Гиганты страны восходящего солнца

Поражения, понесённые японской Императорской армией недалеко от озера Хасан (1938 год) и на Халхин-Голе (1939 год), подействовали на её руководство, как будто бы холодный отрезвляющий душ. Японский генералитет понял, что вверенные ему войска существенно отстают от РККА по уровню оружий, и принял последовательность мер. Одним из инициированных мероприятий стал проект по созданию сверхтяжёлых танков, каковые до этого японцами не разрабатывались.

К проектированию по-настоящему тяжёлых танков к 1939 году японские инженеры ещё не приступали, поскольку не было заказов от армейских. У танкостроителей появлялись сомнения в том, хватит ли им опыта и знаний для конструирования сверхтяжёлого танка в пределах указанных армейскими узких временных рамок, но те, по всей видимости, думали, что недочёт знаний проектировщикам обязан компенсировать самурайский дух.

Полковник Ивакуро – «папа» японских сверхтяжёлых танков

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века главой Департамента по делам армии в Бюро по делам армии (японском минобороны) прописали выдающегося военного деятеля – полковника Хидео Ивакуро. До назначения на должность в Бюро Ивакуро занимался разведкой, налаживанием производства фальшивых зарубежных банкнот, перлюстрацией диппочты консульств и зарубежных посольств, заброской и подготовкой диверсантов, и курировал марионеточное китайское правительство в Нанкине.

Гиганты страны восходящего солнца

Полковник Хидео Ивакуро

Источник – blog.goo.ne.jp

По окончании назначения главой Департамента по делам армии в обязанности Ивакуро начало входить налаживание разработки новейших видов оружий, среди них и танков. До 1939 года японская индустрия не создавала тяжёлых автомобилей – в первой половине 30-ых годов двадцатого века инженерами арсенала в Осаке был спроектирован и собран один прототип 18-тонного танка Type 2591, что в действительности тяжёлым не являлся, не смотря на то, что японцы и вычисляли его таковым.

К 1935 году его конструкцию переработали, в следствии чего на свет показалась 26-тонная трёхбашенная машина Type 2595 с лобовым бронированием 30–35 мм. Она несла 70-мм главное оружие и имела габариты 6,5 х 2,7 х 2,9 м. Но дальше постройки четырёх прототипов проект не продвинулся.

Танк Type 2595

Источник – weaponsofwwii.com

Сейчас новый глава Департамента "настойчиво попросил" от инженеров корпорации Mitsubishi в малейшие сроки создать совсем новый танк весом в 100 т.

Стотонный танк примера 1940 года

Шигео Отака, бывший инженер Mitsubishi, участвовавший в создании этого бронированного гиганта, спустя десятилетия собрал воспоминания собственных сотрудников. Практически, других данных о проекте, не считая воспоминаний этих людей, не сохранилось, поскольку он был сохраняеться в тайне, и ближе к концу войны всю документацию и другие материальные свидетельства его существования японцы стёрли с лица земли.

Проект был под ярким контролем полковника Мурато – главы 4-го научно-исследовательского отдела Департамента. Полковник Ивакуро дал ему приказ о начале работ над сверхтяжёлым танком фактически сразу после окончания Номонганского инцидента (так в Японии принято именовать битвы на реке Халхин-Гол). «Справочник сухопутных оружий Императорской армии Японии 1872–1945» от 1997 года цитирует его приказ (тут и потом японские источники цитируются по статье Ф. Роцкота Superheavy Japanese tanks):

«Совсем секретно. Я желаю, дабы Вы спроектировали громадный танк, что имел возможность бы употребляться как мобильный ДОТ на широких открытых равнинах Маньчжурии… Сделайте размеры, каковые вдвое превысят габариты имеющихся танков»

Проекту присвоили армейский индекс O-I – по первым буквам слов «громадной первый». В соответствии с книге «танковые битвы и Танки», работники корпорации Mitsubishi обозначали танк индексом Mi-To от (Mitsubishi-Tokyo). Но Роцкот пишет, что уже упоминавшийся «Тихоокеанские» военные «и Справочник секреты: Все японские тайные оружия» утверждают, что индексы O-I и Mi-To присваивались лишь следующему 120-тонному варианту сверхтяжёлого танка, а 100-тонная машина индексов не имела.

Согласно данным Роцкота, Томио Хара в собственной книге «Японские танки» по большому счету не упоминает об этом обозначении, но показывает, что обе автомобили планировали фирмами Mitsubishi. Так что в полной мере быть может, что индекс Mi-To присваивался обоим танкам.

100-тонный «танк полковника Ивакуро». На этом рисунке у него десять опорных катков

Репродукция из книги «Sensha to Senshasen», Shimada Toyosaku

В разных источниках кроме этого употребляется обозначение Type 100. В японской нумерации армейских разработок цифры показывали год проекта по японскому летоисчислению, которое начинается с 660 года до н. э. (значительно чаще записывались лишь две последние либо кроме того одна последняя цифра). Так как 100-тонную машину создали в первой половине 40-ых годов двадцатого века, она должны была обозначаться как Type 2600, и в полной мере быть может, что для сокращения употреблялся индекс Type 100.

Инженер Шигео Отака и остальные его коллеги, занятые в проекте, множество раз посещали древесные казармы, в которых размещался 4-й отдел. Под строжайшим запретом разглашения всего замеченного и услышанного они трудились в особом тайном кабинете. Тут проект сверхтяжёлого танка обретал собственную форму, идеи инженеров материализовывались в виде чертежей на бумаге, дабы после этого в цехах фирм концерна Mitsubishi реализоваться в металле.

В итоге, набор документации готовься . Спроектированная машина вышла грандиозной, и армейские были довольны. Как тогда казалось, дело оставалось за малым – дабы эта махина подтвердила собственную свойство самостоятельно перемещаться.

Для этого её нужно было воплотить в металле.

Устройство бронированного гиганта

Неспециализированная протяженность нового танка достигала 10 м, ширина – 4,2 м. Высота корпуса без башни составляла 2,5 м, с башней – 4 м, ширина траков – 900 мм (по другим сведеньям – 800 мм).

Силовая установка суммарной мощностью 1100 л. с. складывалась из двух 550-сильных бензиновых двигателей воздушного охлаждения. Моторы размешались параллельно на протяжении корпуса танка в кормовом моторно-трансмиссионном отделении (потом – МТО). Трансмиссия кроме этого пребывала в кормовом отделении – её конструкция была аналогична танку Type 97 Chi-Ha, лишь шестерни инженеры спроектировали намного более большими и массивными.

Большая скорость танка достигала 25 км/ч, не смотря на то, что кое-какие инженеры вспоминали и о 40 км/ч, что вызывает кое-какие сомнения.

Размещение отделений танка Type 100, трансмиссии установки и схема двигателей в МТО

Источник – xvm.garphy.com

Рычаг переключения скоростей пятиступенчатой коробки передач (потом – КПП) размещался в первых рядах по центру отделения управления так, что механику-водителю приходилось применять для переключения скоростей руки. У водителя не было смотрового люка либо амбразуры для наблюдения за дорогой – для управления танком ему всегда приходилось наблюдать в перископический прибор, установленный перед ним. Не считая рычага КПП и педали газа все остальные механизмы управления танком снабдили гидроусилителями, что сделало работу механика-водителя намного проще и комфортнее, чем на серийных японских бронемашинах.

По одним данным, на любой борт автомобили приходилось по три тележки с четырьмя опорными катками в каждой (тележки применяли пружинную подвеску) – так, на любой борт приходилось по двенадцать катков. Но кроме этого существуют рисунки и эскизы, на которых у танка по восемь и по десять катков на борт. Катки не снабжались резиновыми бандажами, исходя из этого при перемещении танк издавал немыслимый грохот.

Эскиз тележки с четырьмя подвеской и опорными катками

Источник – xvm.garphy.com

Для ускорения работ корпус прототипа изготовили из простой конструкционной стали. Лобовые подробности вырезались из 75-мм проката, сверху на них крепились 75-мм накладки, каковые доводили неспециализированную толщину лобового бронирования до 150 мм. Толщина бортовых плит составляла 35 мм.

подвеска и Бортовые плиты дополнительно прикрывались 35-мм «юбками», каковые доводили неспециализированную толщину бортового бронирования до 70 мм.

Схема бронирования Type 100

Источник – xvm.garphy.com

В громадной башне, размешавшейся по центру корпуса, устанавливалось главное оружие танка – 100-мм пушка. В собственных мемуарах японские инженеры не конкретизируют, каким как раз главным оружием оснащался (либо должен был оснащаться) танк, именуя лишь его калибр. Многие исследователи (в частности, Роберт Арндт, japan.greyfalcon.us/O.htm) пришли фактически к единому точке зрения, что для оружия употреблялось 104,9-мм орудие Type 92.

Одновременно с этим, нельзя исключать, что существовала какая-то экспериментальная 100-мм артсистема, которой и собирались вооружить новую машину.

расположение малых и Точное количество башен 100-тонного танка неизвестно, но имеется свидетельства, в соответствии с которым малые башни устанавливались и в передней, и в задней части танка. Видятся репродукции и с одной малой башней в первых рядах и одной позади, и с двумя башнями в первых рядах и одной позади, и с двумя передними башнями (по всей видимости, проект был лишь один, а путаницу внесла несовершенная людская память и более поздние догадки исследователей). В соответствии с «Справочнику», к началу опробований корпус танка готовься и установлен на шасси, но неясность с числом башен наводит на идея, что машина имела возможность испытываться без них.

Самый распространённый вариант компоновки танка Type 100. Тут опорных катков восемь

Источник – xvm.garphy.com

У исследователей нет единства не только по поводу размещения и количества малых башен, но и их оружия. Все источники сходятся лишь в одном – что на танк устанавливались 37-мм пушки Type 1 и 7,7-мм пулемёты Type 97.

Забронированный количество танка был столь велик, что в него возможно было находиться в полный рост и ходить по широким коридорам, не цепляясь за стеллажи и механизмы. МТО, отделение управления и боевое отделение отделялись друг от друга бронированными переборками толщиной 16 мм. В автомобили размешались одиннадцать членов экипажа, большинство которого складывалась из пулемётчиков и орудийных расчётов.

Участвуй танк в настоящих сражениях, его начальнику было бы очень сложно действенно руководить всем этим «коллективом», что доказала эксплуатация советских Т-35 с экипажами из десяти человек.

Неудачные опробования

Для тестирования танк доставили на полигон арсенала Сагами, расположенный в префектуре Канагава острова Хонсю. К транспортировке был допущен лишь персонал, примененный в постройке и разработке прототипа, а контуры танка скрыли под огромным бесформенным брезентом. Погрузка началась в два часа ночи и закончилась к восходу солнца, а доставка танка к полигону заняла десять дней.

Потому, что полковника Мурато перевели в боевую часть, от 4-го отдела на полигоне находился полковник Накано. Помимо этого, за опробованиями замечал глава Сагамского арсенала Томио Хара. По окончании недавних осадков грунт на полигоне раскис, исходя из этого 100-тонная махина уехала неподалеку и застряла, погрузившись в грязь на метровую глубину.

Попытки механика-водителя самостоятельно вывести машину лишь усугубили обстановку – танк зарылся в грунт ещё глубже, а его гусеницы соскочили с опорных катков.

С громадными сложностями танк извлекли из почвы, отмыли от грязи, надели на него гусеницы и приступили к опробованиям пробегом на жёсткой поверхности. Второй этап опробований был не меньше обескураживающим – при перемещении по цементной дороге от танка начали отлетать куски траков, а бетон под гусеницами растрескался. Все эти неутешительные результаты стали причиной тому, что от предстоящего развития проекта 100-тонного танка в первой половине 40-ых годов двадцатого века отказались.

Прототип снова накрыли брезентом и оставили в арсенале до 1944 года, в то время, когда он был совсем разобран на лом.

Модель танка Type 100, предлагаемая компанией World at Arms в камуфляже, нанесённом Агисом Нойбауэром (Германия). Для сравнения (рядом) – модель танка Maus

Источник – abpublishing.de

Быть может, эта неудача и сотни тысяч иен, выкинутых на ветер, стали обстоятельством перевода полковника Ивакуро на другую работу – в первой половине 40-ых годов двадцатого века его отстранили от разработки новых оружий и прописали советником посла в Соединенных Штатах.

Танк последней надежды

В первой половине 40-ых годов XX века японские армейские снова возвратились к идее сверхтяжёлого танка. Неисправимое положение на всех фронтах вынуждало их искать «чудо-оружие», талантливое спасти Японию от окончательного разгрома. Дополнительным толчком к реанимированию проекта послужила информация о разработке немцами танка «Маус».

За проектирование сверхтяжёлой автомобили снова взялись инженеры Mitsubishi.

Вес танка, что взял (либо унаследовал) индекс O-І, должен был достигать 120 т. В самой громадной центральной башне конструкторы расположили главное оружие – 104,9-мм пушку Type 92. Протяженность её ствола, в котором боеприпасы разгонялись до 765 м/с, достигала 45 калибров (4720 мм), а вес всей артсистемы – 5 т. На дистанции до 1000 м боеприпас имел возможность пробить лист брони толщиной 150 мм. Эта пушка обширно употреблялась японцами как полевое орудие, а большая дальность ведения огня из неё равнялась 18,2 км.

Модель 104,9-мм орудия Type 92 (создатель – Павел Черепанов)

Источник – ost-front.ru

Две малые башни расположили в одну линию в передней части корпуса. Одна из них вооружалась 47-мм танковой пушкой Type 1, а оружие второй складывалось из тяжёлого 7,7-мм пулемёта Type 97. В задней части корпуса размешалась третья малая башня со спаренной установкой двух 7,7-мм пулемётов.

Боекомплект составлял: для 104,9-мм пушки – 60 выстрелов раздельного заряжания (масса боеприпаса – 16 кг, заряда – 30 кг), для 37-мм пушек – 100 унитарных выстрелов, для пулемётов – 7470 патронов.

Главные информацию о конструкции нового танка совпадают с параметрами его 100-тонного предшественника. Силовая установка – два бензиновых двигателя с воздушным охлаждением мощностью 550 л. с. любой (лицензионные копии авиационных моторов BMW, произведённые компанией Kawasaki Heavy Industries). Габариты автомобили: протяженность – 10 м (в соответствии с «Справочника» – 11 м), ширина – 4,2 м, высота – 4 м. Толщину лобового бронирования танка собирались нарастить до 200 мм, бортового – до 35+75 мм, кормовой – до 150 мм.

Хара Томио говорит, что ширина гусениц новой автомобили должна была достигать 750 мм, что очень спорно с учётом того, что у прошлой автомобили она равнялась 800 либо кроме того 900 мм.

Модель танка Type 100, предлагаемая компанией World at Arms. Если судить по комментариям её представителей, как раз так они воображают себе 120-тонный танк

Источник – wardrawings.be

Но все усилия инженеров были напрасными. В связи с стремительным продвижением и дефицитом средств соперника к границам самой Японии от проекта отказались, так его и не окончив. Стоит подчернуть, что существует свидетельство одного из неназванных участников проекта, утверждающее, что он всё-таки был завершён (наряду с этим вес танка достиг 140 т).

Помимо этого, кое-какие интернет-ресурсы (в частности, SuperUltra Heavy Tanks, wardrawings.be/WW2/Files/1-Vehicles/Axis/3-Japan/03-HeavyTanks/Type100O-I/File/O-I.htm) приводят непроверенную данные о том, что прототип разобрали, дабы доставить в Маньчжурию для опробований (никаких доказательств этого не приводится).

Перед капитуляцией Японии всю документацию касательно O-I в концерне Mitsubishi стёрли с лица земли. Только в японском святилище Вакадзиси, которое кроме этого есть и танковым музеем, хранился (а, быть может, пребывает и сейчас) громадной танковый трак. Кое-какие исследователи настаивают на том, что он принадлежал прототипу O-I, а правильнее, 100-тонному танку, разрабатывавшемуся в начале 40-х годов.

Его форма повторяет конфигурацию трака танка Chi-Ha, при том что он владеет существенно громадными размерами (ширина – 800 мм, протяженность – 300 мм). Трак так тяжёл, что один человек не может его поднять. Быть может, это всё, что осталось от проекта японского бронированного монстра.

Главным источником при написании статьи послужил материал из блога Ф. Роцкота Superheavy Japanese tanks.

Фото таинственного трака из святилища Вакадзиси

Источник – wakajishi.jp

Перечень источников:

  1. Superheavy Japanese tanks, блог Ф. Роцкота (ака SoukouDragon), ему же в собственности перевод на английский материалов цитируемых в тексте японских источников, ftr.wot-news.com/2013/11/19/superheavy-japanese-tanks/
  2. Федосеев С. «Бронетанковая техника Японии» 1939?1945, 1995
  3. Robert Arndt, O-I Tanks (1945), japan.greyfalcon.us/O.htm
  4. SuperUltra Heavy Tanks, wardrawings.be/WW2/Files/1-Vehicles/Axis/3-Japan/03-HeavyTanks/Type100O-I/File/O-I.htm

Обновление 9.10 Трейлер: Японские Тяжелые Танки

Темы которые будут Вам интересны: