Бронефантазии 40-х годов. танки ударно-дробящего действия

Бронефантазии 40-х годов. танки ударно-дробящего действия

С развитием и появлением огнестрельного оружия и артиллерии расстояние, на которой соперники вступали в бой, всегда увеличивалась. Уже в десятнадцатом веке расстояния часто измерялись целыми километрами. Новые виды взрывчатки способны были вдребезги разнести каменные стенки, боеприпасы пробивали толстую металлическую броню.

В таких условиях таран стал архаизмом — и как устройство, и как тактика. В случае если атака соперника столкновением и использовалась, то только как крайняя, вынужденная мера. Это подтверждается на примере ВОВ, в то время, когда танкисты и лётчики таранили соперника легко вследствие того что другого метода его стереть с лица земли не оставалось. Вместе с тем кое-какие изобретатели того времени всерьёз думали о танках, специально предназначенных для осуществления таранов.

Ниже рассказывается о трёх аналогичных проектах, различающихся высотой полёта и степенью проработки конструкторской фантазии.

Танк-носорог

Первый представитель данной троицы выглядит самые логичным. Сетуя, что танк, идущий на таран соперника, сам приобретает повреждения от удара, автомеханик А. И. Кудрявцев в феврале 1942 года предлагал создать особый танк-таран. «Новым в конструкции этого танка будет следующее: 1) Корпус; 2) жалюзи для защиты воздухопроводов; 3) опорные катки для передвижения танка на опорных катках по ж. д. рельсам», — писал он.

В годы Великой Отечественной руководство относилось к тарану неодобрительно. Вместе с тем кое-какие изобретатели того времени всерьёз думали о танках, специально предназначенных для осуществления таранов

Корпус автомобили должен был оснащаться выступающей носовой частью, служащей для тарана. Кудрявцев подчёркивал, что её нужно сделать из литой стали. Ходовая часть танка защищалась бронированными экранами.

Помимо этого, на протяжении его бортов под углом размешались цельнолитые металлические рёбра (в документе — «кильсоны»), служащие для усиления корпуса и в качестве дополнительной защиты.

Предложенные изобретателем жалюзи представляли собой два простых гофрированных бронелиста, между которыми шёл бы воздушное пространство. Пункт о передвижении по железной дороге Кудрявцев не раскрыл: «Чертежи ходовой части (т. е. опорные катки для передвижения танка по ж. д. рельсам при переброске танка на дальние расстояния) мною не выполнены А потому я их и не обрисовываю». Кудрявцев предусмотрел и оружие собственного детища: наровне с 155-мм гаубицей он показывал 76-мм пушку и три пулемёта.

Параметры танка-тарана были таковы: при массе в 100 тысячь киллограм он достигал бы 9 метров в длину, высота и ширина — в три раза меньше. Бронирование составляло 50 мм по кругу, за исключением лба с ударным наконечником. Двигатель в 2000 л/с снабжал машине скорость до 35 км/ч.

Экипаж складывался из семи человек.

От многих вторых изобретательских фантазий данный проект отличала сравнительная умеренность автора. Не хотя изобретать новую военную машину полностью, он писал: «Остальные детали и агрегаты танка: двигатели, трансмиссия и др., мною предполагаются применять из имеющихся в производстве».

Таран на спицах

Но не таков был москвич Рыбников (инициалы малоизвестны), в марте 1943 года предложивший Народному комиссариату обороны СССР собственный проект «Скоростного тарана». Описание плана уместилось на промокашке, а для эскиза автомобили автору хватило обрывка страницы писчей бумаги. Но кроме того этих, более чем скромных, источников достаточно, дабы оценить творческий план автора.

«Конструкция танка отличается применением вместо гусениц последовательности колес громадного диаметра (3–4 м) с долгими спицами-шпорами», — писал Рыбников. Стоит раздельно выделить, что ободьев для колёс он не предусматривал. Вместо этого создатель предлагал снабдить каждую спицу отдельной рессорой для плавности хода.

В самый раз задаться вопросом: для чего? Создатель предвидел его и растолковал: «Благодаря наличия спиц вместо гусениц, поражаемость танка снижена, поскольку попадаемость в спицы мало возможна и разрушение части спиц не выводит ходовую часть танка из строя». А ещё на спицах должны были размешаться лопасти и поплавки, помогающие «Скоростному тарану» преодолевать водные рубежи.

Назначение автомобили Рыбников сформулировал так: «Танк возможно применен для тарана живой и техники штабов и силы противника за счет неожиданного появления в тылу с десантом автоматчиков». Наряду с этим самого по себе тарана в конструкции предусмотрено не было, как и другого оружия. Кроме ходовой части создатель нарисовал лишь открытую площадку для десанта.

Возможно, Рыбников планировал рассказать о них позднее, в другом письме. Но больше никаких вестей от автора Отдел изобретений не получал.

«Таран-истребитель» Литовченко

Но обе эти автомобили хотя бы смахивали на танки. «Таран-истребитель», предложенный изобретателем П. А. Литовченко в декабре 1942 года, при внимательном рассмотрении выглядит одним из самых необыкновенных военно-технических проектов ХХ века.

Об этом красноречиво свидетельствуют строки из введения в описание: «Для предлагаемой военной машины в силу отсутствия лобовых площадей, специфическое движение и бронировка прыжками по ломаной линии, создаются условия, что простые огневые средства соперника для борьбы с нею будут неэффективны». Изобретатель сулил собственному «Тарану-истребителю» полную проходимость, огромную мощь удара (до 452 тысячь киллограм!), универсальность в обороне и наступлении. Что же за необычный механизм придумал создатель?

Литовченко забрал за базу конструкции строительный копер, забивающий сваи в грунт. В его воображении мирный агрегат стал оружием возмездия. Создатель писал: «На массу железного шара, могущего подыматься вверх, падать оттуда создавая удар и могущего передвигаться в горизонтальных направлениях, посажен экипаж.

Он руководит этим тараном… и направляет удар на любой ответственный объект, чем и разрушает его».

Описание заняло у автора целую кипу страниц, и вышло весьма сбивчивым. Сущность устройства заключалась в следующем: главным элементом конструкции являлся таранный шар. В его верхнем полушарии Литовченко располагал дизельный двигатель.

Осью служила огромная труба цилиндрического сечения. «Преобразование тепла, образованного горением горючей смеси и жидкого топлива и воздуха, в механическую работу возвратно-поступательного перемещения» снабжало бы перемещение поршня в трубе. По инерции вся конструкция обязана бы отрываться от земной поверхности, взлетая вверх. Перемещение по горизонтали снабжали толкающие пропеллеры на спаренных кабинах, соединённых с той же трубой.

Сознавая угрозу для жизни экипажа «Тарана-истребителя», Литовченко предлагал оснастить кабины пружинными амортизаторами. Наконец, за устойчивость автомобили отвечали бы гироскопы.

В тексте не находилось кроме того намёка на тактико-технические характеристики — ими создатель пренебрёг. Но выполненные им эскизы разрешают вообразить размах мысли изобретателя. Вердикт экспертов по «Тарану-истребителю» был краток: пометка «Дело в архив» на одной из иллюстраций.

Просматривайте кроме этого:

  • Бронефантазии 40-х годов. Гусеничные земноводные.
  • Бронефантазии 40-х годов. Комбайны смерти.
  • Бронефантазии 40-х годов. Танк БТ с реактивными наворотами.
Создатель текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 948;
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 1059;
  3. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. 1594.

Our Miss Brooks: Another Day, Dress / Induction Notice / School TV / Hats for Mother’s Day

Темы которые будут Вам интересны: