Fury. танк, который построил нокс

Fury. танк, который построил нокс

Средний танк M4 Sherman был настоящей «рабочей лошадкой» американской армии. А его модификация М4А3Е8, которую танкисты именовали «верной восьмёркой», со своей стороны, стала венцом развития этого семейства.

Создателем танка был гениальный, но фактически малоизвестный конструктор Гарри Остин Нокс. Его автомобили больше десяти лет практически господствовали в американской танковой индустрии! Кто же он и каков его вклад в развитие танковой отрасли США?

В то время, когда танков ещё не было

Гарри Нокс появился 19 января 1875 года рядом с Вестфилдом, штат Массачусетс. В первой половине 90-ых годов XIX века окончил технический университет в Спрингфилде. Нокс «заболел» машинами и в том же году выстроил собственный первый бензиновый двигатель.

Первоначально Гарри трудился на Overman Bicycle Company, где строил двигатели для трёхколёсных автомобилей, а позднее решил заняться собственным бизнесом.

В 1900 году в Спрингфилде открылась Knox Automobile Company. Сначала Нокс создавал трёхколёсные автомобили, позднее показались и четырёхколёсные модели. С 1906 года его компания строила пожарные автомобили. Пассажирские машины Knox Automobile Company производила до 1914 года.

Производство грузовиков продолжалось значительно продолжительнее. Компания прекратила собственное существование во второй половине 20-ых годов XX века, причём часть её продукции дожила до наших дней.

От автомобиля к танку

По уровню влияния с Гарри Ноксом возможно сравнить разве что Генриха Эрнста Книпкампа

В паре источников упоминается, что позднее Гарри Нокс занимался танкостроением, но мало кто знает, как глубоко он ушёл в эту тему. Работа Нокса на военных началась в первой половине 20-ых годов XX века. Именно сейчас американское Управление оружий вдребезги разругалось с Джоном Уолтером Кристи, ещё одним танкостроителем, пришедшим из автомобильного бизнеса.

В отличие от Кристи, что отличался очень непростым характером и довольно часто завлекал внимание прессы к себе и своим автомобилям, Гарри Нокс был непубличным человеком. Как уже говорилось выше, его имя кроме того историкам бронетанковой техники ничего не сообщит. В это же время неизвестный автомобилестроитель в действительности есть главной фигурой в американском танкостроении.

Как велико было влияние Нокса, можно понять, в случае если покопаться в архивах патентных бюро. Известная резино-металлическая гусеница, подвеска на спиральной рессоре, которая ставилась на американские танки более десятка лет, трансмиссия в едином блоке, находящемся в носовой части танка, — всё это в действительности придумал Гарри Нокс. На его счету практически сотня изобретений, каковые употреблялись в американских танках и полугусеничных тягачах.

Кроме того, Нокс патентовал не только отдельные узлы, но и целые танки. К примеру, держателем и автором патента на лёгкий танк Cunningham T1 есть как раз Гарри Нокс. Практически компания Cunningham являлась только подрядчиком Управления оружий.

На фоне того, сколько у Нокса изобретений, Кристи .

Теневая фигура влияния

Всё, что смог сделать Кристи, — это оттянуть господство автомобилей Гарри Нокса на пара лет

Отчего же тогда данный человек был малоизвестен? Ответить на данный вопрос возможно, в случае если прочесть любой из патентов Нокса, так или иначе связанный с армейскими разработками. Начинается текст патента с того, что изобретение передаётся на безвозмездной базе стране и может употребляться им безо всяких ограничений.

Так, изобретатель оставался в тени собственных покровителей из Управления оружий.

Имеющегося жалования изобретателю в полной мере хватало, к тому же его точно поощряли. Иначе, Управление оружий было лишено головной боли благодаря «придворному» конструктору, что, в отличие от Кристи, не потребовал выплат по патентам. Кстати, одним из покровителей Нокса был Джон Крисмес, человек, сыгравший важную роль визгнании Кристи и его танков из американской армии в начале 30-х годов.

Крисмес кроме того фигурирует как соавтор в паре патентов Гарри Нокса.

Имея таких покровителей, конструктор имел возможность не тревожиться по поводу потенциальных соперников. Да, созданный Ноксом лёгкий танк T1 и созданный на его базе средний T2 по всем статьям проиграли танку M1928 конструкции Кристи, показавшемуся, как чёртик из табакерки, в самое неподходящее время. Созданный Кристи танк сорвал замыслы по закупке 250 лёгких T1, а Гарри Ноксу было нужно радикально переделывать концепцию собственных автомобилей.

В итоге показались лёгкие танки T2 и T5, каковые стали концептуальной базой для фактически всех американских гусеничных боевых автомобилей с 1935 по 1945 год.

Лёгкие танки M2, M3, M5, средние M2, M3, M4, M7, тяжёлый M6 а также сверхтяжёлый T28 — все эти автомобили создавались из компонентов ходовой части и агрегатов, созданных Ноксом. Ему же принадлежит авторство идеи тележки с резино-металлической гусеницей, которая употреблялась на американских «хальфтраках» (полугусеничных автомобилях). Употреблялись наработки Нокса и в танках компании Marmon-Herrington, включая M22 Locust.

начала и Звезда заходить лишь к середине 40-х годов, в то время, когда стало ясно, что его разработки устарели. Место пружинной подвески заняли торсионы, трансмиссию совсем перенесли в заднюю часть танка. Кстати, на смену концепцииповлиял отечественный КВ-1, которыйбыл послан в осеннюю пору 1942 года в Соединенных Штатах на опробования.

Последний его патент датирован 1951 годом.

Погиб серый кардинал американского танкопрома во второй половине 50-ых годов XX века, оставшись в истории как создатель одной из бессчётных американских автомобильных компаний. Танковое наследие Гарри Нокса ещё ожидает собственных исследователей

Создатель текста — Юрий Пашолок

Юрий Пашолок — историк, эксперт по бронетехнике периода Второй мировой. Создатель бессчётных статей в разных изданиях бронетанковой тематики, и книг «Panzerkampfwagen “Maus”» и «Металлические шары Сталина». Исторический консультант World of Tanks.

Дом, что выстроил Джек (2018) Ларс фон Триер — русский трейлер.

Темы которые будут Вам интересны: