Бронефантазии 40-х годов. винтовые танки

Бронефантазии 40-х годов. винтовые танки

Образ танка без катков и гусениц думается абсурдным. Тем более нелепой выглядит военная машина, приводящаяся в перемещение чем-то наподобие огромных шурупов, закреплённых под дном. В действительности среди множества других идей, поступающих в отдел изобретений, винтовой (либо шнековый) движитель был одним из самых здравых и жизнеспособных.

«Ведомый червяк» Григоренко

9 мая 1944 года, ровно за год до Дня Победы, гвардии старший техник-лейтенант Борис Григоренко доверил полевой почте итоги усердной работы. Адрес был краток: «Москва — Кремль». Создатель предлагал новую концепцию ходовой части, которой были бы нипочём «форсирование и преодолевание топких земель, болот с зарослью, реки, озера, пески, снега и другое».

Он просил оказать помощь сконструировать пример и испытать его в сражении против гитлеровцев.

Шнекороторные вездеходы — не фантазия, они серийно выпускаются и употребляются Сейчас

Изобретение носило звучное наименование «Ведомый червяк». Так Григоренко назвал собственный вариант движителя на базе старого Архимедова винта. Он предлагал поставить военную машину на металлические стержни со сплошной винтовой поверхностью. «Ведомый червяк есть заменителем колес, гусениц, катков. При вращении червяка он пытается двигаться вперед, в соответствии с собственной извилистости», — рассуждал изобретатель.

И этим было сообщено всё. Так как, согласно точки зрения изобретателя, танку на винтах должна быть характерна совершенная проходимость. Причём Григоренко учёл и амортизацию на жёсткой поверхности, добавив в конструкцию ходовой части резиновые ролики.

Он сознавал, что есть любителем: «Я не техник чертежник и у меня нет возможности и условия все досконально схемотически изложить изобретенное на бумаге». Создатель сохранял надежду, что в Москве доработку идеи поручат экспертам под его чутким управлением и очевидно рассчитывал, что и сам попадёт в столицу.

Подробности задумки Григоренко изложил кратко и сопроводил незатейливыми эскизами. Он внес предложение пара вариантов внедрения «ведомого червяка». Первым шёл вездеход особенной «лодкообразной» формы. Моторно-трансмиссионное отделение автомобили размешалось в носу.

В том месте же пребывали кабина водителя и носовая палуба — если судить по рисунку, застеклённая. На покрытой тентом площадке должен был размещаться груз массой до 2 тысячь киллограм. Следом создатель изобразил полуторку ГАЗ-АА, заменив винтами задние колёса грузовика. Действительно, из всех вероятных технических указаний на эскизе он сделал лишь уточняющую надпись на шине: «Ярослав. рез. комб. СССР».

Наконец, «ведомый червяк» имел возможность послужить ходовой частью и для танка, эскиз которого был абстрактен и комментариями не сопровождался вовсе.

Что ответили на этот счёт специалисты — неизвестно, отзыва в архивах не сохранилось.

Винтовой танк Бекетова

Ещё дальше в собственных планах шагнул инженер-технолог В. Бекетов. В августе 1942 года он направил в отдел изобретений Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) проект «винтового танка».

Описание автомобили предваряли рассуждения автора о том, каким должен быть совершенный танк. Громадная огневая мощь, скорость, манёвренность, устойчивость, но основное — отсутствие уязвимых мест. Неспециализированная слабость всех танков — ходовая часть, и Бекетов сделал вывод, что отыскал метод её обезопасить: «Главной идеей для хорошего разрешения этого вопроса считается такая, при которой созданный танк имел бы ходовую группу, являющуюся одновременно и броневым корпусом танка».

По сути, изобретатель предлагал машину, воображавшую собой одну солидную ходовую часть. Наряду с этим от гусеничного движителя следовало отказаться в пользу винтового.

Танк Бекетова смотрелся как полый бронированный цилиндр, в которого размешались моторно-место механика и трансмиссионное отделение-водителя. Скоро вращаясь, цилиндр должен был обеспечить поступательное перемещение. Но этого было не хватает с позиций автора. Он писал: «Данное рассуждение реально лишь в том случае, если два таких бронированных цилиндра соединяясь твёрдой связью между собой будут иметь обратное друг другу вращение».

Итак, обращение шла практически о танке из металлических труб толщины и различного диаметра.

Две из них, составляющие корпус автомобили, имели длину 6,2 м и диаметр 1,2 м. Минимальную толщину бронированных стенок Бекетов оценил всего лишь в 10 мм. Основания цилиндров заканчивались конусами. Между собой их соединяли четыре толстостенных трубы, а ещё две являлись ходами сообщения для экипажа.

Цилиндры корпуса делились автором на части при помощи переборок: «Эти перегородки помогают для разделения отделений: моторного, боевого и управления. Кроме этого они являются ребрами жесткости цилиндров». Стремясь максимально рассредоточить «жизненные центры» танка по всему количеству корпуса, Бекетов поместил моторно-трансмиссионный отсек в середине. Доступ к двигателю обеспечивался изнутри с обеих сторон. Создатель предлагал установить мотор на особом железном каркасе.

Пространство под двигателем отводилось для масла и горючего. Боевые отделения размешались под танковыми башнями, которых в проекте насчитывалось четыре — по две на любой корпус. Изобретателя не интересовало, какие конкретно как раз танки «обезглавят» для его задумки.

Он лишь уточнял, что в башнях должны находиться 45-мм пушки, спаренные с пулемётом.

«Установка четырех башен позволяет создать замечательную огневую защиту. С каждой стороны будут в один момент принимать участие по две башни, а при некоторых углах, при необходимости, в одну цель смогут быть направлены сходу три а также четыре башни» — писал Бекетов.

Но однако основной изюминкой конструкции был винтовой движитель. Создатель рассуждал о его пользах — к примеру, об автоматической регулировке удельного давления на грунт. При перемещении по снегу либо болоту давление было бы минимальным, на жёсткой поверхности — большим.

Проектные характеристики собственного детища Бекетов расписал достаточно детально. 7-метровый корпус высотой 2,3 м при ширине в 3 м весил бы 28 тысячь киллограм. При скромной толщине брони такая боевая масса была неудивительной. Дуэт авиационных моторов по 250 л/с любой обеспечил бы винтовому танку предельную скорость до 50 км/ч.

Ответ ГАБТУ на этот проект, как и на «ведомый червяк», остался малоизвестен.

Отправляя собственные идеи на рассмотрение, оба изобретателя думали, что сделали открытие. В это же время мысль ходовой части на базе винта, либо шнека, была старше их обоих. Первые образцы оснащённых ею автомобилей создавались ещё в десятнадцатом веке.

На рубеже столетий, в 1900 году, изобретатель Франц Дергинт взял привилегию (патент) на сани, движимые вращением шнека.

Уже по окончании Второй мировой был создан последовательность шнекороторных вездеходов. Кое-какие из них употребляются и сейчас, являясь незаменимыми для поисково-спасательных работ в труднодоступной местности. А это значит, что кое-какие фантазии возможно воплотить в судьбу и поставить на работу людям.

Просматривайте кроме этого:

  • Бронефантазии 40-х годов. Бронеогненосец.
  • Бронефантазии 40-х годов. Землекрейсеры.
  • Бронефантазии 40-х годов. Универсальная военная машина.
Создатель текста — Источники и

юрий:

  1. Центральный архив Минобороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 132;
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 483.

Броня России-7 серия / Танки 60-х годов. Время новых и экспериментов разработок.

Темы которые будут Вам интересны: