, создававшие артиллерийские совокупности, выделили в отдельный завод №9, Лев Израилевич остался на «Уралмаше» главой Особого конструкторского бюро (потом – СКБ).

Вячеслав Александрович Малышев

Источник – ru.wikipedia.org

К осени 1944 года на «Уралмаше» на базе шасси Т-34 уже были созданы такие узнаваемые САУ как СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Кроме этих автомобилей, СКБ трудилось и над проектированием вторых самоходок, приобретших меньшую известность. Так, с ноября 1943 года команда Горлицкого вела разработку неповторимой САУ ЭСУ-100, во многом копировавшей решения, «подсмотренные» на германских трофейных самоходках «Фердинанд».

Прежде всего конструкция автомобили отличалась от разработок уралмашевцев применением электромеханической трансмиссии и задним размещением боевого отделения.

Альтернатива «советским фердинандам»

В июне 1944 года ответом начотдела главного конструктора Народного комиссариата танковой индустрии И. С. Бера все работы по ЭСУ-100 были остановлены, потому, что армейские функционеры посчитали, что новая самоходка ничем не превосходит уже созданную к тому времени СУ-100. Но Горлицкий не желал отказываться от проекта САУ с задним размещением боевой рубки и убедил наркома танковой индустрии В. А. Малышева дать добро разработку самоходки с такой же компоновкой, но с механической трансмиссией.

По утверждению исследователя М. Н. Свирина, в этом вопросе конструктору помог сам Сталин – на заседании в Кремле, где обсуждалось, а также, состояние дел по разработке танка Т-44, вождь поинтересовался у Малышева, ведётся ли проектирование новых САУ на базе перспективного танка. Отыскав в памяти о Горлицком, нарком тут же отрапортовал, что в разработке находится новая самоходка СУ-100-М с компоновкой по типу «Фердинанда», где употребляется моторно-трансмиссионное отделение (потом – МТО) от Т-44. Сталин ответил: «Прекрасно! Сделайте поскорее и поставьте на неё 122-мм пушку!»

Дабы перестраховаться, в июне 1944 года народный комиссариат заказал СКБ разработку сходу нескольких проектов, работу над которыми инженеры вели параллельно:

  • СУ-100М1 «Уралмаш-1» – на базе шасси Т-34 с задним размещением боевого отделения и передним размещением МТО. Оружие – 100-мм пушка Д-10С;
  • СУ-100М2 «Уралмаш-1» – на базе шасси Т-44 с задним размещением рубки боевого отделения и передним размещением МТО. Оружие – 100-мм пушка Д-10С;
  • СУ-122-44 «Гром» – на базе шасси Т-44 с передним размещением рубки боевого отделения и задним размещением МТО. Оружие – 122-мм пушка Д-25-44С.

Эскиз боковой и верхней проекции СУ-122-44

Источник – scalemodels.ru

10 октября 1944 года на особом совещании Технического совета Народного комиссариата танковой индустрии с участием сотрудников Управления самоходной артиллерии, кроме этих трёх проектов, разглядывали судьбу «электрической» САУ ЭСУ-100, и уже реализованной в металле и удачно испытанной СУ-122П, воображавшей собой модернизированную СУ-100. Было решено в будущем развивать проекты СУ-100СУ2 и М-122-44, а работы по остальным автомобилям прекратить.

26 октября это решение оформили приказом №625 по Народному комиссариату танковой индустрии. Практически СУ-122-44 с классической для советского машиностроения компоновкой оставили на случай, в случае если опыт с «советским «Фердинандом» окажется неудачным.

Эскиз лобовой проекции СУ-122-44

Источник – scalemodels.ru

В качестве главного оружия для новой самоходки конструкторы выбрали уже проверенное орудие Д-25С, воображавшее собой самоходный вариант гаубицы А-19. С декабря 1943 года его начали устанавливать на тяжёлые танки ИС-2 (вариант орудия для установки на танки обозначали индексом Д-25Т), где эта артсистема прекрасно себя зарекомендовала. Главным недочётом пушки было её раздельное заряжание, что означало низкую скорострельность.

Наведение собирались осуществлять: с применением прицела ТШ-17 – при стрельбе прямой наводкой; с применением прицела М-30 с панорамой – при ведении огня с закрытых позиций. В маске орудия Д-25С кроме этого проектировалась установка спаренного пулемёта ДТ.

СУ-122-44 в игре World of Tanks

Источник – omega.moy.su

СУ-122-44 взяла такое же лобовое бронирование, как и Т-44 – 90 мм. Расчётный вес автомобили достигал 32,8 тонны, что всего на две тонны превышало массу Т-44. Вследствие этого ожидалось, что скорость САУ будет ненамного меньшей, чем у танка-прототипа (по шоссе – 60 км/ч; по пересечённой местности – 25–30 км/ч).

Но в металле самоходка СУ-122-44 ни при каких обстоятельствах не реализовывалась, поскольку весной 1945 года от её предстоящей разработки отказались в пользу экспериментальной САУ СУ-100М2.

СУ-122-44, слепленная из снега в городе Затобольске Костанайской области Казахстана

Источник – alau.kz

Гром прогремел — Аркадий Северный

Темы которые будут Вам интересны: