Бронефантазии 40-х годов. шагающие и прыгающие доты

Бронефантазии 40-х годов. шагающие и прыгающие доты

Стационарная огневая точка на то и стационарная, что закрывает определённый участок местности. И в случае если неприятель атакует другое направление, то к месту угрозы её перетащить запрещено. Либо всё-таки возможно? Проблему перемещения долгосрочных огневых точек (дотов) изобретатели пробовали решать по-различному. Несложнее всего было установить их на колёсный движение.

В первый раз подобное ответ внес предложение германский изобретатель Максимильян Шуман в конце XIX века. Его броневые каретки активно использовались немцами в годы Первой Мировой. Недочётами конструкции были невозможность перемещения в боевых условиях и потребность в тягловой силе.

С изобретательской точки зрения оптимальным решением проблемы являлось придание огневой точке возможности двигаться самостоятельно. В годы ВОВ показалось много проектов в этом направлении. Среди них были очень экзотические а также необычные.

Наряду с этим они в полной мере серьёзно рассматривались на высоком уровне.

«Шагающий ДОТ» Алексеенко

В июне 1942 года одно такое изобретение пришло из города Магнитогорска. О том, как серьёзно его разглядывали, свидетельствует круг лиц, принимавших участие в дискуссии. Первым с проектом ознакомился глава Ленинградских бронетанковых направлений усовершенствования комсостава (ЛКБТКУКС) генерал А. В. Борзиков.

Потом он передал проект главе Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) генерал-лейтенанту Я. Н. Федоренко. Причём с сопроводительным письмом, в котором указал, что лично пообщался с наркомом тёмной металлургии И. Ф. Тевосяном и тот готов одобрить изготовление опытного образца, в случае если Федоренко план одобрит. Что же за чудо-машину увидели на столь большом уровне?

Военная машина инженера Алексеенко передвигалась так же, как современные шагающие экскаваторы

Автором проекта называющиеся «Шагающий ДОТ» был инженер Алексеенко, трудившийся на Магнитогорском металлургическом комбинате. Машина, в создании которой деятельно принимал участие коллектив бюро секции оружия комбината, представляла собой обтекаемую конструкцию длиной чуть менее 5 метров, шириной 3,8 метра, а в высоту 1,7 метра. Наряду с этим боевая масса аппарата достигала ни большое количество ни мало 45 тысячь киллограм.

Такая внушительная масса разъяснялась тем, что толщина брони «шагающего дота» достигала 200 мм, другими словами его не имела возможности пробить ни одна из существовавших в то время полевых артиллерийских совокупностей. В пребывала 76-мм пушка с боезапасом 100 снарядов, и три пулемёта ДТ.

Машину должен был приводить в перемещение двигатель ГАЗ М-11 мощностью всего 76 лошадиных сил. Думается, что авторы очевидно совершили ошибку, предложив таковой скромный моторчик. Но стоит напомнить, что это не танк, а огневая точка, которая никуда не торопится. Большая скорость оценивалась в 2 км/ч.

Как направляться из заглавия проекта, перемещение должно было осуществляться при помощи «ног» по принципу шагающего экскаватора.

За один ход аппарат перемещался на 1,3 метра. В боевом положении «ноги» поднимались, и конструкция ложилась на плоское основание. Наряду с этим верхняя часть автомобили имела возможность крутиться на 360 градусов, снабжая круговой обстрел.

Проект «Шагающего ДОТа» был выполнен на большом техническом уровне и подкупал тем, что в нём употреблялись узлы серийных автомобилей, что возможно упрощало производство. Как раз потому машиной заинтересовалось такое большое руководство.

Но, Федоренко эту конструкцию не одобрил, и в следствии она так и осела в архивах.

Вибрирующий и ползучий монстр Виерта

Ещё более уникальное предложение поступило в августе 1943 года на адрес Иосифа Сталина. Создатель, инженер-конструктор авиационного завода № 89 И. В. Виерт, предлагал машину, которую назвал «Ползучий вибрирующий ДОТ». Наименование само по себе необычное и интригующее, но концепция совсем не смотрелась плодом сумасшествия.

Как и «Шагающий ДОТ» Алексеенко, конструкция Виерта базировалась на ответах, каковые были воплощены в материале. Действительно, в отличие от шагающих экскаваторов, строившихся серийно, виброходы не вышли из стадии действующих моделей.

Само по себе детище Виерта должно было напоминать подобие шайбы с обтекаемой верхней частью. Принцип работы военной машины был довольно несложен. В корпуса пребывали особые маховики, вращение которых приводило к вибрирующим перемещениям в ту либо иную сторону. Иначе говоря под действием маховиков машина начинала выполнять маленькие прыжки.

Чтобы компенсировать удары при прыжках, создатель предусмотрел совокупность пружинной подвески корпуса автомобили к её основанию. За счёт вибродвижителя, согласно точки зрения Виерта, его аппарат должен был мочь кроме того самостоятельно окапываться. Для этого машине легко необходимо было попрыгать на месте.

Потому, что это была лишь концепция, вооружения и вопрос бронирования изобретатель не рассматривал. Но как мы знаем, что при помощи собственной автомобили изобретатель планировал воевать чуть ли не с «Тиграми».

В отличие от «Шагающего ДОТа», что был отклонён уже на высоком уровне и скоро забыт, история виброхода Виерта шла продолжительнее и драматичнее. Первые наработки по машине изобретатель представил ещё в сентябре 1941 года. Автору отказывали пара раз, но настойчивость Виерта делала собственное дело.

Кроме схем, изобретатель дошёл до изготовления действующих моделей собственной автомобили, каковые обосновывали принципиальную возможность изготовления аналогичного аппарата.

Виерт продемонстрировал свой автомобиль доктору наук Кристи и доктору наук Груздеву из моторизации академии и Военной механизации. Последней попыткой Виерта добиться правоты стало письмо лично Сталину. Особенного результата оно не возымело, потому, что разбираться с вопросом поручили тем же людям, каковые уже много раз отказывали изобретателю в постройке его автомобили.

Так что и данный проект, в итоге, на долгое время затерялся в архивах.

Просматривайте кроме этого:

  • Винтовые танки.
  • Бронеогненосец.
  • Землекрейсеры.
Создатель текста — Юрий Пашолок

Источники:

  1. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 377
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 483.

ПАНГОЛЬЕР УБИВАЕТ С 1 СКИЛЛА! #71 [DotA iMba]

Темы которые будут Вам интересны: