Бронефантазии 40-х годов. землекрейсеры

Бронефантазии 40-х годов. землекрейсеры

Ещё до выхода на поле боя танки именовали сухопутными судами. Метафора была не только живучей, но и заразной: во время второй мировой показалось много проектов наземных боевых автомобилей, равных армейскому кораблю по огневой и габаритам мощи. Историк Юрий Пашолок придумал для аналогичной техники термин «землекрейсер».

О двух проектах, для которых кроме того класс сверхтяжёлых танков тесен, отправится обращение ниже.

«Сухопутный крейсер» Давлетова

13 апреля 1941 года в Народный комиссариат обороны СССР пришло письмо из села Горный Балыклей Сталинградской области. Его автором был студент Азово-Черноморского университета инженеров-механиков Г. А. Давлетов. В конверте пребывали эскиз и описание военной машины, поражающей воображение.

К созданию этого проекта автора подтолкнул анализ войн последнего времени: от Первой мировой до финского конфликта. Он задался целью придумать военную машину, талантливую без утрат прорвать условную оборонительную «линию Маннергейма».

Землекрейсер Давлетова должен был весить 2,5 тысячи тысячь киллограм, нести три 500-мм мортиры и 16 танков на палубе

В следствии оказался проект танка неспециализированной массой около 2,5 тысячи тысячь киллограм при длине корпуса 40 метров (ширина была бы в два раза меньшей). Не смотря на то, что Давлетов именовал свой автомобиль сухопутной, он предусмотрел в её конструкции два гребных винта, разрешавших землекрейсеру передвигаться и по воде. Гигант должен был приводиться в перемещение большими (хоть и несуществующими) двигателями мощностью около 15 000 лошадиных сил.

Создатель думал, что по суше его машина сможет разогнаться до сорока километров/ч, а по воде — до 13,5 узла (около 25 км/ч). В качестве горючего он внес предложение не бензин а также не мазут, а простую сырую нефть.

Оружие землекрейсера Давлетова должно было соответствовать его габаритам. В башне пятиметровой высоты он предлагал разместить три 500-мм мортиры, бьющие на расстояние 30 километров, две дальнобойные 150-мм пушки (расстояние огня — 35 километров) и десять 75-мм орудий. Но этим дело не исчерпывалось: Давлетов кроме этого настаивал на установке четырёх станковых пулемётов 20 и зениток.

Возимый боезапас на любой ствол предполагался большим — по 100 снарядов лишь для каждой мортиры. В довершение благодаря огромной площади палубы,«сухопутный крейсер» нёс бы на ней ещё 16 заправленных и готовых к бою танков.

Машину создатель предлагал применять так: «На расстоянии 250-300 км от линий фронта сосредотачивается до 100 сухопутных крейсеров На этих 100 крейсерах имеются 1800 танков (из них 200 шт[ук] амфибий. Помимо этого на борту судов размещается до 4-х дивизий пехоты с оружием».

С наступлением ночи армада должна была начать перемещение к фронту и к утру добраться до него. За пара часов до восхода солнца бомбардировочная авиация помощи принялась бы утюжить упрочнения соперника. После этого её должен был догнать огневой вал крейсеров. По окончании — разгрузились бы со собственных огромных носителей и устремились в наступление почти две тысячи танков.

Давлетов думал, что на подавление вражеской обороны в таковой ситуации пригодится от силы два часа. «С прорывом танков идут крейсера, направляя пламя по сохранившимся очагам сопротивления, давя их собственной массой, расширяя прорыв Их предстоящая цель – связаться с парашютным десантом, с авиацией с целью захвата столицы соперника».

Создатель обосновывал, что нет силы, которая остановила бы натиск его крейсеров либо повредила бы им. 100-мм броню автомобили, согласно точки зрения Давлетова, имело возможность бы пробить лишь прямое попадание крупнокалиберного боеприпаса либо тяжёлой авиабомбы. Но сотрудничество с другими родами армий снизило бы риск этого до нуля.

Прикрытие с воздуха обеспечила бы авиация, а на земле — пехота. Но в совершенстве «сухопутные крейсеры» должны были функционировать самостоятельно. К примеру, захватывать прекрасно укреплённые острова — обстреляв с дистанции в 30–35 км, а после этого высадив десант из 18 танков и нескольких сотен пехотинцев.

Давлетов кроме того думал, что землекрейсер способен вести войну с целой эскадрой вражеских судов. В этом случае на его палубе вместо танков следовало разместить торпедные катера.

Создатель догадывался, что его проект сочтут неосуществимой фантазией. Исходя из этого он делал ставку на то, что для преимуществ будущей автомобили советское правительство сделает сказку былью. Изобретатель думал, что выстроить опытный образец землекрейсера возможно будет в скором будущем, легко распределив работу между ведомствами. «Конструирование бронированного корпуса возможно поручено судостроителям, все оружие – артиллеристам, гусеницы и трансмиссия – танкистам, а двигатель – теплотехникам», — писал он.

Но, даже если бы СССР рискнул этим заняться, времени уже не хватило бы: у порога стояла война.

«Танковый крейсер» Осокина

Ещё один «землекрейсер» был предложен Главному автобронетанковому управлению (ГАБТУ) в первой половине 40-ых годов XX века. «Хотя оказать помощь любимой отчизне в ее борьбе с фашистскими ордами я создал предлагаю В[ашему] вниманию проект нового замечательного вида оружия Красной Армии – ”танковый крейсер”», — писал его создатель, инженер-полковник Осокин (инициалы малоизвестны).

Его предложение проделало большой путь. Вначале проект сочли увлекательным армейские инженеры, а вместе с ними и помощник командующего Уральского военного округа. Они давали слово похлопотать за энтузиаста в Москве. Но весточки из столицы изобретатель так и не дождался, исходя из этого решил написать сам, с разрешения начальника собственной воинской части.

Осокин верил в успешности собственного проекта и вычислял очень нежелательным любое промедление в работе над ним.

Что же он предлагал воплотить в судьбу? «Танковый крейсер (ТК) воображает собою самая мощную бронированную и очень сильно вооруженную боевую гусеничную четырехмоторную машину-крепость», — писал Осокин. Конструкция ТК складывалась из центрального боевого корпуса и двух гусеничных транспортёров слева и справа от него. Они, со своей стороны, представляли собой сцепленные ходовые части с единым моторно-трансмиссионным отделением. Транспортёры должны были иметь личные боевые отделения.

В отличие от автомобили Давлетова, крейсер Осокина не был водоплавающим. Для переправ через водные рубежи ему потребовались бы понтоны.

Центральный боевой корпус создатель задумал сварным из броневой стали разной толщины. Осокин дробил его перегородками-шпангоутами на пара отсеков. В переднем размещалась кабина управления «танковым крейсером», в ней должны были пребывать командир и водитель.

За ними отводилось место для борттехника и радиста, примыкавшее к орудийной площадке.

Одним из самых увлекательных моментов проекта Осокина было оружие его детища. В качестве главного калибра должны были употребляться спаренные 152-мм танковые пушки в главной башне. Сзади неё изобретатель отвёл место для крюйт-камеры с запасом снарядов.

На каждом транспортёре Осокин предлагал установить по две башни от танка Т-34 с 76-мм пушками. На корме «танкового крейсера» должны были пребывать спаренные пушка и зенитные пулемёты на тумбовой установке.

Осокин перечислил и проектные характеристики собственного сурового чада. Протяженность корпуса ТК составляла 21,45 м, ширина — 9,7 м. Силуэт не был бы выше 4,3 м. Машину боевой массой до 270 тысячь киллограм приводили бы в перемещение авиационные дизели М-40 в 1500 лошадиных сил. Толщина брони «танкового крейсера» варьировалась от 125 мм во лбу до 50–100 мм по бортам и 50–80 мм на днище и крыше.

Для защиты от газовых атак, против которых броня бессильна, Осокин помещал в каждое башни и обитаемое отделение машины по баллону со сжатым воздухом.

Тактическое использование ТК давало слово быть широким: разгром укреплённых полос, районов и узлов сопротивления соперника, борьба с артиллерией всех калибров, действия на уничтожение танков, мотомеханизированных частей и самоходной артиллерии неприятеля. Праздничным итогом должно было стать «сопровождение передовых отрядов победоносной Красной Армии в марше на столицы неприятеля: Берлин, Вену, Рим, Бухарест и дальше, на Запад – для освобождения угнетенных нацизмом народов».

К сожалению либо к счастью, оба проекта землекрейсеров были отклонены ГАБТУ. Многие годы они пролежали в стали и архиве достоянием общественности лишь на данный момент. Исходя из этого их германский аналог — проект сверхтяжёлого танка Ratte («Крыса») — известен намного больше.

Примечательно, что Давлетов предвидел его появление: «Остается лишь одно: это неприятелю строить и собственные крейсера В течении первого года войны тот будет безраздельным хозяином суши, у кого наготове окажется достаточное кол[ичест]во крейсеров». Изобретатель был неправ: финал Второй мировой и судьбу мира решила не битва изобретательских фантазий. Войну победила обыденная, но действенная боевая техника.

Просматривайте кроме этого:

  • Бронефантазии 40-х годов. Универсальная военная машина.
  • Бронефантазии 40-х годов. Танк на проводе.
  • Бронефантазии 40-х годов. Танки ударно-дробящего действия.
Создатель текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 514.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 1356.

«РУССКИЕ КРЕЙСЕРЫ. ИСТРЕБИТЕЛИ АВИАНОСЦЕВ»

Темы которые будут Вам интересны: