Бронефантазии 40-х годов. танк на проводе

Бронефантазии 40-х годов. танк на проводе

«Электрики разможжат в кровь бронированное свинное рыло нацизма. Электротанки окажут помощь это сделать прежде всего» (тут и потом орфография и стилистика источников сохранены. — Прим. ред.). Инженер-электрик А. И. Богун-Добровольский не стеснялся в выражениях, в то время, когда писал сопроводительное письмо к собственному изобретению, предложенному в июле 1941 года.

Горючее было столь же принципиально важно для танка, как броня либо оружие. В случае если горючее кончалось либо мёрзло — танк становился неподвижной огневой точкой. Взрыв топливных баков наверняка означал смерть автомобили.

Многие изобретатели задавали себе вопрос: из-за чего бы не электрифицировать танк? И тогда оказались проекты наподобие тех, о которых отправится обращение ниже.

Электротанк Богуна-Добровольского

«Электротанк — боевая, подвижная управляемая по проводам на расстоянии повозка. Оружие электротанка (ЭТ) может складываться из торпеды, мины, фугасного боеприпаса весом до 200 кг либо ЭТ может доставить в любом направлении взрывчатое вещество и взорвать его».

Компактных аккумуляторная батарей, заряда которых хватило бы на питание электродвигателей танка, в 40-е годы ещё не изобрели. Исходя из этого все проекты электротанков предусматривали питание по проводам

По описанию изобретателя, машина должен был складываться из трёх элементов. Первым являлся так называемый питательный пункт. Под ним Богун-Добровольский осознавал лёгкую мобильную установку, талантливую подключиться к любому источнику трёхфазного переменного электрического тока.

Изобретатель полагал, что такой легко найдётся в любом районе военных действий: «Пригород, промышл[енный] район, электростанция тепловая либо гидравлическая, электрофицир[ованное] село, колхоз, совхоз и др.». В питательном пункте размешался поворачивающийся на полой оси барабан, поделённый на три части. Любой сектор соответствовал отдельному двухжильному кабелю для электропитания двигателей электротанка и взрывателя для его оружия.

Изобретатель предлагал оснастить свой автомобиль двумя двигателями — по одному на каждую гусеницу. Их одновременная работа вела бы машину вперёд. Соответственно, в случае если трудился лишь один мотор — ЭТ совершал бы поворот по часовой стрелке либо против неё.

Такое ответ, по плану Богуна-Добровольского, «ликвидирует коробки скоростей и упрощает до минимума управления и сложную кинематику сцепления, имеющуюся в простом танке».

Корпус ЭТ был облегчённой сварной конструкцией, защищённой лёгкой бронёй. Создатель подчёркивал, что ходовая часть должна быть устойчивой, а силуэт танка — низким. Боевой груз должен был размешаться на корпусе в особых гнёздах.

Оператор танка имел возможность взорвать его удалённо, с командного пункта, в качестве которого имел возможность послужить любой танк либо броневик. Кроме этого была предусмотрена возможность подрыва при столкновении с целью.

В отличие от многих вторых изобретателей, Богун-Добровольский перечислил не только преимущества, но и недочёты собственного проекта. В их число входили радиус действия, ограниченный длиной 300-метрового кабеля, одноразовое использование танка да и то, что с источниками питания смогут быть неприятности. Иначе, инженер подчёркивал, что его танк будет дёшев — всего 6000 рублей, не считая боевого груза.

Электрический танк на лыжах

Практически сразу после Богуна-Добровольского собственный проект электрического танка в Народный комиссариат обороны СССР послал техник-лейтенант И. М. Емченко. Его первое письмо, написанное в сентябре 1941 года, осталось без ответа. Тогда через год с маленьким он послал второе.

Создатель с первых строчков расхваливал преимущества автомобили: обтекаемую форму корпуса, толстую броню, пожарную безопасность. Это было не уникально на фоне большинства вторых изобретений. Но сам проект был необыкновенен.

Как и ЭТ, машина Емченко была кабельной и приводилась в перемещение двумя моторами, запитанными от полевой электростанции. Посредством некоего приспособления провода должны были зарываться на 100 мм в грунт по ходу перемещения танка. Наряду с этим изобретатель отказался от гусеничного хода.

Он предпочёл «6 штук лыж при помощи которых танк перемещается». Полосы, оснащённые металлическими шипами, должны были двигаться попеременно, имитируя траки. Емченко уверял, что его детище имело возможность бы подниматься на возвышенности от 60–70°, а радиус действия танка составлял бы 2 км. «В случай необходимости эти лыжи убераются танк садится жывотом на землю», — в этом случае машина становилась неподвижной огневой точкой.

Танк должен был иметь маленькие габариты (протяженность — 3,2 м, ширина — 1,8 м, высота — 1,1 м) и замечательную 98-мм броню по всей поверхности танка. Емченко закладывал в проект скорость до тридцати километров/ч. Оружие автомобили (огнемёт и пулемёт) размещалось в сферической башне на различных сторонах её диаметра. «Пулемет может обстреливать до 3 метров от танка в радиусе 360°». Из-за чего расстояние стрельбы столь мизерна, создатель не растолковал.

В башню мог быть добавлен и второй пулемёт, для защиты кабелей. Наконец, на корму и нос танка Емченко предлагал установить шипованные барабаны, каковые якобы разрешили бы преодолеть препятствие высотой до 1 м. Они же имели возможность служить для траления минных полей. Управление танком ложилось на плечи экипажа из двух человек, размещавшихся в нем лёжа.

Народный комиссариат снова не отреагировал на данный проект. Но Емченко не опустил руки и в сентябре 1943 года представил третий вариант собственного танка. Лыжи с шипами в конструкции сменились «черепашьими лапами», оружие пополнилось противотанковым ружьём.

Толщина брони местами выросла до 120 мм. Предельная скорость удвоилась, но машина стала одноместной. К многообещающему описанию прилагался эскиз. На полях этого письма Емченко имеется пометка: «Оформить делом и приобщить ранее поступивший материал.

Дать ответ автору». По всей видимости, он всё-таки дождался решения по собственному плану, и хорошим оно точно не было.

Электрическая броня изобретателя Брускина

Не смотря на то, что, если бы эти танки взяли путёвку в судьбу, то их возможно было бы оснастить особенной электрической бронёй. Авторское свидетельство на неё в декабре 1943 года запросил обитатель Астрахани Д. А. Брускин. Мысль заключалась в двух (либо более) бронеплитах, между которыми существует электрическая разность потенциалов. «Напряжение создается электро-генератором талантливым развить, на непродолжительное время, сварочную мощность», — писал Брускин.

Межброневое пространство должно было быть малый, а передняя бронеплита — весьма узкой. Так как создатель рассчитывал именно на то, что её пробьют.

«Пуля, пробивши внешнюю броню и ударившись о внутреннюю броню, замкнет собою электрическую цепь. Финиш пули имея мельчайшее сечение накалится, обгорит либо расплющится, чем затруднится предстоящий ее путь», — так, согласно точки зрения автора, должна была трудиться электрическая защита.

План Брускина был необыкновенен, но не нов. Ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века некоторый инженер Николаев докладывал самому И. В. Сталину о собственном варианте двухслойной брони. Наружный слой был весьма жёсток, а внутренний выполнен из мягкого котельного железа.

Он должен был, по плану изобретателя, встречать удар ослабленной пули, поменявшей траекторию. «Она, разрушаясь, защищает!» — восклицал Николаев о броне. Но, его пыл остудили неудовлетворительные результаты совершённых опробований. Что касается электрической брони Д. Брускина, она так и осталась на бумаге.

Просматривайте кроме этого:

  • Бронефантазии 40-х годов. Танки ударно-дробящего действия.
  • Бронефантазии 40-х годов. Гусеничные земноводные.
  • Бронефантазии 40-х годов. Комбайны смерти.
Создатель текста — Юрий Бахурин

литература и Источники:

  1. Центральный архив Минобороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 233.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 345.
  3. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 593.
  4. Куманев Г. А. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, 2005.

БТ-7 — коммунистический колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов.

Темы которые будут Вам интересны: