Бронефантазии 40-х годов. паровые танки

Бронефантазии 40-х годов. паровые танки

В 1915 году малоизвестный изобретатель написал: «Пар как сила когда-то поменял целый строй мирового обихода и как настоящая сила неспешно завоевал себе использование во всех видах, но эта огромная сила до этого дня не использована как оборонительная». Сравнительно не так давно в архивах нашлось пара проектов, показавшихся на свет почти три десятилетия спустя. При их рассмотрении думается, что авторы вдохновлялись как раз этими восторженными словами.

Пар, ломящий кости

Эта разработка сохранилась в архиве без даты и авторства. Но по контексту ясно, что выполнена она в годы ВОВ. Малоизвестный изобретатель внес предложение таковой метод борьбы с живой силой неприятеля: «Применяя отработанные газы танка установить прибор, поддающий в сопло перегретую воду, где вода мгновенно преобразовывается в пар и из сопла выбрасывается паро-водяная смесь и обваривает соперника».

Проекты паровых танков времён ВОВ находятся на грани между фантастикой и архаичностью

К данной мысли его подтолкнуло наблюдение за паровозами, у которых столбы пара из труб могут быть около 20 метров. Создатель думал, что достаточно всего лишь установить трубу горизонтально — и возможно будет окатывать гитлеровцев струями пара либо кипятка. Согласно точки зрения изобретателя, кроме того огнемётчики не могли сравниться с угрозой таковой атаки.

Предстоящее описание автомобили раскрывало другие её преимущества. Благодаря соплам, расположенным по периметру корпуса, танк имел возможность бы создавать недорогую и несложную паро-дымовую завесу. Раструбы в днище автомобили дали бы ей возможность практически варить соперника в его собственных окопах. Само собой разумеется, всё это потребовало бы сжигания огромного количества горючего, но изобретатель уверял: «сохранение и Защита во многих случаях экипажа и танка окупит дополнительных расход горючего».

Вершиной рационализаторского предложения стал вариант распыления пара вместе с ядовитыми газами.

До тех пор пока изобретатель ожидал ответа из народного комиссариата обороны, он не терял времени бесплатно. В следующем письме он, как словно бы забыв о собственном паромёте, предлагал новую тактику боя: взрыв паровых котлов, доставленных на оккупированную территорию. Не смотря на то, что к бронетанковой технике это уже отношения не имело.

И первое, и второе предложение анонима остались без официального ответа, по причине того, что обратного адреса он также не указал.

Паровой танк Зайцева

Послание слесаря Л. И. Зайцева из Куйбышева (сейчас — Самара), написанное в последних числах Ноября 1942 года, было лаконичным. По словам автора, он практически выстрадал проект собственного парового танка: «Счел своим долгом довести до сведения Генштаба то, что мучило меня ночи и дни, на что по окончании трудной работы на заводе, затрачивал ночные часы, через что практически не имел возможности дремать ночами».

Наряду с этим само описание автомобили уместилось на тетрадном листке. Позднее, в начале 1943 года, создатель отправил и эскиз, сетуя, что не нашлось у него ни туши, ни циркуля. Не смотря на то, что кроме того в карандашном наброске танк смотрелся достаточно грозно.

Корпус длиной в 20 м и приблизительно равными (по 5 м) шириной и высотой должен был иметь обтекаемую форму. Паровому танку не полагалась башня — вместо неё Зайцев изобразил бронеколпак. На первый взгляд уникально, но не более того.

Что же делало эту идею необычной?

В первую очередь, создатель желал оснастить свой автомобиль двумя двигателями, наделив её так «огромной силой». Вторая, намного более значительная изюминка заключалась в горючем. «Горючее – это не дорогостоящий бензин либо второй вид перегона нефти, а самая обычная нефть, могущая быть заменена углем а также дровами», — писал Зайцев. Какие конкретно как раз двигатели имели возможность трудиться на нефти-сырце, он не уточнил.

По заглавию автомобили возможно высказать предположение, что паровые котлы, соединённые с турбиной. Зайцев уверял: «Скорость хода его поездная, малый шум в момент хода».

Паровой танк следовало обезопасисть замечательной бронёй. Наровне с замечательными главными бронеплитами создатель предлагал экранировать гусеницы более чем на две трети их высоты. Толщина защиты не уточнялась. Доказывая необходимость запустить собственный аппарат в серийное производство, Зайцев написал ещё одну любопытную вещь: «Война затяжная — молниеносность похоронена, исходя из этого возможно и нужно строить автомобили с таковой броней Металла у нас на сегодня хватит».

Это при том, что всего четыре месяца назад в известном приказе № 227 «Ни шагу назад!» подчёркивалось, что СССР несёт убыток металла и рискует остаться вовсе без него.

На вооружение создатель также решил не скупиться. На эскизе парового танка видны по три орудия на корме и носу автомобили, причём центральные из них — очевидно большего калибра. Помимо этого, на любой борт приходилось ещё три ствола. Ещё два зенитных орудия должны были пребывать в бронеколпаке на крыше корпуса.

Рукописная пометка, покинутая на письме армейским экспертом, была краткой ему под стать: «Дать ответ автору, что его письма взяты, в них ничего конкретного не сообщено».

Вся сущность в подробности «К»

В январе 1943 года в министерство обороны поступило письмо красноармейца А. И. Кузьмина. «Желаю я предложить выстроить паровой танк “Таран”, которому не требуется бензина, являющийся на данный момент острым недостатком, каковой полностью возможно отдавать авиации», — писал он. Создатель был полон веры в успешный финал ВОВ, а его план должен был оказать помощь советскому наступлению на запад. Кузьмин сознавал, что предложенный им танк экспертам покажется забавным, но сказал, что будет радостен, в случае если конструкторы доведут проект до ума и воплотят его в металле.

Кузьмин вряд ли слышал о дореволюционных проектах: «Обое» Семчишина и «Царь-танке» Лебеденко. В это же время «Таран» очень был похожим них. Базой конструкции автомобили служила пара колёс огромного диаметра в 10 метров, оснащённых резиновыми покрышками.

Их размеры обеспечили бы танку хорошую проходимость на любой местности. «Кроме этого имея большой личный вес разрешит ему давить все в лепешку попадающееся на своем пути», — додавал создатель.

На оси, соединяющей колёса, размешалась «деталь К» — кабина автомобили. В ней отводилось место двигателю с паровой турбиной и экипажу. Увлекательнее всего принцип перемещения «Тарана», что выбрал Кузьмин. «Кабина механизмов отмеченная у меня «подробность К», под действием пара закатывающаяся на стенку колеса с внутренней стороны и давя собственной тяжестью на одну сторону, чем заставляя его катиться вперед». Создатель сравнил собственный танк с белкой в колесе.

Но его план был больше похож на вариант «вечного двигателя» XIX века, обрисованный ещё М. Е. Салтыковым-Щедриным: колесо из древесины, которое вращали бы переваливающиеся в мешки с песком. Согласно точки зрения Кузьмина, кабина с людьми и двигателем в его танке играла роль для того чтобы мешка.

Подробность «К» должна была весить больше самого колеса, дабы оно имело возможность закатываться на гору либо переезжать через овраг, реку с крутыми берегами. Изобретатель был уверен, что, не обращая внимания на габариты, «Таран» будет ехать очень тихо а также останется незаметным для соперника. Кузьмин рассчитывал разогнать собственный танк до 200 км/ч при хорошей манёвренности.

Вторых характеристик в описании проекта не было, упоминалось лишь, что пушка таковой махине ни к чему, хватит и пулемётов.

Завершая рассказ о собственном танке, создатель усомнился, окажется ли выстроить «Таран» на паровой тяге, и высказал предположение, что возможно обойтись простым двигателем внутреннего сгорания. Как бы то ни было, армейские эксперты отнеслись к детищу Кузьмина без энтузиазма.

Все три проекта, о которых говорилось выше, остались лишь на бумаге. Если бы они где-то и понадобились, то разве что в мире, живущем по законам стимпанка — другой действительности, в которой паровые двигатели победили в технологическом развитии человечества.

Создатель текста — Юрий Бахурин

Источники:

  1. Центральный архив Минобороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 85.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 631.
  3. ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 967.

Total War Warhammer — Cinematic — А затащат ли? 10 Паровых танков vs 4700 мальчиков орков

Темы которые будут Вам интересны: