Главный аргумент стран третьего мира

В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его планировалось запустить в серию с 1 января 1958 года, но именно в это время в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. Вследствие этого никакие новые изделия на фирмах не внедрялись, заводу же были нужны электронные блоки управления ПАЗ, каковые сам он изготовить не имел возможности.

Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его госслужащим было не до того. Тогда основной конструктор послал производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение в действительности, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков

«Уралвагонзавод»: смена поколений

В первое послевоенное десятилетие главным танком армии СССР стал Т-54, созданный в КБ нижнетагильского завода №183 (будущий Уралвагонзавод) – логическое продолжение Т-44. Первые прототипы Т-54 создавались ещё на протяжении ВОВ – в конце 1944 – начале 1945 года. Новую машину приняли на вооружение во второй половине 40-ых годов двадцатого века, и в том же году она отправилась в серию.

По главным параметрам Т-54 существенно опережал военную технику для того чтобы же класса, находившуюся на вооружении у государств НАТО – главных потенциальных соперников СССР. Он был таким удачным, что более десяти лет у руководства армии СССР не появлялось потребности в его замене на какую-либо другую машину.

Таковой успех во многом определялся тем, что на протяжении войны и в первые послевоенные годы в Нижнем Тагиле трудилась неповторимая команда конструкторов, создававшая легендарный Т-34. Вместе с заводом №183 она эвакуировалась из Харькова и пара лет трудилась на Урале в новом конструкторском бюро.

Главный аргумент стран третьего мира

Танк Т-54Б. Внешние различия между ним и Т-55 так незначительны, что в зарубежных источниках

оба танка довольно часто показывают как Т-54/55

Источник – warwall.ru

Но война закончилась, шло восстановление советской индустрии, исходя из этого многие трудовые коллективы возвращались в собственные родные города. Как ни пробовало управление завода уговорить харьковских инженеров остаться на Урале, они стремились к себе. В осеннюю пору 1951 года основной конструктор КБ Александр Александрович Морозов заболел серьёзной формой язвы желудка, и в ноябре ему сделали операцию.

Подробности его нахождения в Кремлёвской поликлинике автору малоизвестны, но уже в декабре он взял назначение на пост главы КБ Харьковского завода транспортного машиностроения, восстановленного по окончании войны. Ещё в конце 30-х годов Морозов трудился в этом КБ над созданием умелых танков А-20 и А-32 (скоро ставших легендарным Т-34).

Александр Александрович Морозов

Источник – btvt.narod.ru

За главным конструктором с Урала на Украину потянулись другие харьковчане и не только они – вместе с собой Морозов забрал костяк собственной команды. КБ завода №183, остававшемуся в Нижнем Тагиле, поручалось осуществление контроля над соответствием чертежей танков Т-34, Т-44 и Т-54, поступавших на производство, оригиналам (необходимо заметить, что Т-54 производился на целом последовательности фирм – а также в Польше, Китае и Чехословакии).

Помимо этого, КБ должно было заниматься улучшением и модифицированием танка Т-54. Но оставшийся на месте амбициозный конструкторский коллектив, привыкший к творческой работе, такое положение дел устроить не имело возможности. Любопытно, что администрация завода кроме этого была заинтересована в смене моделей производившихся танков.

Дело в том, что до «Косыгинской» реформы 1965 года советские машиностроительные фирмы были обязаны каждый год снижать себестоимость создаваемых моделей техники на 15%. Ежегодно предприятия приобретали от клиентов (министерств) меньше денег за собственную продукцию, и если не происходило регулярного обновления танкового модельного последовательности, со временем завод начинал трудиться себе в убыток.

А так как фирмы трудились по совокупности хозрасчета, в таковой ситуации они не могли премировать собственных рабочих, стимулировать их дополнительными путёвками в санатории, строить объекты социальной сферы и без того потом. Директорам не приходилось рассчитывать на призы и предстоящий карьерный рост, а в сталинские времена они имели возможность и очень сильно пострадать.

При вводе же в производство новой модели какой-либо техники у директоров оказалась возможность заложить в её себестоимость маржу – лишние затраты, каковые понижались заводом в последующие годы. Так, государство приобретало новую машину с лучшими боевыми чертями (себестоимость у танков Т-54, Т-55 и Т-62 была практически однообразной), а его директор и завод – пара лет зажиточной судьбе.

Центральная проходная ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“

имени Ф. Э. Дзержинского» Источник — ru.wikipedia.org
Тагил трудится без Морозова

В июле 1953 года главным конструктором завода №183 делается юный инженер Леонид Николаевич Карцев. В конце того же года (не обращая внимания на то, что у его КБ не хватало конструкторов, опыта и производственных мощностей) он «выбивает» разрешение на конкурсной базе создать прототип нового танка. Изначально это задание предусматривалось только для харьковского КБ А. А. Морозова и предполагало создание нового главного танка, бронирование, манёвренность и огневая мощь которого будут на 10% выше, чем у Т-54.

Леонид Николаевич Карцев

Источник – topwar.ru

Новый проект взял индекс «Объект 140». На этом танке в первый раз были применены алюминиевые катки, орудие большей длины, чем на Т-54, и другие менее большие трансформации. Но в ходе изготовления прототипа в металле стало ясно, что танк оказался нетехнологичным, сложным в ремонте и эксплуатации.

Исходя из этого, изготовив прототип, КБ отказалось от предстоящего участия в конкурсе.

Опытный образец среднего танка «Объект 140»

Источник – pokazuha.ru

Вместо этого КБ модернизировало танк Т-54. На него было установлено оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ), разрешавшее преодолевать водные рубежи глубиной до 5 и шириной до 500 м, и стабилизатор танковой пушки, устройства ночного видения для командира-танка и механика водителя, ночной прицел для наводчика. Новая машина взяла индекс «Т-54Б».

Трагикомичный случай случился при опробовании очередного варианта стабилизатора орудия, что не хорошо стабилизировал танковую пушку по вертикали. Вот что вспоминал об этом Л. Н. Карцев:

«Один из разработчиков стабилизатора – А. С. Липкин решил испытать стабилизатор: повис на стволе пушки, стабилизатор был включён, и пушка кроме того под тяжестью его тела не отправилась вниз. Он с удовольствием закричал: «Ура! Имеется момент стабилизации!» Одновременно с этим из танка послышался душераздирающий крик помощника главного конструктора завода-изготовителя стабилизатора Ф. Н. Авдеева.

Оказывается, пребывав в танке, Авдеев просунул голову между башней и казёнником пушки, дабы убедиться в отсутствии течи из силового цилиндра стабилизатора, а Липкин сейчас повис на стволе пушки, и голова Авдеева была зажатой. Без тяжёлых последствий обошлось лишь вследствие того что Липкин не был тучным человеком»

В это же время вопрос замены главного среднего танка Армии СССР так же, как и прежде не был решён, а на КБ завода накапливались новые наработки как самого КБ, так и конструкторов, трудившихся на фабриках-«смежниках». На ленинградском Кировском заводе была создана совокупность автоматического пожаротушения для танков, которую его дирекция не желала устанавливать на собственную продукцию.

В харьковском КБ Морозова спроектировали планетарную трансмиссию, которая была значительно надёжнее и долговечнее, чем устанавливавшаяся до тех пор цилиндрическая. На Кубинском танковом полигоне вместо отстреливающихся дымовых шашек (каковые увеличивали неспециализированный вес танка и не могли обеспечить долгую дымовую завесу) создали термическую дымовую аппаратуру (ТДА). В качестве реагента она применяла ДТ танка.

От дымовых шашек отказались, за счёт чего машина взяла два дополнительных топливных бака общим объёмом в 400 литров.

Т-55, снаряжённый ОПВТ, по окончании форсирования водной преграды

Источник – f-war.narod.ru
«Объект 155»: новый танк либо модернизация Т-54?

В октябре 1955 года новый танк был разрешён войти в разработку под индексом «Объект 155». На Челябинском тракторном заводе для танка модернизировали дизель В-54 (ранее устанавливавшийся на Т-54), увеличив его мощность с 520 до 580 л.с. Новый двигатель взял индекс «В-55В» и разрешал новому танку развивать скорость до 48 км/ч по шоссе с запасом хода до 450 км.

На новый танк решили установить башню модернизированного танка Т-54Б. Кроме уже упомянутых трансформаций на новом танке применяли такое любопытное новшество, как топливные баки-стеллажи. Их форма разрешала применять баки не только по прямому назначению, но и хранить в них боеприпасы.

Так, боезапас танка возрос на 9 снарядов (с 34 до 43, другими словами на 26%), а ёмкость баков – на 680 литров, другими словами на 50%. При таковой компоновке часть баков размещалась в передней части танка, что приводило к, не будет ли горючее воспламеняться либо детонировать при пробития брони.

Но обстрелы на полигоне продемонстрировали, что при попадании кумулятивного боеприпаса ДТ из бака, а сами баки помогали дополнительной защитой, экранируя экипаж от поражения кусками брони, отколовшимися в автомобили. Увидим, что боковые проекции отделения управления германского танка Leopard 2 конструкторы кроме этого экранировали топливными баками, не считая это чем-то из последовательности вон выходящим.

Сменные баллоны со сжатым воздухом, ранее употреблявшиеся для запуска танка в зимних условиях, заменили на замечательный компрессор. Сейчас воздушный метод заведения танка стал главным, что продлило срок работы аккумуляторных батарей.

Совокупность топливных баков танка Т-72, переданная «по наследству» от танков Т-55 и Т-62.

Прекрасно видны передний и задний баки-стеллажи

Источник – apachan.net

В первый раз в истории советского танкостроения на танке установили совокупность противоатомной защиты (потом – ПАЗ). При превышения обычного уровня ?-излучения отстреливавшиеся пиропатроны машинально закрывали жалюзи, герметизировавшие танк. Поступавший в танк забортный воздушное пространство проходил через фильтр-вентиляционную установку, убиравшую из него радиоактивную пыль и отравляющие вещества, а избыточное давление воздуха в автомобили давало предупреждение попадание нежелательных веществ.

В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его собирались запустить в серию с 1 января 1958 года, но именно в это время в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. Вследствие этого никакие новые изделия на фирмах не внедрялись, заводу же были нужны электронные блоки управления ПАЗ, каковые сам он изготовить не имел возможности.

Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его госслужащим было не до того. Тогда Карцев послал производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение в действительности, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков, затребованную танкостроителями.

На первые партии Т-55 не ставили зенитный пулемёт ДШКМ, поскольку при возросших скоростях реактивной авиации сбить самолёт из пулемёта было фактически нереально. Но с возникновением у армий государств НАТО вертолётов зенитный ДШКМ стали устанавливать на башнях Т-55 около люка заряжающего. Позднее, в начале 70-х годов, вместо него начали устанавливать 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт НСВ «Утёс».

Т-55 – в первые годы танк выпускался без зенитного пулемёта

Источник – morozov.com.ua

Главное оружие у Т-55 осталось то же, что и у Т-54 – 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С (модернизированный вариант орудия, устанавливавшегося ещё на СУ-100 – легендарную противотанковую самоходку времён ВОВ).

Т-55 – установка пушки Д-10Т2С в башне танка Т-55

Источник – topwar.ru

Танк всегда модернизировался. С 1960 года на нём начали устанавливать призменный прибор наблюдения для наводчика. Оказалось, что при наблюдении за полем боя лишь через прицелы у наводчиков расстраивается вестибулярный аппарат, и их начинает укачивать.

Неприятность пребывала в том, что изначально в танках Т-54Б и Т-55 прибор наблюдения убрали, заменив его ночным прицелом. Сейчас было нужно без промедлений возвращать его в башню, не отказываясь наряду с этим от ночного прицела. На скоро запылявшиеся призменные устройства механика-водителя, наводчика и командира начали устанавливать воздушно-жидкостные совокупности очистки.

Боевое крещение

Первыми военными действиями, в которых довелось учавствовать танкам Т-55, стала Шестидневная война. Израильская армия (потом – АОИ) в один момент атаковала египетские войска в Секторе Газа и на Синайском полуострове, сирийские армии – на Голанских высотах и армию Иордании – в Восточном Иерусалиме и на западном берегу реки Иордан. Незадолго до начала войны, в 1965–67 годах, Египет получил от СССР партию в 150 танков Т-34-85 и Т-55.

Египетский Т-55, подбитый на Синайском полуострове во второй половине 60-ых годов XX века

Источник – foto-history.livejournal.com

Израильтяне совершили хороший блицкриг. В первые часы войны они стёрли с лица земли солидную часть египетских самолётов на земле и завоевали полное господство в воздухе. Затем в бой пошли танки.

Главной ударной силой АОИ были модернизированные британские «Центурион» A41, созданные ещё на протяжении Второй мировой. Их израильский вариант назывался «Шот» (ивр. – «кнут») либо «Шот Каль» (ивр. – «лёгкий кнут»). Главным отличием этих автомобилей от английского прототипа была пушка – 105-мм нарезная L7A1 английского производства, которая в полной мере имела возможность пробивать броню Т-55.

И однако в следствии битв на Синае АОИ утратила 122 танка. Но утраты египтян были существенно выше – из 935 собственных танков они утратили 820 (подбитыми и захваченными соперником). В их числе были и 82 танка Т-55. По окончании незначительной модернизации автомобили приняли на вооружение АОИ под индексом «Тиран-5».

Часть Т-55, каковые оснастили новыми американскими 105-мм орудиями M68, взяла индекс «Тиран-5Ш» – от слова «шарир» (ивр. – «сильный»).

Модернизированные трофейные Т-55 (Тиран-5Ш) АОИ со 105-мм танковыми пушками на параде в Тель-Авиве

Источник – magmetall.ru

В августе 1968 года началась операция «Дунай» по вводу войск СССР в Чехословакию. В том же направлении вводились и танковые подразделения государств Варшавского соглашения, на вооружении которых находились среди них и танки Т-55. Так как военных действий удалось избежать, танкам сейчас повоевать не довелось. С 1968 по 1991 год в чешском городе Миловице был штаб советской Центральной группы армий.

В том месте же базировались и советские танки, выведенные из Праги, и размешался танкодром. В 90-е годы на его базе был создан технопарк, в котором все желающие смогут покататься на разных видах военной и гражданской техники, среди них и на танке Т-55.

Т-55 на улицах Праги, 1968 год

Источник – grandifotografi.com

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века, на протяжении Войны на истощение, израильтяне осуществили диверсионный рейд вглубь египетского побережья Красного моря, носивший наименование «Операция «Равив». 9 сентября в 3:37 примерно сто человек, 6 трофейных Т-55 («Тиран-5») и 3 трофейных БТР-50 были высажены на берег Суэцкого залива в сорока километрах южнее города Суэц. Военную технику окрасили в камуфляж песочного цвета, как это принято в танковых армиях Египта.

По окончании высадки несколько двинулась на протяжении берега на юг, уничтожая все армейские объекты на своём пути. Она нападала египетскую военную базу и РЛС в Абу-Дараг, и стёрла с лица земли 12 постов ПВО. Несколько преодолела 45 километров и через 10 часов была эвакуирована на Синай десантными судами. Из-за хорошей подготовки и неожиданности нападения египетские бронетанковые армии опоздали отреагировать на данный рейд.

На протяжении операции израильтяне утратили 4 человека, наряду с этим утраты египтян оцениваются в 100–200 человек, один из которых, согласно данным израильтян, был советским армейским советником в звании генерала.

Высадка танков на египетское побережье на протяжении операции «Равив», 1969 год

Источник – military.ir

На протяжении Войны Судного дня 1973 года танки Т-55 пребывали на вооружении армий Египта и Сирии. Одновременно с этим, танковые силы АОИ использовали «Тиран-5». Входе боевых действий за Голанские высоты в ночь с 6 на 7 октября сирийские танки взяли большое преимущество, поскольку, в отличие от своих устаревших соперников – танков «Шот Каль», были оборудованы прицелами и приборами ночного видения.

Но нехорошая выучка танковых экипажей и трусость многих начальников сирийской армии стала причиной тому, что первая волна наступавших сирийских танков была стёрта с лица земли, а большая часть танкистов, каковые должны были учавствовать во второй и третьей волнах наступления, с поля боя.

Танкисты 7-й бронетанковой бригады АОИ применяли таковой недочёт Т-55, как небольшой отрицательный угол наведения по вертикали – -5° (у «Шот Калей» он составлял -10°). В то время, когда сирийские танки взбирались на возвышенность и выяснялись выше израильских танков, им приходилось сближаться с соперником , пока уклон не разрешал нормально навести орудие на цель. За это время израильские танки, каковые имели возможность наводиться вверх на +18°, нормально расстреливали соперника, стремящегося сблизиться с ними.

Подбитые сирийские Т-55 на Голанах

Источник – military.ir

В то время, когда мобилизованные практически за день резервные израильские 146-я и 210-я танковые дивизии выбили соперника с Голанских высот и вторглись на территорию Сирии, в ночь с 12 на 13 октября их ударила в фланг 3-я танковая дивизия армии Ирака, кроме этого вооружённая танками Т-55. На протяжении данной атаки иракцы утратили сходу 17 танков. Позднее они попали в засаду, подготовленную на протяжении дороги израильтянами, и утратили ещё около 80 танков.

Эти битвы наглядно показали, что в военных действиях главную роль играются не столько боевые характеристики танков, сколько боевая выучка экипажей, их опыт и храбрость. У иракских же танкистов какой-либо боевой опыт отсутствовал.

В противном случае ситуация на Синайском полуострове. Отработанные египетскими дивизиями при участии советских военспецов действия по форсированию Суэцкого канала были отточены до автоматизма. Египетские армии форсировали его за считанные 60 секунд. В появившийся прорыв в израильской обороне пошли много египетских танков Т-54, Т-55 и Т-62. 7 и 8 октября израильские танковые армии, главная часть которых была сконцентрирована именно на египетском фронте, пробовали контратаковать.

В наступление перешли самые быстроходные и новые танки АОИ – 150 «Магах-6» и «Магах-6 Алеф» (модернизированных американских М60 и М60А1). Их преимуществом перед Т-54 и Т-55 была 105-мм танковая пушка М68 (видоизменённая британская L7A1, выпускавшаяся в Соединенных Штатах по лицензии), действенная дальность огня которой превышала 3 км, тогда как у пушек советских танков – около двух километров.

Так, утром 7 июля 460-я бронетанковая бригада АОИ, вооружённая «Магахами», смогла, ведя пламя с предельных действенных расстояний, подбить пара египетских танков, не понеся наряду с этим утрат. По окончании боя израильтяне заявили о 67 стёртых с лица земли танках Т-55 и Т-62.

Израильский танк Т-55, ранее захваченный у египтян и подбитый на улицах Суэца

Источник – puerrtto.livejournal.com

8 июля примерно 50 «Магахов» 460-й бригады приняло участие в танковой атаке двухсот израильских танков, собранных из нескольких танковых бригад. В историографии эта атака стала называться «Сражение у моста Эль-Фердан». Данный мост соединял восточный берег Суэцкого канала с западным (Синайским полуостровом) и был уничтожен ещё на протяжении Шестидневной войны 1967 года. На протяжении атаки один батальон 460-й бригады понёс большие потери от противотанковых средств египетской пехоты и отошёл.

Второй, числом 25 танков, вместе с танками вторых бригад отправился в наступление. Египтяне знали о ней, поскольку перехватили израильское радиосообщение. Они дали израильскому танковому клину зайти в «мешок» и стёрли с лица земли практически все танки фланговым огнём собственных Т-55 и Т-54, и средствами ПТО пехоты. Из 25 «Магахов» из «мешка» вышло лишь 4. Практически все автомобили остальных израильских бригад кроме этого были утрачены.

Израильские танкисты отмечали, что лобовая броня их «Шотов» и «Магахов» не выдерживала попаданий новых снарядов, применяемых египетскими Т-54 и Т-55.

Сирийский Т-55 на Голанах, 1973 год

Источник – interestingeventsclub.uol.ua

Однако египтянам не удалось развить собственный успех, и скоро их танковые колонны остановились, а инициатива перешла к АОИ. Мобилизованные резервные израильские танковые дивизии контратаковали египтян, каковые по окончании исполнения замысла, составленного советскими военспецами, не знали, что делать дальше. Одновременно с этим новых распоряжений от высшего руководства не было.

Скоро израильтяне прорвались на территорию Египта, и арабским политикам было нужно инициировать мирные переговоры.

Сирийский Т-55 ведёт бой в Ливане, 1982 год

Источник – gspo.ru
Боевая лошадка государств Третьего мира

Следующим арабо-израильским конфликтом, в котором участвовал танк Т-55, стала Ливанская война 1982 года. В то время Т-55 очень сильно устарел, но всё ещё составлял большую часть танкового парка Сирии, не смотря на то, что его неспешно вытесняли более новые танки Т-62 и Т-72. Одновременно с этим Израиль использовал трофейные Т-55 в их модернизированном варианте «Тиран-5». Боевые действия велись между Организацией освобождения Палестины (потом – ООП) и Сирией с одной стороны, и Израилем – с другой.

11 июня 1982 года шли тяжёлые битвы в предместьях Бейрута, где оборонялась 85-я отдельная танковая бригада и пара танковых рот сирийской армии, вооружённых Т-54 и Т-55. Первоначально израильтянам удалось вытеснить сирийские силы из Бейрута и дойти до южной части Бейрутского аэропорта. Но закрепившийся тут батальон танков Т-54 и Т-55 при помощи трёх рот отряд специального назначения смог остановить израильское наступление.

Колонна индийских танков Т-55 на марше к Дакке, Бангладеш, 1971 год. Виден фальшивый эжектор

на стволе пушки. Источник – zhjunshi.com

В составе индийских бронетанковых армий танки Т-55 принимали участие в Третьей индо-пакистанской войне, из-за которой Бангладеш взял независимость. На протяжении этого конфликта индийские танкисты додавали на стволы собственных танков фальшивые эжекторы, дабы лучше отличать их от пакистанских.

На протяжении войны во Вьетнаме 1957–1975 годов на завершающем её этапе войска Демократической республики Вьетнам получили от СССР большое количество танков Т-54Б и Т-55. В частности, 600 единиц Т-55 было поставлено из СССР во время с 1973 по 1975 год – эти автомобили приняли активное участие в окончательном разгроме армии Южного Вьетнама.

«Коммандос» ВС Южного Вьетнама подготавливаются сжечь колонну танков Т-55 армии ДРВ, вошедшую в город Вунгтау

Источник – postimg.org

Потом танки Т-55 широко применялись Вооружёнными силами СССР на протяжении войны в Афганистане 1979–1988 годов, а в 90-е годы фактически все конфликты на территории бывшего СССР и Балканах происходили с их участием. В условиях военных действий в гористой местности стало известно, что Т-55, как и Т-62, имеет недостаточные вертикальные углы наводки орудия. В целом же в этих конфликтах Т-55 продемонстрировал себя надёжной, но уже устаревшей машиной, исходя из этого его бронирование усиливали совокупностью навесной динамической защиты «Контакт-1», и модернизировали стабилизатор орудия и прицельные устройства.

Танки Т-55 состояли на вооружении у Ливии и учавствовали в чадско-гражданской войне и ливийских конфликтах в Ливии 2011 года. По состоянию на июль 2014 года эти танки широко применяются обеими сторонами в гражданской войне в Сирии. Помимо этого, в Харькове на заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева создали вариант модернизации Т-55 с установкой на него совокупностей динамической и активной защиты, в следствии чего показалась модель Т-55АМГ.

Кроме этого харьковские инженеры создали интересный «гибрид» Т-64 с башней от Т-55 (по крайней мере, известно об одном таком танке). В полной мере быть может, что эти автомобили принимают участие в военных действиях, каковые на данный момент идут на Донбассе.

Т-55 ливийской армии ведёт бой в городе Мисурата

Источник – postimg.org

Т-55АГМ – украинский вариант модернизации танка Т-55

Источник – armor.kiev.ua

Страны третьего мира в ЕС либо куда катится Прибалтика

Темы которые будут Вам интересны: