Чехословацкий тупик

Громаднейшего успеха чехословацкой танковой индустрии удалось добиться с лёгкими танками. LT vz.35 и LT vz.38 были успешными автомобилями, на протяжении Второй мировой сражавшимися в составе армий сходу нескольких государств. Не обращая внимания на то, что разработка Skoda T-15 и Pz.Kpfw.38(t) n.A. не стала женой стадию изготовления опытных образцов, база последнего стала главной для разработки успешного истребителя танков Jagdpanzer 38(t).

Неудивительно, что по окончании окончания Второй мировой параллельно с запуском программы среднего танка TVP в Чехословакии начались работы и по новому лёгкому танку. В следствии на свет показалось сходу пара занимательных проектов, таких как TNH 57/900, Skoda T-17 и плавающий танк Letak.

Продолжение германской программы

К концу Второй мировой бронетанковая техника чехословацкой армии представляла собой разношёрстную массу. Дело в том, что сражались её части на двух фронтах: с востока к родной почва двигался 1-й Чехословацкий армейский корпус, а с запада – 1-я Чехословацкая бронетанковая бригада. Соответственно, с одной стороны части комплектовались техникой производства СССР, а с другой – британского.

По окончании войны оставшуюся технику воссозданной чехословацкой армии распределили так, дабы в подразделениях не было разнобоя в матчасти.

По данной причине легких танков в 1-м, 2-м и 3-м танковых батальонах, созданных из частей 1-го Чехословацкого военного корпуса, не выяснилось. На вооружении этих подразделений пребывали средние танки Т-34 и Т-34–85. Что же касается танковых батальонов, созданных на базе 1-й Чехословацкой бронетанковой бригады, то в том месте главным оружием были Cromwell IV и Cromwell VI. Имелись тут и лёгкие танки: в чехословацкую армию попало 38 танков Stuart VI, американских Light Tank M5A1 в британской комплектации.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века их число сократилось до 37 штук и оставалось неизменным впредь до 1949 года.

Чехословацкий тупик

LT-38/37 на учениях чехословацкой армии, финиш 40-х годов

К 1946 году к этим легким танкам добавились и легкие танки местного производства. Дело в том, что на территории послевоенной Чехословакии выяснилось некое количество LT vz.38 и Pz.Kpfw.38(t). Одни танки остались от немцев, другие до того пребывали в составе словацкой армии.

Автомобили, взявшие обозначение LT-38/37 (легкий танк обр.1938 года с 37-мм пушкой), отправлялись на завод CKD, где их ремонтировали и отправляли в части. К 3 июня 1946 года 25 LT-38/37 пребывали в составе 14-го, 21-го и 22-го танковых батальонов. Позднее их распределили по шести танковым батальонам, к Январю число выросло до 29 танков.

К 1948 году количество этих автомобилей в армиях достигла пика – 31 вещь в танковых батальонах, и 17 штук в батальоне бронепоездов.

Шасси Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации, 1957 год. Наверное, это третий опытный образец, на котором тестировали двигатель Tatra Typ 103

Появление LT-38/37 на вооружении чехословацкой армии можно считать как вынужденной мерой, так и вопросом престижа. В то время, когда танковый парк страны, которая в конце 30-х годов занимала лидирующие позиции в экспорте бронетанковой техники, полностью складывается из зарубежных автомобилей – это выглядит несолидно. Компании CKD и Skoda во второй половине 40-х годов трудились по программе Tank vseobecneho pouziti (TVP), другими словами главного боевого танка. Однако, обе компании трудились и по легким танкам.

Громаднейших удач в рамках работ по военным машинам легкого класса достигла CKD.

В конце Второй мировой на фабриках обеих компаний производился истребитель танков Jagdpanzer 38(t). Эти автомобили под индексом ST-I ShPTK vz.39/75N кроме этого были на вооружении чехословацкой армии, причем в большом количестве – 259 штук по состоянию на 1949 год. Базой для них послужил танк-разведчик Pz.Kpfw.38(t) n.A., что так и не попал в серийное производство, но владел потенциалом для предстоящей модернизации.

Один из опытных образцов Pz.Kpfw.38(t) n.A. сохранился на заводе CKD, так что для будущих опытов имелась подходящая умелая платформа.

Проект танковых пушек не 23/меньше 24/A 25 калибром 37, 47 и 57 мм, декабрь 1947 года

Между CKD и Skoda традиционно велась конкурентная борьба, иногда достаточно твёрдая. Однако, при наличии обоюдных заинтересованностей соперники про нее забывали. Именно это случилось и при создании перспективного легкого танка. Показался данный проект благодаря Skoda.

За время германской оккупации компания из Пльзени взяла обширный опыт проектирования разных артиллерийских совокупностей, включая танковые. Одной из таких совокупностей была 75-мм пушка Skoda A 18, созданная для среднего танка T-25. Изюминкой орудия было то, что оно имело механизм заряжания револьверного типа, рассчитанный на 5 патронов.

По окончании окончания войны Skoda продолжила развитие этого направления. К концу 1947 года был создан проект пушечного танкового «триплекса» калибром 37, 47 и 57 мм. В качестве главного орудия выступала 47-мм пушка A 24, что же касается пушек A 23 калибра 37 мм A 25 калибра 57 мм, то они выступали в качестве других предположений. Неспециализированным было построение совокупностей, начальная скорость (900 м/с) и револьверный механизм заряжания.

Пушка A 23 в «барабане» имела 19 патронов, A 24 – 13, а A 25 – 10. Самое замечательное орудие, в соответствии с расчетным данным, на дистанции в километр пробивало установленную под углом 60 градусов плиту толщиной 81 мм.

Проект легкого танка TNH 57/900 II, декабрь 1949 года

На чертеже Zb6099P, датированном 8 декабря 1947 года, орудие находится в двухместной башне. Эту дату можно считать временем самого раннего упоминания проекта, позднее взявшего обозначение TNH 57/900. Этот танк CKD создала на базе Pz.Kpfw.38(t) n.A.

Цифры 57/900 в его заглавии означали калибр и начальную скорость орудия. Так, в качестве оружия перспективного танка была выбрана 57-мм пушка A 25.

Совсем внешний вид танка оформился к декабрю 1949 года. В то время CKD проектировала данную машину с расчетом на экспорт. За счет того, что большая часть ее элементов уже и без того было реализовано в металле, громадных неприятностей с запуском танка в серию не должно было быть. Главные трансформации сводились к установке новой башни с оружием, и переработке подбашенной коробки с лобовой частью корпуса.

В определенном смысле на CKD повторили шведскую модернизацию Strv m/41, которую предполагалось делать весьма похожим образом. Оба проекта предполагали установку 57-мм пушки с механизмом заряжания, переделку подбашенной коробки, кроме того толщина брони (50 мм лоб и 30 мм борта) и боевая масса (15 тысячь киллограм) были весьма похожими. Действительно, на CKD трудились реалисты, каковые осознавали, что модернизация заметно увеличит боевую массу танка.

Так что ее они установили в пределах 15–16 тысячь киллограм.

Дизельный двигатель Tatra Typ 103, предполагавшийся в качестве силовой установки TNH 57/900

В качестве силовой установки TNH 57/900 предполагалось применять 15-литровый дизельный двигатель Tatra Typ 103. Данный V-образный мотор мощностью 220 лошадиных сил производился серийно, исходя из этого неприятностей с его поставками не ожидалось. Сохранившийся на CKD третий опытный образец Pz.Kpfw.38(t) n.A. именно испытывался с таким мотором.

Для определения динамических характеристик на шасси нагрузили балласт. В соответствии с расчетам, с таким двигателем танк должен был развить большую скорость 48 км/ч, для легкого танка этого в полной мере хватало. В качестве альтернативы предполагалось применять некоторый двигатель V-8 созданья самой компании CKD, что должен был развивать мощность 250 л.с. С таким мотором удельная мощность составила бы 16,6 л.с. на тонну, что кроме того больше, чем у американского Light Tank M24 («Чаффи»).

В целом чехословацкий танк в полной мере имел возможность составить ему хорошую борьбу на экспортном рынке.

Бумажное многообразие

Трудясь совместно с CKD над TNH 57/900, на Skoda не забывали и о собственных заинтересованностях. В то время, как в Праге больше думали о возобновлении экспортных поставок, в Пльзени больше концентрировались на работах по отечественным программам. Стоит напомнить, что первый более-менее реалистичный проект TVP был создан как раз Skoda, он взял обозначение Skoda T 40.

Не следует удивляться затем тому, что ведущая роль в работе по программе TVP была как раз у Skoda. В Пльзени стали прорабатывать концепцию собственного легкого танка, которая наряду с этим куда больше соответствовала требованиям чехословацких армейских.

Среди разработок Skoda на протяжении войны была целая серия противотанковых и зенитных орудий с механизмами заряжания

К середине 40-х годов в тех государствах, где все еще длилась разработка легких танков, пришли к мысли, что орудия маленьких калибров (37–57 мм) для них уже не подходят. Толщина брони бронетанковой техники дошла до тех размеров, в то время, когда орудия аналогичных калибров уже не могли действенно с нею бороться. В следствии оптимальными калибрами стали те, что ранее предполагались в качестве оружия средних танков.

В первую очередь, это касалось орудий калибра 75–76 мм.

Первыми применять такое орудие в качестве главного оружия легкого танка стали американцы, каковые установили его на легкий танк M24. По окончании войны показался легкий танк M41, что взял более замечательное орудие калибра 76 мм. Что же касается калибра 75 мм, то о нем кроме этого не забыли. Во Франции укороченную 75-мм пушку от Pz.Kpfw.

Panther взял легкий танк AMX 13, тот же калибр позднее применяли и шведы.

Имелись орудия для того чтобы калибра и у Skoda. Кроме 75-мм пушки Skoda A 18, которая, как и танк T 25, дальше проекта не продвинулась, существовали и другие орудия, дошедшие до стадии опытных образцов. К примеру, 75-мм зенитная пушка Skoda R 4 с гидравлическим механизмом заряжания. При длине ствола 4300 мм она снабжала бронебойному боеприпасу массой 6 кг начальную скорость 920 м/с.

Механизм заряжания разрешил достигнуть впечатляющей для для того чтобы калибра скорострельности – 45 выстрелов в 60 секунд.

Проект легкого танка Skoda T-17, сентябрь 1948 года

Имея в запасе таковой богатый опыт, и прямую сообщение с VTU (Vojensky technicky ustav, Военно-технический университет), что курировал разработку новых танков, Skoda запустила разработку собственного проекта. Машина взяла обозначение T-17, (Т – танк, 1 – легкий, 7 — седьмой пример). Работы по нему начались во второй половине 40-ых годов XX века и совпали с трансформацией взоров чехословацких армейских на проект TVP.

Требования на перспективный танк изменились, параллельно с этим поменялся и его внешний вид.

"Наверное," к чехословацким армейским попал определенный количество информации по советскому тяжелому танку ИС-3. По-второму не растолковать тот факт, что TVP, до того напоминавший помесь чехословацких и германских разработок, стал больше быть похожим советскую тяжелую машину. Полностью это касалось и T-17, эскизный проект которого готовься к 8 сентября 1948 года. 19-тонный танк взял корпус с неким подобием «щучьего носа» по типу ИС-3, наряду с этим его кормовая плита больше напоминала Т-34.

Приводить в перемещение его должен был 15-литровый двигатель V8 мощностью 275 лошадиных сил. В соответствии с расчетам, с таким мотором T-17 развивал бы большую скорость 46 км/ч. Подобно ИС-3 и Т-34, танк имел кормовое размещение трансмиссии.

Он должен был взять торсионную подвеску и по 4 опорных катка громадного диаметра на борт.

Напоминала ИС-3 и литая башня, имевшая характерную форму. В ней размещалось три члена экипажа, и 75-мм пушка Skoda A 26. По чертям она полностью повторяла зенитную пушку R 4. Кроме этого танк должен был взять три пулемета. Бронирование корпуса достигала толщины 50 мм в лобовой части и 25 мм по бортам, толщина литой башни варьировалась от 60 до 15 мм.

Одним словом, это был в полной мере тождественный для того времени легкий танк, владеющий в полной мере вооружением и достойным бронированием.

105-мм гаубица typ 17–1 (H-9), один из образцов нового чехословацкого оружия, которое планировалось ставить на платформу LP

Значительно увлекательнее то, что Skoda создавала не просто легкий танк, а особую платформу LP (Lehky podvozek, другими словами легкое шасси), на базе которой разрабатывалась целая гамма самоходных установок. По концепции эти автомобили здорово напоминали то, что Skoda позднее создавала на базе танка по программе TVP. Проектировались эти легкие автомобили в течение 1948–1949 годов, всего было представлено как минимум 4 легких самоходных установки.

Кроме базы, их объединяло то, что они должны были применять оружие чехословацкого производства. Оно именно сейчас разрабатывалось Skoda.

Самоходная гаубица 105mm ShH 14,3/540-LP, ноябрь 1948 года

Проекты автомобилей на шасси LP были рассмотрены на заседании чехословацкого минобороны 18–20 ноября 1948 года. Первым из них стала 105-мм самоходная артиллерийская установка 105mm ShH 14,3/540-LP. На чертеже Zb 5915-S была изображена та самая платформа LP, которая отличалась от T-17 тем, что вместо закрытой башни предполагалось установить новую башню, открытую сверху.

К тому времени 270-сильный мотор, что был слабоват для T-17, заменили 500-сильным дизелем воздушного охлаждения, оснащенным нагнетателем. В качестве коробки передач была выбрана Praga-Wilson. В соответствии с расчетам, с таким мотором ожидалась большая скорость не меньше 55 км/ч. Быть может, на Skoda еще и поскромничали, потому как при с T-17 удельная мощность выросла с 14,2 до 26,3 л.с. на тонну, а самоходная установка весила еще меньше – 16 тысячь киллограм.

В качестве оружие на 105mm ShH 14,3/540-LP предполагалось применять 105-мм гаубицу typ 17–1 (H-9), которая разрабатывалась на Skoda с 1946 года. Она дошла до стадии опытных образцов.

Истребитель танков 76,2mm ShPTK 6,6/900-LP отличался от самоходной гаубицы лишь оружием

Практически полным близнецом данной автомобили стал истребитель танков 76,2mm ShPTK 6,6/900-LP, чертеж Zb 5916-S. По чертям и шасси, и башня всецело повторяли друг друга. Главная отличие пребывала в том, что вместо гаубицы на самоходную установку ставилась 76-мм противотанковая пушка A 19. Это орудие являлось предстоящим развитием противотанковых пушек, каковые Skoda проектировала на протяжении войны.

Пушка применяла те же снаряды, что и советское дивизионное орудие ЗИС-3. При длине ствола 5300 мм и начальной скорости боеприпаса 915 м/с A 19 легко пробивала на дистанции в километр плиту толщиной 100 мм, установленную под углом 60 градусов. Как и при с гаубицей H-9, работы над данной пушкой дошли до стадии опытных образцов.

В серию они так и не пошли, но умелые орудия сохранились – на данный момент они находятся в экспозиции технического музея в Лешанах.

Третья машина на платформе LP – зенитная самоходная установка ShPLK 2,12/1020-LP

Третьей машиной стала зенитная самоходная установка 50mm ShPLK 2,12/1020-LP, чертеж Zb 5918-S. Данный проект чем-то напоминает зенитную самоходную установку Flakpanzer 38(t). Боевое отделение сместилось из носового отделения к корме, помимо этого, корпус взял особое уширение.

Показалось оно чтобы возможно было разместить 50-мм зенитную пушку, которую Skoda проектировала 1948 года. Базой для нее послужила 57-мм автоматическая зенитная пушка R 8. В отличие от вторых разработок, орудие это так и не вышло за стадию эскизных проектов.

Истребитель танков 76mm ShPTK 6,6/900-LP, чертеж Zb 5920-S, что по концепции повторял Jagdpanzer 38(t)

Последним представленным проектом стал истребитель танков 76mm ShPTK 6,6/900-LP, чертеж Zb 5920-S. В отличие от Zb 5916-S, эта машина больше напоминала Jagdpanzer 38(t). 17-тонная САУ имела всецело закрытое боевое отделение с рациональным размещением броневых страниц. Благодаря таковой концепции удалось пара снизить неспециализированную высоту автомобили, что для истребителя танков было очень принципиально важно.

толщина и Подвижность брони всецело повторяла прошлые проекты.

Потерянные пользы

Проекты на шасси LP, включая T-17, рассматривались на громадном заседании, которое произошло 19 апреля 1949 года. Не смотря на то, что в целом мысль привела к интересу, работы по данной теме пара затормозились. Год спустя проектирование легких танков было прекращено, приблизительно в тот же период чехословацкие армейские приняли подобное ответ по программе TVP.

Обстоятельства именуются различные. Кто-то винит в случившемся чехословацких коммунистов, каковые часто перегибали палку в следовании «кильватеру старшего брата» в виде СССР. Частично это справедливо. Особенно легко подобная теория принимается по отношению к TNH 57/900. Мало устаревший, этот танк все же имел кое-какие шансы быть реализованным в государства третьего мира.

Политика, без шуток обострившаяся по окончании начала Корейской войны, в значительной мере стала виной смерти экспортного потенциала этого танка. К тому же, одной лишь политикой обстоятельства закрытия чехословацкий проектов легких танков не ограничиваются.

Модель легкого танка-амфибии Letak

По состоянию на 1950 год T-17 и другие автомобили на платформе LP, подобно Skoda T 50 и вторым машинам по программе TVP, существовали лишь на бумаге. На этом фоне продолжение программы TVP смотрелось очень вызывающе большие сомнения. Замена перспективного среднего танка лицензионным выпуском Т-34–85 стала в полной мере здравой идеей.

Совсем вторая картина вырисовывалась в отношении легких танков. Дело в том, что именно к концу 1950 года легкие танки были сняты с оружия чехословацкой армии. От автомобилей легкого класса было решено отказались в принципе, считалось, что с их ролью в полной мере справятся и средние танки.

Опомнились чехословацкие армейские по окончании того, как определили о существовании советского танка-амфибии ПТ-76. В апреле 1954 года на заводе им. Сталина в Мартине (Словакия) началось проектирование легкого танка-амфибии.

Базой для него послужила амфибия VOZ, она же Tatra 807, работы над которой дошли до стадии изготовления опытного образца. Проект танка на его базе взял обозначение Letak (листовка). Боевая масса составляла 15 тысячь киллограм, в качестве оружия предполагалась 57-мм автоматическая пушка Skoda, созданная на базе зенитной пушки R 11.

На протяжении проектирования корпус для Letak пара переделали, в следствии его носовая часть стала похожа на переднюю часть ИС-3. Проект был закрыт в феврале 1956 года, причем для его замены так ничего и не показалось. Чехословацкая армия не захотела принимать на вооружение советские ПТ-76, но была куплена лицензия на плавающий БТР БТР-50, что был разрешён войти в серию под обозначением OT-62.

Переработанный вариант Letak с новой носовой частью

Крест, поставленный на T-17/LP и Letak, говорит о недальновидности чехословацких армейских. К моменту закрытия проекта Letak Чехословакия уже вовсю поставляла танки в другие страны и Египет. Не захотев развивать личные легкие танки, политики и чехословацкие военные не смогли занять широкую экспортную нишу, которая спустя десятилетие стала неспешно заполняться новым игроком – Китаем. Легкие танки Тип 62 из Поднебесной по чертям были очень родными к T-17.

Они были приняты на вооружение в десятке государств. Подобная обстановка сложилась и с танками-амфибиями. Кроме того наличие советского ПТ-76 нисколько не помешало продвижению на экспорт его китайской копии – танка Тип 63.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (Frantisek Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала

литература и Источники:

  • Материалы NARA (National Archives and Records Administration)
  • Материалы VHU Prahan (Vojensky historicky archiv)
  • Mgr.Martin Dubanek — Od bodaku po tryskace — Nedokoncene Ceskoslovenske zbrojni projekty 1945–1955, Mlada fronta 2011
  • The Czechoslovak Army 1945–1954, Peter Brojo, Josef Studeny, Capricorn Publications, 2012, ISBN 978–80–87578–01–8.
  • Материалы из архива Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  • http://forum.valka.cz
  • http://ftr.wot-news.com

позиционный тупик на Западном фронте (1914-1918) (видео 1)

Темы которые будут Вам интересны: