Бронефантазии 40-х годов. танки из атлантиды

Бронефантазии 40-х годов. танки из атлантиды

Древнегреческий философ Платон писал о великом и могущественном царстве, чьи обитатели вели собственный род от морского всевышнего Посейдона. Царство это пребывало к западу от пролива Геркулесовы столпы, на громадном острове Атлантида. Атланты пробовали покорить Грецию, но солдаты Афин разгромили их, а после этого произошли невиданные наводнение и землетрясение, из-за которых Атлантида погибла, погрузившись на морское дно.

Писатели-фантасты в XIX–XX столетиях развили идея, поведав о том, что атланты не только выжили, но и выстроили под водой развитую цивилизацию.

Если бы это было правдой и в середине прошлого века из океана на берег вышла армия атлантов, то на что была бы похожа их боевая техника? Простор для фантазии раскрывается большой. Но в случае если забрать отдельные проекты советских армейских изобретателей и разглядеть их, то может показаться, что собственные чертежи они рисовали как раз в Атлантиде.

«Порхающая амфибия» Ботвинко

В феврале 1943 года в Государственный обороный комитет СССР обратился армейский инженер автобронетанковых армий Ботвинко (инициалы малоизвестны). Он внес предложение к созданию собственный проект «Танка-амфибии-истребителя». План Ботвинко не походил ни на что существовавшее прежде. Достаточно привести пара отличительных изюминок будущей автомобили из письма автора: «Скорость — широкого диапазона до 500-600 км/ч.

Темперамент перемещения — порхание с отрывом от почвы. Проходимость — через глубочайший снег, болота, водные рубежи» (тут и потом пунктуация и орфография автора сохранены. — Прим. ред.).

«Танк-амфибия-истребитель», по плану изобретателя, должен был передвигаться со скоростью до 600 км/ч по любой местности

Не смотря на то, что Ботвинко признавался, что не разбирается в реактивном перемещении, он выдвинул авангардную идею оснастить танк реактивными соплами с электрическим зажиганием. Они должны были крепиться на обтекаемом корпусе из лёгкого металла (по всей видимости, создатель имел в виду алюминий). Бронирование танка распределялось по всей площади поверхности, не считая передней части. В том месте Ботвинко собирался установить лобовое стекло, армированное решёткой.

Защиту снабжал щит, закрывающийся на протяжении боя. Кроме этого изобретатель предусмотрел в конструкции собственной автомобили перископ.

«в первых рядах и позади в корпуса расположены шаровые колеса, на каковые аппарат опирается при любом его положении», — писал Ботвинко, продолжая рассказ о том, как обязан двигаться «Танк-амфибия-истребитель». Корпус автомобили опоясывали дюзы, реактивные струи из которых должны были отрывать её от поверхности грунта. «Изменение направления перемещения аппарата производится поворотом сопел, встраиваемых в корпус при помощи шарового шарнира», — информировал инженер. Тормозил танк также посредством реактивной струи.

Механик-водитель должен был включать и выключать отдельные сопла, дабы техника сохраняла управляемость. Скорость регулировалась перекрытием хода горючего («взрывчатого вещества по подбору») к двигателям. Среди других устройств в конструкции «Танка-амфибии-истребителя» были компас и высотомер.

Меньше, управление машиной Ботвинко было нелёгкой задачей.

Экипаж автомобили составляли два человека: не считая мехвода, в него входил стрелок. Им обоим отводилась кабина яйцевидного сечения, вращающаяся на протяжении продольной оси аппарата. С учётом предполагаемого оружия танка стрелку было нужно бы не слаще, чем водителю.

Изобретатель желал, дабы его детище оснастили пулемётом и пушкой. Допускалась и установка торпедных аппаратов. Проектная протяженность танка составляла 8 метров, а диаметр —2,5.

Проект Ботвинко больше напоминал подлодку либо космический корабль, нежели танк. «В случае если же подходящих конструкций для данного предложения не существует, то я в состоянии подробно создать новые, пригодные для данной цели», — уверял изобретатель в завершение письма.

Текст был передан на отзыв инженер-майору Соркину. Тот ответил, что машина Ботвинко не продумана и в её отношении не совершено кроме того самых элементарных расчётов. К примеру, создатель не пояснил, для чего нужен «Танк-амфибия-истребитель» и какие конкретно тактические задачи он обязан решать в сражении. Из этого было неясно, для чего машине нужна большая скорость.

Тяговую силу реактивных двигателей, как и массу горючего для обеспечения их работы хотя бы в течение часа, Ботвинко также не вычислил. Эксперт кроме того не удержался от подначки в адрес изобретателя: «Для чего необходимо порхать такому танку, вес которого будет порядка 5-10 тысячь киллограм и как реально такое порхание, к тому же и при скорости 500-600 км/ч?..» В общем, эксперты сделали вывод, что проект совсем не заслуживает внимания. Разве что смотрелся на эскизах он весьма интересно.

«Земноводный скоростной танк» Кириллова

В апреле 1943 года компанию детищу Ботвинко составил «Земноводный скоростной танк» инженера С. М. Кириллова из Казани. На бланке в графе адреса красовался штамп: «Мой презент смелой Красной Армии». В отличие от многих вторых подарков, данный в сводки Информбюро не попал.

Но экспертов из отдела изобретений он заинтересовал.

«Горя жаждой оказать помощь отечественной доблестной Красной Армии в стремительнейшем очищении великой советской почвы от фашистских мерзавцев, я предлогаю Вашему вниманию новый тип «Земноводного Скоростного танка» конструкции К1 и К2, сокращенно ЗСТ-К1 и ЗСТ-К2», — писал создатель. Он молил о помощи народного комиссариата обороны в создании и выполнении чертежей опытного образца новой автомобили. Изобретатель практически потребовал принять её на вооружение советского флота.

Настойчивость автора разъясняется необыкновенными особенностями, которыми он наделил собственный ЗСТ-К1: «Предлогаемый танк в отличии от существующих танков, приспособлен поражать неприятеля на воде и суше и не имеет уязвимых мест, как то гусеница, где они заменены бронированными винтами».

Кириллов спроектировал корпус сигарообразной формы, оснащённый с обеих сторон вращающимися винтами. Это очень сближало план с концепцией шнекоходов — автомобилей на винтовом ходу. Вращаясь в различные стороны, винты должны были обеспечить устойчивое положение танка при перемещении.

Срединная часть танка оставалась неподвижной. В ней пребывало обитаемое помещение, обеспеченное гидроизоляцией. В том месте изобретатель разместил экипаж танка и всё оборудование.

Конструкцию венчала башня, оснащённая крупнокалиберным пулемётом.

Другое оружие «Земноводного скоростного танка» сильно напоминало машину Ботвинко: те же торпеды и пушка. Но с их размещением дело обстояло сложнее: под орудие и пусковую установку изобретатель отвёл вершины гребных винтов. Похоже, Кириллов сделал вывод, что они должны быть полыми.

Управление танком сводилось к рулю малого поворота в днище корпуса. Габариты и тактико-технические характеристики ЗСТ-К1 изобретатель проигнорировал. В конце письма он лишь растолковал отличие в индексах и конструкции двух заявленных проектов: лопасти винтов ЗСТ-К2 имели бы треугольную форму для большей жёсткости. Кириллов весьма рассчитывал на отклик от армейских о его задумке.

Но ответа не последовало, или, что более возможно, он был потерян.

Страно, но авторы обрисованных проектов были не любителями, а инженерами. Но их автомобили так и остались в мире мнимого, как и мифическая Атлантида. А разработка советских и зарубежных танков-амфибий шла вторым, рациональным путём.

Просматривайте кроме этого:

  • Комбайны смерти.
  • Танки ударно-дробящего действия.
  • Шагающие и прыгающие доты.
Создатель текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 221.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 786.

Пятибашенный тяжелый танк Т- 35

Темы которые будут Вам интересны: