Бронефантазии 40-х годов. «движущаяся крепость» майора деркача

Бронефантазии 40-х годов. «движущаяся крепость» майора деркача

Высказывание генералиссимуса А. В. Суворова о том, что лучшая защита — это наступление известно, но не несомненно. Будь это в действительности так, военная история не знала бы крепостей. Тысячелетиями люди укрывались за их стенками, выдерживая осады и штурмы.

Наступил ХХ век, подаривший войне моторы, — и в некоторых умах появилась мысль: а не привести ли крепости в перемещение?

Гвардии майор Деркач (инициалы малоизвестны) был лётчиком, служил в 7-й гвардейской Ржевской истребительной авиадивизии 2-го истребительного авиакорпуса. Но взялся он проектировать наземную боевую махину с большой огневой мощью. Её описание в осеннюю пору 1943 года поступило в Армейский совет ВВС Красной армии, и было передано в Автобронетанковое управление.

Безотносительная мощь на гусеницах

В первую очередь Деркач по пунктам изложил «боевые особенности “Движущейся крепости”». В первую очередь, он писал:

«Благодаря собственной внутренней громадной площади способна в себя разместить сильное оружие, по собственной силе огня равное одному артиллерийскому и одному пехотному полку, а учтя собственную неуязвимость равняется силе огня стрелковой дивизии» (Тут и потом орфография и стилистика автора сохранены. — Прим. ред.)

Врезка: Майор Деркач думал, что по огневой мощи его 600-тонная «движущаяся крепость» будет сопоставима со стрелковой дивизией

Изобретатель собирался вооружить собственное детище 16 пулемётами среднего и пушками 35–40 калибра, и «средством химического нападения, как средство активное». Главным назначением «движущейся крепости» был прорыв прекрасно укреплённых линий обороны соперника. Одновременно с этим пламя соперника не имел возможности причинить вреда всесокрушающей громадине.

«Благодаря собственной формы воображает практически неуязвимый вид оружия от всех видов оружия, кроме только тяжелый боеприпас и лишь прямое его попадание Кроме гусеницы, каковые смогут быть подорваны сильным фугасом».

«Движущаяся крепость» имела возможность бы стать и надёжной военной машиной десанта, и средством разрушения коммуникаций в тылу соперника. Деркач предвещал ей безотносительную проходимость: «своим острым телом будет все деревья /кроме вековых/ выворачивать в сторону и гнуть их по бортам». Наконец, писал создатель, его детище «будет ужасным маральным эфектом оказывать влияние на персональный состав соперника, поскольку перед этим чудовищем не выдержат ни какие конкретно человеческие нервы».

Проектная масса автомобили Деркача достигала 600 тысячь киллограм. Площадь её главных гусениц составляла 100 квадратных метров. Кроме них, в носовой и кормовой частях «крепости» создатель предусматривал дополнительные «холостые» гусеницы, разрешавшие машине не засесть в вязком грунте либо застрять во рву. «Добавочные холостые гусеницы должны при пуске их в движение разрыхлить и сравнять любой крутизны берег либо земляную стенке», — писал Деркач.

Экипаж автомобили исчислялся 105 человеками, что неудивительно при задуманном количестве орудий. Кроме того в самых уязвимых местах пушки и корпуса людей защищала бы трёхслойная броня толщиной как минимум 220 мм. Внутренний слой защиты составлялся бы из бронеплит так, дабы они составили: «цельно железную яйцеобразную форму»; средний, резиновый, должен был хорошо прилегать к внутреннему.

А поверхность «движущейся крепости» Деркач предлагал составить из «отдельных бронированных, полувыпуклых громадных пластырей, каковые будут хорошо собственными слизанными конечностями ложиться друг на друга (подобно рыбной чешуи)». Но это ещё не всё: между каждым таким основным корпусом и бронированным пластырем Деркач предлагал размещать по 10–12 сильных спиральных пружин. Их назначением было амортизировать удар при попадании боеприпаса.

Приводить эту огромную конструкцию в перемещение должны были четыре дизельных двигателя, трудящиеся на тяжёлом горючем, — Деркач предлагал применять сырую нефть, аргументируя тем, что это окажет помощь снизить риск возгорания практически до нуля.

Напоследок изобретатель честно признавался, что не располагает возможностью и необходимым багажом знаний детализировать собственный проект. Он гордился тем, что сформулировал принципиальную идею, и сопроводил описание эскизами «движущейся крепости».

Оценка экспертов

Инженеры отдела изобретений разглядели и изучили проект Деркача. Их ответ, тайный, как и все материалы по делу, был столь же пунктуален, как и описание преимуществ проекта, выполненное изобретателем.

В первую очередь, показывал инженер-полковник Фролов, изготовление аналогичной автомобили будет сопряжено с большими производственными трудностями. Оно повлечёт громадные материальные затраты для танкопрома. В разгар ВОВ это был веский довод «против» кроме того для более настоящих проектов военной техники.

Потом: перевозить «движущуюся крепость» по железным дорогам было невозможно. Не имела возможность она передвигаться и по мостам, каковые разламывала своим весом кроме того германская САУ «Фердинанд», в десять раз меньшая по массе. Так, водные рубежи выяснялись непреодолимыми для автомобили Деркача.

Бронезащита, которую так расхваливал изобретатель, обесценивалась уязвимостью ходовой части. Произойди такому сверхтяжёлому танку быть подбитым, его нереально было бы буксировать с поля боя к сборному пункту повреждённой техники. Да и ремонтировать его на передовой было бы не несложнее. Обездвиженная «крепость» стала бы лёгкой мишенью для вражеских авиабомб и артиллерии. «С тактической точки зрения использование подобного рода танков не имеет возможности принести боевого результата.

По изложенным обстоятельствам предложение отклоняется», — констатировали эксперты.

Справедливости для, гвардии майор Деркач был не одинок в своих заблуждениях и своём энтузиазме. Широко известен германский проект сверхтяжёлого танка прорыва — 1000-тонного Ratte. Он заключал в себе последовательность недочётов, в целом повторяющих недостатки «движущейся крепости». В СССР до и по окончании неё также звучали похожие предложения.

Но совершенным средством нападения и защиты в годы войны так и остался обычный серийный танк.

Создатель текста — Юрий Бахурин

Использованный источник:

  • Центральный архив Минобороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 539.

Афганистан 80-х

Темы которые будут Вам интересны: